Цветное телевидение кто изобрел

С 1884 до наших дней: история цветного телевидения

С 1884 до наших дней: история цветного телевидения

Наверняка вы слышали или сами рассказывали кому-то о том, что телевизоры не всегда были плоскими и цветными. Мы разобрались, с какого изобретения началось развитие телевидения и как эти устройства стали частью нашей жизни.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.

Пауль Нипков

Пауль Нипков

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых телевизоров в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941, первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания — он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».

Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

Передача «Кукла, Фрэн и Олли»

30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые телевизоры, а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960-х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Когда цветные телевизоры появились в наших домах?

Модель

Модель «Рубин-401»

В СССР цветные телевизоры поступили в серийное производство в 1967 году – это были легендарные «Рубин-401» и «Рубин-714». 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу — п арад на Красной Площади в Москве . Массовое распространение цветные модели получили только к концу 1990-х.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое цветовое пространство. Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Другие направления развития: «умное» телевидение с приложениями ­ Smart TV, IPTV, интерактивное телевидение (iTV), Pay-per-View (Система платных телетрансляций) и Video on Demand (Видео по запросу). Однако производители ТВ-устройств не собираются останавливаться, и это замечательно.

История возникновения и развития телевизоров: 7 фактов

21 декабря признан днем телевидения. Знаменательная дата отмечается во всем мире. С момента возникновения телевизор активно используют для распространения сведений и фактов, формирования идей и ценностей в обществе. Уже несколько поколений людей не представляют себе жизни без голубых экранов. Телевизор – это средство развлечения, ретранслятор новостей и разнообразной информации. Сложно поверить, но история этого поистине величайшего изобретения насчитывает немногим больше столетия.

А современный телевизор купить в Киеве можно воспользовавшись нашим каталогом.

история телевизоров в картинках

1. Предыстория телевизоров — диск с 300 отверстиями

Телевизор – это воплощение давнишней мечты человечества о передаче информации на большие расстояния. В сказках и преданиях каждого народа можно найти упоминания о золотых тарелочках, по которым катается яблочко, волшебных шарах, зеркалах. Человеческая фантазия снова и снова возвращалась к идее передачи информации на дальние расстояния.

Изначально создание телевизоров развивалось в двух направлениях:

Идея создания устройства, которое передает изображение на расстояния, прочно владела умами ученых. Доказательство этого — одновременное открытие возможности передавать картинку двумя великими умами. Изобретатели М. Леблан (француз, светило в области физики) и В. Е. Сойер (американец) совершили этот прорыв с разных концов света, независимо друг от друга. Их изобретение — методика, формирующая изображения и сканирующая их на плоскость — была положена в основу первого телевизора.

Видимо, немец Генрих Герц, посвятивший жизнь исследованиям в области физики, также был почитателем фольклора. Именно он первым в 1887 году открыл возможность электронов высвобождаться под действием электромагнитного излучения и создавать фотоэффект. Спустя год исследователь Александр Столетов подтвердил данное явление.

Другой немец, физик К. Браун, создал уникальную деталь — электронно-лучевую трубку. Она передавала изображение на другие устройства. В 1907 году Б. Розинг подвел теоретическую базу под это открытие, соорудив свою версию трубки, посредством которой получил изображение, правда, пока — статичное. Так, взлет телеиндустрии начался с неподвижной картинки.

Интересный факт: большинство ученых в детстве слыли фантазерами. Чтобы совершить открытие, о нем надо мечтать.

Родоначальниками телевидения считают немецких ученых. Еще в 1884 году Пауль Нипков, один из таковых, создал первую систему телевидения, которая впоследствии легла в основу так называемого механического телевизора. Это был диск, передающий изображение посредством импульсов электричества. В устройстве в спиралевидном порядке содержались отверстия. Напротив устанавливался фотоэлемент, на который попадали лучи, проходя предварительно через плоскость диска. Изобретение носило название «электронного телескопа». Оно использовалось для того, чтобы принимать и передавать телевизионные сигналы.

Диск, передающий сигнал в первых телевизорах, имел 300 отверстий. Транслируя грубую и нечеткую, механическую картинку, он оказался рубежной чертой, разделившей позапрошлое и прошлое столетия.

2. Изобретение механического телевизора — лицо в деталях

механический телевизор

Человек не останавливается на достигнутом. Стремление к совершенству — основа его сущности — становится первопричиной открытий. Великие умы не удовлетворились качеством изображения, и работали над тем, чтобы сказочная тарелочка с золотой каемочкой передавала четкие сигналы. Следующим этапом развития мысли стало высокое качество передачи сигналов. На экране уже можно было различить мелкие подробности, лица людей. Прорыв в области совершил швед Джон Бэрд. Используя ставший к тому времени знаменитый диск Нипкова или «электронный телескоп», как он именовался в патентном документе, ему удалось достичь четкого сигнала.

Хотите знать, кто придумал телевизор? Именно Джон Бэрд первым создал телесистему, которая передавала не просто картинку, а изображение в движении. 1925 год – это та дата, когда было создано устройство.

Достижение инженера стало плацдармом для развития малострочного или механического телевидения. Механические системы занимали главенствующие позиции на рынке телевизоров достаточно долго, вплоть до конца 40-х годов прошлого столетия. Только перешагнув рубеж второй половины ХХ века, человечество перешло на телевизоры электронного типа.

В СССР механические устройства были распространены более длительное время. Их окончательно заменили на электронные телесистемы только после окончания Второй мировой войны.

3. Популяризация телевидения, формирование масс

у начала телевизоров

Телевизор не сразу стал популярным. Да, сегодня каналы и передачи удовлетворяют любопытство пользователей, но в начале прошлого столетия все было по-другому. У людей не было средств на покупку, у магазина — ассортимента, а у телевизионных аппаратов — соответствующего качества.

Первые фильмы были о движении локомотивов, работе представителей различных профессий. Как только стало возможным массовое производство телевизоров, активно стала развиваться телеиндустрия – создавали телешоу, снимали художественное кино.

Информационные средства не остались незамеченными государственной машиной. Телевизор стали активно формировать массовое сознание граждан. Регулярное телевещание впервые появилось в 1936 году в Великобритании, немного позже – в Германии. Движущаяся картинка в сочетании со звуком возымела гораздо больший эффект, чем книги и радио вместе взятые. Развитие телевидения стало началом формирования массовой культуры, какой мы ее видим ныне.

4. Электронный телевизор — 5 дюймов прорыва

электронный телевизор

Механические телевизоры изначально не давали достойного качества изображения, обладали ограниченным ресурсом развития и совершенствования. Вот почему японским и американским физикам и инженерам приходилось прибегнуть к электронным средствам.

В 1933 году опыты по созданию электронных телевизоров увенчались успехом. Прорыв совершил американский ученый, выходец из СССР, Владимир Зворыкин. Исследователь изобрел катодную трубку, которая вплоть до недавнего времени была обязательной частью всех телевизоров. Всего три года понадобилось ученому, чтобы создать на основании собственного изобретения первый электронный телевизор, который можно использовать вне лабораторных условий. С этого момента берет начало массовое телевидение.

Американская лаборатория RCA В 1939 году презентовала миру первый аппарат, созданный специально для использования в быту. Это была модель RCS TT-5. Любители просмотра телепередач, привыкшие смотреть любимые шоу с плоских экранов, висящих на стене, словно картина, были бы немало удивлены, увидев этот громоздкий прибор, напоминающий деревянный ящик. Экран при этом был небольшим, как у современного телефона средних размеров — 5 дюймов. В это сложно поверить пользователям, привыкшим к широкоформатным телевизорам с беспроводными интерфейсами.

Стремление к совершенству не позволило исследователям почить на лаврах. В 1960 году радиолампы были низвергнуты, уступив место полупроводникам. С того времени телевизоры стали весьма востребованным товаром. Ведущие фирмы-производители трудились над созданием совершенных модификаций. Для передачи сигнала были задействованы микросхемы. Современные же технологии позволили заключить необходимые для работы элементы в единственной микросхеме.

телевизор на микросхемах

Телевизор перестал быть «ящиком» и стал картинкой. С каждым днем темпы развития набирают обороты, открывают перед пользователями новые возможности. Аналоговое телевидение практически полностью исчерпало себя. Ему на смену приходит спутниковое и цифровое телевидение.

5. Телевидение в СССР — все началось с Б-2

Первый телевизор на территории СССР собрали в 1932 году. Механическая модификация именовалась Б-2. В это же время начинает проводиться опытный телесеанс. Постоянный телецентр появился в 1937 году. Изначально его использовали в опытных целях. Эксперименты окончились через 2 года, в 1939 года телевещание приобрело регулярный характер. В период Второй мировой войны развитие телевидения, как и само телевещание, было прервано. Телецентр снова начал вещание к концу второй мировой войны.

Рождение электронной модели популярного телевизора КВН 49 датируется 1949 годом. Устройство имело экран с небольшой диагональю. Для работы устройства применялась линза, куда заливали дистиллят. Конструкция аппарата совершенствовалась, хотя до моделей даже 2016 года ей было далеко.

Цветное телевидение — изобретение Ованеса Адамяна

Цветное телевидение — изобретение Ованеса Адамяна

Ованес Адамян — инженер и изобретатель, автор более чем двадцати запатентованных изобретений. Самое известное из них — первая в мире система цветного телевидения.

Ованес Адамян ǁ armeniadiscovery.com

Ованес Адамян ǁ armeniadiscovery.com

Адамян родился в 1879 году в семье бакинских армян, купцов-нефтепромышленников. После окончания школы в 1899-м Ованес поступил в Мюнхенский университет, но учился там всего один семестр и в том же году переехал в Швейцарию, где начал учиться на химическом отделении философского факультета Цюрихского университета.

В 1901 году Адамян снова переехал в Германию, поступил в Берлинский университет и, окончив его, получил диплом инженера-электрика. Отучившись на инженера во Франции, Швейцарии и Германии, он стал работать над собственными изобретениями.

В результате долгих экспериментов в 1907 году Адамян изобрел первое в мире цветное изображение на экране, патент на которое получил 31 марта 1908 года в Германии, а чуть позже и в Великобритании. Ованес Адамян стал первым инженером, применившим в технике цветного телевидения последовательный прием и передачу цветовых полей на основе оптической и механической систем развертки изображения.

Патент, выданный Ованесу Адамяну в Германии ǁ wikipedia.org

Патент, выданный Ованесу Адамяну в Германии ǁ wikipedia.org

В 1913 году Ованес Адамян переехал из Германии в Санкт-Петербург, создал там собственную лабораторию и в 1925 году получил уже трехцветное изображение на экране под названием «эратес» (herates — с армянского переводится как «дальнозоркий» или «дальновидец»). Хотя в этот период полноценный прототип еще не был собран, открытый Адамяном принцип трехцветного телевидения в конечном счете был использован в процессе создания цветного телевидения, которое впервые было продемонстрировано в Лондоне в 1928 году. Адамян запатентовал трехцветную технологию в Германии, России, Франции и Англии.

Ованес Адамян во время опыта с механической передачей цвета ǁ wikipedia.org

Ованес Адамян во время опыта с механической передачей цвета ǁ wikipedia.org

В 1930 году Адамян вновь удивил мир: он осуществил прием первой фото-радиограммы по своей системе между Москвой и Ленинградом.

Ованес Адамян скончался в Ленинграде в 1932 году. Тело изобретателя было захоронено на местном армянском кладбище, но в 1970 году его останки были перезахоронены в Армении, в Ереванском пантеоне имени Комитаса, где покоится множество видных армянских деятелей.

Первый канал Джонни Бэрда. Как создавалось цветное телевидение

Джон Бэрд.

13 августа 1928 года странный шотландец, имевший репутацию чудака, возился с совершенно непонятными, по мнению собравшихся на «особую демонстрацию» граждан, приспособлениями. Это была конструкция, которая основывалась на диске со специальным (очень маленьким) окошечком, в которое предполагалось смотреть. Мужчине в этот день исполнялось 40 лет, но мысли его были заняты исключительно приспособлением. Оно сработало, как и задумал автор. Собравшиеся смогли кое-как разглядеть что-то крохотное (с почтовую марку) и размытое. Современные люди без разъяснений даже не поняли бы, что это такое. Но в 1928 году это была сенсация. В свой юбилей шотландский инженер Джон Лоуги Бэрд впервые в мире продемонстрировал цветное телевизионное изображение. Созданное им (теперь уже неизвестное большинству людей) «механическое телевидение» было сигналом того, что мир снова изменился.

Фамилия Бэрда в контексте изобретения телевизора вспоминается редко, уступая, разумеется, куда более известным Зворыкину и Фарнсуорту. Однако то, что делал этот шотландец в эпоху, когда за разговоры о передаче изображения на расстоянии считали сумасшедшим, было серьезным вкладом в технический прогресс.

Бэрд сочетал в себе черты разных типажей: «сумасшедшего профессора» и «гения, опередившего время». И еще он сочетал фанатичное упорство с катастрофическим невезением.

Обучаясь в Университете Глазго, Бэрд запланировал получение ученой степени. Не повезло: началась Первая мировая война. Движимый патриотизмом британец записался в армию добровольцем. Не повезло: по состоянию здоровья отказали в отправке в строевые части и послали заниматься снабжением. После войны Бэрд вернулся к инженерии. Пытался найти способ создавать алмазы из графита. Не повезло: спровоцировал короткое замыкание в университетской электросети. Пробовал создать стеклянный бритвенный станок и, разумеется, разбил первый же полученный экземпляр. Но и это были цветочки. Когда Бэрд заинтересовался передачей изображения на расстоянии, он получил разряд в 2000 вольт и едва не погиб.

Джон Бэрд и его механический телевизионный аппарат.

Но все же не погиб и продолжил заниматься тем, что мы сегодня именуем телевидением. Как это часто бывает с прогрессивными разработками, работами в этом направлении занимались многие специалисты в разных странах. Немец Пауль Нипков, поляк Ян Щепанек, советские инженеры Ованес Адамян и Александр Полумордвинов. Бэрд работы коллег изучал очень внимательно. Например, у Полумордвинова он выкупил патент на его вариант системы передачи и воспроизведения изображений в цвете. У Нипкова заимствовал механические диски с тем самым «маленьким смотровым окошечком». Изучил устройство изобретенного Щепанеком «телектроскопа», во многом скопировал схему работы системы Адамяна. Свести все это воедино и довести до нужного результата и было целью Бэрда. Он неустанно собирал свое изобретение, используя даже такие легендарные телевизионные запчасти, как старая коробка из-под шляпы, ножницы, велосипедные линзы, сундучок для хранения листового чая и воск.

7 мая было с 1945 года объявлено Днём Радио в СССР.

В итоге шотландец собрал устройство, основанное на всех этих (и своих собственных) разработках. В основе стояли «диски Нипкова», имевшие отверстия в строго определенных местах. В чем-то можно было сравнить их с перфокартой. В одном месте был установлен диск с объективом: он проецировал изображение, которое, благодаря отверстиям в каждой строке, отображалось определенным оттенком серого. Сигнал по проводам (фактически —телефонным) передавался на диск, стоявший в другом месте, у которого было «смотрительное окошечко». Этот диск, быстро вращаясь, построчно воспроизводил изображение. Это было размыто, почти непонятно и очень инновационно.

Джон Бэрд демонстрирует своё изобртение.

В феврале 1924 года Бэрд устраивает демонстрацию, на которой его изобретение передает силуэты предметов в разных оттенках серого. В октябре 1925 года он передает первое черно-серое изображение лица. Правда, это был не человек, а кукла чревовещателя. Вдохновленный Бэрд хватает буквально первого попавшегося человека и сажает его перед объективом. Первым попался простой курьер по имени Эдвард Тэйнтон: именно он стал человеком, впервые в мире продемонстрированным по «телевидению».

Первая известная фотография изображения, воспроизведённого устройством Бэрда, примерно 1926 год.

Вот с чем у Бэрда были откровенные проблемы, так это с продвижением своего изобретения. Главный рупор СМИ он, собственно, тогда еще изобретал. А вот СМИ традиционные еще предстояло заинтересовать. Однажды, придя в редакцию Daily Express с рассказом о своих успехах, он вызвал небольшой переполох. Редактор предположил, что этот чудак, «бормочущий о радио, которое показывает лица», сумасшедший и, наверное, даже вооружен. В попытках привлечь внимание Бэрд даже исхитрился организовать демонстрацию технической новинки репортерам The Times. Он довел частоту сканирования картинки до 12 изображений в секунду. Все это срабатывало: Бэрд не только имел возможность работать, он даже основал собственную компанию Baird Television Development Company. Сейчас такую никто не помнит, но именно она впервые передала телесигнал из Лондона в Нью-Йорк и даже положила начало программам компании BBC.

13 августа, в день сорокалетия, Бэрд достиг вершины своих изысканий. Той самой демонстрации цветного изображения. В объективе он установил фильтр, пропускающий только один из основных цветов (красный, зеленый, синий). В «принимающих» дисках Нипкова были установлены лампы такого же цвета. Это был успех.

В эпоху плоских LED-дисплеев полузабытое «механическое телевидение» выглядит странной фантазией прошлого, занимая место где-то между самолетами на паровом двигателе и дирижаблями. Но значение изысканий этих ученых (и конкретно Бэрда) сложно переоценить: человечество пробовало и ошибалось, причем анализ ошибок был крайне важен для оценки правильных предположений.

Изобретения российских ученых славятся во всем мире.

Во временем выяснилось, что будущее за системами, продвигаемыми Зворыкиным и Фарнсуортом, когда изображение формируется на специальном экране подаваемыми на него электронными лучами. Именно приборы, работающие по такой схеме, мы знаем как «телевизоры». Но Бэрд оценил и это направление. Более того, он был изобретателем и в этой отрасли. Именно Бэрд демонстрировал публике цветное телевидение, основанное на лучевой трубке, в 1934 году. Именно он в 1944 году (за два года до смерти) показал широкой публике первый полностью цветной экран.

И именно «странный шотландец» 90 лет назад впервые в мире показал цветное изображение, переданное на расстоянии, в очередной раз навсегда изменив мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *