Какой VR шлем купить в 2023 году? | Обзор автономных VR шлемов
Не можете определиться с выбором шлема виртуальной реальности в 2023 году? В этой статье мы собрали все актуальные автономные гарнитуры с рекомендациями по покупке.
Что такое автономные VR шлемы?
Гарнитуры виртуальной реальности можно разбить на 2 вида: проводные и автономные. Первые, как и гласит название, подключаются проводом к компьютеру/консоли.
Автономные устройства могут работать сами по себе без компьютера. Не путайте данный вид шлемов с VR очками для смартфона. VR очки – это коробка для смартфона, в которой смартфон выступает в качестве дисплея и процессора. Популярный пример VR очков – Google Cardboard.
Автономные виар шлемы – это полноценный гаджет со своей операционной системой, аккумулятором, процессором и дисплеем.
Преимущества автономных шлемов
Самый ключевой голос «за» в пользу автономных гарнитур – их цена. Устройства значительно дешевле проводных, и для их работы не требуется компьютер. Его вовсе может и не быть дома.
Автономные гарнитуры можно использовать с компьютером опционально, при этом можно сохранить погружение без проводов, используя Wi-Fi роутер.
Из этого появляется второй плюс – отсутствие проводов и мобильность. Гарнитуры можно брать с собой в путешествия и командировки.
Проводные гарнитуры, как правило, работают в сочетании с базовыми станциями. Весь комплект, включая ПК, вы вряд ли повезете на самолете.
Недостатки автономных шлемов
Такие гарнитуры идут на большой компромисс с графикой. На данном этапе процессоры слишком слабые, чтобы воспроизводить изображение, равноценное ПК VR опыту.
1. Oculus Quest 2
Согласно ежемесячным статистикам Steam, Oculus Quest 2 – самый популярный в мире шлем виртуальной реальности.
Для многих он стал первым в жизни VR устройством. Его можно использовать как автономно, так и в связке с ПК – на нем можно играть в Half-Life: Alyx, Boneworks и другие крупные игры со Steam. При этом, можно не отказываться от удовольствия поиграть без проводов – достаточно купить Wi-Fi роутер и использовать шлем в беспроводном режиме.
Quest 2 – это лидер в плане контента. У гарнитуры есть 5 источников игр: официальный магазин, второй официальный магазин App Lab с VR играми в раннем доступе, официальный магазин Rift с ПК приложениями, SideQuest и Steam.
В тему контента можно упомянуть площадки с авторским контентом, вроде GitHub и Pateron – там обычно публикуют ВР-модификации на плоские игры.
Помимо игр, Quest обладает уникальными функциями. Сквозной режим можно использовать для игр и приложений смешанной реальности; есть фитнес-трекер и интеграция с мобильными приложениями вроде Apple Health. Есть даже возможность подключить Bluetooth клавиатуру для работы в VR.
Недавно была добавлена функция Direct Touch, благодаря которой с интерфейсом можно взаимодействовать, как на планшете.
Quest предлагает лучшее на рынке отслеживание рук – функция, с которой вы можете не использовать контроллеры и взаимодействовать с контентом руками.
Из коробки вы получаете 2 контроллера и шлем с простым резиновым креплением. Гарнитуру можно модифицировать чехлами на контроллеры, новой маской, powerbank, креплением, линзами и другими аксессуарами, улучшающими комфорт.
У Quest есть два больших минуса. Первое – блокировка Facebook* и признание Meta* экстремистской организацией в России. При первом включении шлем не может прогрузить обновления, из-за чего пользователям приходится прибегать к обходным сервисам. Помимо этого, зачастую нельзя зайти в мультиплееры без обходных программ.
Вторая проблема – железо Quest 2 технически устарело. Релиз состоялся в 2020 году. За 3 года у него появились конкуренты с более совершенными спецификациями.
На момент релиза у Quest 2 отмечали относительно маленький угол обзора, эффект «Лучей Бога2 дисплея и тяжелую переднюю часть из-за специфики линз.
Стоит ли покупать Oculus Quest 2? Прямо сейчас скорее нет, чем да. Есть два варианта – ждать осени и Quest 3, либо присмотреться к альтернативе Pico 4.
2. Oculus Quest 3
У новой модели ВР-шлема 2023 года останется аналогичная экосистема, но гарнитура получит большой апгрейд железа.
Изменения существенны: улучшилось качество изображения; гарнитура использует новые линзы, которые уменьшили габариты корпуса почти вполовину; в Quest 3 будет установлен процессор нового поколения.
Фокус смещается на опыт смешанной реальности. На переднем корпусе 3 блока камер, 2 из которых RGB и 1 – датчик глубины для цветного MR-режима. Идея производителей состоит в том, чтобы шлем стал не только игровым, но и рабочим устройством.
За 500 долларов можно вывести несколько виртуальных мониторов от компьютера, вместо того, чтобы использовать физические мониторы. Решение будет не только бюджетным, но и мобильным: в командировку достаточно взять 1 ноутбук и 1 Quest 3.
У гарнитуры останутся и прежние проблемы: угол обзора равен 90 градусов, как у старшего поколения, а также придется пользоваться обходными путями для загрузки обновлений и входа в мультиплееры.
Пока сложно сказать что-то однозначное про Quest 3 – нужно дождаться релиза.
Если вас пугают взаимодействия с VPN, то отличной альтернативой станет Pico 4.
Pico 4 – это ВР-шлем от Bytedance, нынешнего владельца TikTok. По стоимости он примерно равнозначен Quest 2, при этом всё работает без VPN.
Шлем от Pico стал прямым ответом Quest 2: на момент релиза он предложил компактные размеры, Pancake-оптику, больше поле зрения и более удобные контроллеры.
Для многих пользователей аргументом в пользу китайской гарнитуры стало эргономичное крепление из коробки с правильной развесовкой.
Есть ли какие-то минусы, которые останавливают перед покупкой Pico 4? Конечно, есть. Самой большой болью владельцев Pico является отсутствие эксклюзивных игр и ряда игр с Quest Store.
Среди них: Beat Saber, Vader Immortal, Bonelab, Resident Evil 4 и другие.
Pico 4 не реализовался в смешанной реальности: несмотря на то, что он предложил конкурентный цветной опыт, приложений практически нет.
Стоит ли сейчас покупать Pico 4? Да. Это отличный шлем виртуальной реальности за свои деньги, который будет актуален еще минимум 3 года.
Снова вернемся к Meta*, и к их спорному шлему Quest Pro. Полгода назад о нем можно было бы сделать точный вердикт о чересчур завышенной цене. Но стоимость снизилась с 1500 до 1000 долларов – в таких условиях это ТОП-устройство.
Как и в Pico 4, здесь установлены Pancake-линзы, однако картинка в Quest Pro выглядит более насыщенной и яркой. Цветопередача более правильная за счет технологии локального диммирования и miniLED подсветки.
Другая, одна из главных фишек Quest Pro – трекинг контроллеров. Все без исключения автономные шлемы грешат слепыми зонами сбоку и сзади – это зоны, в которых контроллеры плохо распознаются. Ошибки трекинга также наблюдаются при быстрых движениях.
Quest Pro стал компактным шлемом, не требующим базовые станции, и с трекингом контроллеров, близким к системе SteamVR Lighthouse.
Это получилось реализовать через систему с само-отслеживанием. Посредством камер устройства отслеживают сами себя в пространстве, а не делегируют эту задачу на шлем. Ко всему прочему, они очень комфортно лежат в руке.
Третье преимущество – наличие датчиков трекинга глаз и мимики. Их не будет в новой модели Quest 3.
Quest Pro, увы, тоже неидеальное устройство – таких не существует. Критическим минусом стала работа контроллеров не от батареек, а от аккумуляторов, и их маленькое время работы. Всего они могут проработать около 5-6 часов.
Разочаровала смешанная реальность, ведь после рекламных видеороликов пользователи ждали реалистичное смешение двух реальностей. А на деле получили качество телефона 2010 года.
Стоит ли покупать Quest Pro? Да, если вас заинтересовали отличный трекинг контроллеров в пространстве, отслеживание взгляда и мимики. Напомним, что сервера гарнитура заблокированы в РФ по той же причине, что и Quest 2 и 3.
5. Pimax Crystal
Шлем-монстр от Pimax, впервые в истории компании автономный, получился крайне сырым. В ней нет половины заявленного функционала, включая автономный режим (пока можно использовать только с подключением к ПК), хэнд-трекинга и многого другого.
Если через полгода в Pimax Crystal появится все то, что задумали Pimax, то о нем можно будет рассказать следующее. Не все автономные шлемы смогут похвастаться OLED дисплеем с подсветкой miniLED и локальным диммингом.
Интересна возможность включения фовеального рендеринга для ПК приложений на уровне системы и аксессуар Wi-Gig для беспроводного подключения к компьютеру.
Перед выбором этой гарнитуры останавливает цена и китайский софт. Из года в год продолжается одна и та же проблема с ПО, которое живет собственной жизнью.
Pimax Crystal стоит 1600 долларов. По нашему мнению, это устройство никогда не сменит курс, и эта гарнитура останется нишевой для любителей симуляторов и энтузиастов.
6. HTC Vive XR Elite
Вы могли видеть новости о Vive XR Elite. К сожалению, после первого Vive Pro, HTC так и не смогли выпустить успешной гарнитуры.
По функционалу и характеристикам Vive XR Elite – это Quest Pro в другом форм-факторе и с датчиком глубины.
Шлем можно использовать без аккумулятора на затылке. Ремешки можно отстегнуть, и подключить шлем к телефону/powerbank/ПК. На деле, решение оказалось неудобным из-за отсутствия противовеса в виде аккумулятора. Без него дужки давят по бокам головы, и дисплей съезжает вниз.
Vive XR Elite выпустили в релиз устройство без контента. На старте в магазине практически не было приложений, даже Virtual Desktop для подключения к ПК.
Сейчас на шлем приходят обновления, компания улучшает отслеживание рук, добавили сканирование комнаты с помощью датчика глубины. Но Meta* делает все то же самое, только намного раньше.
Vive XR Elite не предлагает никаких эксклюзивных приложений, ради которых можно было бы поспорить о необходимости его покупки вместо Quest Pro.
Стоит ли покупать Vive XR Elite? Нет. Если вам нужен датчик глубины в ВР-устройстве, то в вашем случае лучше дождаться выхода Quest 3 по стоимости, в 2 раза меньше Vive XR Elite.
Как выбрать VR-шлем для дома
Современные шлемы сильно различаются по цене, удобству и назначению — и у каждой компании есть хотя бы одна фирменная фишка.
Не все модели такие технологичные, как очки Vision Pro от Apple, но зато стоят дешевле, а еще их можно купить прямо сейчас, а не ждать до 2024 года. В продаже есть как чисто игровые устройства, так и профессиональные модели для творчества и общения в виртуальной реальности.
В статье расскажу, на какие характеристики обратить внимание при выборе VR-шлема, чем различаются разные типы гарнитур, а также про самые популярные модели.
Виды искусственной реальности
Параллельно развиваются три типа искусственной реальности: VR, AR и MR.
Виртуальная реальность — Virtual Reality, или VR. Шлем создает полностью искусственное пространство. Шлем перекрывает обзор реального мира, и человек погружается в события на встроенных экранах.
- HTC Vive Pro 2;
- Sony PlayStation VR2;
- Meta Quest 2 / Oculus Quest 2.
Дополненная реальность — Augmented Reality, или AR. В ней картинка обычно проецируется на прозрачное стеклышко за прозрачной линзой — и накладывается на реальность. То есть можно расположить огромный экран поверх пустой стены или открыть окошко с исторической справкой во время экскурсии.
Технологии AR использовались в очках Google Glass, но этот проект закрыли. Сейчас дополненная реальность используется в нишевых устройствах, которые чаще всего требуется подключать к смартфону.
- nReal Light;
- TCL Nxtwear S;
- Xiaomi Wireless AR.
Смешанная реальность — Mixed Reality, или MR. Это технология, которая сочетает в себе виртуальную и дополненную реальности. Самый яркий пример — Apple Vision Pro. Устройство от Apple блокирует обзор реального мира, но может транслировать его изображение внутрь через встроенные камеры.
В итоге реальное окружение максимально естественно объединяется с виртуальными экранами и объектами. Такие шлемы стоят дороже всего, так как в них необходимо встраивать несколько камер высокого качества и мощные процессоры, которые могут обрабатывать видеопоток параллельно запущенным программам.
- Microsoft Hololens;
- Apple Vision Pro;
- HTC Vive XR Elite;
- Meta Quest Pro.
AR- и MR-устройства в 2023 году стоят дорого, а полезных способов применения для них пока что очень мало. Они не предназначены для массовой аудитории и нацелены на профессионалов, которые могут сами создать специфический софт для своих задач.
Например, шлем Apple Vision Pro выйдет в 2024 году по цене 3500 $ ( 350 000 ₽). Даже на презентации устройства производитель не придумал для него применения лучше, чем создавать вокруг пользователя виртуальные мониторы или превращать обычную комнату в кинотеатр.
После выхода устройства разработчики могут изменить ситуацию, создав более обширную экосистему приложений для смешанной реальности. Но принимать решение о покупке стоит уже после того, как это произойдет. Сейчас же VR-шлемы — более понятная, распространенная и отработанная технология.
Как работает VR-шлем
Принцип работы любого VR-устройства одинаков. Пользователь надевает шлем на голову и видит перед собой картинку, отображаемую одним или двумя дисплеями. Изображение делится на две части и обманывает восприятие — мозг сам дорисовывает картинку так, чтобы она казалась объемной и реалистичной.
Масштаб картинки и настройка изображения регулируется встроенными линзами. А благодаря датчикам отслеживаются движения головы и тела пользователя. Для управления шлемом используются контроллеры.
Изображение — игру, фильм или страничку браузера — шлем может либо создавать сам при помощи встроенного процессора, либо транслировать с компьютера.
Тип подключения
Есть два типа VR-шлемов — проводные и беспроводные.
Беспроводные — самые удобные. Они могут работать полностью автономно, без подключения к ПК или консолям. Обычно они работают на ОС Android, а встроенный процессор, память и аккумулятор у них примерно как у смартфона. На них можно запускать игры с не очень реалистичной графикой и использовать VR-приложения для просмотра фильмов, фитнеса, общения и работы.
Если хочется поиграть во что-то более серьезное, то большинство беспроводных шлемов умеют подключаться к компьютеру — либо по вайфаю, либо по проводу.
Качество и плавность картинки при беспроводном подключении обычно ниже, чем по проводу. Современные протоколы вайфая не могут передавать изображение с высоким разрешением и частотой кадров, тем более что для VR используется сразу два дисплея.
Проводные. Подключение по кабелю позволяет передавать изображение на VR-гарнитуру в лучшем качестве с минимальными потерями. Даже беспроводные VR-гарнитуры умеют подключаться к ПК с помощью кабеля, чтобы пользователь мог играть с максимальным качеством графики.
Но ходить с длинным шнуром по квартире может быть не так удобно. Вдобавок большинство проводных шлемов работают только в связке с компьютером или консолью — у них нет встроенного процессора, памяти и аккумулятора.
Требования к ПК или консоли
Картинка в VR транслируется сразу на два дисплея с высоким разрешением, поэтому требования к начинке компьютера довольно высокие. Минимальные требования для актуальных игр — видеокарта GeForce GTX 1060 с 6 Гб видеопамяти или аналогичная от AMD, а также от 8 Гб оперативки.
Требования у VR-игр выше, чем у обычных
Чтобы избежать эффекта укачивания при игре, изображение должно быть максимально плавным, без подвисаний. Обычно на консолях и ПК можно играть при 30—60 кадрах в секунду. Но для комфорта в VR желательна частота выше 70 FPS, а лучше — 90 или 120 FPS.
Чтобы виртуальная реальность смотрелась по-настоящему впечатляюще, потребуется видеокарта хотя бы уровня RTX 2080 или RTX 3070. Даже самые мощные компьютеры не всегда вытягивают максимальные настройки в некоторых играх. Например, компьютер с топовой видеокартой GeForce RTX 4090 запускает Microsoft Flight Simulator VR на HTC Vive Pro 2 с высокими настройками графики всего с 45 FPS. Этого недостаточно для игры без подтормаживаний и укачивания, поэтому в некоторых играх придется снижать качество картинки до средних значений.
Владельцы Xbox пока не могут использовать VR. Пользователи PlayStation 5 могут приобрести PlayStation VR2 — это современный шлем, который вышел в 2023 году. У него отличные OLED-дисплеи, высокая эргономичность и функция отслеживания глаз. Но вот игр для него пока что вышло очень мало.
Дисплеи
Экраны в VR-гарнитуре — окно в виртуальную реальность. От качества дисплея зависит четкость и красочность искусственных миров.
У дисплеев есть несколько характеристик, влияющих на изображение.
Количество экранов. У большинства современных VR-гарнитур два дисплея — по одному на каждый глаз. Но у старых устройств вроде PlayStation VR первого поколения экран был всего один, а эффект объема создавался только линзами.
Разрешение. При использовании VR-шлема глаза находятся очень близко к дисплеям, поэтому крайне важно иметь высокое разрешение. Чем выше этот показатель, тем более четкой становится картинка и менее заметны отдельные пиксели.
Разрешение указывается в количестве пикселей по ширине и высоте, помещающихся на одном или двух экранах. К примеру, разрешение на два глаза составляет 3664 × 1920 точек, а на один — 1832 × 1920 точек. Чем выше показатель, тем четче будет изображение.
У популярного недорогого шлема Meta Quest 2 два экрана с разрешением 1440 × 1600 пикселей каждый. Ниже этого показателя лучше не опускаться, так как картинка будет нечеткой.
Тип дисплея. Встречается два вида экранов — OLED и LCD.
OLED-дисплеи ярче и контрастнее, идеально отображают черный цвет. LCD-экраны могут похвастаться более натуральной цветопередачей и более четкой картинкой при схожем разрешении.
Дело в том, что в OLED-дисплеях на VR-шлемах используется технология PenTile. Она повышает яркость дисплея, жертвуя четкостью картинки и долговечностью матрицы. Такие дисплеи выглядят более зернистыми по сравнению с LCD-матрицами и со временем начинают выгорать.
Новая технология MicroLED сохраняет преимущества OLED-панелей — высокую яркость, контрастность и глубокий черный цвет. При этом она лишена недостатков вроде низкой четкости и выгорания со временем. Но такие матрицы стоят крайне дорого. Единственное VR-устройство с MicroLED на данный момент — Apple Vision Pro.
Частота обновления. Изображение в VR транслируется в виде десятков быстро сменяющихся кадров. Чем чаще меняется картинка, тем более плавным выглядит изображение.
Частота обновления напрямую влияет на самочувствие игрока. Если кадры сменяются редко, то глаза напрягаются и может закружиться голова. Особенно это актуально в динамичных VR-играх, где нужно постоянно поворачиваться и крутить головой в разные стороны.
Частота обновления измеряется в герцах. Оптимальное значение — от 90 до 120 Гц.
Угол обзора (FOV). Чем выше этот параметр, тем лучше будет эффект погружения в виртуальную реальность и тем менее заметны темные поля по краям изображения.
Рассматривайте модели с углом обзора от 90°, иначе появится ощущение, что вы смотрите через бинокль с сильно урезанным полем зрения. Однако чем больше FOV, тем выше нагрузка на видеокарту компьютера — то есть для хорошего шлема требуется более дорогое оборудование.
Линзы
Линзы увеличивают изображение с экранов, помогая сфокусироваться на изображении и погрузить в виртуальное пространство.
Большинство VR-шлемов оснащаются линзами Френеля. Они громоздкие и немного размывают изображения по краям из-за своей выпуклой формы. Во время просмотра темного контента можно заметить оптические дефекты в виде тонких концентрических кругов.
Новое поколение VR-гарнитур оснащают pancake-линзами. Они сделаны в виде тонкого блина — отсюда и такое название. Линзы занимают меньше места, не размывают картинку и делают изображение более контрастным.
Управление и считывание движений
VR-гарнитуры определяют положение человека в виртуальном мире с помощью датчиков. Во многих играх нужно постоянно двигаться — ходить по игровому полю, брать предметы и размахивать руками. Поэтому важно, чтобы гарнитура правильно определяла местоположение пользователя и считывала его движения.
К отслеживанию положения человека в современных VR-шлемах есть два кардинально разных подхода — встроенные датчики или внешний трекинг.
Встроенные датчики. Разработчики называют этот метод inside-out tracking, или внутренний трекинг. На шлеме размещаются несколько камер с широким углом обзора, которые отслеживают контроллеры и положение шлема относительно предметов окружающей среды.
Плюс такого подхода в том, что он самый дешевый и простой в настройке и использовании. Минусы тоже есть: такой трекинг не самый точный, иногда датчики немного ошибаются и некорректно передают положение игрока. Кроме того, камеры не могут фиксировать положение рук, когда они вне обозрения, например за спиной.
Внешний трекинг. В нем базовые станции с набором сенсоров расставляют по разным углам комнаты, очерчивая игровую зону.
Внешний трекинг обеспечивает наилучшую точность — он почти не ошибается с положением тела или рук. Это может пригодиться в играх вроде Half-Life: Alyx и Bonelab, где нужно постоянно брать и перемещать предметы.
Главные минусы — сложность в установке и цена. Датчики нужно устанавливать на высоте минимум двух метров. Чаще всего придется устанавливать дома штативы или сверлить стены для кронштейнов или полочек. Стоимость минимального комплекта из двух базовых станций начинается от 50 000 ₽. А для идеального трекинга лучше купить четыре станции.
Отслеживание глаз
Недавно в VR-шлемах начала появляться функция отслеживания глаз. Ее можно встретить в PlayStation VR2, некоторых гарнитурах от HTC и в Apple Vision Pro.
С помощью датчиков внутри гарнитуры, которые следят за взглядом пользователя, можно перемещаться по меню и выбирать предметы в играх. Достаточно просто посмотреть на нужный объект, и он подсветится.
Отслеживание глаз помогло реализовать динамический «ямочный» рендеринг в PlayStation VR2. Во время игры в наилучшем качестве отображается только то пространство, на которое игрок смотрит прямо сейчас. А остальные объекты отображаются в сниженном качестве, чтобы уменьшить нагрузку на железо.
Удобство и крепление
Все шлемы по-разному сидят на голове. Важно, чтобы устройство не давило на лицо и макушку. При этом не менее важно, чтобы плотно прилегало и не сдвигалось, иначе картинка будет размываться, а свет снаружи — отвлекать.
Крепление на ремешках используется в большинстве шлемов, преимущественно в недорогих. Такое крепление хорошо прижимает гарнитуру к лицу и может почти полностью блокировать свет снаружи.
Чем шире ремешки, тем удобнее и надежнее посадка. Однако при быстрых движениях во время игр шлем все равно будет сбиваться — его придется поправлять.
Но это не лучший вариант, так как подстраивать длину и расположение креплений довольно утомительно и сложно. VR-гарнитуры на ремешках обычно неравномерно распределяют вес. Наибольшее давление приходится на макушку и лицо, поэтому в течение нескольких часов после использования вокруг глаз остается красный след.
Крепление на жестком ободе встречается в более продвинутых моделях. Иногда обод продается как отдельный аксессуар. Обод обычно имеет эластичную конструкцию: его нужно растянуть, надеть на голову, а потом подтянуть при помощи специальной рукоятки. Это удобно, особенно если шлемом будут пользоваться несколько человек.
Такое крепление громоздкое и тяжелое, но хорошо распределяет вес гарнитуры между затылком и лбом. При этом на лицо почти ничего не давит, а значит, и характерные красные следы вокруг глаз будут меньше.
Посадка жесткая, поэтому шлем меньше двигается при резких движениях, а картинка всегда остается в фокусе. Правда, сама маска слабо прижимается к лицу, и по бокам и у носа внутрь может проникать свет, который будет отвлекать внимание и снижать контрастность изображения.
Мягкая накладка между шлемом и лицом изготавливается из поролона, ткани или кожзама. Так маска плотно прижимается к лицу: чем толще слой мягкого материала, тем равномернее распределяется вес.
Это самый распространенный вариант, но далеко не лучший: такой материал может натирать кожу, и со временем лицо потеет. К тому же в его пористой структуре со временем скапливается пыль и начинают размножаться бактерии, поэтому его необходимо регулярно чистить или мыть, а потом сушить несколько часов.
Резиновая «шторка» встречается только у шлемов с обручем. Резина, силикон или другой похожий материал гигиеничнее и меньше натирает, так как маска не опирается на лицо.
Но если у пользователя слишком узкое лицо или ярко выраженные скулы, то резиновые «шоры» могут неплотно прилегать, и внутрь будет проникать свет.
Коротко: как выбрать VR-шлем
Вот пошаговая инструкция, как принять решение и выбрать лучший VR-шлем:
- Отталкивайтесь от вашего бюджета и от того, на чем планируете запускать игры — на компьютере, PlayStation 5 или на самой VR-гарнитуре. Для владельцев консоли от Sony есть только один шлем. А вот у пользователей ПК самый широкий выбор.
- Определитесь с системой трекинга. Если не хочется тратить время и деньги на установку базовых станций, выбирайте модели со встроенными датчиками. А если ограничений по бюджету нет — можно купить VR-систему с внешним трекингом и наслаждаться высокой точностью отслеживания движений рук и тела.
- Решите, хотите ли вы играть без проводов. Если ходить по квартире с кабелем точно не хочется, обратите внимание на портативные модели, которые умеют подключаться к ПК по вайфаю. Но качество картинки в играх с компьютера будет ниже, чем по проводу.
- Обратите внимание на разрешение дисплеев. Чем оно выше, тем более четким будет изображение. Выбирайте модели с высокой плотностью пикселей. Однако чем выше разрешение и частота кадров, тем более мощный и дорогой компьютер понадобится, чтобы все работало стабильно.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult
У меня к очередному смартфону Самсунг по предзаказу прилагались очки виртуальной реальности. Смартфон вставляешь и надеваешь. Но я не придумал, для чего их использовать. Посмотрел десяток фильмов в 3д с ютуба, что-то подводное, что-то горнолыжное, да, красиво, по виртуальной реальности походил, и на шкаф их положил. В моих очках в них неудобно, правда, там линзы настраиваются. И лицо под очками потеет, а голова устает. Конечно, это не шлем, в игры на них если и поиграешь, то в самые простые, из самсунговского магазина. Но шлем как-то не тянет покупать. Хотя я и купил в стиме на распродаже Скайрим и Фаллоут4 в 3д, но потом подумал — а зачем? 🙂
Зачем покупать сейчас, скоро выйдут новые
Прошел на очках Quest 2 игру HL: Alyx, играл в Serious Sam'ов, Horseshoes and hand grenades. Подключаю через китайский провод к компьютеру. Полет отличный. Запускаю только лицензионные копии, через Steam.
Pico 4 сейчас самый топ, она лучше Квест 2, на ней так же можно запускать эксклюзивы квеста, у нее лучше линзы и виброотдача геймпада, у нее лучше разрешение. У меня было оба шлема. Хочу сказать что не питайте надежд на нормальный VR гейминг без хотябы 3060ти, там нужно играть на 1.5-2 масштаба от реального разрешения иначе просто в дали мыло и рябь которые сильно портят погружение, на первых порах может быть будете под впечатлением но как привыкните, особенно если ранее играли в 4к в игрушки на максималках будет не то.
Задолбали с деферамбами Мета. "Заставь дурака богу молиться. "
Протестировал около 40 приложений и игр на VR шлеме Pico 4, и могу вывести список лучших.
SUPERHOT VR. Полное погружение в битву, где, врагов можно убить выстрелом, а можно бросив в них бутылку вина. Несмотря на замедление времени, очень динамичная игра, можно использовать вместо зарядки)
Crisis VRigade. Задача, освобождать банки, офисы от бандитов, при том что зачастую у них есть заложники. Большой выбор оружия, и реалистичная механика перезарядки.
All-In-One Sports VR. Набор спортивных дисциплин в одном приложении. Из лучших: теннис, бокс, баскетбол.
Eleven Table Tennis. Просто настольный теннис. Реалистичная физика и сложность.
Bartender VR Simulator. Симулятор бармена. Неплохая игра чтобы взять на примету несколько рецептов коктейлей, и потренироваться в ловкости.
Immersed. Работа на ПК в VR режиме без проводов. Очень удобно что можно добавить сколько угодно мониторов и быстро переключаться между ними. Есть также режим прозрачности, чтобы видеть что происходит вокруг.
Virtual Desktop. Тоже самое, но добавлять большое количество мониторов нельзя. Зато есть режим отображения экрана, например, как будто это зал кинотеатра, удобно для просмотра фильмов.
VRChat. Неплохая штука для изучения различных миров созданных энтузиастами. Также можно позвать друзей (и без VR шлемов) и устроить встречу в несуществующих мирах.
Tribe XR | DJ Academy. Обучение основам сведений композиций, созданию миксов и пр.
VR Driving School. Симулятор автошколы. Полезно для отработки элементов автодрома, но также есть и режим езды в городе. Из минусов — интерфейс только на китайском языке.
Обзор самых популярных VR платформ на рынке: все плюсы и минусы + советы по выбору
Приветствую всех, кто интересуется технологиями, современными гаджетам и развитием виртуальной реальности. Сегодня я расскажу вам, что такое виртуальная реальность по-взрослому. Никаких картонок с линзами для смартфонов, только эффект полного погружения, и дает его только VR платформа. Если вы хотите узнать, что же действительно умеет технология виртуальной реальности, эта статья для вас.
Что это такое
Начнем с общего понятия об устройстве. В отличие от обычных хедсетов, которые дают так называемую «ложную» виртуальную реальность, платформа способна целиком переносить все ваши действия (и даже ощущения, если оснащена тактильными и звуковыми модулями) в виртуально смоделированный мир.
Проще говоря, если хедсет обманывает зрение, платформа взаимодействует со всем телом. Это дает совершенно другой уровень погружения и значительно расширяет возможности VR.
Хочу заметить, что платформа и VR-очки – разные комплектующие. Иногда они продаются вместе, как единый сет, но обычно приходится покупать их по отдельности. В качестве VR-шлема чаще всего используются HTC Vive (Pro, Focus и т.д.) или Oculus Rift.
Сама платформа – это устройство, считывающее движения ваших ног и рук, перенося их в виртуальный мир. Например, если в каком-то шутере или симуляторе для передвижения вам приходилось нажимать кнопки WASD, то на платформе каждый шаг придется делать физически. То же касается и передачи других действий (уклонения, атаки, стрельбы из разного оружия и прочих), которые передаются в виртуальный мир.
VR платформы используются большей частью в игровой сфере, хотя специалисты прогнозируют массовое применение и в других направлениях: обучение, тактическая симуляция и т.д. Более того, сегодня уже запускаются проекты для помощи в борьбе с ожирением. Избавляться от лишних килограммов прямо во время игры – весьма удачная задумка. Посмотрим, как она будет реализована на деле.
Принцип работы виртуальной платформы
Опишу устройство VR платформы и принципы ее работы. Она состоит из следующих элементов:
- беговая панель;
- фиксатор корпуса;
- специальная обувь;
- корпус;
- контроллеры (ручные контроллеры или оружие для шутеров).
Комплектация может меняться в зависимости от модели и производителя, но количество элементов постоянно.
Главная роль принадлежит датчикам – основе всей технологии. Они напичканы буквально повсюду. Их задача – фиксировать все движения и передавать их в виде сигнала в моделируемое шлемом пространство.
Скорость сигнала будет зависеть не только от модели (на более дешевых версиях присутствует меньше датчиков и вероятна задержка), но и от мощностей ПК.
Помимо технического оснащения важнейший элемент платформы – крепление, необходимое для стабилизации положения игрока, предотвращения случайных падений и травм. В передовых моделях применяется кольцеобразное крепление. Оно фиксирует корпус в районе талии с помощью специального ремня, предотвращая падения и вылеты за пределы платформы даже при резких наклонах корпуса.
Бывают «мобильные крепления», например, как в KAT WALK VR. В них корпус игрока также фиксируется кольцом в области талии, но дает немного больше свободы для движений (из-за крепления на пояснице). В первую очередь снижается зависимость от комплекции игрока, также такой тип крепления улучшает вертикальные движения, позволяя быстрее присаживаться и вставать (хотя от этого страдает качество прыжка).
Нижняя платформа, или дорожка, как ее называют, отвечает за передачу сигналов движения. В подвес встроены различные датчики. Они фиксируют степень давления, движения, вес и т.д. Они синхронизируются со встроенными в корпус платформы, чтобы максимально точно фиксировать все движения в VR-симуляции.
Бывают модели, в которых входит специальное кресло или даже вертикальная скамья для имитации полета. Они применяются для гоночных, авиа- и прочих симуляторов. Хотя датчики и некоторые особенности в таких платформах могут отличаться, принципиальных технологических отличий между ними нет. Меняется лишь общая конструкция VR-станции и направленность игр.
Преимущества и недостатки
Остановлюсь на основных плюсах и минусах VR-станций. Хочу уточнить, что я учитываю не только возможности технологии, но и остальные критерии – цену, удобство, общую функциональность и т.д.
Единственное, что я не буду принимать во внимание, – качество контента и работу очков, так как к самим VR-станциям это не относится.
Среди преимуществ стоит выделить:
- Единственная полноценная возможность погрузиться в игры с виртуальной реальностью.
- Новый опыт и ощущения. Речь идет не только об отображении реальных действий в игровом мире, но и тактильных ощущениях: некоторые модели способны их передавать.
- Физическая активность во время игры, по интенсивности сравнимая со спортивными нагрузками.
- Универсальность. Современные платформы легко перестраиваются для любых игр от гоночных симуляторов до шутеров и файтингов.
В целом, если вы хотите ощутить, какие возможности дает VR-технология и как она продвинулась за годы разработки, без платформы не обойтись.
К недостаткам отнесу всего два главных минуса:
- Высокая цена.
- Габариты. Актуально для всех моделей, если использовать их в собственном доме или квартире.
Существует несколько видов платформ со своими отличиями. Хочу внести ясность в вопрос вариаций VR-станций, чтобы избежать недопонимания. Виртуальные аттракционы, которые часто можно найти в парках, тоже могут считаться платформами, но они не учитываются из-за узкой специализации.
Например, на VR-установке для американских горок будет доступна только одна симуляция. Вы не сможете поиграть на ней в тот же Skyrim, шутеры или другие игры. То же касается и достаточно дорогих платформ для гонок, симуляций полета и прочих.
Потому не стоит включать VR-стойки в кинотеатрах, парках или игровых салонах в список полноценных станций. Это совершенно иной уровень не только в плане игровых возможностей, но и в технической реализации. Сами же платформы имеют следующие отличия:
- количество и качество датчиков;
- корпус;
- фиксация игрока;
- конструкция и площадь дорожки.
Естественно, для каждой платформы нужны свои контроллеры, обувь и набор гаджетов, идущих в комплекте.
Советы по выбору
Трудно давать обобщенные советы для людей, предпочитающих разные категории игр (или даже обучающие симуляции). Надеюсь, мои рекомендации помогут не ошибиться в выборе вне зависимости от ваших предпочтений:
- Лучше всего выбирать универсальные платформы. Они подходят для большинства игр, с их помощью можно стоять, бегать, прыгать, сидеть и т.д.
- Перед покупкой обязательно протестируйте платформу. Бывают случаи, когда у игроков возникает ощущение тошноты, которое связано с работой вестибулярного аппарата.
- Без выраженной финансовой выгоды выбирайте базовую комплектацию. Чаще всего дополнительные элементы к платформам можно приобрести отдельно и без особых переплат.
- Выбирать платформу стоит только после покупки шлема виртуальной реальности.
Помните, что вам потребуется мощный ПК, производительность которого позволит выдавать стабильный показатель FPS в VR-приложениях.
Рейтинг лучших ВР-платформ
Приведу в пример самые передовые и популярные модели. Эти платформы уже зарекомендовали себя и могут считаться лучшим выбором в своей категории.
- WizDish ROVR. Бюджетная модель, очень популярная для домашнего использования. При цене в 90 000 – 100 000 рублей позволяет в полной мере играть в режиме VR.
- KAT Walk VR. Популярная модель для различных шутеров, «бродилок» и прочих игр, в которых необходимо часто менять положение тела. Позволяет совершать быстрые приседания или прыжки, что важно для шутеров. Средняя цена – 345–360 тысяч рублей.
- Virtuix Omni. Наиболее нашумевшая моделей, которая относится к топ-категории. Компактные габариты легко позволяют установить платформу в доме. Подходит для любых игр. Станция и полный комплект гаджетов (контроллеры, обувь и т.д.) обойдется в 750 000 рублей.
- Cyberith Virtualizer – модель премиум-класса. Подходит для любых игр, имеет самую совершенную систему датчиков и не требует специальной обуви для использования платформы. Отличается реалистичным бегом и большей свободой действий. Стоимость станции и полного комплекта оборудования – 850–900 тысяч рублей.
В обзоре я не учитывал улучшенные версии платформ, например Cyberith Virtualizer Elite или KAT Walk Premium. Пусть они и дают некоторые преимущества, но принципиальных отличий от базовых вариантов не имеют.
Заключение
Платформы отлично дополнили возможности виртуальной реальности, приближая нас к тому понятию VR, что показывают в фантастических фильмах. На фоне дополненной реальности это серьезный шаг вперед и первые по-настоящему значимые достижения технологии, которые наконец-то можно «пощупать».
Тем не менее цена VR-оборудования делает эту забаву доступной лишь для ограниченного количества пользователей, которые готовы отдать ради нового опыта в играх от 150 000 (самый дешевый комплект очков и VR-станции) до сумм, превышающих 1 млн рублей.
Если статья была вам полезна, буду рад вашей подписке. Так вы не пропустите выход новых статей, обзоров и прочего полезного материала. Также буду благодарен репостам статьи в социальных сетях, которые помогут вашим друзьям и знакомым следить за развитием VR-индустрии и технологического мира в целом.
Дорогая реальность: сколько стоят VR-системы и чем отличаются
Чтобы получить доступ к виртуальной реальности, можно использовать разные устройства: от смартфона с простыми VR-очками до навороченного шлема с кучей датчиков захвата движения. Сколько стоят самый доступный и дорогой варианты и какие между ними различия?
Смартфон плюс VR-очки
VR-очки на базе смартфона представляют собой картонный или пластиковый корпус, который закрепляется на голове с помощью резинки. Внутри — ниша для смартфона, две линзы с углами обзора 90-110 градусов и перегородка, которая делит экран пополам (чтобы показывать отдельное изображение для каждого глаза). Четкость картинки зависит от разрешения дисплея смартфона. Лучше, чтобы оно было не ниже Full HD.
Еще важно, чтобы смартфон подходил очкам по размеру. Например, HIPER VR Max будет работать с дисплеями от 4,7 до 6,2 дюймов и соотношением сторон 18:9, 19,5:9, 21:9. Ограничения по размеру дисплея обычно указаны в характеристиках очков.
Картинка из инструкции к VR-очкам HIPER VR NEO: смартфон помещается в переднюю часть, экраном в сторону линз. Если размер телефона будет слишком большим, то зафиксировать его не получится
За ориентацию в пространстве во время игры или просмотра контента отвечает гироскоп смартфона. Он считывает отклонения и корректирует виртуальную обстановку вокруг. Поднимаете голову — показывает потолок, опускаете — рыб, которые плавают под ногами.
Контроллер от очков SMARTERRA VR c джойстиком (слева), контроллер от Google dayDream c сенсорной панелью (справа)
Иногда в комплекте с VR-очками идет джойстик — обычный или фирменный, как в комплекте dayDream от Google, который больше похож на современный пульт от приставки для телевизора.
Во что играть и что смотреть . Контент — это не самая сильная сторона VR для смартфона. В GooglePlay 250 приложений с пометкой VR, в AppStore — около 100. Игры и программы хоть и разнообразные, но почти все сомнительного качества.
В GooglePlay обратите внимание на:
-
— космический шутер во вселенной EVE, где все воюют со всеми; — головоломка, где один из игроков заперт в комнате с тикающей бомбой, которую нужно обезвредить при помощи ваших друзей; — головоломка с 50 уровнями, где предстоит разгадывать ребусы. В главной роли — симпатичный маленький робот.
В AppStore присмотритесь к:
-
— реалистичный парк аттракционов с каруселями, американскими горками и домиком ужасов; — парк развлечений, в котором пугают не только крутые горки, но и огромные динозавры; — открытый мир в котором игроки общаются и играют в мини-игры.
В онлайн-кионтеатрах наберется фильмов десять, адаптированных под VR. А вот на YouTube роликов в разы больше: от американских горок до путешествий по вселенной.
Сколько стоит? Главный плюс VR-очков на базе смартфона — невысокая стоимость, от 410 до 4 290 рублей .
Вывод . Подходящий вариант для тех, кто хочет впервые познакомиться с виртуальной реальностью.
PlayStation VR
PlayStation VR устроен сложнее, чем мобильные очки, но и опыт другой. Для работы требуются сам шлем и PS Camera. Камера устанавливается на телевизор и отслеживает положение и ориентацию головы в реальном времени с помощью светодиодов на шлеме. Дополнительно ей помогают акселерометр и гироскоп, расположенные внутри шлема.
Слева шлем PS VR, по центру — PS Camera, справа — контроллеры PS Move
Камера может учитывать и движения рук, если подключить контроллеры PlayStation Move (докупаются отдельно).
Фанаты шутеров оценят PlayStation VR Aim Controller, который по форме напоминает настоящий автомат, правда весит значительно легче, всего 0,5 кг. Для любителей гонок есть связка PS VR + руль Logitech G29 с тремя педалями и кожаной отделкой. Руль вращается на 900 градусов, как в реальном автомобиле.
Слева PS Aim Controller, а справа руль Logitech G29
Камеру и контроллеры можно использовать и в играх без поддержки VR, например для танцев в Just Dance или соревнований с друзьями в мини-играх Sportsfriends .
В шлеме установлен дисплей диагональю 5,7 дюйма с разрешением Full HD, частотой обновления 120 Гц и задержкой 18 мс. Угол обзора — 100 градусов. Всё это позволяет создать плавную картинку без видимых краев. И хотя детализация не самая высокая среди VR-устройств, вестибулярный аппарат уже путает происходящее с реальностью: ощущаются перегрузки и свободное падение. От частой игры впечатления притупляются, но свобода обзора на все 360 градусов остается.
Стоит учесть: PS Camera последней версии работает с PS4/4 Pro и PS5. Для работы с PS5 и PS5 Digital Edition потребуется специальный переходник, который нигде не купить, он есть только у Sony. Адаптер отправляют бесплатно, потребуется только серийный номер PS VR.
Кроме того, кабель ограничивает передвижение в пространстве, поэтому Sony рекомендует играть сидя. А качество картинки невозможно улучшить из-за ограниченной производительности консоли. Единственный вариант — купить следующую версию приставки. Например, перейти с с PS4 на PS5.
Во что играть и что смотреть . Количество игр для PS VR больше, чем для смартфонов, — около 400 штук . Хочешь стреляй, хочешь летай, хочешь броди.
Выделим несколько самых заметных:
-
— классический блокбастер про снайпера; — стелс-экшн про наемного убийцу; — динамическая игра формата «попади в ритм», которая заставит вас подвигаться; — рисунки в 3D-пространстве; — полеты среди горных вершин и снежных склонов.
Sony VR не ограничивается играми. Приставка позволяет смотреть любые материалы в кинематографическом режиме, используя PS VR: на экран виртуального кинозала выводится весь интерфейс консоли, включая браузер. Полного погружения в виртуальную реальность так не достичь, но кажется, что смотришь на экран с огромной диагональю.
Сколько стоит? На октябрь 2021 года PS VR и аксессуары для него сняты с производства, продаются лишь остатки, примерная цена:
- PlayStation 4 — от 40 990 рублей;
- набор PS VR — от 32 289 рублей;
- контроллеры PS Move — от 15 000 рублей;
- VR Aim Controller — от 13 500 рублей;
- руль Logitech G29 — около 30 000 рублей.
В итоге — примерно 75 000 рублей за консоль и набор PS VR, а с контроллерами движения PS Move — больше 88 000 рублей.
Вывод . Подойдет тем, кто уже играет на PS или задумывается о покупке.
ПК + VR
В этом блоке не будет профессиональных решений от Lenovo и Microsoft, только игровые VR системы от Oculus и HTC, совместимые с цифровым каталогом Steam. Игровой опыт отличается лишь качеством изображения и удобством управления, но цены очень разные.
Oculus: следующий шаг после PS VR
У Oculus есть два актуальных устройства — Rift S и Quest 2.
Oculus Rift S . Внутри экран с разрешением 2560×1440 пикселей и частотой обновления 80 Гц, угол обзора — 110 градусов. Детализация выше, чем у PS VR, но картинка чуть менее плавная. Заметно это только при прямом сравнении.
Для отслеживания движений используются пять камер, установлены они прямо на шлеме. Никаких дополнительных устройств не требуется, а значит игровую зону можно разместить в любом помещении: сегодня играете на своем рабочем стуле, завтра — возле дивана, а ночами — в коридоре.
Oculus Rift S и два фирменных контроллера
В комплекте по джойстику для каждой руки. Питаются они от батареек типа AA. Комплектных хватит примерно на 8-9 часов беспрерывной игры и дальше лучше докупить аккумуляторы.
От шлема идет один провод, который в конце развивается на два: DisplayPort и USB 3.0 — вот и все подключение к ПК.
Для работы Oculus Quest 2 не обязательно подключение к ПК, так как он может работает в автономном режиме. Игры хранятся на внутренней памяти, а изображение обрабатывает процессор Qualcomm Snapdragon XR2.
Внутри шлема пара дисплеев с разрешением 1832 х 1920 пикселей на глаз, что больше, чем у Oculus Rift S, частота обновления 90 Гц. Движения контролируют четыре камеры, акселерометр, гироскоп, датчик приближения.
Oculus Quest 2 и два контроллера из комплекта
В комплекте идут два контроллера, схожие с джойстиками для Rift S. Только для питания каждого из них требуется уже две батарейки типа AA, а хватает их на пару недель.
Полного заряда шлема хватит на два часа игры или на три часа просмотра видео, после чего потребуется трехчасовая зарядка.
В автономном режиме игры приложения и видео загружаются на встроенный накопитель (64 или 256 ГБ).
Во что играть и что смотреть? Из фирменного магазина приложений , выделим:
-
— симулятор альпиниста, где от работы ваших рук будет зависеть ваша жизнь; — приключение, в котором потребуется световой меч; — почувствуйте себя пилотом времен первой мировой войны.
Если купить кабель Oculus Link, то Quest 2 получится подключить к ПК и играть во все VR-проекты из каталога Steam, как на Rift S. Правда, для этого нужен порт Type-C в ноутбуке или системном блоке.
Oculus Quest 2 позволяет загружать фильмы на внутреннюю память и смотреть их в дороге. Правда, для этого придется купить один из видеоплееров в фирменном магазине приложений, стоят они до 14 долларов. YouTube и Netflix VR достанутся вам бесплатно (не считая подписок YouTube Red и Netflix Standart/Premium, они оплачиваются отдельно).
Сколько стоит? Комплект из шлема и контроллеров Rift S стоит около 50 000 рублей. Шлем и контроллеры Quest 2 — примерно за 40 000 рублей, а оригинальный кабель для подключения Quest 2 к ПК — около 10 000 рублей. Итого около 100 000 рублей.
HTC: широкий ассортимент возможностей
У HTC еще больше вариантов.
Шлем Vive Cosmos . У него два экрана с суммарным разрешением 2880×1700 пикселей, частотой 90 Гц и углом обзора 110 градусов. Детализация выше, чем у актуальных моделей Oculus.
HTC Vive Cosmos c двумя фирменными контроллерами
Внутри шлема базовый набор датчиков: гироскоп и акселерометр. Спереди расположены шесть камер, дополнительные датчики вокруг игрока не нужны. За управление отвечают два контроллера со стиком, курком и кнопками. Питаются они от двух батареек типа AA, которых хватает примерно на 30 часов игры.
Шлем Vive Cosmos Elite . В комплекте с ним идут контроллеры Vive. Управление тут происходит не стиком и кнопками, а с помощью сенсорной панели. Решение — на любителя. С одной стороны, во время игры не нужно нащупывать кнопки, с другой — наклонять стик удобнее, чем водить по сенсорной панели или указывать точку контроллером. Питаются контроллеры от аккумуляторов.
HTC Vive Cosmos Elite c двумя контроллерами Vive и базовыми станциями HTC Vive
Для повышения точности отслеживания движений в комплект Elite входят базовые станции HTC Vive, совместимые с платформой SteamVR. Их нужно закрепить на стене или поставить на штатив (в комплект не входит). Благодаря дополнительным станциям скоростное боксирование в Cosmos Elite дается легче, мы это проверили .
Минус — при перемещении игровой зоны из гостиной в спальню придется переносить и заново настраивать базовые станции.
Оба шлема (Vive и Elite) подключаются к ПК при помощи USB 3.0 и DisplayPort.
Vive Pro 2 . Самый продвинутый вариант: с более качественным изображением и более высокой детализацией. Общее разрешение — до 5К, частота — 120 Гц, угол обзора — 120 градусов. На корпусе всего две камеры, а контроль движения осуществляют базовые станции SteamVR второго поколения. Естестественно, акселерометр и гироскоп тоже есть.
HTC Vive Pro 2 c контроллерами Vive и базовыми станциями SteamVR 2.0
Контроллеры Vive такие же, как и в Cosmos Elite. Для подключения шлема к ПК потребуются свободный DisplayPort и разъем USB 3.0.
Дополнительные аксессуары HTC:
Беспроводной адаптер Vive . Монтируется прямо на шлем Cosmos, Cosmos Elite или Vive Pro 2. С ним гарантировано 2,5 часа игры без проводов. Максимальный размер игровой зоны — 36 м². Одновременно в ней могут играть до трех человек, но для этого нужны три компьютера и три беспроводных адаптера.
Трекеры Vive 3.0 . Дают полную свободу действий. Но, например, чтобы любые приседания и махи ногами достоверно передавались в игру, потребуется три трекера: два поверх голеней и один в районе пряжки ремня.
Трекер HTC Vive 3.0 крепится на запястье или пояс при помощи ремешков, которые нужно докупать отдельно
Для отслеживания трекеров понадобятся базовые станции Steam VR, которые есть в Cosmos Elite и Vive Pro 2. Но их можно докупить и использовать трекеры вместе с обычным Cosmos.
Одного заряда хватит на 7,5 часов игры, так что заряжать их придется в три раза реже, чем беспроводной адаптер.
Vive трекер лица . Крепится на шлем прямо перед ртом и переносит мимику в игру, что пригодится в виртуальных VR-чатах. Движения губ, языка и челюсти виртуального персонажа будут совпадать с вашими. Разработчики уже научились определять 38 выражений лица, но трекер поддерживается только в Vive Pro.
Во что играть и что смотреть? В Steam более 5 000 VR-игр на любой вкус. Есть как платные, так и бесплатные. Рекомендуем поиграть в:
-
— ритмичная игра по нарезке кубиков в такт музыке; — борьба с пришельцами c реалистичной физикой; — кооперативный хоррор для четырех бесстрашных друзей; — PvP-шутер с акцентом на взаимодействие с напарниками; — шутер, где время движется только вместе с тобой, только ты, slow-mo и много выстрелов; — стильное сочетание ритма, выстрелов и неона; — тактический шутер от первого лица с десятками автоматов, пистолетов и аксессуаров к ним.
Выбор фильмов еще больше. Достаточно воспользоваться любым плеером вроде Bigscreen, и вы окажетесь в виртуальном кинотеатре. В него можно позвать друзей с Oculus или HTC Vive и вместе смотреть стримы, футбольные матчи, видео с YouTube.
Сколько стоит? Базовый комплект HTC Cosmos стоит почти 70 000 рублей , Elite версия — около 96 000 рублей . А новый Vive Pro 2 — около 80 000 рублей.
Беспроводной адаптер стоит около 42 000 рублей, трекеры движения Vive 3.0 — около 17 000 рублей за штуку (контроль ног обойдется в 51 000 рублей). Трекер лица — еще 17 000 рублей.
А если у вас нет базовых станций и вы покупаете трекеры движений, то заложите в бюджет еще 54 000 рублей, по 27 000 рублей за одну станцию, — для контроля движений нужны минимум две.
Приготовить железо
Для входа в виртуальную реальность потребуется компьютер с процессором не ниже i5-4590, видеокартой уровня GTX 1660 и 8 ГБ оперативной памяти. Он обойдется в 91 500 рублей без учета сборки (цена на момент написания статьи).
С такими характеристиками можно рассчитывать на игру в Oculus Rift S (у него самое скромное разрешение) не в максимальном качестве. В Half-Life: Alyx сборка покажет около 70 кадров в секунду на средних настройках графики, а сам шлем отобразит 80 кадров в секунду.
Характеристики компьютера, подходящего для погружения в виртуальную реальность со средними настройками графики
Подняв бюджет до 150 000 рублей, можно заменить процессор i5 на i7, а видеокарту — на RTX 2070 (если удастся найти ее в продаже). Такой ПК уже подойдет для игры на «ультра» и высоких настройках со всеми шлемами, кроме HTC Vive Pro 2.
HTC Vive Pro 2 потянет видеокарта RTX 3090 стоимостью более 300 000 рублей. С ней в симуляторах Assetto Corsa можно рассчитывать на 70-90 кадров в секунду.
- Для средних настроек : процессор i5 и видеокарта GTX 1660. Бюджет на компьютер — около 100 000 рублей, с шлемом Oculus Quest 2 — 150 000 рублей.
- Для высоких настроек : процессор i7 и видеокарта RTX 2070. Бюджет на компьютер — до 150 000 рублей. C шлемом — более 200 000 рублей (в зависимости от модели шлема: Quest 2, Cosmos или Vive Pro).
- Для «ультра» и 5К-разрешения : процессор i7 и видеокарта RTX 3090. Бюджет на компьютер — более 340 000 рублей, c шлемом Vive Pro 2 — около 420 000 рублей.
Во что играть: коротко
Если вы еще не знакомы с виртуальной реальностью, начать стоит со шлема для смартфона. Смартфон нужен с разрешением экрана не ниже FullHD.
Чтобы играть с захватом движений рук и туловища без серьезных вложений, подойдет шлем Oculus Quest 2.
Играете в PlayStation 4, 4 Pro или 5 — присмотритесь к PS VR, особенно если у вас уже есть контроллеры PS Move или руль с педалями.
Для ПК подойдет как Oculus, так и HTC Vive. Первое решение дешевле, но HTC предлагает более высокое качество изображения и возможность играть без проводов. Правда, для игры на «ультра» и высоких настройках графики понадобится компьютер стоимостью не менее 150 000 рублей.