Электроснабжение Москвы
Для стабильной жизни нашего мегаполиса необходима энергия, равная 100 млн. кВт\час в сутки, а в год это составляет около 38 млрд. кВт\часов. Кто и что обеспечивает Москву электроэнергией? На Раушской набережной находится ГЭС №1 (самая старая электростанция столицы), которая не только является памятником по охраной Юнеско, но и вырабатывает электроэнергию для снабжения Государственной Думы, Кремля, Лубянской площади и метрополитена. Номинальная мощность станции — 86 МВт. Станция была построена по указу императора Александра III для подключения электричества к первым трамваям. За 114 лет существования ГЭС-1 её мощность возросла в 10 раз.
Основным источником электроснабжения Москвы являются ТЭЦ, в количестве 15 единиц.
Ещё одной особенностью электроснабжения Москвы — является Московское энергетическое кольцо образовано высоковольтными линиями электропередачи (напряжение 500 кВ) и группой мощнейших подстанций (ПС), расположенных как в черте города, так и в Московской области. Основная задача этих узловых подстанций — понижение напряжения с 500 до 220 и 110 кВ и передача его на узловые распределительные подстанции.
Двести двадцать тысяч вольт: как работают электросети Москвы
Мне удалось побывать на высоковольтной подстанции и в центре управления электрическими сетями Москвы.
Высоковольтная подстанция 220/20 КВ Абрамово расположена на Окружной улице.
Такая подстанция — третий этап в доставке электроэнергии до потребителя:
- Электростанция вырабатывает напряжение 500 или 750 киловольт.
- Первая высоковольтная подстанция преобразует его в 220 киловольт.
- Вторая высоковольтная подстанция преобразует 220 в 20 киловольт.
- Небольшие подстанции преобразуют 20 в 10 или 6 киловольт.
- Трансформаторные будки во дворах преобразуют 6 или 10 киловольт в 230 вольт.
Такие высокие напряжения нужны для передачи очень большой электрической мощности по относительно тонким проводам (чем больше напряжение, тем тоньше провод при той же мощности).
Напряжение 220 киловольт подводится к подстанции кабелями с изоляцией из сшитого полиэтилена. Каждая фаза — отдельный кабель диаметром 125 мм. Эти кабели прокладываются под землёй. Вот так выглядит 220-киловольтный ввод.
Запас напряжения. Как работает энергетическая система Москвы
Московскими часами, уличными фонарями, подсветкой зданий и праздничной иллюминацией управляют из одного центра ‒ с подстанции «Абрамово».
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
Аномальный снегопад в начале февраля создал проблемы пешеходам и автомобилистам, но не оставил столицу без света.
Энергосети выдержали стихию. Хотя, по словам генерального директора АО «Объединенная электрическая компания» Андрея Майорова, обрывы проводов были в ТиНАО.
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко/гендиректор АО «ОЭК» Андрей Майоров
«Отключений потребителей, относящихся к нашей компании, было немного. Обильный снегопад создавал трудности, но мы достаточно оперативно направили туда генераторные установки и бригады для восстановления электроснабжения. С каждой ситуацией они справлялись за полтора часа», ‒ отметил Андрей Майоров.
Пункт наблюдения
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
Полтора часа ‒ для столичных электриков сейчас стандартное время устранения аварийных ситуаций на линиях электропередач. Это достижение последних лет после реформирования электросетевого хозяйства Москвы, создания городской энергетической компании АО «Объединенная энергетическая компания» (АО «ОЭК») и организации единого диспетчерского центра управления электросетями.
Диспетчерский центр, размещенный на территории подстанции «Абрамово», оснащен видеостеной, на которой отображается информация о работе оборудования электроподстанций и распределительных сетей АО «ОЭК». Сюда же поступают заявки об авариях на линии.
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
«На монитор диспетчеру поступает заявка. В режиме реального времени он видит, куда отправить ремонтную бригаду и дизель-генераторную установку, чтобы обеспечить электричеством потребителей на время ремонтных работ. Подготовка к ремонту ‒ длительный процесс. Нужно вывести ремонтооборудование, подготовить рабочее место, допустить персонал к работе, потому что напряжение очень опасно для жизни. Вся операция занимает полтора часа», – рассказал заместитель технического директора по оперативной работе (АО «ОЭК») Андрей Бычков.
По его словам, ежедневно диспетчеру поступает в среднем 16 заявок на работы, а в распоряжении ‒ три ремонтные бригады в каждом районе.
Управление светом
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
Тысячи фонарей загораются вечером в мегаполисе в одно и то же время. Команду на включение дает диспетчер отсюда – из центра оперативно-технологического управления энергообъектами Москвы.
Строгого времени включения уличного освещения нет: фонари загораются в разное время в зависимости от погоды.
Точное время
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
Подвластны диспетчерам и все уличные часы. По городу развешено 1,1 тысячи часов. Нередко они сбиваются, показывают неправильное время или останавливаются. Исправить работу часов может любой пешеход, обнаруживший сломанные часы. «Необходимо связаться с диспетчером, оставить заявку, диспетчер тут же отправляет бригаду на ремонт сломанных часов, и часы починят», – говорит Сергей Ильин.
Обслуживают специалисты АО «ОЭК» также архитектурно-художественную подсветку, гирлянды на фасадах зданий и праздничную иллюминацию.
Воспитание профессионала
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
В центре следят за работой электросетей круглосуточно, а смена диспетчера длится 12 часов. Кстати, диспетчеры в компании АО «ОЭК» доморощенные. Как рассказал заместитель технического директора по оперативной работе АО «ОЭК» Андрей Бычков, для работы в сфере электрохозяйства их не готовит ни один институт.
«Ребята приходят снизу, начиная с монтеров, затем становятся мастерами, а после приходят сюда. Готовят их по специальной программе от 8 до 12 месяцев. Каждый месяц проходят инструктажи, тренируются ежеквартально, при этом им устраивают внеплановые тренировки и каждый год экзамен», – рассказал Андрей Бычков.
Профицит электричества
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
Рядом со зданием диспетчерского центра управления электросетями находится подстанция «Абрамово». Ее построили в 2011 году, чтобы устранить дефицит электроэнергии в Восточном округе Москвы, а также в районах Богородское и Соколиная Гора.
Электроэнергией с подстанции питаются часть МЦК, здание Московского окружного суда, стадион «Локомотив», жилой комплекс на улице Мироновской. А недавно электропитание получила строящаяся станция метро «Стромынка», которая будет расположена на Большой кольцевой линии.
При этом «Абрамово» не загружена на 100%. По словам начальника восточной группы подстанций АО «ОЭК» Павла Филимонова, запас у подстанции есть, примерно 15%, и к ней будут подключать строящиеся дома и предприятия Восточного округа.
Коллапс исключен
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко/Распределитель электричества
Подстанция оснащена современным, надежным оборудованием. «Оно максимально защищено от воздействия окружающей среды, экологично, противопожарно и бесшумно», ‒ пояснил Павел Филимонов. Новейшее комплектное распределительное устройство с элегазовой изоляцией (КРУЭ) на 220 киловольт принимает ток напряжением 220 киловольт с ТЭЦ и распределяет его в трансформаторы, понижающие напряжение с 220 до 20 кВ. Таких трансформаторов в «Абрамово» три. От перегрева их охлаждают трансформаторным маслом.
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко/Трансформатор
Трансформаторы гарантированно защищены от возгораний. Сотрудники АО «ОЭК» убеждены, что отключения электричества в Москве, которое произошло 25 мая 2005 года после пожара на подстанции «Чагино», больше не повторится, а созданная система распределительных пунктов и трансформаторных подстанций обеспечит электричеством всех потребителей мегаполиса.
Под напряжением
Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
Сейчас в городе работает 26 высоковольтных питающих центров, подобных «Абрамово». Они входят в АО «ОЭК». Отсюда электричество поступает на 3,4 тысячи трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, которые передают электроэнергию предприятиям и в дома горожан по 36 тысячам километров электропроводов.
Самая молодая подстанция, которую построили в Москве, ‒ «Берсеневская». Она начала работать в 2016 году. Подстанция обеспечивает электроэнергией потребителей в Центральном, Западном, Юго-Западном округах Москвы. Среди объектов, питающихся от нее, ‒ храм Христа Спасителя, дом на набережной, кинотеатр «Ударник», Театр эстрады, здание бывшей фабрики «Красный Октябрь», Государственная Третьяковская галерея и Российская государственная библиотека.
Главное
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. © АО «Москва Медиа».
Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru. Тел.: +7 (495) 009-12-89
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
В сетевом издании могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации как экстремистская.
Как устроена электроснабжение москвы
МОСКВА, 21 сен — РИА Недвижимость. Современная жизнь немыслима без радио и телевидения, всевозможных приборов и машин — огромной технологической инфраструктуры, работающей на электрическом токе. А вот в конце XIX века электричество воспринималось как волшебство. С историей энергоснабжения столицы сайт «РИА Недвижимость» ознакомился в Музее Мосэнерго и энергетики Москвы.
Первые шаги
До конца XIX века централизованной системы электрического освещения в Москве, как и в других российских городах, не существовало. Яркая электрическая иллюминация освещала Москву лишь во время торжественных мероприятий.
Так, в 1883 году по случаю коронации Александра III городская управа решила устроить иллюминацию Кремля. Башни и стены озарились «большими и малыми солнцами», а аллеи Александровского сада украсили цветными фонариками. Эффект превзошел все ожидания, позже император поручил провести ряд работ по освещению Зимнего дворца и Невского проспекта в Петербурге.
Главными героями энергетической сцены Петербурга и Москвы в те годы были немецкие предприниматели и изобретатели — братья Вернер и Карл Сименс, занимавшиеся прокладкой телеграфных линий. В 1883 году они скупили всю электрическую сеть и фонари, установленные товариществом «Электротехник» на Невском проспекте, и организовали электрическое освещение центральных улиц тогдашней столицы. В 1886 году в Санкт-Петербурге при активном участии фирмы «Сименс и Гальске» было учреждено акционерное «Общество электрического освещения». Устав общества был утвержден самим императором. Документ позволял «как производить электроэнергию, транспортировать ее, так и реализовывать».
Деятельность общества в Москве началась с заключения договора с городской управой, согласно которому ему предоставлялось право прокладывать по улицам подземные электрические провода. 31 июля 1887 года правление «Общества электрического освещения» заключило первый контракт на освещение частного владения в Москве — Пассажа госпожи Постниковой на Тверской улице (сегодня в этом здании расположен Театр Ермоловой). Именно эту дату принято считать днем рождения Мосэнерго.
«Чтобы обслужить всего одно домовладение, во дворе было установлено оборудование, вырабатывающее электроэнергию. Для горожан ярко освещенный Пассаж стал настоящим чудом», — рассказывает руководитель музейной группы ПАО «Мосэнерго» Елена Кошелева.
Световая реакция
После успешной демонстрации эффективности своей работы «Общество электрического освещения» начинает масштабный прием заявок на электрификацию. В 1888 году на углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки строится первая центральная электростанция Москвы — Георгиевская (сегодня в этом здании находится Новый Манеж).
Мощность станции составляла всего 100 киловатт. Низкое напряжение позволяло снабжать электроэнергией лишь ограниченный район, радиус которого не превышал одного километра. Ток от Георгиевской электростанции шел в основном на освещение Кузнецкого моста.
Со временем спрос на электроэнергию превысил возможности станции. В сентябре 1895 года «Общество электрического освещения» получило от Московской городской управы концессию на электроснабжение Москвы сроком на 50 лет и приступило к проектированию новой электростанции — Раушской. К 1 ноября 1896 года были собраны заявки от абонентов, желающих подключиться к новой станции. Согласно этим заявкам, должно было быть подключено почти 23,5 тысяч лампочек. Самая большая заявка была от Храма Христа Спасителя — 3 350 штук.
Старейшие и грандиозные электростанции
«Электростанция на Раушской набережной, сегодня известная как ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича и отметившая в 2017 году 120-летие, строилась по самым „новомодным“ стандартам. Расположение на берегу реки позволило решить вопрос с водой, необходимой для ее работы. Система водоснабжения была абсолютно грандиозной даже для такого города, как Москва», — отмечает Кошелева.
Мощность всех станционных водоснабжений позволяла довести подачу воды до 30 тысяч тонн или 2,4 миллиона ведер в час, что было в два раза больше, чем подача воды во всех московских водопроводах. В многочисленных трансформаторах, разбросанных по всему городу, ток трансформировался на 120 ватт и доставлялся абонентам. Это позволило увеличить радиус обслуживания до 5 километров и снабжать потребителей электроэнергией не только для освещения, но и для производственных нужд.
В начале ХХ века в Москве началось бурное развитие нового вида транспорта — электрического трамвая. Со временем электрические трамвайные линии стали потреблять большую часть электроэнергии, вырабатываемой Раушской электростанцией. Для ее разгрузки в 1907 году у Малого Каменного моста была построена электростанция Трамвайная, в будущем известная как ГЭС-2. Несколько лет назад она была она выведена из эксплуатации, в историческом здании электростанции будет размещен музейно-образовательный комплекс современного искусства.
В начале XX века начала формироваться принципиально новая городская система энергоснабжения. К 1910 году кабельная сеть охватывала уже весь центр Москвы.
Электрификации и теплофикации — быть
В начале XX века московская энергетика в основном работала на дорогом привозном топливе — бакинском мазуте. Идея строительства электрической станции, работающей на местном топливе — подмосковном торфе — принадлежала выдающемуся инженеру-новатору Роберту Классону.
12 марта 1914 года станция Электропередача (сегодня ГРЭС-3 имени Классона в подмосковном Электрогорске) дала первый ток. От электростанции Электропередача была построена первая в России линия электропередачи (ЛЭП) напряжением 70 киловатт и протяженностью 71 километр. Так началось создание московской энергетической системы. 13 августа 1915 года ток с торфяной электростанции стал поступать в Москву.
В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа директор ГРЭС-3 Глеб Кржижановский определил главные направления энергостроительства в России, которые спустя пять лет легли в основу плана ГОЭЛРО.
Ими стали: массовое возведение государственных районных электростанций; использование для работы электростанций местных видов топлива; развитие гидроэнергетики; строительство и объединение на параллельную работу всех линий электропередачи; электрификация промышленности России.
«ГОЭЛРО — первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации страны, разработанный в 1920 году. В декабре 1920 года план ГОЭЛРО представили в Большом театре. В разработке плана принимали активное участие московские энергетики. В последующие 15 лет показатели реализации плана ГОЭЛРО превысили ожидаемые почти вдвое. В Москве в соответствии с планом построили Шатурскую и Каширскую электростанции, реконструировали ГЭС-1 и ГЭС-2», — рассказывает Елена Кошелева. Параллельно с реализацией плана ГОЭЛРО Москва вступала в эпоху теплофикации. Впервые пар из отбора турбины экспериментальной ТЭЦ ВТИ был отпущен потребителям — заводам «Динамо» и «Парострой» — в 1928 году.
Система теплоснабжения столицы формировалась постепенно, и на первых порах этот процесс шел очень непросто. Трубы гнули прямо на улицах города. Сначала тепловые сети строили только внутри Садового кольца, теплофицируя здания центра города. В 1930-х годах в Москве были введены первые магистрали централизованного теплоснабжения. Они протянулись от Раушской электростанции к площади Свердлова (нынешняя Театральная площадь) с подключением Большого и Малого театров. Теплофикация шла полным ходом вплоть до 1940-х годов, пока не началась Великая Отечественная война.
Свет в борьбе за жизнь
Война началась в воскресенье — у энергетиков был день ремонтов. В ночь на 22 июня 1941 года диспетчер Мосэнерго передал распоряжение на московские энергопредприятия: «Немедленно развернуть работу по мобплану…». В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Работники столичной энергосистемы наравне с другими москвичами уходили на фронт. В «Книге памяти» Мосэнерго, изданной в 2017 году, собраны сведения о 3152 работниках предприятия, призванных на фронт в 1941–1945 годах. Из них 1700 — погибли.
«Основной задачей Мосэнерго стала бесперебойная подача электричества и тепла предприятиям и жителям столицы. Сотрудники работали на станциях по 12 часов, а ночью тушили зажигательные бомбы на крышах домов», — говорит руководитель музейной группы Мосэнерго.
К декабрю 1941 года более половины московских энергомощностей и оборудования промышленных предприятий были эвакуированы. В пустующих помещениях оборудовались ремонтные мастерские, цеха по изготовлению и производству оружия и боеприпасов. Освободившиеся на электростанциях площади использовали для ремонта военной техники. Так, в цехах ТЭЦ-12 был организован ремонт танков. На всех предприятиях в механических мастерских изготавливались детали для «Катюш».
Одним из выдающихся военно-инженерных достижений в годы Великой Отечественной войны стало строительство в 1941 году под Москвой системы электрозаграждений, в котором принимали участие специалисты Мосэнерго. Электрозаграждения представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки, при этом один из рядов был под напряжением. Подземные подстанции получали напряжение от высоковольтной сети Мосэнерго и, в свою очередь, питали подвешенные на изоляторах оголенные провода. Работы по строительству электрозаграждений завершились в конце октября 1941 года.
Заметным событием во время Великой Отечественной войны стала разработка инженерами Мосэнерго уникальной технологии по изготовлению энергопоездов. В 1942 году по приказу Наркомата электростанций в Мосэнерго были смонтированы семь передвижных электростанций на железнодорожном ходу. Энергопоезда отправляли в районы, освобожденные от немецких войск, для ведения восстановительных работ.
Одним из первых послевоенных достижений энергетиков Москвы стал переход старейших электростанций столицы на новое базовое топливо — природный газ. Крупномасштабный перевод столичных ТЭЦ на газ произошел в 1960-е годы, что внесло значительный вклад в улучшение экологической обстановки в городе.
В конце 1940-х годов осуществлена связь Московской энергосистемы с Ивановской, Ярославской и Горьковской энергосистемами. В 1956 году, с вводом высоковольтной линии из Куйбышева (сегодня — Самара) в Москву, было создано первое звено Единой энергосистемы Европейской части страны.
В 1950 году была введена ТЭЦ-17 в подмосковном городе Ступино, в 1952 году — ТЭЦ-20 на юго-западе Москвы, а в 1955 году — ТЭЦ-16 на северо-западе столицы.
С 1960 по 1966 год активно велось проектирование и строительство новой группы мощных ТЭЦ, расположенных рядом с Московской кольцевой автомобильной дорогой (ТЭЦ-21, 22, 23).
Начиная с 1970-х годов на этих электростанциях «Мосэнерго» устанавливались теплофикационные турбины Т-250, ставшие основными источниками в структуре теплоснабжения столицы. Строительство энергомощностей не прекращалось даже в 1990-е годы — в середине десятилетия был введен в эксплуатацию первый энергоблок ТЭЦ-27, ставшей самой экологически чистой тепловой электростанцией России.
Следуя девизу
В 2005 году в ходе реформирования российской электроэнергетики ОАО «Мосэнерго» — крупнейшая на тот момент вертикально-интегрированная региональная энергетическая компания России — было разделено на 14 самостоятельных компаний по видам деятельности: генерация, передача электроэнергии, сбыт, энергоремонт и другие. Мосэнерго сохранило за собой производство электроэнергии и тепла, сосредоточившись на развитии генерации.
Сегодня Мосэнерго по праву носит звание лидера энергетической отрасли России. Компания обеспечивает более 60% потребностей московского региона в электрической энергии и производит около 90% тепловой энергии, потребляемой в столице. В составе компании работают 15 электростанций в Москве и Подмосковье, оборудование на которых постоянно модернизируется.
В 2007–2015 годах на электростанциях Мосэнерго введено девять новых объектов генерации, в том числе семь парогазовых энергоблоков на ТЭЦ-12, ТЭЦ-16, ТЭЦ-20, ТЭЦ-21, ТЭЦ-26 и ТЭЦ-27 общей мощностью 2,9 гигаватт (более 22% от общей установленной мощности компании). Это позволило не только повысить эффективность производственной деятельности Мосэнерго, но и улучшить экологические показатели, снизить вредные выбросы в атмосферу.
«Девиз Мосэнерго — „к свету, теплу и чистому воздуху“. Компания с богатой историей, в прошлом году отметившая 130-летие, продолжает динамично развиваться, в ежедневном режиме реализуя свою главную задачу — надежное обеспечение миллионов жителей Москвы и Подмосковья электроэнергией и теплом», — заключает Кошелева.