Мотоблок что делает на огороде

Правильная эксплуатация мотоблока и культиватора

Работа мотоблока тесно связана с сельскохозяйственной деятельностью, поэтому от знания особенностей использования зависит его успешная длительная эксплуатация. Может показаться, что пользоваться мотоблоком не так уж и сложно, но каждый вид работ требует от владельца определенной сноровки. Не установив правильно колеса, сцепку или плуг, трудно говорить о дальнейшей работе с инструментом. Существуют также модели с опорными колесами, в которых в первую очередь важна правильная установка. При движении на эти колеса будет происходить опора с перераспределением веса всего устройства для его оптимальной устойчивости.

Как вспахать землю мотоблоком

Работа с прибором на участке может отличаться в зависимости от поставленных задач. Необходимо знать, с чего начать, как правильно собрать устройство, какое оборудование установить и какие усилия прилагать.

Шаг 1. Устанавливаем колеса

Вспашка земли мотоблоком начинается со сборки устройства. Чтобы оно было собрано правильно, необходимо сначала навесить колеса, а уже потом установить плуг. Для оптимальной устойчивости рекомендуем, чтобы колеса аппарата были диаметром от 50 мм, а их ширина составляла не менее 20 см. Если эти пропорции не соблюдены, качественно вспахать землю не получится, так как не будет обеспечено необходимое погружение. Каждый из двух показателей, указанных выше, имеет под собой четкие инженерные расчеты. Например, если ширина колеса окажется недостаточной, то весь прибор будет мотать в обе стороны при движении прямо. Если неправильно подобран диаметр и колесо слишком маленькое, расстояние между почвой и редуктором будет недостаточным, что приведет к некачественной вспашке.

При выборе такого важного атрибута для мотоблока, как колесо, важно помнить про обод. Лучше всего, если он будет сплошной. Если имеются ребра-грунтозацепы, в них будет попадать земля, засыхать и препятствовать нормальному вращению.

Колесо

Шаг 2. Настраиваем глубину вспашки

Прежде чем пахать плугом, необходимо правильно выставить его глубину. Для разных устройств применяются различные виды настройки. Так, например, для плугов с индексом ПТК-9-35 настройка происходит следующим образом.

  1. Под оба левых колеса, транспортное и пневматическое, закладываются специальные вкладыши, чья высота чуть меньше необходимой глубины на 2-4 см.
  2. Используя винтовой механизм опорного колеса и упорный винт левой пневматики, корпус опускается таким образом, чтобы опорная плоскость встала на площадку. Правое опорное колесо остается на плоскости корпуса.
  3. Чтобы пройти первую борозду, правое колесо опоры поднимается при помощи регулировочного винта на высоту, которая равна V3 от заданной для вспахивания глубины.
  4. На последующей борозде правое колесо опускается до уровня опорной плоскости корпуса. При эксплуатации глубину погружения плуга регулируют при помощи упорного винта левой пневматики.

ПТК-9-35

Полунавесной плуг (индекс ПЛП-6-35). Распашка участка при помощи данного вида оборудования возможна после настройки. Рама у плуга выравнивается с помощью винтового механизма опорного колеса, предварительно заложив подкладку под металлическое колесо. Часто в процессе выравнивания участвует правый раскосый механизм навески самого мотоблока. Каждый корпус должен касаться площадки и носком лемеха, и пяткой полевых досок. Регулируемая верхняя тяга в этом случае укорачивается до предела.\

ПЛП-6-35

Навесной плуг. Обработка почвы мотоблоком с навесным плугом требует тщательной отладки. Принцип настройки в целом схож с предыдущим пунктом. Меняется длина верхней тяги у навески самого мотоблока и его раскосов, затем устанавливается рама, но здесь стоит помнить, что делать это необходимо строго параллельно площадке. Вкладыш ставят под колесо, служащее опорной точкой, чья высота соответствует требуемой глубине погружения с погрешностью до 3 см. При первом проходе правый раскос подвески мотоблока уменьшают таким образом, чтобы его первый корпус вспахивал вполовину от глубины, которая была изначально задана. При втором проходе устраняется перекос рамы на правом раскосе, это манипуляция совершается в поперечно-вертикальном расположении оборудования.

В целом, процесс на тракторах разных моделей и мотоблоках не будет сильно отличаться от представленного выше. Существенные изменения в настройке имеются у силовых регуляторов, устанавливаемых на тяжелую агропромышленную технику. Здесь колесо, служащее точкой опоры для плуга, приподнимают вверх либо полностью снимают. Для активации регулятора откидывается люк под сиденьем, вращают фиксатор, вводя хвостовик в соответствующий паз. Вращать в данном случае необходимо в левую сторону. Каждую рукоятку распределителя ставят в нейтральном положении, а рукоятка ГСВ остается в запертом положении. Рукоятка, отвечающая за регулятор, перемещается вперед. Чем дольше вперед продвигается рукоятка регулятора, тем больше будет глубина вспахиваемой поверхности. Когда необходимая глубина погружения плуга найдена, положение фиксируется рукояткой силового регулятора маховичка-ограничителя.

Для проверки качества вспашки осуществляется специальный контроль. Для этого используется бороздомер.

Шаг 3. Настраиваем угол атаки

Вспашка огорода при помощи мотоблока невозможна без точной предварительной настройки оборудования. Угол атаки, или, если говорить проще, наклон полевой доски — это наклон, который демонстрирует уровень плоскости вспахивания относительно ровной поверхности. Регулировка этого угла происходит при помощи обычной рукоятки с винтовым механизмом. Для выполнения корректировки необходимо выполнить следующие действия в правильном порядке.

  1. Поставить сам аппарат с плугом на специальные подставки, о которых говорилось выше.
  2. Выкрутить рукоятку регулятора до предела, чтобы при этом полевая доска осталась полностью прижатой к поверхности (даже небольшие зазоры не допускаются).
  3. Затем необходимо начать закручивать ручку в обратном направлении до момента, когда тыльная сторона не окажется над поверхностью примерно на 3 см.

Устройство плуга

Чтобы убедиться в правильности настройки, необходимо перейти к распашке, на этом этапе будет легко установить, идет ли мотоблок легко, либо сильно упирается в землю. Если угол атаки будет достаточно велик, то плуг станет выполнять функции якоря, тем самым гася потенциал мотоблока, передающийся с ДВС, соответственно, КПД резко снизится. Это приведет к пробуксовке и затруднению движения в прямом направлении. При недостаточном угле атаки необходимый слой почвы просто не будет сниматься.

Угол атаки

Для качественной распашки необходимо сделать ровную и четкую прямую линию от одного края участка к другому. От этого будут зависеть все последующие линии и аккуратность выполненной работы в целом. Чтобы упростить задачу, можно выровнять участок при помощи колышков и веревки, заодно четко разметив границы и выставив ориентиры для вспашки.

Одно колесо аппарата необходимо поместить в борозду, плуг ориентируется таким образом, чтобы оставаться перпендикулярным земле. Проще всего добиться этого при помощи угольника. Если неудобно заниматься настройкой прямо на поверхности почвы, можно подложить подставку, которая будет соответствовать глубине борозды. Завершив процесс настройки, можно будет переходить ко второй и третьей борозде.

Шаг 4. Устанавливаем плуг по ширине колеи

Даже если угол атаки уже выставлен, не стоит торопиться пахать мотокультиватором. Для грамотной и продуктивной эксплуатации плугу необходимо встать на поверхность почвы не только пяткой, но и носком. Этот факт легко подтвердить даже визуально: если стойка расположена вертикально, значит, настройка осуществлена верно. Если плуг встанет на пятку, это приведет к ненужному выталкиванию на поверхность. При становлении на носок оборудование будет уходить вглубь почвы.

В момент вспахивания нагрузка на плуг вовсе не симметрична, как может показаться изначально. Во время работы мотоблок будет постоянно открываться в правую сторону. Обычно самым сложным этапом является вспахивание первой борозды. Для таких нужд используется протянутый шнур или прочерченная линия, которая служит ориентиром. Первая борозда должна быть неглубокой – примерно 12 см. Дальше работать будет проще, ведь правое колесо мотоблока поедет уже по борозде.

Бывает, что грядиль сцепки довольно длинный. В таком случае пахать лучше всего, используя точку опоры, например, колесо. Оно поможет создать необходимую глубину погружения плуга. Обычно такое приспособление может катиться с обеих сторон, как слева, так и справа.

Рекомендации по вспахиванию различных участков земли

Вспашка целины или любого крупного участка земли, на котором не так давно проводились аграрные работы, дело непростое. Специалисты в первую очередь рекомендуют ориентироваться на форму имеющегося участка.

  • участок прямоугольной формы лучше всего вспахивать по кругу;
  • квадратные участки лучше всего пахать зигзагообразно.

В обоих случаях удобнее будет формировать грядку вдоль всего периметра, располагая их параллельно друг другу. В дальнейшем это может значительно упростить труд вскапывания и высадки.

Нередки случаи, когда почва оказывается слишком твердой. Такую проблему не решить за один раз. Лучше всего проводить вспахивание поэтапно, сначала тяжелой техникой (прекрасно подойдет мотоблок с задним адаптером). С каждой последующей обработкой почва становится все более мягкой.

Грунтовые пласты хорошо поддаются обработке при помощи фрезы мотоблока. Для совершения таких манипуляций следует проехаться по одному и тому же месту несколько раз, все больше погружая оборудование в почву.

Многие пользователи задаются вопросом, сколько соток можно обрабатывать мотоблоком? Специалисты и опытные земледельцы утверждают, что используя мотоблок, можно без труда обработать участок площадью до 10 соток. Впрочем, обладая упорством и трудолюбием, некоторые обрабатывают целые гектары земли.

Работа с картофелем

Одна из распространенных областей применения мотоблока – работа с картофелем. Устройство используется на всех этапах, начиная со вскапывания и заканчивая сбором урожая.

Окучивание

Окучивание картофеля чрезвычайно важно. Помимо того, что сам процесс значительно облегчился благодаря техническим устройствам, он несет в себе несколько важнейших аспектов для формирования будущего урожая.

Окучиванием называется процесс насыщения кислородом посредством взрыхления верхней поверхности почвы. Это помогает очистить растение от сорняков, т.к. осуществляется еще и прополка картофеля.

Для выполнения этой задачи на мотоблок устанавливаются грунтозацепы, а захват обеих крыльев увеличивается до максимального значения. Окучиваем на самой маленькой скорости, чтобы не повредить корневую систему растений. Каждое колесо должно идти ровно по междурядью, не повреждая рядность и не задевая куст. Если в наличии имеется однорядный окучник, необходимо использовать только резиновые колеса.

Окучивание картофеля

Посадка

Сажать картошку также можно при помощи окучивателя. Чтобы это сделать, достаточно придерживаться несложной схемы.

Сначала подготавливаем технику: устанавливаем грунтозацепы и удлинители вместо колес. Вместо центрального опора устанавливается сцепка, к ней прикрепляется окучник. Если устройство двухрядное, необходимо выставить соответствующее расстояние, как правило, оно не превышает 65 см. Если аппарат является однорядным, выставляем ширину до 70 см.

Грунтозацепы

Мотоблок с грунтозацепами

Прежде чем осуществлять посадку картофеля мотоблоком с окучником, нужно соответствующим образом разметить участок. Можно использовать подручный инструмент. Для междурядной обработки картофеля достаточно иметь одну деревянную перекладину с тремя приделанными к ней колышками, чтобы между ними сохранялось расстояние 65, либо 70 см.

Окучник к мотоблоку

Чтобы посадить картошку, необходимо запустить культиватор вдоль по разметке и начать делать борозду. Для этого прекрасно подойдет самая медленная скорость движения. Нарезка борозд для посадки картофеля является очень важным пунктом, т.к. после того, как работа будет завершена, переделать ее будет довольно проблематично.

Сцепка может быть отрегулирована при помощи специальной ручки. Борозда либо углубляется, либо степень ее углубления уменьшается.

Когда борозда будет готова, можно начинать сам процесс высадки. Пророщенный клубень забрасывается в лунку на расстоянии до 40 см от предыдущего. После того, как посев завершен, следует раздвинуть крылья окучивателя, разместить мотоблок напротив земляного вала, и приступить к закапыванию углублений с клубнями.

Сбор картофеля

Копка картофеля — не самый сложный процесс. Сначала необходимо скосить рослую ботву. Для этого можно использовать косу либо триммер. Чтобы собрать урожай, можно снова прибегнуть к услугам окучивателя. Для начала необходимо выставить грунтозацепы и необходимую ширину, а затем направить мотоблок на грядку. Борозда должна резаться на максимально медленной скорости, желательно в режиме «одна через одну». Окучиватель (или окучник) ровно и аккуратно вспахивает почву, вытаскивая выросшие клубни на самый край борозды.

Копать картошку мотоблоком легко, быстро и просто, главное, соблюдать рядность и помнить: если планируется повторное засевание участка весной под плуг, необходимо будет сменить направление рядов. В таком случае верхний слой грунта не сместится в одном направлении, и ландшафтная целостность участка не пострадает.

Сбор картофеля

Прополка

После окучивания кустам картофеля необходима дополнительная обработка. Многие, кто уже использовал мотоблок для прополки картофеля, знают, что для эффективного удаления сорняка необходимо как следует разрыхлить почву, чтобы обнажить корни растения. Для этого используется различная техника.

  1. Ротационная борона или специальное навесное оборудование, которое устанавливается на устройство. В простонародье этот прибор называют «Ёж». Это приспособление представляет собой несколько колец различного диаметра, соединенных между собой. На кольцах находятся шипы и зубья. Вся эта конструкция выглядит конусообразно. «Ёж» всегда устанавливается попарно, соблюдая определенный наклон. В случае с самодельной бороной иногда могут использоваться диски, но такая конструкция имеет целый ряд недостатков: земля часто забивается внутрь, а также листья и стебли сорных растений. Принцип действия довольно прост: будучи погруженными в землю, ежи рыхлят верхнюю часть почвы, зацепляя корень сорного растения, выворачивая его кверху. По схожему принципу работают некоторые рыхлящие фрезы, но они чаще используются для прополки картофеля.
    Ротационная борона
  2. Сетчатая борона. Данное оборудование считается наиболее эффективным, т.к. может применяться практически на любом этапе сельскохозяйственных работ. По сути это борона является обычной «волокушей», рамой, внутри которой располагается сеть с зубьями. Каждая ячейка имеет ширину до 20 см, форма либо квадратная, либо шестиугольная. В другом случае зубья располагаются как на шахматной доске, впрочем, гребенка с шипами может быть и более частой, и более редкой, в зависимости от необходимости. Установка бороны происходит строго под углом 45 градусов. Преимущество сетчатой бороны в ширине обрабатываемой территории. Явный минус состоит в том, что междурядье остается непроработанным. Наиболее актуальна такая прополка после момента вспахивания до начала окучивания либо же для пропола верхней части грядок до появления первых ростков. В любом случае, устройство лучше всего использовать вместе с другими приспособлениями.
  3. Лапы. Существуют так же специальные лезвия для подрезания, называемые «лапами». Именно «лапами» лучше всего орудовать в междурядье, наиболее проблемном месте при эксплуатации мотоблока. Устройство «лап» достаточно простое и понятное. Одно лезвие крепится за другим, и стебли сорных растений срезаются по принципу бритвы. Встречаются как спаренные ножи, так и ножи, выполненные в форме V, причем, развилка в данном случае выполняется вперед. Также можно отыскать и одинарную «лапу», которую располагают концом как по направлению к центру междурядья, так и против него, выставив наружу режущую кромку. В таком случае грядка пройдет между ним. Погружение «лапы» осуществляется на глубину до 5 см, попутно осуществляется и срез сорного растения. К сожалению, при данном виде пропалывания корни сорняка остаются в почве.
    Лапы
  4. Пропольщик. Специальная рама, имеющая в основания специальный нож. Позади рамы располагается лежащий на боку барабан. Стены этого барабана представляют собой лопасти-пластины. Перед началом пропалывания пара колес ставится в междурядье (либо в соседствующие, либо один через один). Колеса фиксируются на специальной оси-поперечине, что облегчает их регулировку по ширине грядки. Нож вспарывает почву и подрубает стебель сорной травы, а барабан захватывает своими лопастями оставшиеся сорняки с обнаженными корнями, оставляя их позади. Существует еще одна разновидность пропольщика. Этот вариант не имеет ведущей рамы. Вместо этого у него есть несколько загнутых в форме буквы «Г» ножей, которые крепятся с торцевой стороны цилиндра по всей его сплошной поверхности.

Выравнивание участка при помощи мотоблока и культиватора

Данный вид техники подойдет не только для сельскохозяйственных нужд. Культиватор или мотоблок вполне можно использовать для ландшафтных работ. Выровнять дачный участок можно и подручными средствами, лопатой и граблями, а также при помощи подсобной техники, но в случае, если площадь является холмистой либо изобилует пнями и развитой корневой системой, может потребоваться более тяжелая техника.

Выравнивание участка культиватором возможно только в случае, если имеются незначительные неровности, которые можно устранить, не прибегая к дополнительным техническим средствам (трактор с ковшом и т.д.). Мотоблок способен погружаться чуть глубже, но в среднем, область погружения достигает 15-17 см. Дальнейшее разравнивание участка происходит при помощи грабель. Разрыхленный грунт должен быть равномерно распределено по всему участку.

Если почва на участке слишком жесткая, каменистая, либо если имеются невыкорчеванные пни и т.д., лучше будет прибегнуть к услугам трактора. Твердые предметы, такие как крупный камень, углубленный в почву на значительное расстояние, либо разросшийся куст шиповника, глубоко укоренившийся на участке, лучше будет заранее подкопать при помощи обычной штыковой лопаты. Только удалив мешающие рыхлению детали и убрав крупный мусор, можно приступать к работе при помощи мотоблока.

Важно помнить, что эксплуатация мотоблока и культиватора на холмистой местности и других неровностях сопряжена с повышенным риском.

Кошение травы при помощи мотоблока

Мотоблок может помочь при заготовке сена. Для этого не обязательно доставать из сарая старинный инструмент и идти на сенокос, достаточно использовать соответствующие насадки. Чаще всего косилка является базовой насадкой, идущей в комплекте. Сам процесс кошения не должен вызывать нареканий, достаточно внимательно изучить инструкцию и правильно подготовить аппарат к эксплуатации.

Основными проблемами при работе с косилкой являются затупившиеся лезвия-ножи и прокрутка ременного привода. Ножи достаточно будет снять, почистить и наточить. Ремень необходимо осмотреть визуально и, если ослабление заметно глазу, просто слегка подтянуть до нормы, используя «родной» шестигранник. Поскольку мотоблок при эксплуатации работает на повышенных оборотах, некоторые болты могут ослабиться. Из-за этого может возникать гул и вибрации. Для решения этой проблемы достаточно будет просто произвести протяжку всех креплений «в круг».

Чем лучше косить, мотоблоком или газонокосилкой, решает пользователь. Бензиновый триммер мобильнее, но издает много шума, к тому же требует постоянного долива топлива и контроля ГСМ. Электротриммер малоэффективен в поле, где некуда воткнуть розетку, а именно там, чаще всего, осуществляется сенокос. Мотоблок может оказаться совершенно бесполезным в условиях ограниченного пространства.

Заключение

Эксплуатация мотоблока и культиватора – удобный и полезный процесс, неразрывно связанный с древнейшим видом человеческой деятельности, сельским хозяйством. Техника значительно облегчает и упрощает труд современного дачника или фермера, оставляя ему гораздо больше времени для того, чтобы подышать свежим воздухом и насладиться природой.

Мотоблоки: виды, описание и выбор

Мотоблоком называют универсальное техническое средство, в конструкции которого предусмотрено одноосное шасси. С другой стороны, это одна из разновидностей трактора маленького размера. Используется техника для сельскохозяйственных работ и не только, например, с ее помощью можно качественно и быстро очищать территорию.

Что это такое?

Само название стали употреблять в русском языке в 80-х, ранее такая техника была известна как пешеходный трактор или одноосный. Ее описание с того времени практически не изменилось. Проговаривать было не очень удобно, поэтому решили заменить одним словом. Мотоблок является транспортным средством, а вместе с тем сельскохозяйственным инструментом, используемым для подготовки почвы не только для посадки.

Садовники и дачники используют мотоблок, чтобы косить траву и даже подрезать небольшие кустарники. Современные производители используют бензиновые и дизельные двигатели, а также дополнительное навесное оборудование, которое позволяет значительно расширить сферу эксплуатации такой небольшой техники.

В зависимости от типа почвы и обрабатываемой площади мотоблок подбирают так, чтобы его мощность и другие технические характеристики подошли пользователю.

К технике предлагается дополнительное навесное оборудование, которое позволяет выполнять большой спектр задач. Все мотоблоки отличаются не только конструктивно, но и по весу, габаритам, виду силового агрегата. Ширина захвата и глубина обработки зависят от типа используемого навесного оборудования. Если говорить об устройстве мотоблоков, то различий между ними немного.

В базовой конструкции у всех, независимо от типа, есть:

  • ходовая часть;
  • мотор;
  • система управления;
  • трансмиссия.

Моторы устанавливаются в классическом варианте — внутреннего сгорания. Как правило – это 4-тактный силовой агрегат.

Мотоблоки, работающие на дизеле и бензине, различаются не только топливом, но и весом, поскольку первые значительно больше по массе.

Та техника, которая используется на небольших территориях, работает на бензине. Дизельные агрегаты обладают большей мощность, поэтому они лучше всего подходят для участков до 50 соток. Однако у них есть свои недостатки — агрегаты, которые работают на дизеле, нельзя эксплуатировать зимой. Бензиновые могут работать бесперебойно в условиях окружающей среды от -30 до +40°C. Главная задача трансмиссии мотоблока — передача энергии от мотора к колесам. За счет нее же определяется и скорость движения. Рама с колесами, прочно закрепленными на ней, представляет собой ходовую часть.

Органы управления состоят из таких комплектующих, как:

  • рулевая колонка;
  • тяга переключения скоростей;
  • рычаг, за счет которого регулируется газ;
  • сцепление.

Чтобы пользователь приобрел именно тот мотоблок, который его потом не разочарует, ему следует более подробно изучить виды этой малогабаритной техники.

По весу и мощности все агрегаты можно выделить в несколько групп:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Владельцу небольшого по размерам участка можно приобрести легкий мотоблок, который будет отличаться доступной стоимостью. Как правило, такая техника не превышает мощность в 4 л. с. Это говорит о том, что глубина, на которую фреза будет погружаться в грунт, не превышает отметки в 20 сантиметров. Вес подобной техники составляет до 30 килограммов. Небольшие размеры позволяют говорить, что такая техника довольно маневренная на узких участках, но она слишком легкая, если использовать без утяжелителей.

Полупрофессиональные мотоблоки обладают массой и габаритами немного больше, в среднем они весят 60 кг.

Такая техника уже не столь мобильная, поскольку поднять ее и погрузить в багажник легкового автомобиля непросто. Функционал у таких мотоблоков расширенный, они могут выкапывать картофель. Мощность достигает отметки в 6 л. с., а этого достаточно и для того, чтобы сделать из техники небольшой снегоуборочник.

Профессиональные мотоблоки весят до 100 килограммов. Преимущество подобных агрегатов в том, что они прекрасно выдерживают большую нагрузку. Работать техникой можно на тяжелом грунте, поскольку веса конструкции достаточно, чтобы погрузить фрезу на необходимую глубину. Мощность мотоблоков этого типа достигает 13 л. с. Они эксплуатируются и в качестве небольшого транспортного средства, если использовать пневмоколеса и прицеп.

Всю технику этого типа можно разделить по типу двигателя:

  • бензиновые;
  • дизельные.

У каждого вида есть свои преимущества. Бензиновые самоходные мотоблоки для дачи обладают небольшим весом, работают не так шумно, как дизельные, не зависят от погодных условий. При их использовании вибрация на руле практически не ощущается пользователем. Владельцы не раз отмечали, что ухаживать за такой техникой гораздо проще.

Несмотря на такое количество преимуществ, дизельные тоже не отстают по популярности, поскольку они более экономичные, есть возможность встроенного охлаждения.

Такие агрегаты демонстрируют прекрасную устойчивость на неровной суглинистой почве за счет большого веса. И те и другие садовые мотоблоки могут поставляться в продажу с фарами, благодаря чему можно использовать технику в ночное время суток. Если ручная техника старого образца использовалась только для создания грядок, то садовое оборудование нового поколения – для распашки земли, уборки, культивации и транспортировки грузов.

Размеры

Такой незаменимый помощник в хозяйстве, как мотоблок, поставляется в продажу различных габаритов. Техника может быть средней по величине, есть маленькие, компактные модели и те, у которых ширина вспахивания довольно большая, поэтому такую технику комплектуют мощным и надежным мотором. Длина мотоблоков может варьироваться от 58 до 140 сантиметров, ширина – от 40 до 62 сантиметров, а высота – 100-130 см.

У более дорогих моделей можно уменьшать или увеличивать длину ручки, эта величина находится в промежутке от 80 до 120 см. Подобная функция позволяет сделать процесс управления проще и удобнее, поскольку любой оператор может подогнать высоту руля под свои индивидуальные параметры роста.

Ширина создаваемой такой техникой колеи варьируется от 35 до 54 сантиметров, при этом ширина культиватора 100-220 см.

Различаются мотоблоки и по диаметру колес. Этот параметр находится в промежутке от 42 до 74 сантиметров, при этом их ширина может быть 10-24 см. В среднем типичный мотоблок имеет длину 174 см, ширину 66 см и высоту 128 см. При этом культиватор шириной 120 см, колея 32 см при таком же диаметре колес. Если говорить о радиусе разворота, то при дорожном просвете 14 см, он должен составлять 110 см. Масса техники при этом будет составлять около 98 килограммов.

Технические характеристики

Чем лучше технические данные, тем больше возможности имеет мотоблок. При покупке подобного оборудования пользователю стоит обращать внимание на:

  • мотор;
  • скорость;
  • трансмиссию;
  • сцепление;
  • управление;
  • вес.

От того, какое количество передач предусмотрел производитель в конструкции своего мотоблока, зависит число скоростей.

В рабочем состоянии такая техника может двигаться 2-4 километра в час. Если этого мало, тогда пользователю стоит задуматься и купить 3-скоростной агрегат, который может развивать скорость до 15 км/ч. Есть на рынке и супермощные модели, они разгоняются до 30 км/ч. Каждый производитель оснащает свою технику тем мотором, который, по его мнению, лучше всего подходит в данном конкретном случае.

Кроме того что двигатель может быть бензиновым или дизельным, они еще бывают:

  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Двухтактные силовые агрегаты использовались в старых моделях, в современных чаще можно увидеть в конструкции четырехтактный мотор. Мощность может быть от 5 до 12 л. с., есть система охлаждения, у легкой техники она воздушная, у тяжелой – жидкостная.

Запуск мотора производится ручным стартером или, если модель дорогая, то электростартером, поэтому дополнительно в конструкцию устанавливают аккумулятор и генератор. Сцепление может быть однодисковым или многодисковым, иногда в виде ременной передачи. На тяжелых мотоблоках используют первые два типа, поскольку они более надежные. Не менее важными, чем сцепление и двигатель, в технике этого типа является редуктор.

Их много, и производитель сам решает, какой лучше всего использовать, они могут быть:

  • цепные;
  • шестеренчатые;
  • ременные.

Среди них есть неразборные и разборные модели. Первые невозможно отремонтировать в случае возникновения проблемы, поэтому пользователю приходится приобретать весь узел, но специалисты говорят, что это бессмысленно, и проще купить новую технику. Дело в том, что в комплекте к неразборному редуктору устанавливается негильзованный мотор, а он отличается ограниченным ресурсом работы, который, как правило, не больше, чем у редуктора. В данном случае придется менять и движок, а он составляет 40% от стоимости мотоблока.

Что касается передач, то при движении вперед их может быть от одной до шести, а назад – до двух.

Возможность удачно поворачивать и маневрировать обеспечивается механизмом, который призван отключать дифференциал или одно из колес. Чтобы приводить навесное оборудование в действие или активизировать работу фрезы, в конструкции предусмотрен вал отбора мощности. Это может быть один или два вала, иногда это зависимая система, а иногда независимая. При зависимой системе движение навесного оборудования начинается после того, как включается муфта сцепления, а при независимой – энергия поступает напрямую от мотора. При необходимости пользователь может отрегулировать расстояние между колес. Таким образом меняется ширина колеи. Если планируется работать на сложном грунте, то массу мотоблока, если это не тяжеловес, придется увеличить.

Для этого используется специальный балласт.

Можно укомплектовать мотоблок еще одной парой грунтозацепов, тогда навесное оборудование будет лучше погружаться в грунт. Если более подробно расписать систему управления, то в современных моделях производители предусмотрели антивибрационную систему и регулировку высоты. Благодаря этому эксплуатировать мотоблок стало комфортнее. Все органы управления находятся на руле, отсюда оператор может производить переключение передачи и муфты сцепления. Что касается веса мотоблоков, то максимальный составляет 200 кг.

Конструкция рассматриваемой техники состоит из следующих основных компонентов:

  • система управления;
  • система запуска;
  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • ходовая часть;
  • система агрегатирования.

Одним из достойных представителей моторов, которые устанавливаются в конструкцию мотоблоков, можно считать бензиновый 4-тактный силовой агрегат. Очень зарекомендовали себя изделия от компании Honda и Subaru. Все дело в том, что они лучше других приспособлены к технике подобного формата. Коленчатый вал находится в горизонтальной плоскости, но это не единственное преимущество моторов от этих производителей. Камера сгорания отличается компактностью, присутствует повышенная степень сжатия. В результате такие агрегаты демонстрируют экономичное расходование топлива.

В последнее время все большей популярностью стала пользоваться электронная система запуска.

Если мотоблок большой и тяжелый, то запустить его с руки не так просто, поскольку в момент поворота коленвала имеет место сильная компрессия, по этой причине двигатель не набирает оборотов и глохнет. Очень помогает система облегченного старта, когда на валу размещается особый механизм, необходимый, чтобы открыть клапан впрыска в момент поворота коленвала, тем самым компрессия уменьшается.

Если есть у пользователя возможность, то стоит купить мотоблок с электростартером. Запуск мотора происходит в считаные секунды, достаточно только повернуть рычаг. Есть и такие модели, в конструкции которых предусмотрено две системы запуска, и в данном случае ручной является системой страховки.

В продаже можно найти мотоблоки с разным типом трансмиссии:

  • зубчатая;
  • зубчато-червячная;
  • ременно-зубчато-цепная;
  • гидрообъемная.

Если говорить о классике жанра, то в данном случае речь идет о зубчатой трансмиссии, у которой предусмотрены только передача цилиндрическая или коническая. Чаще всего такой тип используется на тяжелой технике, отличается наличием реверса. Муфта выступает в качестве отдельного элемента управления, а коленчатый вал располагается в горизонтальной плоскости таким образом, что стоит в отношении оси, расположенной на ведущих колесах, перпендикулярно. На мотоблоках с такой системой всегда присутствует вал, отвечающий за регулировку мощности.

В конструкции легкой технике стоит зубчато-червячная трансмиссия. Она характеризуется наличием двух редукторов, один верхний зубчатый, а другой нижний червячный, отсюда и такое название. Коленвал стоит вертикально, также есть автоматическая муфта, отвечающая за сцепление, в некоторых моделях и разобщительная. Производитель может предусмотреть для установки косилки шкив отбора мощности от зубчатого первого редуктора. Стоит отметить, что такая трансмиссия отличается компактностью.

Отдельное внимание ременно-зубчато-цепной трансмиссии, в которой вращение вала, расположенного на редукторе, осуществляется силовым агрегатом посредством ременной передачи.

Она, в свою очередь, выполняет роль и сцепления. В одном картере стоят цепная и зубчатая передачи, причем применение второй позволило сделать агротехнический просвет больше. В горизонтальной плоскости стоит коленчатый вал, таким образом, относительно оси ведущих колес он располагается параллельно. В данном случае можно сделать отбор мощности, для которого в конструкции трансмиссии предусмотрен дополнительный ручей, то есть луч, отходящий от него.

Ременную передачу в некоторых моделях можно использовать в качестве реверса. Зубчатый редуктор может стоять в одном из двух вариантов:

  • двухступенчатый;
  • одноступенчатый.

Трансмиссия, в конструкции которой предусмотрен объемный гидропривод, называется гидрообъемной. Мощность от мотора передается через перемещение жидкости в замкнутом объеме между гидромотором и вытеснителями. Из достоинств можно выделить отсутствие ступеней при регулировании, компоновочные возможности. Применяется такая система в конструкции отечественных и зарубежных мотоблоков. Широкопрофильность обеспечила большую популярность подобной трансмиссии.

Техника демонстрирует большую производительность, поскольку ступенчатое переключение передач отсутствует, скорость меняется быстрее, тяговое усилие больше у мотоблока. Все это крайне важно при эксплуатации техники в сложных условиях. Из недостатков – небольшой срок службы при большом весе и высокой стоимости. Говоря об устройстве мотоблока, нельзя не упомянуть систему агрегатирования, которая необходима для сцепления техники с дополнительным оборудованием.

У мотокультиваторов все орудия ставят на ведущую ось, отличие мотоблоков в том, что орудия крепятся на кронштейне.

Поскольку при эксплуатации мотоблока оператору приходится идти за ним, то и система управления должна располагаться удобно, чтобы можно было без труда переключать скорость, передачу. Управление производится посредством рулевых штанг, на которые производители и перенесли органы управления. Рычаги, которые отвечают за вал мощности, заслонку карбюратора, чаще находятся конкретно на этих узлах. Есть еще одно отличие легкого мотоблока от тяжелого, в конструкции первых нет тормозов, у вторых они находятся на правой штанге, в редких случаях в другом месте.

При покупке мотоблока стоит учитывать его производительность. Для 20 соток достаточно мощности двигателя в 3.5 л. с., при этом ширина захвата может быть до 600 мм. Когда требуется обработать 60 соток земли, мотоблок должен уже отвечать другим требованиям, а именно: иметь до 4 л. с., с шириной захвата для обработки почвы 800 мм. Обработка участка площадью до одного гектара уже потребуется мотоблок большей мощности, до 6 л. с. Чтобы увеличить производительность техники, ширина захвата навесного оборудования должна составлять 900 мм. Большие площади, до нескольких гектаров тоже можно обрабатывать мотоблоком, только он должен иметь в конструкции мотор силой до 13 л. с. и ширину захвата грунта 1000 мм.

Мало кто из пользователей понимает, что такое вал отбора мощности.

Дело в том, что энергия от мотора передается не только на колесную ось, но и на фрезу, за счет которой она и начинает работать. Поддерживается этот процесс как раз валом отбора мощности, который может стоять перед или после сцепления. Между этими двумя вариантами есть принципиальные различия. К примеру, если стоит перед сцеплением, то вращение осуществляется, когда мотоблок стоит и двигается. Во втором работа осуществляется только в момент, когда техника передвигается.

Ходовая часть все чаще закрепляется непосредственно на трансмиссии с колесами. Такой агрегат отличается устойчивостью и надежностью, в момент движения сохраняется необходимый баланс, вибрация меньше, а конструкция довольно жесткая. Лучше всего приобретать модель мотоблока, у которого есть возможность изменять расстояние между колес.

Что касается самих колес, то они могут быть как пневматическими, так и железными. Используются обе пары в разных условиях. Первые необходимы для движения по трассе, их нацепляют, когда мотоблок транспортируют до места использования, или когда техника играет роль малогабаритного транспортного средства. Что касается металлических, то они необходимы при движении по грунту. Обеспечивают необходимое сцепление с поверхностью, при использовании дополнительного колеса можно улучшить баланс в момент выполнения поставленной задачи.

Комплектующие и аксессуары

Комплектация мотоблока может быть базовой и дополнительной, на вторую пользователю приходится потратиться. В базовой предусмотрен минимальный набор навесного оборудования, за счет которого можно выполнять наиболее популярные агротехнические задачи. Плуг необходим для вспашки земли. Он используется как на окультуренной почве, так и на целине. Оснащается такой аксессуар лемехом, который чаще всего изготавливается из прочного металла.

Существует своя классификация подобного навесного оборудования, если принимать во внимание форму главного элемента, то такое приспособление может быть:

  • безотвальным;
  • отвальным;
  • реверсивным;
  • дисковым;
  • роторным;
  • комбинированным.

В свою очередь, плуги отличаются по типу лемеха, который присутствует в конструкции. В продаже можно найти винтовые, полуцилиндрические и цилиндрические модели. Если принимать в качестве классифицирующего признака число рабочих деталей, то плуги бывают много-, одно- и двухкорпусными. Однокорпусные предпочитают использовать благодаря их небольшому весу, простоте конструкций. Реверсивные, которые известны еще в профессиональных кругах как поворотные или оборотные, имеют наверху конструкции загнутое перо, предназначенное переворачивать грунт при его вспахивании.

Это идеальное решение, когда необходимо обработать тяжелую почву или целину.

Из всех моделей у роторных самое сложное строение. Они могут быть двухкорпусными или трехкорпусными, все зависит от количества присутствующих лемехов. Такое оборудование лучше всего использовать на мягкой почве, они отличаются простотой сборки, маленькими габаритами и весом. Двухкорпусные можно использовать для обработки любого типа почвы, если необходимо нарезать борозды, окучить культуру, уничтожить сорняки. Устанавливают подобное оборудование на технику, мощность которой 3.5 л. с. Если приходится работать на мокром грунте, тогда стоит использовать дисковые плуги, которые, к сожалению, не отличаются большой глубиной погружения в грунт.

Оборотные плуги — идеальное средство для обработки трудновозбудимого грунта. Мощность мотоблока должна приниматься во внимание при выборе модели навесного оборудования. Габариты и вес в данном случае будут играть большую роль. У изделия есть отличительная черта — перо изогнуто под точным углом и находится в верхнем углу. Благодаря такой конструкции слой земли переворачивается сразу, как только поднимается.

Отвальные плуги, в отличие от безотвальных, используются чаще всего на небольших участках.

Они могут быть пашущими, бороздными или не оставляющими за собой борозды. Отвальное навесное оборудование не только переворачивает землю, но и сразу ее рыхлит. Безотвальные плуги применяют в районах с небольшим количеством осадков. Кроме плугов, используются фрезы, которые позволяют рыхлить грунт, при этом не переворачивая его. Глубина зависит от скорости вращения и диаметра изделия.

Когда необходимо не пахать и не рыхлить, а только окучивать картофель или другие посадки, используется окучник.

Эти изделия бывают двух видов:

  • простой;
  • дисковый.

Картофель можно не только окучивать, но и сажать и даже выкапывать с помощью мотоблока. Благодаря этому за небольшой промежуток времени удается обработать большой земельный участок, не прибегая к дополнительной рабочей силе. Картофелесажалка – это своего рода контейнер, который двигается на колесиках, с одной стороны у него установлен нарезатель борозд, с другой – окучник. Когда первый создает грядку, картофель падает в землю, и окучник засыпает клубень землей.

При необходимости выкопать корнеплоды используется другое навесное оборудование.

Это простая конструкция, которая поднимает землю, грунт просеивается через металлическую решетку, а картофель остается чистым на поверхности.

Можно с помощью сеялки сажать и другие культуры:

  • помидоры;
  • чеснок;
  • лук;
  • морковь.

Все сеялки различаются конструкцией в зависимости от того, какие растения планируется посадить. Но и на этом список используемого навесного оборудования не заканчивается, поскольку есть возможность поставить на технику измельчитель, чтобы раздробить садовый мусор и превратить его в компост. Помогает с уборкой и щетка, она быстро и легко очищает территорию. Нередко техника с этим навесным оборудованием и снегоуборочником используется в коммунальных хозяйствах. Лопата-отвал регулируется и может настраиваться на необходимую высоту уборки снега, при этом он выбрасывает его в одну сторону.

Если хочется использовать мотоблок в качестве небольшого транспортного средства, тогда стоит обязательно купить в комплект прицеп. Это очень полезное дополнение, которое дает возможность сразу после уборки перевезти урожай. Несмотря на небольшую мощность техники, она прекрасно заменяет более крупногабаритную вроде тракторов. Общий вес, который возможно перевезти на мотоблоке, составляет от 300 килограммов до тонны.

Стоит понимать, что чем больше вес груза, тем большей мощностью обязан обладать мотор.

У пользователя появляется возможность при помощи мотоблока убрать большую траву и даже подстричь небольшие кустарники. Для этого используются косилки, которые бывают роторными или сегментными. Первые во многом превосходят вторые. Можно не только убирать участок, но и снимать пшеницу, подготавливать сено. При заготовке последнего стоит приобрести в комплекте и ворошитель, который позволяет свести ручной труд к минимуму.

Как выбрать?

Чтобы правильно подобрать по параметрам мотоблок для сельской местности, необходимо принимать во внимание очень много моментов, и это не только мощность или габариты. Хорошая техника всегда демонстрирует надежность и долговечность, она поставляется в продажу с богатым функционалом, при этом остается доступной по стоимости. Среди огромного ассортимента моделей пользователю не всегда оказывается просто сделать свой выбор.

Как и при выборе любой другой техники, пользователь должен учитывать характер будущих работ, чтобы не разочароваться в покупке. Мощность всегда стоит на первом месте, когда ее недостаточно, техника не может качественно выполнить поставленную задачу, соответственно, плуг или иное навесное оборудование не погружается в грунт на необходимую глубину.

Мощность стоит подбирать, опираясь на тип обрабатываемой почвы.

Если это целина или суглинок, тогда потребуется техника более мощная, которая в состоянии поднять такой пласт, перевернуть его и разрыхлить. Кроме того, мотоблоки, которые используются в качестве небольших транспортных средств, также должны быть мощными.

Некоторые специалисты советуют обращать внимание на фирму-производителя, поскольку бренды, которые существуют на этом рынке довольно долго, производят технику, зарекомендовавшую себя временем. Есть модели от итальянских, немецких и даже российских изготовителей, на которые стоит обращать внимание, к примеру, мотоблок «Нева». Иногда на наши отечественные мотоблоки ставят моторы от Honda и Subaru, что уже говорит о надежности и качестве таких агрегатов.

Если пользователь хочет практически полностью заменить ручной труд на даче механизированным, тогда ему стоит немного переплатить, но подобрать себе мотоблок, который будет отличаться широким функционалом. Очень важно, чтобы на нем был дифференциал, вал отбора мощности, реверс и другие немаловажные функции.

В случае если придется перевозить технику на большие расстояния, хорошо, когда это скоростная модель, демонстрирующая разгон до 30 км/ч.

Все внимание на предлагаемую базовую комплектацию. Важно знать, какое дополнительное оборудование потребуется приобретать за дополнительные деньги. Что касается расхода топлива, то этот показатель не принимается во внимание, поскольку у большинства мотоблоков он находится на одном уровне.

Мало просто взять технику с прицепом, специалисты советуют перед покупкой ознакомиться с особенностями ее эксплуатации. Если пользователь задумался об экономии, тогда ему стоит купить дизельный агрегат, который будет отличаться сильным шумом во время работы, а также невозможностью его использования в условиях резкого снижения температуры воздуха. Бензиновые мотоблоки можно эксплуатировать и летом, и зимой, они относительно тихие, но менее мощные.

Если и выбирать мотоблок, то такой, чтобы в его комплектацию входил поворотный плуг. Именно за счет него можно не возвращаться к началу, а дальше обрабатывать землю. Если говорить о качестве, то борозда, создаваемая дисковыми плугами, гораздо лучше, чем зубчатыми. На мотоблоках небольшой массы ставят окучники, у которых ширина захвата не регулируется, что не совсем удобно в некоторых условиях.

Фреза универсального вида всегда входит в базовую комплектацию.

В случае когда на участке есть большие заросли или грунт слишком твердый, необходимо устанавливать другую, она получила название — гусиные лапки. Она качественно собирает сорняки, а иногда даже помогает дачнику справиться с вредителями, которые заражают землю. Если в конструкции мотоблока есть возможность использовать прицепной адаптер, то такая техника становится не менее полезной в хозяйстве, чем миниатюрный трактор, и не сильно отличается от него по функциональности.

При выявлении в конструкции клиноременного сцепления пользователь должен быть готов к тому, что придется постоянно контролировать и регулировать натяжение ремня. На импортных мотоблоках используется дисковое сцепление, которое является более надежным. Очень многое зависит от качества редуктора, поскольку через него передается движение от двигателя к колесам или фрезе. Если и говорить о практичности, то стоит выбирать модель, в которой стоит червячная или зубчатая передача, поскольку такие конструкции ломаются гораздо реже. Хорошо, если производитель предусмотрел защиту редуктора от пыли и грязи, а основные элементы можно легко смазать.

Перед покупкой пользователь обязательно должен установить условия, в которых будет эксплуатироваться техника, поскольку мощность и конструкция мотоблока должны соответствовать размерам территории.

  • Для обработки целины идеально подходят мощные, профессиональные модели с большим весом, поскольку легкие мотоблоки просто будут подпрыгивать на кочках.
  • Если за участком регулярно следили, его земля легка, то и мотоблок можно купить малогабаритный с небольшой массой, чтобы удобнее было им управлять.
  • Когда планируется использовать большую часть времени заднее оборудование, то вес мотоблока должен составлять не менее 100 килограммов. В данном случае маневренность и удобство не стоят на первом месте.

Инструкция по эксплуатации и документация

Нельзя игнорировать информацию, которую предлагает производитель пользователю в инструкции по эксплуатации. Для эксплуатации маломощных мотоблоков не нужны права, чтобы ездить по дорогам. Документы нужны, если техника может разгоняться до 30 км/ч, поскольку ресурс таких моторов требует от пользователя наличие соответствующих навыков и знаний, как следует себя вести на территории, где есть и другие участники дорожного движения. При использовании легких мотоблоков зачастую требуется дополнительно вешать вес, поскольку их собственного не хватает для того, чтобы плуг или фреза погружалась в землю на необходимое расстояние.

В процессе кошения травы обязательно нужно проследить, чтобы мотоблок не наехал на электрические провода или камни.

Территорию потребуется осмотреть перед тем, как приступить к выполнению поставленных задач. При транспортировке может потребоваться поставить передний кузов к прицепу, при этом убедиться, что соединение выполнено качественно. Если этого не сделать, во время движения техники под тяговой нагрузкой прицепное оборудование может отсоединиться, соответственно, на трассе создастся аварийная ситуация.

Не столь важно купить мощный мотоблок, сколько знать, как правильно его эксплуатировать и настраивать. Большинство современных моделей просты в обслуживании, на них легко отыскать комплектующие материалы, а при необходимости ремонт можно осуществить в сервисном центре. Первое, что требуется от пользователя — обкатать технику. Если внутри установлен импортный силовой агрегат, то может возникнуть немало вопросов относительно того, чем заправлять такие мотоблоки, и какое масло стоит использовать. В данном случае вся техника этого типа работает либо на дизеле, либо на АИ-92 и 95. Масло летом и зимой потребуется использовать разное, меняют его регулярно, а в первый раз – уже через 20 часов работы.

Если нет достаточного опыта, то лучше никакого обслуживания самостоятельно не делать, поскольку от неумелых действий пользователя техника только пострадает. Масло сливается в горячем состоянии, картер промывается, и заливается полусинтетика. В некоторых комплектациях производитель предлагает щуп для проверки уровня масла.

В тех моделях, где установлен ремень, одним из самых неприятных моментов эксплуатации является постоянное соскальзывание его с ручья шкива. Основной причиной этого является ослабленный со временем натяжной механизм, потеря сцепления или даже пробуксовки. Снимают и демонстрируют самостоятельно в соответствии с предлагаемой производителем инструкцией, задействуя компенсационный ролик. Самый простой способ — убрать старый ремень и поставить на его место новый. Если нет возможности его приобрести, тогда нужно натянуть.

Движок мотоблока закреплен с помощью четырех болтов.

При помощи гаечного ключа потребуется отвернуть на пару оборотов их, и потянуть силовой агрегат в свою сторону, при необходимости натяжение ремня ослабляется. Профессионал по степени прогиба может определить, насколько правильно натянут этот элемент. Если надавить на него, он должен провиснуть на 1 сантиметр.

Вторая сложность, с которой нередко сталкивается пользователь — настройка плуга, который прикрепляют на заднюю часть станины. Используют для этого не только сцепку, но и переходник, причем второе крепление считается одним из самых надежных. Сначала мотоблок потребуется поставить на грунтозацепы, а для этого под него кладут кирпичи или дрова, чтобы поднять от земли. Высота подставки должна равняться той, что необходимо выставить для погружения навесного оборудования. Данный показатель может варьироваться от 16 до 20 см.

Пользователь обязан убедиться, что техника стоит без крена. По отверстиям, которые имеются на стойке плуга, расположенной вертикально, ставится необходимая высота. Далее следует процесс регулировки, во время которого полевая планка должна прилегать без зазоров к плугу, а стойка должна стоять вертикально в любой плоскости.

Если используется стандартная сцепка, то винт вращается, когда гайки ослаблены. Чтобы величина погружения в почву оборудования соответствовала необходимому значению, важно соблюдать угол подъема. После выполненной работы пользователь выставляет угол отвала, делается это из-под режущего края. При наличии соответствующего опыта сделать это можно одновременно с тем, как выполняется регулировка стойки.

Отзывы владельцев

В интернете много отзывов относительно того, нужен мотоблок в хозяйстве или нет. Переоценить преимущество подобной техники сложно, поскольку она помогает существенно снизить количество ручного труда. Небольшой по габаритам и по весу мотоблок можно легко перевезти в багажнике легкового транспортного средства, он помогает быстрее закончить уборку территории или обработку небольшого участка.

Когда пользователь жалуется на ту или иную модель, на практике зачастую выясняется, что все проблемы вызваны несоблюдением требований эксплуатации, в результате техника быстрее изнашивается.

Об особенностях выбора мотоблока и способах его эксплуатации смотрите в видео.

Что может современный мотоблок: пашет, косит, убирает снег, перевозит грузы

Участок вокруг коттеджа редко остается невозделанным. Обычно на нем появляются газон, сад, а подчас и огород, а значит, нужен инструмент для вспахивания и разрыхления земли, нарезания грядок. Однако окультуривание участка не ограничивается только земляными работами. Летом необходимо косить траву, зимой — расчищать снег. На помощь приходит универсальное устройство — мотоблок

Мотоблок или мотокультиватор?

Потребитель, выбирающий инструмент для садового участка, неизбежно сталкивается с проблемой: на нашем рынке «мотоблоками» называют разные по своему предназначению устройства. Целый ряд производителей и продавцов под мотоблоками понимает мотокультиваторы тяжелого класса, которые в отличие от обычных мотокультиваторов допускают возможность менять навесное оборудование. Однако это оборудование рассчитано только на обработку земли: как правило, в его комплект входят фрезы для вспашки, плуг, окучник (скоба с плугом) для нарезания грядок и окучивания, плуг для выкапывания картофеля, грунтозацепы (металлические колеса с сильно выступающим металлическим «протектором», надеваемые вместо резиновых для предотвращения пробуксовки агрегата на целине или рыхлой почве). Мощность таких мотокультиваторов не превышает 6 л. с. Их вес — до 70 кг, ширина захвата — до 80 см, глубина вспашки за один проход — до 30 см. По мнению специалистов, этот инструмент подойдет для земляных работ на участке площадью не более 25 соток. Притом в случае глинистой и суглинистой почвы вспахать таким агрегатом целину будет весьма проблематично (потребуется до 5–6 проходов). Для операций, не связанных с обработкой земли, он не предназначен.

Полноценный мотоблок отличается от мотокультиватора прежде всего более широким ассортиментом навесного оборудования, что делает его многофункциональным устройством. Конечно же, основная задача мотоблока — обработка земли, для чего его оснащают фрезами для вспашки, окучником (одно- или двухрядным), плугом, плугом для выкапывания картофеля и грунтозацепами. Производительность мотоблока выше, чем мотокультиватора: он может в один проход «поднимать» целину при условии глинистой или суглинистой почвы, притом глубина вспашки составляет 18–35 см. Максимальная ширина обработки земли — 60–90 см в зависимости от модели (к тому же у многих агрегатов эта ширина может уменьшаться с определенным шагом, что позволяет подстроить ее под конкретную задачу). Специалисты рекомендуют мотоблоки для возделывания почвы на территории до 50 соток. Отметим, что в линейке некоторых производителей есть роторный (вращающийся) плуг, обеспечивающий высокую скорость и удобство труда, что актуально для участков большой площади.

В каком случае имеет смысл приобрести мотокультиватор, а в каком — мотоблок?

Первый агрегат предназначен только для культивирования земли с помощью фрез. И хотя некоторые модели допускают использование других насадок, тем не менее эти насадки рассчитаны только на обработку почвы, а, кроме того, из-за малого веса мотокультиватора выполнять им серьезные земляные работы утомительно для оператора.

Мотоблоки — агрегаты с широким спектром навесного оборудования: плугом, окучником, культиватором, снегоуборщиком, щеткой, сено- и газонокосилкой, прицепом и др. То есть служат для решения самых разнообразных задач в течение круглого года. Они тяжелее и мощнее мотокультиваторов, поэтому лучше подходят для вспахивания целины и прочих земляных работ.

Какое навесное оборудование, не связанное с обработкой земли, можно приобрести? Существуют насадки для срезания травы — сегментные (фронтальные) или роторные сенокосилки.

Сегментные — традиционное решение, они представляют собой два полотна с заточенными зубьями, одно из которых имеет собственный привод (конструкция напоминает машинку для стрижки волос). Роторные скашивают растительность за счет закрепленных на раме двух режущих дисков. Эти диски — «плавающие», благодаря чему роторные косилки надежнее сегментных: наехав на препятствие, диски не ломаются (как зубья), а огибают его. К тому же в отличие от сегментной косилки роторная укладывает срезанную траву в ряд, и, чтобы убрать ее, не требуется дополнительного грaбления.

Отметим, что мотоблок с сенокосилкой любого типа не может выступать в роли газонокосилки, поскольку даже незначительная пробуксовка его колеса с направленным протектором способна привести к повреждению газона. Зато такой агрегат прекрасно справляется с грубостебельной растительностью высокой урожайности и может использоваться для скашивания зерновых культур и даже низкорослого кустарника.

Когда мотоблок долго не используется, следует сливать топливо из двигателя: со временем бензин теряет свои свойства, и, если этого не сделать, при запуске мотор будет глохнуть или работать с перебоями

Среди навесных инструментов к мотоблокам — устройства для расчистки снега: лопата (отвал), а также специальный снегоуборщик, имеющий шнекороторный механизм, который захватывает снег и через раструб выбрасывает его на расстояние до 10 м. Как правило, ширина снегозахвата — около 70 см, производительность агрегата — 2500 м²/ч. Для уборки свежевыпавшего снега глубиной до 10 см, а также для очистки территории от мусора предусмотрена другая насадка — щетка шириной 80— 100 см.

Наконец, немаловажный для многих потребителей аксессуар — тележка (прицеп) грузоподъемностью в среднем 300–350 кг, позволяющая перевозить различные грузы. Скорость передвижения машины с тележкой — 10–11 км/ч.

Такова номенклатура дополнительных принадлежностей к большинству моделей мотоблоков. Однако для агрегатов, рассчитанных на профессиональное применение, предусмотрены и другие насадки. Так, для некоторых моделей можно найти измельчитель сучьев, ворошитель сена, специальная фреза, с помощью которой можно за один проход подготовить даже каменистую целину к посадке газона, и др.

Одно из достоинств мотоблоков — большой вес, от 70 до 170 кг с насадкой, благодаря чему нагрузка на руки, плечи и спину оператора меньше, чем при работе с мотокультиватором. Однако это достоинство можно рассматривать и как недостаток, когда появляется необходимость перевезти машину из одного места в другое. Впрочем, 70-килограммовые мотоблоки в собранном виде довольно компактны (у всех моделей съемные или складные рукоятки), так что их можно транспортировать даже на легковых автомобилях.

Отличия между мотоблоками

Мощность мотоблоков — 6–9 л.с. (лишь у отдельных моделей тяжелого класса — до 12 л.с.). Разница незначительна и принципиально не влияет на производительность агрегата. Зато она влияет на его долговечность: чем мощнее двигатель машины, тем дольше она прослужит. На мотоблоки устанавливают преимущественно бензиновые 4-тактные двигатели, работающие на бензине АИ-92 (только некоторые модели тяжелых агрегатов — дизельные).

Основная часть представленных на рынке мотоблоков как иностранного, так и отечественного производства оснащена 4-тактными двигателями внутреннего сгорания с большим моторесурсом от трех изготовителей — BRIGGS & STRATTON (США), ROBIN-SUBARU и HONDA (Япония). Притом при покупке агрегатов многих фирм можно выбирать мощность и марку двигателя.

На всех современных моделях мотоблоков установлены двигатели не с боковым, а с верхним расположением клапанов, которые работают тише и с меньшей вибрацией. Расход бензина зависит от особенностей эксплуатации устройства, но в среднем составляет 1,5–2 л/ч. Принципиальное различие между агрегатами — в типе привода навесного оборудования: он бывает ременным или шестеренчатым, причем последний — с валом отбора мощности. Почти у всех российских и у ряда зарубежных мотоблоков привод первого типа. Однако, по мнению специалистов, он не очень надежный: при высоких эксплуатационных нагрузках ремень может проскальзывать и даже рваться.

Срок службы мотоблока зависит от особенностей его эксплуатации, притом у качественных двигателей наработка до первого отказа — не менее 800–1500 моточасов

Конструкция с валом отбора мощности надежнее, а кроме того, присоединять насадки к валу проще и быстрее, чем к ременному приводу (на мотоблоках некоторых моделей сменить насадку можно за пару минут). Еще одно достоинство механизма с валом — он позволяет навешивать на машину фрезу сзади (со стороны оператора), а не вместо колес, как в агрегатах с ременным приводом. Притом фрезы ряда производителей вращаются в направлении, обратном вращению колес, тем самым упрощая процесс зарывания фрезы в землю и уменьшая нагрузку на спину и плечи пользователя. Между тем некоторые специалисты утверждают, что на практике мотоблоки с ременным приводом за один проход вспахивают землю на большую глубину, чем агрегаты, имеющие вал. Среди различий между мотоблоками — количество скоростей: минимально — одна вперед и одна назад, максимально — пять вперед и две назад. Обычно рукоятки машин можно регулировать по высоте, а иногда — еще и по углу поворота в горизонтальной плоскости.

Что умеет мотоблок: изучаем навесное оборудование

Мотоблок – это универсальный агрегат по обработке земельных участков. С его помощью можно не только вскапывать землю, но и выполнять с десяток других работ с помощью навесного оборудования.

Что умеет мотоблок: изучаем навесное оборудование

Помимо вспашки огорода мотоблок может сеять, окучивать, косить и даже сажать картофель. С помощью чего выполняются эти работы? Мы расскажем, какое существует навесное оборудование для мотоблоков, и что стоит действительно будет полезно приобрести.

Если вы хотите купить себе мотоблок или культиватор, вам помогут наши статьи. Здесь же пойдет речь исключительно о дополнительном оборудовании, которым мотоблок не комплектуется штатно, но которое можно купить за отдельную плату.

Плуги

Плуг — это основной рабочий орган, который применяется для вспашки земельных участков. Помимо стандартного плуга, который обычно идет в комплекте, существует еще несколько видов, которые могут быть полезны при тех или иных видах работ:

Оборотный. Это двухбортный плуг, который может вращаться вокруг своей оси под углом 90° или 180°. У них разное направление отвалов. Во время работы один пашет, а другой находится сверху и.

Плуг Зыкова. Это усовершенствованный вариант стандартного плуга с несколько измененным углом лемешно-отвальной поверхности. Благодаря такой геометрии даже плотная целина лучше распахивает.

Бороны

Бороны предназначаются для доработки того, что сделал плуг, то есть для разбивки комьев земли. Наиболее популярными являются два вида борон:

Зубовые. Данный вид борон представляет собой раму, на которой располагаются заостренные шипы определенной длины и толщины. При бороновании они могут иногда пропускать (не разбивать) плотн.

Дисковые. Навесное оборудование состоит из прямоугольной рамы, с закрепленными на ней восемью или десятью дисками (равное количество с каждой из сторон). Дисковая борона стоит дороже зубо.

Окучники

Это приспособления, предназначенные для окучивания картофеля и других культур, а также для прополки и распашки междурядий. Различают три вида окучников, которые могут навешиваться на мотоблок.

Зубовые. Эти насадки могут быть однорядными и двухрядными. Зубья жестко закрепляются на раме и располагаются четко на оси колес мотоблока. Во время работы зубья пропалывают междурядья, од.

Дисковые. Здесь диски похожего плана, как на дисковой бороне. Такой окучник отлично справляется с сорняком и окидывает землей кусты. Некоторые окучники имеют зазубрины на дисках. Диски с.

Роторные. В отличие от двух предыдущих видов окучников, роторные являются активными, то есть для них не нужна сцепка – они устанавливаются вместо колес мотоблока. Отлично рыхлят землю, ок.

Фрезы

Фреза — это универсальное навесное оборудование, которое может рыхлить и выравнивать землю, перемешивать удобрения и срезать сорняки. Существует два вида фрез для мотоблока:

Саблевидная. Это активная почвофреза, у которой изогнутые заостренные полосы равнонаправленны в разные стороны. По сути она такая же, как у культиватора. Такой фрезой хорошо работать на м.

«Гусиные лапки». Насадка под названием «гусиные лапки» начала применяться относительно недавно. Здесь цельносварная конструкция с ножами, изготовленными по форме треугольника. Благодаря т.

Оборудование для работы с картофелем

Уход за картофелем требует значительных затрат сил и времени. Именно поэтому лучше задействовать дополнительное оборудование в виде следующих насадок:

Картофелесажалка. Этот прибор представляет собой совокупность плуга и картофельного дозатора. Сначала плуг пропахивает небольшую борозду на определенную глубину. Затем из резервуара начин.

Картофелекопалка. Эта насадка представляет собой плуг со стальными прутьями, закрепленный под определенным углом. Во время езды мотоблока плуг подкапывает картофель и выворачивает его нар.

Косилки

Из мотоблока также можно сделать газонокосилку. Для этого понадобиться навесное оборудование в виде косилки. Косилки бывают такими.

Роторные. Роторная косилка представляет собой два или больше режущих диска, закрепленных на штанге. Они просты в обслуживании, хотя срезают траву не так чисто, как сегментные. Для высоких.

Роторные. Роторная косилка представляет собой два или больше режущих диска, закрепленных на штанге. Они просты в обслуживании, хотя срезают траву не так чисто, как сегментные. Для высоких сорняков — отличная вещь.

Сегментные. Такие косилки сложнее по конструкции и дороже в покупке, чем роторные, зато они косят гораздо чище и качественней. Если у вас большая площадь газонной травы, тогда сегме.

Мотопомпы

Мотопомпы предназначаются для полива сельскохозяйственных угодий вблизи водоема. Мотопомпа подключается к валу обора мощности (ВОМ) и выкачивает воду из водоема или резервуара. В среднем мотопомпы могут перекачивать до 40 м 3 воды в час, хотя существуют и более производительные модели. Напор может достигать 6 — 7 метров в зависимости от мощности агрегата. Если вблизи есть водоем, мотопомпа может стать незаменимым прибором.

А какие насадки используете вы чаще всего?

Вот еще пара интересных материалов для владельцев дач и домов:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *