3. Закономерности динамики работоспособности
Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические функции, психику, производительность труда.
Проблемами приспособления производственной среды к возможностям Эргономика использует рекомендации таких наук, как биология, психология, физиология, гигиена труда, химия, физика, математика, кибернетика и др. Роль эргономики с каждым годом возрастает, особенно в период внедрения механизации и автоматизации технологических процессов.
Для оценки качества производственной среды используются следующие эргономические показатели :
— гигиенические — уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность, шум, радиация, вибрация и др.;
— антропометрические — соответствие изделий антропометрическим свойствам человека (размеры, форма). Эта группа показателей должна обеспечивать рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки и т. д., предохранять человека от быстрого утомления;
— физиологические — определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной информации, поступающей через органы чувств;
— психологические—соответствие изделия психологическим особенностям человека. Психологические показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации.
Физиологические изменения в организме при работе.
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.
В результате сложных химико-биологических процессов энергия, получаемая в результате расщепления углеводов, используется для выполнения механической работы. При этом количество кислорода, расходуемое на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить показателем интенсивности выполняемой физической работы.
В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма. Например, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловливаемый как учащением, так и углублением дыхания, причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание.
Общие характеристики анализаторов. Целесообразная и безопасная деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о характеристиках внешней среды и внутренних системах организма. Этот процесс осуществляется с помощью анализаторов — подсистем центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающих прием и первичный анализ информационных сигналов. Информация, поступающая через анализаторы, называется сенсорной (от лат. sensus — чувство, ощущение), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорным восприятием.
Рис. 1. Функциональная схема анализатора
Центральной частью анализатора является некоторая зона в коре головного мозга. Периферическая часть — рецепторы — находится на поверхности тела для приема внешней информации либо размещена во внутренних системах и органах для восприятия информации об их состоянии (внешние рецепторы в обычной речи называют органами чувств). Проводящие нервные пути соединяют рецепторы с соответствующими зонами мозга.
В зависимости от специфики принимаемых сигналов различают следующие анализаторы:
Внешние — зрительный (рецептор — глаз); слуховой (рецептор — ухо); тактильный, болевой, температурный (рецепторы кожи); обонятельный (рецептор в носовой полости); вкусовой (рецепторы на поверхности языка и неба).
Внутренние — анализатор давления; кинестетический (рецепторы в мышцах и сухожилиях); вестибулярный (рецептор в полости уха); специальные, расположенные во внутренних органах и полостях тела.
Функционирование разных анализаторов существенно изменяется под влиянием неблагоприятных для человека условий. Низке и высокие температуры, вибрации, перегрузки, невесомость, слишком интенсивные потоки информации, ведущие к дефициту времени, и ее недостаток, утомление, вызванное длительной работой или неблагоприятными условиями, состояние стресса — все эти факторы вызывают различные изменения характеристик анализаторов.
Характеристика зрительного анализатора. В процессе деятельности человек до 90 % всей информации получает через зрительный анализатор. Прием и анализ информации происходит в световом диапазоне (380—760 нм) электромагнитных волн. Цветовые ощущения вызываются действием световых волн, имеющих различную длину. Приблизительные границы длин и соответствующие им ощущения показаны на рис. 2.
Рис. 2. Спектральная чувствительность глаза
Глаз различает семь основных цветов и более сотни их оттенков. Наибольшая чувствительность в условиях обычного дневного освещения достигается при длине волн 554 нм (в желто-зеленой части спектра) и убывает в обе стороны от этого значения.
Характеристика слухового анализатора. С помощью звуковых сигналов человек получает до 10 % информации.
Характерными особенностями слухового анализатора являются:
— способность быть готовым к приему информации в любой момент времени;
— способность воспринимать звуки в широком диапазоне частот и выделять необходимые;
— способность устанавливать со значительной точностью месторасположение источника звука.
Наиболее часто слуховые сигналы применяются для сосредоточенного внимания человека — оператора (предупредительные сигналы и сигналы опасности), для передачи информации человеку-оператору, находящемуся в положении, не обеспечивающим ему достаточной для работы видимости объекта управления, приборной панели и т.п., а также для разгрузки зрительной системы.
Характеристика кожного анализатора. Обеспечивает восприятие прикосновения (слабого давления), боли, тепла, холода и вибрации. Для каждого из этих ощущений (кроме вибрации) в коже имеются специфические рецепторы, либо их роль выполняют свободные нервные окончания. Каждый микроучасток кожи обладает наибольшей чувствительностью к тем раздражителям (сигналам), для которых на этом участке имеется наибольшая концентрация соответствующих рецепторов — болевых, температурных и тактильных. Так, плотность размещения составляет: на тыльной части кисти —188 болевых, 14 осязательных, 7 Холодовых и 0,5 тепловых на квадратный сантиметр поверхности; на грудной клетке соответственно —196, 29,9 и 0,3. Воздействие в этих точках даже не специфическим, но достаточно сильным раздражителем независимо от его характера вызывает специфическое ощущение, обусловленное типом рецептора.
Чувствительность к прикосновению это – ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов (прикосновение, давление), вызывающих деформацию кожи. Ощущение возникает только в момент деформации.
Вибрационная чувствительность. Вибрационная чувствительность обусловлена теми же рецепторами, что и тактильная, поэтому топография распределения вибрационной чувствительности по поверхности тела аналогична тактильной.
Кожная чувствительность к боли. Этот вид чувствительности обусловлен воздействием на поверхность кожи механических, тепловых, химических, электрических и других раздражителей. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы, в частности, рефлекс удаления от раздражителя. Тактильная чувствительность связана с ориентировочными рефлексами, в частности, это вызывает рефлекс сближения с раздражителем.
Биологический смысл боли состоит в том, что она, являясь сигналом опасности, мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.
Температурная чувствительность. Свойственна организмам, обладающим постоянной температурой тела, обеспечиваемой терморегуляцией. Температура кожи несколько ниже температуры тела и различна, для отдельных участков: на лбу — 34. 35 °С, на лице —20. 25 °С, на животе — 34 °С, стопах ног — 25. 27 °С. Средняя температура свободных от одежды участков кожи 30. 32 °С. Коже присущи два вида рецепторов. Одни реагируют только на холод, другие только на тепло.
Обонятельный анализатор. Предназначен для восприятия человеком различных запахов (их диапазон охватывает до 400 наименований). Рецепторы расположены на участке площадью около 2,5 см 2 слизистой оболочки в носовой полости.
Абсолютный порог обоняния измеряется долями миллиграмма вещества на литр воздуха (мг/л). Запахи могут сигнализировать человеку о нарушениях в ходе технологических процессов и об опасностях.
Вкусовой анализатор. В физиологии и психологии распространена четырехкомпонентная теория вкуса, согласно которой существуют четыре вида элементарных вкусовых ощущений: сладкого, кислого, горького и соленого. Все остальные ощущения представляют их комбинации. Абсолютные пороги вкусового анализатора выражаются в величинах концентраций раствора и они примерно в 10 000 раз выше, чем обонятельного. Различная чувствительность вкусового анализатора довольно груба, в среднем она составляет 20 %. Восстановление вкусовой чувствительности после воздействия различных раздражителей заканчивается через 10-15 мин.
Производственные психические состояния.
Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:
1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.
2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием различного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.
3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.
По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.
Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.
Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической активности — необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.
Повышенное напряжение — сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия — условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим — это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.
Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.
Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо информации.
Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.
Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим, результативно Производственным и социальным факторами.
Утомление — состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.
Исходя из этого, утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной — как психическое состояние, 2) со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.
Важным показателем состояния организма является работоспособность, которая зависит от возраста, состояния здоровья, моральных и материальных стимулов. В течение рабочего дня она меняется, имея три периода (рис. 3).
Рисунок 3. Изменение работоспособности человека в течение рабочего дня
1 – период врабатывания, или вхождения в работу, (0,5 — 1,5 часа), имеет низкие показатели работоспособности.
2 – период устойчивого сохранение работоспособности (2 — 2,5 часа).
3 – период снижения работоспособности в результате утомления.
Основными фазами являются:
Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.
Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.
Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.
Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.
Профилактика утомления.
Важной мерой профилактики утомления является обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее целесообразного режима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания.
Длительность и чередование перерывов должны не только восстанавливать основные физиологические функции, но и сохранять положительные факторы, способствующие повышению производительности труда.
Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. Физкультура на предприятиях повышает производительность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.
Последнее время для снятия нервно-психического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работы. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и производительность труда.
Одним из элементов психологической разгрузки является аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением.
Необходимым фактором для профилактики утомления, бесспорно, является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).
Ответы на тест по психологии труда
Учебные материалы
Модуль 1. Тема 1. Предмет, цели и задачи психологии труда.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
В психологии управления рассматривается субъект труда, который включен в…
Выберите один ответ:
d. различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Инженерная психология изучает…
Выберите один ответ:
c. информационное взаимодействие человека со сложной техникой
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие методы используются, если изучается деятельность в полном объеме, в процессе реального её выполнения?
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Кем из ученых впервые был предложен термин «эргономика»?
Выберите один ответ:
b. В.Н. Мясищевым и В.М.Бехтеревым
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Общим методом «Психологии труда» является …
Выберите один ответ:
a. исследование и развитие субъекта труда
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Объектом «Психологии труда» является…
Выберите один ответ:
d. человек как участник процесса потребительных ценностей
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Эргономика предполагает комплексное изучение…
Выберите один ответ:
c. человека в труде на стыке разных наук
Модуль 1. Тема 2. Психологическое изучение профессий.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии?
Выберите один ответ:
d. для проверки психограммы
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К какому типу относят специальности, в которых предмет труда – природа, живые организмы?
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какой из методов изучения профессий предполагает анализ анкет, служебных характеристик, инструкций?
Выберите один ответ:
a. анализ документации
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Кем были сформулированы принципы профессиографирования?
Выберите один ответ:
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Кто является автором метода независимых характеристик?
Выберите один ответ:
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Ориентация на изучение более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда – это специфика психограммы для…
Выберите один ответ:
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека – это…
Выберите один ответ:
Модуль 1. Тема 3. Профессионально значимые свойства личности.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Аттенционные свойства – это свойства
Выберите один ответ:
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Имажинитивные свойства – это свойства
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К мнемическим свойствам относят свойства…
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Как изменяются индивидуально-типологические свойства на протяжении профессионального пути?
Выберите один ответ:
b. мало изменяются
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какое свойство нервной системы является основным фактором, обуславливающим возможность длительной сосредоточенности на чем-либо?
Выберите один ответ:
b. сила нервной системы
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Планирование рабочими процесса труда изучал…
Выберите один ответ:
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите три параметра трудовых действий
Выберите один ответ:
d. силовой, пространственный, временной
Модуль 2. Тема 4. Формирование профессиональных умений и навыков.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Для уменьшения эффекта какого явления Д.Уолф предлагал переходить к тренировке другого навыка только после усвоения предыдущего?
Выберите один ответ:
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие работники лучше переучиваются?
Выберите один ответ:
d. имеющие больший опыт работы
Вопрос 3
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
Кто из ученых предложил классификацию умений в соответствии с основными этапами обработки информации в системе «человек-машина»?
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
На каком этапе формирования навыка происходит устранение лишних движений и излишней мышечной напряженности?
Выберите один ответ:
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Умения, которые обеспечивают восприятие информации об отдельных свойствах предметов и явлений – это умения…
Выберите один ответ:
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Что происходит с навыком в случае длительного перерыва в деятельности?
Выберите один ответ:
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Явление интерференции навыков трактуется как…
Выберите один ответ:
d. отрицательное взаимное влияние
Модуль 2. Тема 5. Состояния человека в труде.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Как называется напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, в частых и неожиданных направлениях?
Выберите один ответ:
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какой уровень напряжения соответствует работе в оптимальном режиме?
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите стадию утомления (по Н.Д.Левитову), когда возникает ощущение переутомления
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите три группы состояний, возникающих в трудовой деятельности согласно В.Асееву
Выберите один или несколько ответов:
d. стабильные, постоянные
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите, какие компоненты включает общая и ситуативная психологическая готовность к труду
Выберите один или несколько ответов:
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите, чем вызывается состояние монотонности
Выберите один ответ:
a. однообразием выполняемых действий
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Утомление существенное влияние оказывает на…
Выберите один ответ:
c. производительность труда
Модуль 2. Тема 6. Динамика работоспособности.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Если предрабочее психофизиологическое состояние адекватно предстоящей деятельности, то оно называется…
Выберите один ответ:
c. состоянием готовности
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какая фаза называется оптимальной фазой работоспособности?
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какая фаза работоспособности характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности?
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
На какой фазе работоспособности уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности?
Выберите один ответ:
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите основные фазы работоспособности в течение дня
Выберите один или несколько ответов:
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите показатели, по которым оценивается работоспособность
Выберите один или несколько ответов:
a. количественные показатели
d. индивидуально-типологические показатели
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите уровни работоспособности
Выберите один или несколько ответов:
Модуль 3. Тема 7. Управление мотивацией трудовой деятельности.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
В оптимальном отношении к труду сочетаются …
Выберите один или несколько ответов:
c. низкий уровень физической нагрузки
Вопрос 2
Баллов: 0,00 из 1,00
Текст вопроса
Для какой теории мотивации работников характерно утверждение, что люди способны к самоорганизации и самоконтролю, если заинтересованы в деятельности?
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Кто из авторов теорий мотивации трудовой деятельности пришёл к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность трудом вызываются разными факторами?
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Кто из ученых является автором теории иерархии потребностей?
Выберите один ответ:
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения – это …
Выберите один ответ:
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Согласно концепции Б.Г. Ананьева, социальные мотивы связаны с потребностями ….
Выберите один ответ:
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Что может приводить к постепенному накапливанию неудовлетворенности трудовой деятельностью?
Выберите один ответ:
a. отсутствие интереса к работе
Модуль 3. Тема 8. Теории поведения человека в организации.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Важным аспектом для теории и практики рабочих команд является …
Выберите один ответ:
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Группа людей, которая обладает всеми умениями, знаниями, полномочиями и обязанностями, необходимыми для выполнения законченной работы – это рабочая команда…
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какой из подходов, объясняющих поведение человека в организации, доверяет биологическим побудителям, но не отрицает социальных причин?
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Кому из авторов принадлежала идея о необходимости развития хозяйственной самостоятельности и инициативы производственных звеньев
Выберите один ответ:
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Мотивационные подходы, связанные с привлечением работников к управлению предприятием посредством реализации планов ESOP, получили своё развитие в …
Выберите один ответ:
d. 70-е годы ХХ века
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Подход Оучи относится к теории …
Выберите один ответ:
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Становление классического менеджмента происходило в ….
Выберите один ответ:
c. 20-е годы ХХ века
Модуль 3. Тема 9. Система управления организацией.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К какому классу функций руководителя относят контроль, оценку и коррекцию деятельности подчиненных?
Выберите один ответ:
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какая функция отражает деятельность органов управления на основе законодательства в области труда и нормативных актов?
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Каково число основных функций руководителя?
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какой подход в управлении персоналом предусматривает ориентацию управляющей системы при решении любых задач на человека?
Выберите один ответ:
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
На какие два класса делятся основные функции руководителя?
Выберите один или несколько ответов:
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Определение организации как системы сознательно координируемой деятельности двух и более лиц дал …
Выберите один ответ:
Вопрос 7
Баллов: 0,67 из 1,00
Текст вопроса
Что из перечисленного относят к основным функциям управления?
Выберите один или несколько ответов:
e. введение инноваций
Модуль 3 Тема 10. Управление профессиональным развитием персонала.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Влияние профессиональной деятельности на анатомо-физиологические свойства человека приводит к …
Выберите один ответ:
b. профессиональным заболеваниям
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Влияние труда на личность принято называть…
Выберите один ответ:
c. профессиональной деформацией
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Для кадровых служб важна не только информация о профессионально-специальных качествах кандидатов на должность, но и о…
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К общим факторам профессиональной деформации относят: …
Выберите один или несколько ответов:
a. уровень физического и психического здоровья
b. уровень профессиональной подготовки
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Мотивация профессиональной компетентности наиболее продуктивна, когда профессиональный рост закрепляется…
Выберите один ответ:
b. должностным продвижением
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Состояние эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью человека в профессиональные ситуации, связанные с эмоциональными нагрузками, называют…
Выберите один ответ:
c. профессиональным выгоранием
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Способ достижения человеком поставленных целей в профессионально-трудовом и индивидуально-личностном самовыражении — это…
Выберите один ответ:
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
Вопрос 1
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Объектом «Психологии труда» является…
Выберите один ответ:
c. человек как участник процесса потребительных ценностей
Вопрос 2
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие методы используются, если изучается деятельность в полном объеме, в процессе реального её выполнения?
Выберите один ответ:
Вопрос 3
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К какому типу относят специальности, в которых предмет труда – природа, живые организмы?
Выберите один ответ:
Вопрос 4
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Ориентация на изучение более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда – это специфика психограммы для…
Выберите один ответ:
Вопрос 5
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите три параметра трудовых действий
Выберите один ответ:
b. силовой, пространственный, временной
Вопрос 6
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Как изменяются индивидуально-типологические свойства на протяжении профессионального пути?
Выберите один ответ:
c. мало изменяются
Вопрос 7
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Явление интерференции навыков трактуется как…
Выберите один ответ:
b. отрицательное взаимное влияние
Вопрос 8
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какие работники лучше переучиваются?
Выберите один ответ:
a. имеющие больший опыт работы
Вопрос 9
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Утомление существенное влияние оказывает на…
Выберите один ответ:
a. производительность труда
Вопрос 10
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите, чем вызывается состояние монотонности
Выберите один ответ:
b. однообразием выполняемых действий
Вопрос 11
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Укажите уровни работоспособности
Выберите один или несколько ответов:
Вопрос 12
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какая фаза называется оптимальной фазой работоспособности?
Выберите один ответ:
Вопрос 13
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Кто из ученых является автором теории иерархии потребностей?
Выберите один ответ:
Вопрос 14
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
В оптимальном отношении к труду сочетаются …
Выберите один или несколько ответов:
c. низкий уровень физической нагрузки
Вопрос 15
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Важным аспектом для теории и практики рабочих команд является …
Выберите один ответ:
Вопрос 16
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Становление классического менеджмента происходило в ….
Выберите один ответ:
c. 20-е годы ХХ века
Вопрос 17
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
К какому классу функций руководителя относят контроль, оценку и коррекцию деятельности подчиненных?
Выберите один ответ:
Вопрос 18
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Какая функция отражает деятельность органов управления на основе законодательства в области труда и нормативных актов?
Выберите один ответ:
Вопрос 19
Баллов: 1,00 из 1,00
Текст вопроса
Состояние эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью человека в профессиональные ситуации, связанные с эмоциональными нагрузками, называют…
Психология труда (ответы на вопросы). В психологии управления рассматривается субъект труда, который включен в
=Какие методы используются, если изучается деятельность в полном объеме, в процессе реального её выполнения?
Выберите один ответ:
=Кем из ученых впервые был предложен термин «эргономика»?
Выберите один ответ:
a. З.Фрейдом и А.Фрейд
b. К.Марелом и А.Маслоу
c. В.Н. Мясищевым и В.М.Бехтеревым
d. Л. Колберг и Е. Макобби
=Общим методом «Психологии труда» является …
Выберите один ответ:
a. производственно-аналитический метод
b. биографический метод
c. экспериментальный метод
d. исследование и развитие субъекта труда
=Объектом «Психологии труда» является…
Выберите один ответ:
a. человек как участник процесса потребительных ценностей
b. психические процессы и свойства личности
d. орудия процесса трудовой деятельности
=Эргономика предполагает комплексное изучение…
Выберите один ответ:
a. управление производством
b. труда человека в разных системах
c. человека в труде на стыке разных наук
d. предметов труда в разных сферах
=Для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии?
Выберите один ответ:
a. для проверки психограммы
b. для оптимизации условий труда
c. для определения максимума производительности труда
d. для выявления проблемных зон в организации труда
=К какому типу относят специальности, в которых предмет труда – природа, живые организмы?
Выберите один ответ:
=Какой из методов изучения профессий предполагает анализ анкет, служебных характеристик, инструкций?
Выберите один ответ:
a. анализ документации
=Кем были сформулированы принципы профессиографирования?
Выберите один ответ:
=Кто является автором метода независимых характеристик?
Выберите один ответ:
=Ориентация на изучение более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда – это специфика психограммы для…
Выберите один ответ:
d. рационализации условий труда
=Характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека – это…
Выберите один ответ:
=Аттенционные свойства – это свойства
Выберите один ответ:
=Имажинитивные свойства – это свойства
Выберите один ответ:
=К мнемическим свойствам относят свойства…
Выберите один ответ:
=Как изменяются индивидуально-типологические свойства на протяжении профессионального пути?
Выберите один ответ:
a. мало изменяются
b. значительно изменяются
c. изменяются с возрастом
d. не изменяются
=Какое свойство нервной системы является основным фактором, обуславливающим возможность длительной сосредоточенности на чем-либо?
Выберите один ответ:
a. восприимчивость нервной системы
b. подвижность нервных процессов
c. сила нервной системы
d. уравновешенность нервных процессов
=Планирование рабочими процесса труда изучал…
Выберите один ответ:
=Укажите три параметра трудовых действий
Выберите один ответ:
a. силовой, пространственный, временной
b. временной, когнитивный, силовой
c. временной, когнитивный, пространственный
d. сенсорный, когнитивный, силовой
=Для уменьшения эффекта какого явления Д.Уолф предлагал переходить к тренировке другого навыка только после усвоения предыдущего?
Выберите один ответ:
=Какие работники лучше переучиваются?
Выберите один ответ:
a. имеющие опыт работы менее 2-х лет
b. имеющие больший опыт работы
d. не имеющие опыта работы
=Кто из ученых предложил классификацию умений в соответствии с основными этапами обработки информации в системе «человек-машина»?
Выберите один ответ:
=На каком этапе формирования навыка происходит устранение лишних движений и излишней мышечной напряженности?
Выберите один ответ:
=Умения, которые обеспечивают восприятие информации об отдельных свойствах предметов и явлений – это умения…
Выберите один ответ:
=Что происходит с навыком в случае длительного перерыва в деятельности?
Выберите один ответ:
=Явление интерференции навыков трактуется как…
Выберите один ответ:
a. выработка автоматизма
b. отрицательное взаимное влияние
=Как называется напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, в частых и неожиданных направлениях?
Выберите один ответ:
=Какой уровень напряжения соответствует работе в оптимальном режиме?
Выберите один ответ:
=Укажите стадию утомления (по Н.Д.Левитову), когда возникает ощущение переутомления
Выберите один ответ:
=Укажите три группы состояний, возникающих в трудовой деятельности согласно В.Асееву
Выберите один или несколько ответов:
a. стабильные, постоянные
b. относительно устойчивые и длительные
c. временные, ситуативные, быстропроходящие
d. возникающие периодически
=Укажите, какие компоненты включает общая и ситуативная психологическая готовность к труду
Выберите один или несколько ответов:
=Укажите, чем вызывается состояние монотонности
Выберите один ответ:
a. множеством разнообразных трудовых операций
b. психической напряженностью
c. однообразием выполняемых действий
d. отрицательным отношением к труду
=Утомление существенное влияние оказывает на…
Выберите один ответ:
b. отношение к руководству
c. ценностное отношение к труду
d. производительность труда
=Если предрабочее психофизиологическое состояние адекватно предстоящей деятельности, то оно называется…
Выберите один ответ:
a. состоянием готовности
b. состоянием восприимчивости
c. функциональным состоянием
d. состоянием актуальности
=Какая фаза называется оптимальной фазой работоспособности?
Выберите один ответ:
a. первичной реакции
=Какая фаза работоспособности характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности?
Выберите один ответ:
=На какой фазе работоспособности уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности?
Выберите один ответ:
d. первичной реакции
=Укажите основные фазы работоспособности в течение дня
Выберите один или несколько ответов:
e. конечного порыва
f. оптимального выполнения деятельности
=Укажите показатели, по которым оценивается работоспособность
Выберите один или несколько ответов:
a. индивидуально-типологические показатели
b. показатели психофизиологических систем и психики
c. производительность труда
d. количественные показатели
=Укажите уровни работоспособности
Выберите один или несколько ответов:
=В оптимальном отношении к труду сочетаются …
Выберите один или несколько ответов:
a. материальная заинтересованность
b. переживание социальной значимости
c. низкий уровень физической нагрузки
d. непосредственный интерес к труду
=Для какой теории мотивации работников характерно утверждение, что люди способны к самоорганизации и самоконтролю, если заинтересованы в деятельности?
Выберите один ответ:
=Кто из авторов теорий мотивации трудовой деятельности пришёл к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность трудом вызываются разными факторами?
Выберите один ответ:
=Кто из ученых является автором теории иерархии потребностей?
Выберите один ответ:
=Процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения – это …
Выберите один ответ:
=Согласно концепции Б.Г. Ананьева, социальные мотивы связаны с потребностями .
Выберите один ответ:
=Что может приводить к постепенному накапливанию неудовлетворенности трудовой деятельностью?
Выберите один ответ:
a. материальное стимулирование
c. отсутствие интереса к работе
=Важным аспектом для теории и практики рабочих команд является …
Выберите один ответ:
=Группа людей, которая обладает всеми умениями, знаниями, полномочиями и обязанностями, необходимыми для выполнения законченной работы – это рабочая команда…
Выберите один ответ:
=Какой из подходов, объясняющих поведение человека в организации, доверяет биологическим побудителям, но не отрицает социальных причин?
Выберите один ответ:
=Кому из авторов принадлежала идея о необходимости развития хозяйственной самостоятельности и инициативы производственных звеньев
Выберите один ответ:
=Мотивационные подходы, связанные с привлечением работников к управлению предприятием посредством реализации планов ESOP, получили своё развитие в …
Выберите один ответ:
a. 90-е годы ХХ века
b. 20-е годы ХХ века
c. 50-е годы ХХ века
d. 70-е годы ХХ века
=Подход Оучи относится к теории …
Выберите один ответ:
=Становление классического менеджмента происходило в ….
Выберите один ответ:
a. 90-е годы ХХ века
b. 70-е годы ХХ века
c. 20-е годы ХХ века
d. 50-е годы ХХ века
=К какому классу функций руководителя относят контроль, оценку и коррекцию деятельности подчиненных?
Выберите один ответ:
=Какая функция отражает деятельность органов управления на основе законодательства в области труда и нормативных актов?
Выберите один ответ:
=Каково число основных функций руководителя?
Выберите один ответ:
=Какой подход в управлении персоналом предусматривает ориентацию управляющей системы при решении любых задач на человека?
Выберите один ответ:
=На какие два класса делятся основные функции руководителя?
Выберите один или несколько ответов:
=Определение организации как системы сознательно координируемой деятельности двух и более лиц дал …
Выберите один ответ:
=Что из перечисленного относят к основным функциям управления?
Выберите один или несколько ответов:
c. введение инноваций
=Влияние профессиональной деятельности на анатомо-физиологические свойства человека приводит к …
Выберите один ответ:
a. хроническим заболеваниям
b. профессиональным заболеваниям
c. личностной деформации
d. профессиональной деформации
=Влияние труда на личность принято называть…
Выберите один ответ:
a. личностной деформацией
b. профессиональным заболеванием
c. субъективным конфликтом
d. профессиональной деформацией
=Для кадровых служб важна не только информация о профессионально-специальных качествах кандидатов на должность, но и о…
Выберите один ответ:
=К общим факторам профессиональной деформации относят: …
Выберите один или несколько ответов:
a. объективное разделение социального труда
b. ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека
d. уровень профессиональной подготовки
=Мотивация профессиональной компетентности наиболее продуктивна, когда профессиональный рост закрепляется…
Выберите один ответ:
a. должностным продвижением
b. производственным обучением
d. регулярным повышением квалификации
=Состояние эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью человека в профессиональные ситуации, связанные с эмоциональными нагрузками, называют…
Выберите один ответ:
b. стрессом общения
c. профессиональным выгоранием
=Способ достижения человеком поставленных целей в профессионально-трудовом и индивидуально-личностном самовыражении — это…
Какое напряжение в бытовой сети оптимальное для работы электроприборов
Уровень напряжения – одни из критериев качества электроснабжения. Каждый из бытовых электроприборов рассчитан на продолжительную нормальную работу при условии питания его от напряжения, находящегося в пределах допустимых значений. В данной статье рассмотрим вопрос о том, какое напряжение в бытовой сети является оптимальным для работы электроприборов.
Уровень напряжения в электрической сети
Прежде всего, следует отметить, что на уровень напряжения в электрической сети влияет множество различных факторов. Электричество от источника – электростанции к конечному потребителю, в частности в жилые дома, приходит, пройдя несколько этапов преобразования. На первом этапе напряжение повышается для передачи его на большие расстояния, по энергосистеме. По мере приближения к конечному потребителю, электричество проходит несколько этапов преобразования напряжения до значений, используемых в быту.
Фиксированное значения напряжения в различных участках энергосистемы невозможно обеспечить, так как в энергетической системе постоянно происходят различные процессы: увеличивается или снижается нагрузка, соответственно изменяется и количество вырабатываемой электроэнергии на электростанциях, возникают аварийные ситуации на различных участках электрической сети, которые в той или иной мере влияют на уровни напряжения. Поэтому на каждом этапе преобразования электроэнергии осуществляется регулировка уровня напряжения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Основной задачей регулировки напряжения обеспечить уровень напряжения на тех или иных участках электрической сети в пределах допустимых значений. То же самое касается конечного этапа, который обеспечивает понижение напряжения величины, используемой в быту – 220/380 В.
В наиболее часто используемой для электроснабжения потребителей однофазной электрической сети напряжением 220 В нормально допустимые отклонения напряжения находятся в пределах +/- 5 %. То есть диапазон напряжения 209-231 В является нормальным, может быть постоянным, соблюдение напряжения сети в пределах данных значений является одним из критериев качественного электроснабжения.
Но, как и упоминалось выше, в электрической сети могут возникать аварийные режимы работы, которые могут влиять на уровни напряжения в электрической сети. В связи с этим существует еще одна норма – предельно допустимые отклонения напряжения, которые составляют +/- 10 % или 198-242 В.
Данные отклонения напряжения допускаются на незначительное время, как правило, на время ликвидации аварийной ситуации в электрической сети или на время оперативных переключений, в процессе которых происходит временное изменение значений напряжения электросети.
Какое напряжение в бытовой сети оптимальное для работы электроприборов?
Выше приведены общие нормы напряжения электрической сети. Что касается бытовых электроприборов, то в большинстве случаев они проектируются для нормальной работы в диапазоне предельно допустимых отклонений напряжения, то есть 198-242 В. При этом электроприборы не должны выходить из строя в случае непродолжительного превышения напряжения выше 242 В.
Если рассматривать диапазоны допустимых напряжений в паспортах бытовых электроприборов, то можно выделить две группы электроприборов. К первой группе можно отнести те электроприборы, которые меньше всего подвержены перепадам напряжения – это электрический чайник, электропечь, бойлер, электрический обогреватель и другие электроприборы, в которых основным конструктивным элементом является тепловой нагревательный элемент.
Ко второй группе можно отнести электроприборы, которые наиболее подвержены перепадам напряжения – это, прежде всего, компьютерная техника, блоки питания различной техники, аудио- и видеотехника и различные дорогостоящие электроприборы, конструктивно имеющие электронные схемы, преобразователи.
В паспорте электроприборов первой группы в большинстве случаев можно увидеть рекомендуемое рабочее напряжение 230 В. По сути данные электроприборы будут работать и при более низком напряжении, но при этом они будут работать менее эффективно.
Электроприборы второй группы, как более подверженные к перепадам напряжений, проектируется с учетом работы в широких диапазонах. Часто диапазоны рабочих напряжений выходят ниже предельно допустимых. Например, блок питания аудио- видеоаппаратуры, зарядное устройство мобильного телефона рассчитано для работы в пределах 100-240 В.
Отдельно следует выделить бытовые приборы, конструктивно имеющие электродвигатель, насос или компрессор. Перечисленные элементы рассчитаны для работы при номинальном напряжении, как правило, это 220-230 В.
В случае понижения напряжения в электрической сети увеличивается ток нагрузки в электродвигателе (насосе, компрессоре), что в свою очередь приводит к перегреву его обмоток и снижению срока службы изоляции. В данном случае, чем ниже напряжение в электрической сети, тем меньше срок службы данных электроприборов, в частности их конструктивных элементов – электродвигателей (насосов, компрессоров).
Учитывая диапазоны допустимого напряжения всех электроприборов, используемых в быту, можно сделать вывод, что наиболее оптимальным напряжением в электрической сети является напряжение величиной 230 В. При таком значении напряжения будут нормально работать электроприборы с электродвигателями, нагревательными элементами, а также электроприборы, конструктивно имеющие электронные схемы и преобразователи.
Рассматривая вопрос о том, какое напряжение в бытовой сети оптимальное для работы электроприборов, следует учитывать, что важен не только уровень напряжения, но и его стабильность.
Под стабильностью подразумевается отсутствие скачков напряжения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Перепады напряжения негативно влияют на работу электроприборов и, в конечном счете, могут привести к выходу их из строя.