Как определить мощность латра
Для плавной регулировки напряжения переменного тока в различных работах, связанных с электротехникой, служат автотрансформаторы (ЛАТР). Их чаще всего используют для изменения напряжения в бытовых приборах, строительстве.
Автотрансформатор – это один из видов трансформаторов. Две обмотки в этом приборе имеют между собой прямое соединение. Вследствие этого между ними появляются два вида связи, одна из которых электромагнитная, а другая электрическая. Катушка имеет несколько выводов с разными значениями выхода напряжения. Отличие от обычного трансформатора состоит в повышенной эффективности, вследствие частичного изменения мощности.
Конструктивные особенности
Трансформаторами называют электроаппаратуру с наличием более 2-х и более обмоток, которые имеют индуктивную связь, служащую для изменения электроэнергии по напряжению.
Обмотка может быть одна только у автотрансформатора, либо несколько обмоток, охваченных магнитным потоком, намотанных на сердечник с ферромагнитными свойствами, у других трансформаторов.
Сегодня приобрели популярность 1-фазные трансформаторы (ЛАТР). Это лабораторный вариант трансформатора, в котором обе обмотки между собой не изолированы, а имеют прямое соединение, поэтому кроме электромагнитной связи у них имеется электрическая связь. Такая общая катушка оснащена несколькими выводами. На их выходе можно получить разное по величине напряжение.
Принцип работы
Благодаря особенности конструкции автотрансформаторы могут выдавать как пониженное напряжение, так и повышенное. На рисунке показаны схемы автотрансформаторов с понижением и повышением напряжения.
Если подключить источник переменного тока к Х и «а», то создается магнитный поток. В этот момент в витках катушки индуцируется разность потенциалов одинакового значения. В итоге, между Х и «а» появляется ЭДС, равная значению ЭДС 1-го витка, умноженного на число витков обмотки, находящихся в промежутке между этими точками.
При подключении нагрузки потребителя к катушке к клеммам Х и «а», ток вторичной катушки пойдет по участку обмотки между этими точками. Имея ввиду то, что первичный и вторичный токи между собой накладываются друг на друга, между Х и «а» будет проходить незначительный ток.
Из-за такой особенности работы автотрансформатора основную часть обмотки выполняют из провода малого поперечного сечения, что уменьшает его стоимость. Если необходимо изменить напряжение в небольших пределах, то целесообразно применять такие автотрансформаторы (ЛАТР).
Типы автотрансформаторов
Нашли применение несколько типов автотрансформаторов:
- ВУ–25 — Б , служит для сглаживания вторичных токов в защитных схемах трансформаторов.
- АТД — мощность 25 ватт, долгонасыщаемый, имеет старую конструкцию и мало используется.
- ЛАТР — 1 , служит для применения с напряжением 127 вольт.
- ЛАТР — 2 , применяется с напряжением 220 вольт.
- ДАТР — 1 , служит для слабых потребителей.
- РНО – для мощной нагруженности.
- АТЦН применяется в измерительных телеустройствах.
Автотрансформаторы также подразделяют по мощности:
- Малой мощности, до 1000 вольт;
- Средней мощности, свыше 1000 вольт;
- Силовые.
Лабораторные автотрансформаторы
Такой вариант исполнения используют в сетях низкого напряжения для регулировки напряжения в условиях лабораторий. Такие однофазные ЛАТР выполнены из ферромагнитного сердечника в виде кольца, на которое намотан один слой медного провода в изоляции.
В нескольких местах обмотки сделаны выводы в виде ответвлений. Это дает возможность применять такие устройства в качестве автотрансформаторов с возможностью повышения, либо понижения напряжения с неизменным коэффициентом трансформации. Сверху на обмотке выполнена узкая дорожка, на которой очищена изоляция. По ней двигается роликовый или щеточный контакт, позволяющий плавно изменять вторичное напряжение.
Витковых коротких замыканий в таких лабораторных автотрансформаторах не случается, так как ток нагрузки и сети в обмотке направлены навстречу друг другу и близки по значению. Мощности ЛАТР выполняют от 0,5 до 7,5 кВА.
Трехфазные трансформаторы
Кроме других вариантов исполнений существуют еще и трехфазные варианты автотрансформаторов. У них бывает, как три, так и две обмотки.
Фазы в них чаще всего соединяют в виде звезды с отдельной точкой нейтрали. Соединение звездой дает возможность понизить напряжение, рассчитанное для изоляции прибора. Для уменьшения напряжения питание подводят к клеммам А, В, С, а выход получают на клеммах а, b, с. Для повышения напряжения все делается наоборот. Такие трансформаторы используют для уменьшения уровня напряжения при запуске мощных электромоторов, а также для регулировки напряжения по ступеням в электрических печах.
Высоковольтные автотрансформаторы применяют в высоковольтных системах сетей. Использование автотрансформаторов оптимизирует эффективность энергетических систем, дает возможность уменьшить стоимость транспортировки энергии, однако при этом способствует повышению токов коротких замыканий.
Режимы работы
- Автотрансформаторный.
- Комбинированный.
- Трансформаторный.
При соблюдении требований эксплуатации автотрансформаторов, в том числе соблюдения контроля температуры масла, он может функционировать длительное время без перегрева и поломок.
Достоинства и недостатки
Можно выделить такие преимущества:
- Преимуществом можно назвать высокий КПД, потому что преобразуется лишь малая часть мощности трансформатора, а это имеет значение, когда напряжения выхода и входа отличаются на малую величину.
- Уменьшенный расход меди в катушках, а также стали сердечника.
- Уменьшенные размеры и вес автотрансформатора позволяют создать хорошие условия перевозки к месту монтажа. Если необходима большая мощность трансформатора, то его можно изготовить в пределах допустимых ограничений габаритов и массы для перевозки на транспорте.
- Низкая стоимость.
- Плавность съема напряжения с подвижного токосъемного контакта, подключенного к обмотке.
Недостатки автотрансформаторов:
- Чаще всего катушки подключают звездой с нейтралью, которая заземлена. Соединения по другим схемам также возможны, но при их выполнении возникают неудобства, вследствие чего используются редко. Производить заземление нейтрали необходимо через сопротивление, либо глухим методом. Но нельзя забывать, что сопротивление заземления не должно допускать превышения разности потенциалов на фазах в тот момент, когда какая-либо одна фаза замкнула накоротко на землю.
- Повышенный потенциал перенапряжений во время грозы на входе автотрансформатора делает необходимым монтаж разрядников, которые не отключаются при выключении линии.
- Электрические цепи не изолированы друг от друга (первичная и вторичная).
- Зависимость низкого напряжения от высокого, вследствие чего сбои и скачки высокого напряжения оказывают влияние на стабильность низкого напряжения.
- Низкий поток рассеивания между первичной и вторичной обмоткой.
- Изоляцию обеих обмоток приходится выполнять для высокого напряжения, так как присутствует электрическая связь обмоток.
- Нельзя применять автотрансформаторы на 6-10 киловольт в качестве силовых с уменьшением напряжения до 380 вольт, потому что к такому оборудованию имеют доступ люди, а вследствие аварии напряжение с первичной обмотки может попасть на вторичную.
Применение
Автотрансформаторы имеют широкую область использования в разных сферах деятельности человека:
- В устройствах малой мощности для настройки, питания и проверки промышленного и бытового электрооборудования, приборов автоматического управления, в лабораторных условиях на стендах (ЛАТРы), в устройствах и приборах связи и т.д.
- Силовые варианты исполнений 3-фазных автотрансформаторов применяют для снижения тока запуска электродвигателей.
- В энергетике мощные образцы автотрансформаторов применяют для осуществления связи сетей высокого напряжения с близкими по напряжению сетями. Коэффициент трансформации в таких устройствах обычно не превосходит 2 – 2,5. Чтобы изменять напряжение в еще больших размерах, требуются другие устройства, а применение автотрансформаторов становится нецелесообразным.
- Металлургия.
- Коммунальное хозяйство.
- Производство техники.
- Нефтяное и химическое производство.
- Учебные заведения применяют ЛАТРы для показа опытов на уроках физики и химии.
- Стабилизаторы напряжения.
- Вспомогательное оборудование к станкам и самописцам.
Как выбрать автотрансформатор
Для начала определите, где будет использоваться автотрансформатор. Если для испытаний силового оборудования на предприятии, то необходима одна модель, а для питания автомагнитолы во время ремонта, то совсем иная.
При выборе лучше следовать некоторым советам:
- Мощность . Необходимо рассчитать нагрузку всех потребителей. Их общая мощность не должна быть больше мощности автотрансформатора.
- Интервал регулировки . Этот параметр зависит от действия прибора, то есть, на повышение или на понижение. Чаще всего приборы относятся к виду с понижением напряжения.
- Напряжение питания . Если вы хотите подключить автотрансформатор к домашней сети, то лучше приобрести прибор на 220 вольт, а если для 3-фазной сети, то на 380 вольт.
С таким прибором вы можете изменить значения напряжения сети и выставить те значения, которые нужны для конкретного вида нагрузки.
Лабораторный автотрансформатор (ЛАТР) — прибор, предназначенный для настройки и тестирования разнообразного электрооборудования в условиях лаборатории или исследовательского центра. Работа с ним подразумевает знание и понимание основных физических законов, в частности закона Ома.
Но сегодня данное устройство можно встретить на приусадебных участках, на пасеках и фермах, в различных мастерских и производственных цехах. Нередко его используют для демонстрации оборудования на выставках и при съемках видеороликов.
Чтобы работать с ЛАТРом было легко и безопасно даже неподготовленному человеку, приведем обязательный минимум теоретической информации и правила регулировки прибора.
Основной характеристикой любого лабораторного автотрансформатора является максимально допустимый ток. Он указывается в паспорте устройства. Например, ЛАТР SUNTEK 500 ВА имеет максимально допустимый ток 2А.
Превышение этого параметра ведет к перегреву и перегоранию обмотки катушки. Прибор выходит из строя. И самое неприятное, что ремонт при такой поломке нецелесообразен. Замена катушки обойдется в ту же сумму, что и покупка нового ЛАТРа.
Поэтому при работе с ЛАТРом
главное правило — не превышать максимально допустимый ток .
Контроль тока
Сила тока, проходящего по обмоткам автотрансформатора, зависит от двух величин: мощность нагрузки и выходное напряжение.
То есть, подключение того или иного оборудования (нагрузки) с различной потребляемой мощностью и регулирование напряжение на выходе ЛАТРа при помощи поворотной ручки изменяет значение силы тока. А значит, чтобы не превысить максимально допустимый ток ЛАТРа, делать все манипуляции с прибором надо осознанно, понимая значение каждой величины и постоянно контролируя ток по формуле.
Например, к ЛАТРу SUNTEK 500 ВА (2 А) нужно подключить нагрузку 50 ВА при напряжении 110 Вольт. Перед тем как приступить к работе с ЛАТРом, проверяем значение тока по формуле.
Ток не превышает 2 А. Значит к ЛАТРу можно смело подключать такую нагрузку при таком напряжении.
Отдельно стоить остановиться на вопросе потребляемой мощности подключаемых к ЛАТРу электроприборов. Как правило, в технической документации потребляемая мощность указывается в Ваттах (Вт) — это активная мощность, но при расчетах необходимо использовать полную мощность, измеряемую в Вольт-Амперах (ВА). Если не уходить глубоко в теорию, то для приборов без электродвигателя полная мощность равна активной, а для приборов с электродвигателями — равна активной мощности разделенной на 0,7. К тому же необходимо учесть, что в момент пуска двигателя потребляемая мощность возрастает в несколько раз. Поэтому к ЛАТРу можно подключать приборы с электродвигателями только, если их полная мощность составляет не более одной трети от номинала ЛАТРа.
Используя формулу контроля тока, также можно определить предельную мощность подключаемой нагрузки или диапазон выходного напряжения.
Мощность нагрузки (от 0 до ? ВА)
Очевидно, что уменьшать нагрузку можно до бесконечности, и даже вовсе ее не подключать (нагрузка 0), ток при этом не возрастет. А вот какую максимальную нагрузку можно подключить к ЛАТРу, если известен максимально допустимый ток и выходное напряжение? Проведем расчет используя данные из прошлого примера (максимальный ток ЛАТРа — 2 А, необходимое выходное напряжение — 110 Вольт). Из формулы, указанной выше, выведем мощность нагрузки:
Получается, что к ЛАТРу SUNTEK 500 ВА (2 А) при выходном напряжении 110 Вольт нельзя подключать нагрузку больше 220 ВА.
Выходное напряжение (от ? до 300 Вольт)
Из первой формулы, используемой для контроля тока, видно, что увеличение выходного напряжения приводит только к снижению тока на обмотках автотрансформатора. Поэтому верхний порог данной величины ограничивается лишь конструктивными особенностями ЛАТРа конкретного производителя. Во всех моделях ЛАТРов SUNTEK напряжение на выходе можно увеличивать вплоть до 300 Вольт. А насколько можно уменьшить выходное напряжение, если известен максимально допустимый ток и мощность нагрузки, рассчитаем по формуле. Данные опять возьмем из первого примера: ЛАТР с максимальным током 2 А, мощность подключенной нагрузки — 50 ВА. Формулу модифицируем для расчета напряжения:
50 / 2 = 25 Вольт
Получаем, что при нагрузке 50 ВА, регулировочную ручку ЛАТРа 2 А нельзя устанавливать на значение меньше 25 Вольт. Это приведет к превышению максимально допустимого тока.
Правила безопасности
При работе с лабораторным автотрансформатором чрезвычайно важно соблюдать правила безопасности. Это позволит избежать поражения электрическим током и убережет сам ЛАТР от поломки.
— подключать к сети прибор со снятым корпусом,
— подсоединять или отсоединять провода от клеммной колодки, если ЛАТР подключен к сети,
— резко крутить регулировочную ручку,
— оставлять прибор без присмотра, а также работать с ЛАТРом непрерывно более 6 часов,
— накрывать работающий прибор, а также использовать его в помещении с высокой влажностью или температурой,
— эксплуатировать прибор, если появились признаки поломки (дым, горелый запах, вибрация, шум).
Лабораторные автотрансформаторы (ЛАТРы) SUNTEK точны, надежны и безопасны в использовании. В них заложен большой эксплуатационный ресурс. При правильном использовании и постоянном контроле тока ЛАТРы SUNTEK прослужат долгие годы.
г. Москва, Волгоградский проспект, д. 46 Б, корп. 1
тел.: +7 (499) 394-38-06, +7 (499) 394-38-07
e-mail:
Что такое ЛАТР
Помните, мы как-то с вами рассматривали блок питания и даже делали его сами. Блок питания выдавал нам постоянное напряжение от нуля и до какого-то значения, которое, конечно же, зависит от крутизны блока питания. Согласитесь, очень удобная штука. Но есть один минус – он нам выдает только постоянное напряжение.
Но, раз есть блок питания на постоянное напряжение, то должен быть блок питания и на переменное напряжение. И называется такой блок питания лабораторный автотрансформатор или сокращенно ЛАТР. Что это за вещь и с чем ее едят?
ЛАТР – это тот же трансформатор. Он преобразовывает переменное напряжение одной величины в переменное напряжение другой величины. Но вся фишка в том, что мы можем менять при необходимости напряжение на выходе ЛАТРа.
Виды ЛАТРов
Трехфазный ЛАТР – это три однофазных ЛАТРа, запиханные в один корпус.
Описание ЛАТРа РЕСАНТА
Давайте рассмотрим однофазный ЛАТР латвийского производства РЕСАНТА (читается по-русски) марки TDGC2-0.5 kVA.
Сверху наш ЛАТР выглядит вот так:
Мы видим крутилку, с помощью которой можем выставлять нужное нам напряжение.
На лицевой стороне видим какое-то подобие вольтметра переменного напряжения. На клеммы слева заводим напряжение из розетки 220 Вольт, ну а с клемм справа выводим нужное нам напряжение, покрутив крутилку в нужном направлении ;-).
Работа ЛАТРа на практике
Давайте проведем опыты с лампочкой накаливания в 95 Ватт 220 Вольт. Для этого цепляем ее к клеммам справа.
Интересно, при каком напряжении начнет светится спираль лампочки? Давайте узнаем! Крутим крутилку, пока не заметим слабое свечение лампочки.
Смотрим на шкалу крутилки. 35 Вольт!
А вы знаете, что в США в розетке 110 Вольт? Интересно, как бы светилась наша лампочка в США? Выставляем 110 Вольт.
Светится, как говорится, в пол накала.
А вот теперь посмотрите, как она светится при 220 Вольтах
Дальше повышать напряжение нет смысла. Лампочку жалко.
Если хотите выставить напряжение с большой точностью, то конечно же, здесь не обойтись без мультиметра. Для этого ставим крутилку мультиметра на положение измерения переменного напряжения
Цепляемся и меряем переменное напряжение. Заодно подгоняем с помощью крутилки ЛАТРа нужное напряжение
Техника безопасности при работе с ЛАТРом
Хочется также добавить пару слов о технике безопасности. Есть ЛАТРы без гальванической развязки. Это означает, что фазный провод из сети идет прямо на выход ЛАТРа. Схема ЛАТРа без гальванической развязки выглядит вот так:
В этом случае на выходной клемме ЛАТРа может появиться напряжение сети 220 Вольт с вероятностью 50/50. Все зависит от того, как вы воткнете сетевую вилку ЛАТРа в розетку 220 Вольт.
Если присмотреться к схемотехническому изображению на самой лицевой панели ЛАТРа, то можно увидеть, что клемма “Х” и “х” (те, которые два нижних) связаны между собой простым проводом:
То есть если на клемме “Х” фаза, то и на клемме “х” тоже будет фаза! Вы ведь не будете каждый раз замерять фазу в розетке, чтобы воткнуть правильно вилку? Поэтому БУДЬТЕ крайне ОСТОРОЖНЫ! Старайтесь не задевать голыми руками выходные клеммы ЛАТРа!
В принципе я задевал и ничего со мной такого не произошло. Дело оказалось в том, что у меня деревянный пол, который почти является диэлектриком. Замерял напряжение между мной и фазой – вышло около 40 Вольт. Поэтому я и не чувствовал эти 40 Вольт. Если бы я взялся одной рукой за батарею или встал бы голыми ногами на землю, а другой рукой взялся бы за выход “х” ЛАТРа, то меня тряхануло бы очень сильно, так как через меня прошли бы полноценные 220 Вольт.
Разделительный трансформатор и ЛАТР
Есть также более безопасные виды ЛАТРов. В своем составе они имеют развязывающий трансформатор. Схема такого ЛАТРа выглядит примерно вот так:
Как мы видим, фазный провод изолирован от выходных клемм такого ЛАТРа, благодаря трансформатору, принцип работы которого вы можете прочитать в этой статье. В этом случае нас может тряхануть, если мы на выходе ЛАТРа с помощью крутилки выставим высокое напряжение и возьмемся сразу за два выходных провода ЛАТРа.
Заключение
ЛАТР – прибор очень полезный. Я бы посоветовал начинающему электронщику ЛАТР на 500 ВА. Такие ЛАТРы очень компактные и удобные. Работает ЛАТР по принципу трансформатора. Чем меньше витков во вторичной обмотке, тем меньше напряжение на выходе. Когда мы крутим крутилку, мы добавляем витки, а следовательно и напряжение. Принцип работы трансформатора подробно рассмотрен в этой статейке. Думаю, говорить про применение ЛАТРа нет смысла, так как он используется везде, где надо понизить переменное напряжения или даже чуточку его повысить.
Где купить ЛАТР
ЛАТР выгоднее всего купить либо в ближайшем радиомагазине, либо все-таки заказать в российском интернет-магазине, так как тяжелые товары из Китая обойдутся дороже. Можете присмотреть по этой ссылке .
Как определить мощность латра
Основным поводом для создания электронного ЛАТРа своими руками является избыток на рынке электротоваров ненадежных регуляторов. Выходом из ситуации может быть образец промышленного типа, но такие экземпляры стоят дорого и обладают внушительными габаритами, что затрудняет его использование в домашних условиях.
Схема устройства электронного ЛАТРа.
Что представляет собой прибор
Стоит упомянуть, что лабораторные автотрансформаторы (ЛАТР) широко использовались еще полвека тому назад. Прежние варианты прибора обладали токосъемным контактом, который был расположен на вторичной обмотке. Это позволяло плавно изменять выходное напряжение (его значение).
Если подключались всевозможные лабораторные приборы, был вариант оперативной смены напряжения. Например, при необходимости легко можно было повлиять на степень нагрева паяльника, регулировать яркость освещения, обороты электродвигателя и многое другое. Вот такой своеобразный регулирующий блок питания.
Рисунок 1. Схема простого варианта ЛАТРа.
Нынешний вариант ЛАТРа обладает различными модификациями. В целом его можно считать трансформатором, в котором происходит трансформация переменного напряжения одной величины в переменное напряжение другой. Устройство широко используется в качестве стабилизатора напряжения. Основной особенностью является возможность изменения напряжения на выходе из прибора. ЛАТРы бывают нескольких вариантов исполнения:
- однофазного;
- трехфазного.
Трехфазный вариант представляет собой вмонтированные в едином корпусе три однофазных лабораторных автотрансформатора. Кстати, желающих стать обладателем трехфазного варианта значительно меньше.
Как работает ЛАТР
Как уже было сказано, настройка требуемого выходного напряжения осуществляется вручную, посредством вращения ручки, меняющей перемещение угольной щетки. При этом подобная настройка реализуется при подключении прибора к электрической сети.
Один из выходов витков обмотки, относящийся к вторичной, подсоединен к угольной щетке. Второй конец вторичной обмотки является общим с той стороны, где имеется входная сеть. Вращение ручки вызывает перемещение щетки, что в свою очередь изменяет число витков, а следовательно – выходное значение U.
Читать также: Шлифовальная машинка по бетону с пылесосом
Все устройства, которым необходимо напряжение, отличное от номинального, подсоединяются к выходу ЛАТРа (к специально установленным клеммам). Питание сети подается на входные клеммы автотранформатора.
Спереди автотрансформатора установлен вольтметр для вторичной цепи, который способен показать резкие скачки напряжения (перегрузку), а также позволяет более точно выставить требуемое U на выходе.
ВАЖНО! Данный вольтметр позволяет правильно выставить требуемое напряжение вторичной цепи, однако, для правильной оценки его значения необходимо также замерять U перед потребителем.
Также в корпусе ЛАТРа имеются специальные отверстия (или вентиляционная решетка, установленная в некоторых моделях), которая позволяет производить вентиляцию внутри и предохраняет как сердечник, так и обмотку от перегрева.
Простой прибор для регулирования
Существует весьма простенький вариант ЛАТРа, который доступен даже для начинающих, его схема изображена на рис. 1. Регулируемый таким прибором диапазон напряжений находится в пределах 0-220 вольт. Данный самодельный регулятор обладает мощностью 25-500 Вт. Увеличение мощности устройства может быть проведено посредством установки тиристоров VD1 и VD2 на радиаторы.
Полупроводниковые приборы (речь идет о тиристорах ВД1 и ВД2) следует подключить параллельно с нагрузкой R1. Пропускаемый ими ток имеет противоположные направления. Когда прибор включается в сеть, тиристоры остаются закрытыми, в отличие от конденсаторов С1 и С2, зарядка которых производится резистором R5. Если есть потребность, с помощью резистора R5 можно изменить напряжение, которое получается во время нагрузки. Резистор и конденсаторы создают фазосдвигающую цепь.
Рисунок 2. ЛАТР с биполярным транзистором.
Фазосдвигающая цепь – это электрический четырехполюсник, гармонический сигнал на выходе которого сдвигается по фазе относительно входного сигнала. Распространены в САУ в качестве устройств корректировки, которые обеспечивают устойчивость и необходимое качество управления. Частными случаями являются дифференцирующие и интегрирующие цепи.
Данное техническое решение позволяет использовать для нагрузки не половинную мощность, а полную. Достигается это благодаря тому, что используются оба полупериода переменного тока.
К недостаткам можно отнести форму переменного напряжения на нагрузке. В этом варианте она не строго синусоидальная. Специфика работы полупроводниковых приборов является основной причиной. Наличие такой особенности способно вызвать помехи в сети. Но их можно устранить путем дополнительной установки дросселей (фильтров последовательной нагрузки) на схему. Такие фильтры можно найти даже в неисправном телевизоре.
Регулируемый трансформатор на основе ЛАТР
Вэксплуатации находится много ЛАТРов 220 В 9 А. Со временем механизм подвижного контакта изнашивается, в результате чего ЛАТР выходит из строя. На основе неисправного ЛАТР изготовлен трансформатор с переключаемыми обмотками, который не только полностью заменяет ЛАТР, но и обеспечивает гальваническую развязку между входом и выходом, а также выдает максимальное выходное напряжение до 465 В.
Основные технические характеристики Номинальное входное напряжение, В ……………..220 Выходное напряжение, В……1…465 Шаг регулировки выходного напряжения, В ……………..1 Максимальный выходной ток, А, при выходном напряжении 1…45 В ………………..20 46…85 В ……………….20 86…165 В ………………10 166…265 В ………………6 266…465 В ………………3 Габариты, мм ……….200x170x280
Принципиальная схема устройства показана на рисунке.
Его основа — трансформатор Т1; первичная (сетевая) обмотка I — исходная обмотка ЛАТР, содержащая 220 витков. Поверх нее намотаны вторичные обмотки II-XI. Выходное напряжение устанавливают выключателями SA2-SA11. Они коммутируют обмотки реле К1-К10, контакты которых, в свою очередь, подключают к выходу соответствующие последовательно соединенные выходные обмотки. Питание обмоток реле обеспечивает выпрямитель на диодном мосте VD1- VD4. О включении устройства в сеть и о наличии в ней напряжения сигнализирует светодиод HL1. Трансформатор Т1 закреплен на дюралюминиевой пластине 200x280x5 мм. Вторичные обмотки II-XI намотаны проводом ПЭВ-2 из расчета 1 виток на вольт при максимальной плотности тока 6 А/мм2. Диаметр провода вторичных обмоток: XI — 0,8 мм, X- 1,18 мм, IX — 1,5 мм, VIII — 2,12 мм, остальные — 2,5 мм. Вторичные обмотки изолированы от первичной хлопчатобумажной i лентой в два слоя. Вторичные обмотки между собой не изолированы, так как пробивное напряжение изоляции провода ПЭВ-2 превышает 1,5 кВ. Для повышения электрической и механической прочности обмотки пропитаны клеем БФ-2. Реле К1-К10 — автомобильные 90.3747 с контактами на максимальный ток 30 А Вследствие инерционности реле пульсации напряжения питания не влияют на их работу. В случае применения реле других типов, возможно, к выходу диодного моста VD1 — VD4 потребуется подключить сглаживающий конденсатор, емкость которого подбирают экспериментально. Тумблеры SA2-SA11 — ТП1-2. Монтаж силовой части выполнен проводом сечением 6 мм2. Налаживание устройства заключается в проверке фазировки вторичных обмоток. К выходу устройства подключают вольтметр переменного тока. Перед первым включением в сеть необходимо выключить тумблеры SA2- SA11. После включения в сеть должен начать светиться индикатор HL1.
Включают тумблер SA11 и убеждаются в наличии выходного напряжения 1 В. Включение тумблеров SA11, SA10 и т. д. должно вызывать рост выходного напряжения. Если при включении какого-либо тумблера напряжение уменьшается, то это свидетельствует о неправильной фазировке соответствующей обмотки. В этом случае необходимо поменять местами подключение ее выводов. Включив все тумблеры, убеждаются в наличии выходного напряжения 465 В. На этом налаживание завершено. Указанные напряжения соответствуют номинальному напряжению сети 220 В. Если оно отличается от номинального, следует учесть, что все выходные напряжения и шаг его регулирования пропорциональны напряжению сети.
Контакты автомобильных реле не рассчитаны на коммутацию высокого напряжения.
Если выходное напряжение превышает 45 В, то для обеспечения сохранности контактов нужно избегать их переключения при подключенной нагрузке.
Предлагаемое устройство рекомендуется включать в сеть без нагрузки, установить необходимое выходное напряжение и лишь затем подключать нагрузку.
Выключение выполняют в обратном порядке: сначала отключают нагрузку, затем — устройство.
Автор: К. Мороз, г. Надым, ЯНАО
Первым рассмотрим однофазный ЛАТР и его принцип работы
Основная задача ЛАТРа – плавное регулирование величины напряжения в заданных пределах. Не всегда, если подается 220В, то максимальной величиной на выходе будет 220В.
Если собрать схему “латр + трансформатор напряжения”, то, регулируя напряжение на латре, будем регулировать и трансформированное напряжение после ТНа. Тем самым можно добиться высокого значения выходной величины.
А если собрать схему “латр + НТ-12”, то можно создать ток большой величины и, например, прогрузить автоматы.
Основными параметрами ЛАТРа при его выборе выступают следующие:
- однофазный или трехфазный
- напряжение сети: 127; 220; 380В
- максимальный ток нагрузки (за этой величиной надо следить, ведь именно из-за превышения допустимого выходного тока регуляторы выходят из строя); чем больше ток, тем габаритнее устройство и тем тяжелее его тягать по объекту при пусконаладке =(
- ток холостого хода (ток, который протекает по ЛАТРу без подключенной нагрузки)
- КПД
- мощность
- наличие защитных устройств в конструкции
- наличие гальванической развязки
Сейчас существуют разные модели регуляторов. Но, как у российских, так и у китайских расположение клемм для подключения будет примерно одинаковым. Слева подключается сеть (источник питания, вход, input, большие буквы), а справа подключается нагрузка (выход, output, малые буквы), на которой и будет регулироваться напряжение. На последних моделях чуть выше клемм подключения располагается миниатюрный вольтметр для контроля величины выходного напряжения.
Подключение от сети стоит производить через автоматический выключатель, ибо, так мы обезопасим себя в случае возможной аварийной ситуации. Провода между ЛАТРом и автоматом и между автоматом и сетью должны быть подобраны согласно допустимого сечения. Не следует забывать заземлять прибор.
Также помните о том, что в автотрансформаторе отсутствует гальваническая развязка. Пример, возьмем схему однофазного ЛАТРа (на рисунке снизу слева).
Видим, что Х и х связаны между собой физически. То есть положение ручки прибора может находиться в нулевом положении, а фаза уже будет на выходе, следует быть начеку и не касаться руками выходов ЛАТРа при поданном напряжении. Для подстраховки покупают ЛАТРы с гальванической развязкой или используют разделительный трансформатор (трансформатор с коэффициентом трансформации равным единице; рисунок справа сверху).
Читать также: Фрезерно пильный станок по дереву
Регулирование производится плавным движением ручки, расположенной сверху или сбоку регулятора. Так, перед началом подачи, ручка должна быть выведена в нулевое положение (против часовой стрелки до упора).
Всегда стоит следить, чтобы ручка находилась в нулевом положении – потому что иначе произойдет включение под нагрузкой и ток неизвестной величины отправится в вашу схему. А это не есть нормальный режим.
Хотя, если подаете с ретома-11 ток или напряжение толчком на реле, то это норм. Ретом-11 – это вообще просто набор ЛАТРов с различными параметрами.
ЛАТР-1М
Вот, например, ЛАТР-1М. Легкий, компактный с током до 9А. Кстати, чем меньше ток у прибора, тем больше шансов его спалить. Прибор предназначен для плавного регулирования напряжения от 0 до 250В без разрыва цепи. В легкое замешательство может ввести наличие шести колков для подсоединения проводов. Но пугаться не стоит, сейчас всё поясню.
Значит выходные (нагрузка) клеммы у нас две – это начало (то есть Д или Б) и ролик (точка В). Вращая ролик от начала до конца мы получим на выходе значение напряжения от 0 до 250 В. Однако, лишь при условии, что мы подали правильно напряжение. А подать его можно тремя вариантами (127В, 220В или 250В). В итоге имеем:
- Входные концы обозначены буквами Д и Е – это переменка 220В
- Выход на нагрузку от 0 до 250В – буквы Б и В
- Вход на напряжение 127В – буквы Д и Г
- Вход на напряжение 250В – Д и А
Принцип работы этого и подобных ЛАТРов заключается в изменении коэффициента трансформации при движении графитового элемента по незаизолированной дорожке обмотки при вращении ручки регулятора. При ручке выкрученной до конца получится не 220В, а 250 за счет дополнительных витков (это продемонстрировано на схеме справа на рисунке выше). Если на входы 0-250 подать 127В, то вся шкала уменьшится пропорционально. Если подать больше вольт, то ЛАТР может испортиться за счет большего тока.
Ниже приведу примерные намоточные данные (количество витков) для различных точек для ЛАТР-1М (9А) и 2М (2А).
Обозначения | витки на ЛАТР-1М | витки на ЛАТР-2М |
А | 267 | 578 |
Б, Д | 4 | 4 |
Г | 133 | 294 |
Е | 233 | 505 |
Точки Б и Д являются одной точкой и находятся в самом начале (на 4 витках). Точка А является концом обмотки. Точка Г отвечает за 127В на нашем регуляторе. Точка Е отвечает за 220 вольт при подключении сети. А точка В является положением ручки регулятора, то есть это переменная, которая меняется при повороте ручки, догадаться можно по стрелке, которая отходит на схеме от этой буквы.
еще один ЛАТР (неопознанный)
Вариант более дружелюбного к конечному пользователю интерфейса.
В данном варианте по схеме видно, что он может подключаться как к 220В, так и к 127В. А на выходе всегда можно будет получить от 0 до 250В. Это происходит за счет подключения входов к разным коэффициентам трансформации.
На фотке выше можно увидеть дорожку и ролик, который ходит при движении колеса ЛАТРа. Вот так можно наглядно представить, как происходить регулирование напряжения.
ЛАТРы серии TSGC2 и ТDGC2
Данные регуляторы выпускаются как однофазные (TDGC2), так и трехфазные (TSGC2). Разница в одной букве, как видно. Трехфазный представляет собой три однофазных, собранных в одном корпусе. Далее после наименования идет значение максимальной мощности в кВА. Входное напряжение должно быть стабилизированным.
Основные технические данные приведены ниже. Три однофазных латра подключаются на 220В.
Электрические схемы 1ф и 3 ф:
ЛАТР – широко применяемое устройство, которое можно встретить в каждой электролаборатории. При стационарном использовании, профилактической чистке от пыли, грязи и не превышении рабочих параметров прослужит долгую службу. При командировании на объект может пострадать как от транспортировки, так и от неумелых рук. Но это касается не только данного типа оборудования. В любом случае, управлять электричеством – это прикольно =)
Сохраните статью или поделитесь с друзьями
Часто доводилось лицезреть, как между ЛАТРом и сетью подключают автоматический выключатель АП-50
2019 Помегерим!
– электрика и электроэнергетика
добрый вечер. имеется латр-1м 9а шесть клем обозначаются русскими буквами А Б В Г Д Е подскажите, где у него клемы на вход из сети 220 и где соответственно клемы выхода регулироваемого напряжения от 0 до 250 Вольт.
MB S 5L написал : добрый вечер. имеется латр-1м 9а шесть клем обозначаются русскими буквами А Б В Г Д Е подскажите, где у него клемы на вход из сети 220 и где соответственно клемы выхода регулироваемого напряжения от 0 до 250 Вольт.
Как определить мощность латра
Сообщение elalex » 28 янв 2016, 16:21
как узнать мощность латра
Сообщение Саша » 28 янв 2016, 16:28
Электродвигатель МВ-67 постоянного тока, смешанного возбуждения, применяется для привода нагнетателя воздуха.
Номинальное напряжение 27 В постоянного тока
Номинальная мощность 800 Вт
Частота вращения 7000 обмин
КПД более 55%
Направление вращения левое
Режим работы продолжительный
Масса 8,7 кг
Габаритные размеры, мм Æ; 112х164
как узнать мощность латра
Сообщение elalex » 28 янв 2016, 16:37
как узнать мощность латра
Сообщение Саша » 28 янв 2016, 16:46
как узнать мощность латра
Сообщение ПАВ » 28 янв 2016, 17:13
как узнать мощность латра
Сообщение ПАВ » 28 янв 2016, 17:24
как узнать мощность латра
Сообщение Саша » 28 янв 2016, 20:41
как узнать мощность латра
Сообщение ПАВ » 28 янв 2016, 20:50
как узнать мощность латра
Сообщение Саша » 28 янв 2016, 20:59
как узнать мощность латра
Сообщение elalex » 28 янв 2016, 21:21
как узнать мощность латра
Сообщение ПАВ » 29 янв 2016, 08:30
как узнать мощность латра
Сообщение elalex » 29 янв 2016, 08:35
как узнать мощность латра
Сообщение ПАВ » 29 янв 2016, 08:39
как узнать мощность латра
Сообщение elalex » 29 янв 2016, 08:48
как узнать мощность латра
Сообщение ПАВ » 29 янв 2016, 08:52
как узнать мощность латра
Сообщение elalex » 29 янв 2016, 09:07
По ночам до 250В, днем нормально.
По Вашему профилю, может, заметили у меня. Разработчики реле напряжения V-protector предлагают защищать их вводным автоматом квартиры и не верят, что их реле могут взрываться при внутреннем КЗ. В реле VC-01 стоит плавкий предохранитель 0,1А. Вот хотя бы так же и в выходных каскадах.
Не замечаю я у электронщиков особой защиты их аппаратуры. Реле напряжения не видел нигде, а до холодильщиков Samsung это уже дошло, ставят.
Автотрансформатр (ЛАТР): устройство, принцип действия и применение
Из школьного курса физики известно, что простейший трансформатор состоит из двух катушек, намотанных на железные сердечники. Магнитным полем переменного тока, запитанного через выводы первичных обмоток, возбуждаются электромагнитные колебания во второй катушке, с аналогичной частотой.
При подключении нагрузки, к выводам рабочей обмотки, она образует вторичную цепь, в которой возникает электрический ток. При этом напряжение в образованной электрической цепи связано прямо пропорциональной зависимостью с количеством витков обмоток. То есть: U1/U2 = w1/w2 , где U1, U2 – напряжения, а w1, w2 – количество полных витков в соответствующих катушках.
Рисунок 1. Схема обычного трансформатора и автотрансформатора
Немного по-другому устроен автотрансформатор. Он, по сути, состоит из одной обмотки, от которой сделано один или несколько отводов, образующих вторичные витки. При этом все обмотки образуют между собой не только электрическую, но и магнитную связь. Поэтому, при подаче электрической энергии на вход автотрансформатора, возникает магнитный поток, под действием которого происходит индукция ЭДС в обмотке нагрузки. Величина электродвижущей силы связана прямой пропорциональностью с числом витков, образующих нагрузочную обмотку, с которой снимается напряжение.
Таким образом, формула, приведённая выше, справедлива и для автотрансформатора.
Из основной обмотки можно отводить большое количество выводов, что позволяет создавать комбинации для снятия различных по величине напряжений. Это очень удобно на практике, так как понижение напряжения часто требуется для питания нескольких блоков электроприборов, использующих различные напряжения.
Отличие автотрансформатора от обычного трансформатора
Как видно из описания автотрансформатора, главное его отличие от обычного трансформатора – отсутствие второй катушки с сердечником. Роль вторичных обмоток выполняют отдельные группы витков, имеющих гальваническую связь. Эти группы не требуют отдельной электрической изоляции.
У такого устройства есть определённые преимущества:
- сокращён расход цветных металлов, используемых на изготовление такого оборудования;
- передача энергии осуществляется путём воздействия электромагнитного поля входного тока, и благодаря электрической связи между обмотками. Следовательно, потеря энергии оказывается ниже, поэтому у автотрансформаторов наблюдаются более высокие КПД;
- малый вес и компактные габариты.
Несмотря на конструкционные различия, принцип работы этих двух типов изделий остаётся неизменным. Выбор типа трансформатора зависит, прежде всего, от целей и задач, которые приходится решать в электротехнике.
Типы автотрансформаторов
В зависимости от того в каких сетях (однофазных или трёхфазных) требуется изменить напряжение, используют соответствующий тип автотрансформаторов. Они бывают однофазными либо трёхфазными. Для трансформации тока с трёх фаз можно установить три автотрансформатора, предназначенных для работы в однофазных сетях, соединив их выводы треугольником или звёздочкой.
Схема соединений обмоток трансформатора
Существуют типы лабораторных автотрансформаторов, позволяющих плавно изменять значения по выходному напряжению. Такой эффект достигается путём перемещения ползунка по поверхности открытой части однослойной обмотки, наподобие принципа работы реостата. Витки проволоки наносятся вокруг кольцеобразного ферромагнитного сердечника, по окружности которого и перемещается контактный ползунок.
Автотрансформаторы подобного типа массово применялись на просторах СССР в эпоху массового распространения ламповых телевизоров. Тогда напряжение сетей было нестабильно, что вызывало искажения изображений. Пользователям этой несовершенной техники приходилось время от времени подстраивать напряжение до уровня 220 В.
До появления стабилизаторов напряжения, единственной возможностью достичь оптимальных параметров питания для бытовой техники того времени, было применение ЛАТР. Данный тип автотрансформаторов используется и сегодня в различных лабораториях и учебных заведениях. С их помощью осуществляется наладка электротехнического оборудования, тестируется аппаратура с высокой чувствительностью и выполняются другие задачи.
В специальном оборудовании, где нагрузки незначительны, применяются модели автотрансформаторов ДАТР.
Автотрансформатор ЛАТР
Существуют также автотрансформаторы:
- малой мощности, для работы в цепях до 1 кВ;
- среднемощные агрегаты (больше 1 кВ);
- высоковольтные автотрансформаторы.
Следует заметить, что с целью безопасности ограничено использование автотрансформаторов в качестве силовых трансформаторов, для снижения до 380 В напряжений, превышающих 6 кВ. Это связано с наличием гальванической связи между обмотками, что не безопасно для конечного потребителя. При авариях не исключено, что высокое напряжение попадёт на запитанное оборудование, что чревато непредсказуемыми последствиями. В этом кроется основной недостаток автотрансформаторов.
Обозначение на схемах
Отличить автотрансформатор на схеме от изображения обычного трансформатора очень легко. Признаком является наличие единственной обмотки связанной с одним сердечником, обозначенным жирной линией на схемах. По одну или по обе стороны этой лини схематически изображены обмотки, но в автотрансформаторе все они соединены друг с другом. Если на схеме витки изображены автономно, то речь идёт об обычном трансформаторе.
Что такое ЛАТР?
ЛАТР — лабораторный автотрансформатор регулируемый — прибор, предназначенный для регулирования напряжения, которое подаётся от однофазной или трехфазной сети переменного тока. Используя входное напряжение, ЛАТР его либо увеличивает, либо уменьшает. Также ЛАТР предназначен для настройки и тестирования разнообразного электрооборудования в условиях лаборатории или исследовательского центра. Работа с ним подразумевает знание и понимание основных физических законов, в частности закона Ома.
ЛАТР применяется в исследовательских целях, для тестирования оборудования переменного тока, наладки радиотехники, для тестирования высокочувствительной медицинской аппаратуры и промышленного оборудования. Широко применяется во всех сервисных центрах электротехнического оборудования, для тестирования. Также применяется для нагрева нихромовой нити, в животноводстве, для регулирования температуры нагрева инкубаторов и брудеров.
ЛАТР – самый простой способ получить заданное напряжение, либо менять его для исследований и тестов. При помощи поворота ручки с щеточным узлом переменное напряжение от обмотки на выходе ЛАТРа регулируется в диапазоне от 0 до 300 Вольт.
Компания SUNTEK (Сантек) специализируется на производстве лабораторных автотрансформаторов различной мощности. ЛАТРы SUNTEK отличаются удобством (серия RED имеет ряд дополнительных функций), качеством сборки, усиленным щеточным узлом, широким диапазоном выходных напряжений, формой и функционалом. Жидкокристаллический дисплей ЛАТРов SUNTEK позволяет контролировать напряжение на выходе с точность до вольта, чего нельзя сказать о стрелочной индикации, имеющей большую погрешность.
При использовании ЛАТРа следует понимать величину тока проходящего по обмотке ЛАТРа. Это основной показатель. Ввиду отсутствия гальванической развязки и наличия электрической связи ток первичной обмотки практически будет являться током и вторичной обмотки.
Виды ЛАТРов
Основные элементы ЛАТРа SUNTEK
Однофазные
Такой типа ЛАТРов выдает однофазное переменное регулируемое напряжение. Он очень часто используется радиолюбителями, так как позволяет подобрать любое низковольтное переменное напряжение.
Трехфазные
Такой тип ЛАТРов используется в промышленной электронике. На его вход подается трехфазное напряжение, а на выходе получаем те же самые три фазы, но уже меньшей амплитуды. Этот ЛАТР позволяет изменять амплитуду напряжения всех трех фаз одновременно. Грубо говоря, это три однофазных ЛАТРа, которые находятся в одном корпусе и которые одинаково изменяют напряжение.
Область применения
Особенности автотрансформатора позволяют применять его в быту и разных областях промышленности.
Металлургическое производство
Регулируемые автотрансформаторы в металлургии применяются для проверки и настройки защитной аппаратуры прокатных станов и трансформаторных подстанций.
Коммунальное хозяйство
До появления автоматических стабилизаторов эти аппараты применялись для обеспечения нормальной работы телевизоров и другой аппаратуры. Они представляли из себя обмотку с большим числом отводов и переключателем. Он переключал вывода катушки, а выходное напряжение контролировалось при помощи вольтметра.
В настоящее время автотрансформаторы используются в релейных стабилизаторах напряжения.
Справка! В трехфазных стабилизаторах установлены три однофазных автотрансформатора, и регулировка производится в каждой фазе по-отдельности.
Химическая и нефтяная промышленность
В химической и нефтяной промышленности эти аппараты применяются для стабилизации и регулировки химических реакций.
Производство техники
В машиностроении такие аппараты используются для пуска электродвигателей станков и управления скоростью вращения дополнительных приводов.
Учебные заведения
В школах, техникумах и институтах ЛАТРы применяются при выполнении лабораторных работ и демонстрации законов электротехники, и опытах по электролизу.
Как изготовить ЛАТР своими руками
Подобный тип автотрансформатора вполне возможно изготовить собственными силами, при этом, предпочтительно начинать с простой модели, предназначенной для однофазного тока с U сети 230/50В.
Для понимания того, что такое трансформатор ЛАТР и как он будет работать, достаточно взглянуть на простейшую схему.
Можно, конечно, собрать и электронный ЛАТР своими руками. Но для начала следует приступать к сборке с элементарных схем.
Следует заранее оговориться, что подобный типы ЛАТРов предназначаются для изменения напряжения в небольших диапазонах. Иначе целесообразно использовать обычные, классические схемы трансформаторов с первичной и вторичной обмотками. При применении ЛАТРа на большой разнице входного и выходного U возможно возникновение следующих проблем:
- Велика вероятность возникновения I, близкого к току КЗ.
- В связи с использованием большего количества материала (сердечника, медной проволоки), вес и габариты полученного трансформатора будут достаточно велики, что также и увеличит его стоимость.
- Низкий КПД.
Для сборки ЛАТРа необходимо подготовить следующие материалы:
- Сердечник (стержневой или тороидальной формы), продаются в специализированных магазинах. Возможно также найти подобный якорь в старой, сломанной технике.
- Медная проволока (для обмотки).
- Изолента (тряпичная).
- Термостойкий лак.
- Корпус, на который необходимо установить входные и выходные клеммы.
Если необходимо собрать автотрансформатор с возможностью изменения выходного U, также потребуются:
- Вольтметр (можно применить как аналоговый, так и цифровой вариант).
- Ручка и ползунок, имеющий угольную щетку (необходимы для регулировки U).
Для того, чтобы правильно подобрать количество витков медной проволоки, необходимо произвести расчет провода. С этой целью необходимо определиться, в каких диапазонах требуется получить напряжение на выходе. В качестве стандартных значений используется 127/50, 180/50 и 250/50, при этом U входа = 230/50В. Также требуется ограничить и задать мощность прибора Р.
Расчет витков обмотки
Для того, чтобы подобрать требуемый провод, необходимо определить максимальный ток, который возможен через обмотку. Максимальный I можно получить при работе автотрансформатора в качестве понижающего с 230В (U1) на 127В (U2). Таким образом, I считается следующим образом:
I = I2 – I1 = P / U2 – P / U1, где:
- I, I2, I3 – тoк на участках, A.
- Р – мощность, Вт.
- U1, U2 – напряжение на входе и выходе, В.
Для того, чтобы подобрать провод требуемого диаметра, необходимо произвести следующий расчет:
Исходя из таблицы по выбору марки провода и его сечения, согласно ПУЭ подбирается требуемый провод.
После этого необходимо высчитать коэффициент трансформации для ЛАТРа, а также расчетную мощность:
Pp = P * k * (1 – 1/n)
В последней формуле k – коэффициент, зависящий от КПД ЛАТРа.
Теперь требуется определить количество витков обмотки, необходимое для U в 1 В. Для этой цели определяется площадь поперечного сечения магнитопровода S:
В данной формуле:
- W0 – количество витков обмотки, необходимое для U в 1 В.
- m – постоянный коэффициент (35 – для тороидального сердечника, 50 – для стержневого)
В зависимости от вида материала, используемого в качестве сердечника, многие предпочитают увеличивать количество витков на 1В на 30%, а общее количество – на 10% во избежание потерь по U.
После этого рассчитывается необходимое количество витков путем перемножения W0 на требуемое напряжение вторичной обмотки:
Чтобы рассчитать требуемую длину провода, необходимо намотать один виток на сердечник, а затем замерить его длину. Умножая полученную величину на рассчитанное выше количество витков, в результате можно получить необходимую длину проволоки. Для того, чтобы проволоки хватило на присоединение к разъемам, с каждой стороны требуется добавить по 30 см.
Сборка ЛАТРа
Для того, чтобы собрать ЛАТР с возможностью регулировки U на выходе, необходимо использовать сердечник тороидального профиля.
Поверхность сердечника, которая будет соприкасаться с медной обмоткой, обматывается тряпичной изолентой. Один конец подготовленной медной проволоки оставляется для крепления разъема. После этого на сам магнитопровод необходимо намотать то количество витков, которое получилось из расчета, представленного выше.
С учетом того, что собираемый ЛАТР предназначен для нескольких уровней напряжения, при достижении первого значения из провода делается петля, после чего намотка витков продолжается до тех пор, пока весь провод не будет использован.
После того, как вся проволока намотана на сердечник, она покрывается термостойким лаком. При этом, самым оптимальным вариантом лакировки будет являться опускание магнитопровода с намотанной медной проволокой непосредственно в емкость, заполненную лаком, после чего его требуется оставить в ней на некоторое время. По истечении необходимого для выбранного лака времени сердечник с обмоткой вынимается из лака и просушивается, после чего помещается в подготовленный корпус.
Один конец намотанного провода подсоединяется к клемме, на которую будет подаваться питание от сети. Не стоит забывать, что она в обязательном порядке должна быть соединена с общим разъемом нагрузки, для этого достаточно соединить их изнутри короба обычным проводом.
Петля обмотки, которая соответствует U=230В, соединяется со второй входной клеммой (идет на БП). Все оставшиеся петли, соответствующие различным напряжениям, подключаются к соответствующим разъемам в зависимости от схемы подключения.
Если собирается ЛАТР, предназначенный для плавного регулирования выходного U, на корпусе делается крепление, в которое вставляется регулирующая ручка с подсоединенной к ней угольной щеткой, при этом она должна прикасаться к верхним виткам обмотки.
Там, где будет двигаться ползунок со щеткой, необходимо счистить лак (можно разметить данный участок на глаз), что обеспечит электрический контакт. В данном случае на выходе будет всего одна клемма, которую необходимо подсоединить к щетке, а также установить вольтметр.
После окончательной сборки получается готовый ЛАТР, собранный своими руками.
Проверка работоспособности собранного автотрансформатора
После сборки, данный автотранформатор необходимо протестировать на работоспособность, для чего требуется придерживаться следующей последовательности действий:
- На входные клеммы подается напряжение 230/50 В.
- После подачи U необходимо выждать некоторое время и убедиться в отсутствии постороннего шума, вибрации, запаха или появления дыма.
- Поворачивая ручку регулятора, сверить необходимое значение выходных U с заданными.
- После непродолжительного времени работы отключить трансформатор, открыть корпус и проверить обмотку на возможный перегрев.
Если все вышеуказанные пункты соблюдены и не замечено никаких отклонений в нормальной работе прибора, данный ЛАТР может использоваться по своему назначению. Таким образом, подобные лабораторные автотрансформаторы возможно применять не только в условиях учреждения, но и в быту, обеспечивая требуемое напряжения для работы разнообразных приборов.
Особенности
Рассматривая, что это такое ЛАТР, следует отметить, что это разновидность автотрансформаторов. Он характеризуется невысокой мощностью, ему не требуется госреестр. Принцип работы, которым обладает лабораторный регулировочный автотрансформатор, заключается в настройке напряжения переменного типа однофазной(слева на фото) или трехфазной сети(справа).
Схема ЛАТРа включает в себя стальной сердечник тороидального типа. На нем присутствует всего один контур. Двух отдельных обмоток у этого устройства нет. Контуры совмещены. Одна часть может быть отнесена к виткам первичного типа, а другая – к виткам вторичного типа. Регулировочный автотрансформатор ЛАТР имеет достаточно простую схему. Пользователь может самостоятельно настраивать количество витков вторичной обмотки. Это отличает представленную разновидность агрегатов от других трансформаторов. О том как собрать ЛАТР своими руками мы писали здесь.
Режимы работы
- В автотрансформаторных режимах (а) возможна передача номинальной мощности из обмотки ВН в обмотку НН или наоборот. В обоих режимах последовательная и общая обмотки загружены типовой мощностью, что допустимо.
- В трансформаторных режимах возможна передача мощности из обмотки НН в обмотку СН или ВН, причем обмотку НН можно загрузить не более чем на Sтип. В этих режимах АТ недогружен, что допустимо, но неэкономично.
- В комбинированном режиме (б) возможна передача мощности не более S тип из сети НН в сеть ВН и при этом ( Sном Sтип) автотрансформаторным путем из сети СН в сеть ВН. Этот режим является допустимым и экономичным, т.к. загрузка общей обмотки может в пределе равной 0, а через АТ в сумме передается Sном.
Выбор оптимального режима работы важен для трёхфазных устройств. Они используются для непрерывной регулировки параметров с малыми потерями. Этот компонент обеспечивает пользователям наилучшую точность регулировки при минимальных потерях и, следовательно, при пониженном тепловыделении. Для трёхфазного тока данный эффект достигается с помощью механических соединений трёх управляющих трансформаторов. Конструкция скользящих токосъёмников выполняется такой, чтобы обеспечить надёжный выходной контакт и – при срабатывании – одновременную очистку контактной дорожки. Используются угольные щётки, которые могут вращаться или перемещаться возвратно-поступательно.
Переменный автотрансформатор имеет несколько первичных обмоток для создания вторичного напряжения, которое регулируется в диапазоне от нескольких вольт до долей вольт за оборот. Это достигается благодаря тому, что угольная щётка или ползунок находятся в контакте с одним или несколькими витками первичной обмотки. Поскольку витки первичной катушки равномерно распределены по её длине, то выходное значение пропорционально угловому вращению щётки.
Модели ЛАТРов SUNTEK
Однофазные лабораторные автотрансформаторы
Модель | Мощность, ВА | Диапазон вых. напряжений, В |
Максимальный ток, А | Подключение | Размеры, см | Масса, кг |
SUNTEK 500ВА | 500 | 0-300 | 2 | клеммы | 13х13х15 | 3,5 |
SUNTEK 1000ВА | 1000 | 0-300 | 4 | клеммы | 16х18х20 | 6 |
SUNTEK 2000ВА | 2000 | 0-300 | 8 | клеммы | 19x18x21 | 8 |
SUNTEK 3000ВА | 3000 | 0-300 | 12 | клеммы | 20x21x23 | 10 |
SUNTEK 5000ВА | 5000 | 0-300 | 20 | клеммы | 25x25x27 | 17 |
SUNTEK 7000ВА | 7000 | 0-300 | 28 | клеммы | 25x25x27 | 17 |
SUNTEK 10000ВА | 10000 | 0-300 | 40 | клеммы | 29x24x52 | 33 |
SUNTEK 15000ВА | 15000 | 0-300 | 60 | клеммы | 39,5x32x56 | 53 |
SUNTEK 20000ВА | 20000 | 0-300 | 80 | клеммы | 39,5x32x56 | 60 |
SUNTEK 30000ВА | 30000 | 0-300 | 120 | клеммы | 39,5x32x113,5 | 107 |
Однофазные лабораторные автотрансформаторы серии RED
Модель | Мощность, ВА | Диапазон вых. напряжений, В |
Максимальный ток, А | Подключение | Размеры, см | Масса, кг |
SUNTEK RED 500ВА | 500 | 0-300 | 2 | розетка | 14x13x15 | 3,5 |
SUNTEK RED 1000ВА | 1000 | 0-300 | 4 | розетка | 19x20x18 | 6 |
SUNTEK RED 2000ВА | 2000 | 0-300 | 8 | розетка | 19x20x18 | 8 |
SUNTEK RED 5000ВА | 5000 | 0-300 | 20 | розетка | 25x31x28 | 17 |
Трехфазные лабораторные автотрансформаторы
Модель | Мощность, ВА | Диапазон вых. напряжений, В |
Максимальный ток, А | Подключение | Размеры, см | Масса, кг |
SUNTEK 6000ВА | 6000 | 0-430 | 8 | клеммы | 26×20,5×50 | 26 |
SUNTEK 9000ВА | 9000 | 0-430 | 12 | клеммы | 29x23x52 | 33 |
SUNTEK 15000ВА | 15000 | 0-430 | 20 | клеммы | 32×26,5×59 | 50 |
SUNTEK 20000ВА | 20000 | 0-430 | 27 | клеммы | 32×26,5×59 | 60 |
SUNTEK 30000ВА | 30000 | 0-430 | 40 | клеммы | 34×26,5×113,5 | 102 |
Подробнее о ЛАТРах SUNTEK предлагаем посмотреть в видео:
Принцип работы с ЛАТРом
Чтобы работать с ЛАТРом было легко и безопасно даже неподготовленному человеку, приведем обязательный минимум теоретической информации и правила регулировки прибора. Основной характеристикой любого лабораторного автотрансформатора является максимально допустимый ток. Он указывается в паспорте устройства. Например, ЛАТР SUNTEK 500 ВА имеет максимально допустимый ток 2А. Превышение этого параметра ведет к перегреву и перегоранию обмотки катушки. Прибор выходит из строя. И самое неприятное, что ремонт при такой поломке нецелесообразен. Замена катушки обойдется в ту же сумму, что и покупка нового ЛАТРа. Поэтому при работе с ЛАТРом
Важные параметры выбора
Прежде всего, нужно определить, для чего будет использоваться автотрансформатор. Например, для испытания работоспособности силового оборудования на заводе понадобится одна модель, для обеспечения электропитания при ремонте автомагнитолл – совсем другая. Чтобы было легче сформулировать требования к прибору, учитывайте следующие параметры:
Мощность. Можно подобрать ЛАТР мощностью от 0,45 до 10 Вт (и даже более), но сначала нужно просчитать нагрузку всех подключаемых электропотребителей. Их суммарная мощность не должна превышать мощность автотрансформатора.
Диапазон регулировки напряжения. Он зависит от того, как действует прибор – на понижение или на повышение параметров напряжения. Большинство моделей относятся к понижающему типу, особенно однофазные, у них рабочий диапазон может составлять от 0 до 250 В или от 160 до 220 В. В зависимости от того, какая величина напряжения нужна для работы техники, выбирайте ЛАТР с соответствующим диапазоном. У трехфазных моделей диапазон шире: нижний предел может находиться на уровне в 200-220 В. Не всегда нужен лабораторный автотрансформатор с широким рабочим диапазоном, к примеру, если в сети напряжение падает до 180 В (не выше и не ниже), то можно купить трансформатор с регулировкой в пределах 180-220 В.
Напряжение питающей сети. Если планируется подключение прибора к однофазной сети, то необходимо покупать модель на 220 В, если к трехфазной – на 380 В (при этом, у такой модели диапазон регулировки может выходить далеко за пределы номинальных значений трехфазной сети, например, может составлять от 0 до 430 В).
Итак, вы уже решили купить лабораторный автотрансформатор? С этим устройством вы сами сможете корректировать показатели напряжения в сети и устанавливать такие значения, которые необходимы конкретному виду энергопотребителей. А быстро выбрать и заказать подходящее оборудование можно на нашем сайте. Не откладывайте покупку – возьмите напряжение под контроль!
О принципе работы устройств
Лабораторный автотрансформатор регулируемый, сокращенно ЛАТР, представляет собой прибор, в основе которого – магнитный сердечник с обмоткой из меди, где возникает электрическая связь. Вдоль обмотки движется угольная щетка, создавая тем самым контакт с подключенным электропотребителем. В зависимости от положения щетки, меняется коэффициент трансформации, что, в свою очередь, влияет на значение выходного напряжения. Благодаря поворотному регулятору, с помощью которого меняется положение щетки, можно корректировать по шкале значение напряжения тока, подаваемого на нагрузку.
Электропотребители подключаются к лабораторному автотрансформатору через выходные клеммы, в свою очередь, сам прибор соединяется с центральной электросетью либо через входные клеммы, либо подключением электровилки к розетке.
Основным отличием лабораторных автотрансформаторов от обычных является то, что подвижный контакт в обмотке позволяет менять количество витков, включенных в цепь и тем самым дает возможность устанавливать напряжение в широком диапазоне, например, в однофазной сети – от 0 до 250 В, в трехфазной – от 0 до 430 В. Изменение количества витков происходит плавно, поэтому удается получить максимально точные значения напряжения и чистую синусоиду на выходе. Кроме того, данное устройство легче и компактнее аналогов, сделанных по традиционной схеме, и имеет гораздо больший КПД (до 98%). Для контроля работы на панели управления имеется вольтметр, а вентиляционные решетки в корпусе способствуют естественному охлаждению устройства и предотвращают перегрев.
ЛАТР: для чего нужен лабораторный автотрансформатор
Необходимые параметры при выборе ЛАТРа
Сила тока, проходящего по обмоткам автотрансформатора, зависит от двух величин: мощность нагрузки и выходное напряжение.
То есть, подключение того или иного оборудования (нагрузки) с различной потребляемой мощностью и регулирование напряжение на выходе ЛАТРа при помощи поворотной ручки изменяет значение силы тока. А значит, чтобы не превысить максимально допустимый ток ЛАТРа, делать все манипуляции с прибором надо осознанно, понимая значение каждой величины и постоянно контролируя ток по формуле.
Основным критерием выбора модели ЛАТРа является ток, который будет через него проходить. В паспорте указан максимальный ток для каждой модели стабилизаторов напряжения. К примеру, модель SUNTEK 5000, максимальный ток – 20 Ампер. То есть, если потребитель будет использоваться при напряжении 250 Вольт, то 250 умножаем на 20 и получаем разрешенную мощность, 5000 Ватт. Но! Если Вы хотите использовать ЛАТР при 100 Вольтах, максимальный ток остается прежний, 20 Ампер и тогда максимальная мощность будет равна 100 умножить на 20 всего 2000 Вт. Этот закон надо использовать всегда, чтобы ЛАТР работал долго и безупречно.
Правила безопасности при работе с ЛАТРом
При работе с лабораторным автотрансформатором чрезвычайно важно соблюдать правила безопасности. Это позволит избежать поражения электрическим током и убережет сам ЛАТР от поломки.
— подключать к сети прибор со снятым корпусом,
— подсоединять или отсоединять провода от клеммной колодки, если ЛАТР подключен к сети,
— резко крутить регулировочную ручку,
— оставлять прибор без присмотра, а также работать с ЛАТРом непрерывно более 6 часов,
— накрывать работающий прибор, а также использовать его в помещении с высокой влажностью или температурой.
Когда необходим лабораторный автотрансформатор?
Многие знают, что для коррекции напряжения в сети можно использовать стабилизатор. Тогда для чего нужен автотрансформатор? Есть ли какие-то особенные условия его применения или оба эти устройства выполняют одну и ту же задачу? Далее мы рассмотрим эти вопросы более детально.
Корректировать показатели тока в электросети приходится из-за нестабильной подачи электроэнергии и связанных с этим сильных скачков напряжения. Вообще, нормальным отклонением считается 10-15 В, большинство современных электротехнических устройств рассчитано на такие перепады, поэтому они проходят практически незаметно. Если же напряжение в однофазной сети повышается до 260-270 В, то это может привести к выходу из строя работающей в этот момент бытовой техники, инструмента и оборудования. При пониженном напряжении включить мощную технику и вовсе не удастся.
Выйти из этой ситуации можно, искусственно скорректировав напряжение с помощью стабилизатора или автотрансформатора. Разница лишь в том, что первый вариант подойдет для использования в сети, где скачки происходят постоянно, то есть напряжение может резко снижаться, повышаться, но затем снова нормализуется. Стабилизатор подстроится под эти изменения и будет подавать на нагрузку исключительно 220 В. Что касается лабораторного автотрансформатора, то он не имеет такой возможности, так как не рассчитан на автоматическое изменение параметров. При его использовании напряжение на выходе будет меняться пропорционально изменению напряжения в центральной сети. То есть в случае, когда напряжение составляет 180 В, с помощью автотрансформатора его можно увеличить до 220 В, но как только оно подскочит до 220 В, на подключенную нагрузку будет подаваться ток напряжением в 260 В. Это также может вывести из строя всю работающую технику. Поэтому при частых колебаниях в электросети лучше использовать стабилизатор. Если же наблюдается постоянная «просадка» напряжения и его значение находится примерно на одной отметке, что очень часто бывает в дачных или коттеджных поселках, то подойдет автотрансформатор.
Но это далеко не единственный случай, когда рекомендуется использование именно этого прибора. Если нужно специально понизить напряжение в сети, например, для подключения электротехники, рассчитанной на 110 В, стабилизаторы вряд ли способны обеспечить такие показатели, ведь в большинстве случаев рабочий диапазон у них составляет от 135 до 250 В или от 150 до 290 В. ЛАТР способен работать в более широком диапазоне, что позволяет использовать его для следующих целей:
- для тестирования высокочувствительной медицинской аппаратуры и промышленного оборудования.
- для наладки работы сложной радиоэлектроники.
- для ремонта магнитолл и других электротехнических устройств автомобиля.
- для зарядки аккумуляторных батарей автомобилей и оборудования.
- для питания приборов и техники с нестандартным напряжением.
Итак, стабилизатор напряжения необходим для поддержания стандартного напряжения в электросети в небольшом диапазоне отклонений. Лабораторный автотрансформатор предназначен для питания потребителей с нестандартными показателями напряжения, так как дает возможность устанавливать практически любые значения в широком диапазоне.
В вашем случае необходим именно ЛАТР? Тогда для его эффективной работы нужно учесть несколько факторов. О том, как подобрать подходящую модель, мы и расскажем далее.