2. Организация подачи воды на пожар вперекачку, подвозом и гидроэлеваторными системами
При наличии основных водоисточников на значительном расстоянии от места пожара тушение организуется подвозом воды пожарными или хозяйственными автоцистернами или подачей воды к месту пожара вперекачку. В этих случаях успех в развертывании сил и средств, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от умелых организаторских и тактических способностей командиров, и в первую очередь, начальника тыла, который должен умело организовать работу тыла. Начальник тыла обязан принять необходимые меры по изысканию дополнительных водоисточников, вызову необходимого количества различных средств и оборудования.
2.1. Подвоз воды к месту пожара
Подвоз воды к месту пожара организуется таким образом, чтобы работа стволов не нарушалась, т.е. подвоз воды должен быть бесперебойным. Способ заключается в том, что одна автоцистерна обеспечивает подачу воды на пожар, другую заполняют водой, а остальные находятся в пути следования к водоисточнику и к месту пожара.
Организовать подвоз воды к месту пожара — это значит:
1. Организовать работу пункта наполнения водой автоцистерн на водоисточнике.
2. Организовать работу пункта расхода воды на тушение на месте пожара.
3. Произвести расчет требуемого количества автоцистерна для подвоза воды к месту пожара.
Заполнение емкости цистерны водой на пункте наполнения может осуществляться пожарными машинами (мотопомпами, автонасосами, насосными станциями), установленными на водоисточник, от пожарных гидрантов, колонок, при помощи гидроэлеваторов или самостоятельно.
На пункте наполнения должна быть подготовлена удобная площадка для маневра автоцистерн. От автомобиля или мотопомпы, установленной на водоисточник, прокладывают одну-две рукавные линии необходимой длины, к концам которых присоединяют разветвление. От разветвления может быть проложено от одного до трех рабочих заправочных рукавов с жесткими всасывающими рукавами на концах линии во-избежании перелома рукавов при опускании их в горловину цистерны. Для работы на пункте наполнения оставляют одного пожарного, который работает на разветвлении. Наполнение автоцистерны производит водитель прибывшей цистерны и пожарный у разветвления.
Основные схемы организации работы пункта наполнения приведены ниже.
Рис.1. Способы заправки автоцистерн водой при ее подвозе на пожар.
При наличии достаточного количества автоцистерн на пункте расхода воды целесообразно оставить постоянную головную автоцистерну, работающую по подаче воды. Место ее стоянки должно быть удобренным для подъезда автоцистерн, привозящих воду и осуществляющих подпитку головной автоцистерны. Такой способ избавит от излишних маневров и переключений рабочих линий.
При ограниченном количестве автоцистерн целесообразно непосредственно включать в действующую рукавную линию автоцистерну, прибывающую с пункта наполнения. Рабочая линия от напорного патрубка насоса состоит из четырехметрового рукава, разветвления и двух-трех рабочих линий к стволам.
При использовании хозяйственных цистерн, не имеющих насосной установки, производят забор воды из нее при помощи пожарных мотопомп и подают воду к стволам.
Для подвоза воды можно использовать народнохозяйственную технику, имеющую емкость и насосную установку для забора воды и подачи ее на пожар.
Если автоцистерны, применяемые для подвоза воды к месту пожара, имеют разные емкости, расчет количества автоцистерн производится по автоцистерне, имеющей меньшую емкость.
Для четкой организации подвоза воды устанавливают радиосвязь между пунктом наполнения и пунктом расхода.
Рис.2. Варианты подачи воды от автоцистерны на тушение пожара.
Количество автоцистерн для подвоза воды к месту пожара определяется по формуле:
где: А — резерв автоцистерн. При расстоянии от места пожара до водоисточника менее 4 км принимается А=1, более 4км А=2;
τсл — время в пути следования автоцистерны к водоисточнику или обратно, мин;
τзап — время заполнения емкости цистерны водой на пункте наполнения, мин;
τрасх — время расхода воды из цистерны на пункте расхода, мин.
Время в пути следования определяется по формуле:
где: L — расстояние о места пожара до водоисточника, км;
Vср — средняя скорость движения автоцистерны ( в среднем принимается 30 км/ч);
Время заполнения емкости цистерны определяется по формуле:
где: Wц — емкость цистерны, л;
Qн — рабочая производительность насоса, которым заполняют прибывшую на заправку цистерну, или расход воды из пожарной колонки, л / мин.
Время расхода воды из цистерны определяют по формуле:
где: — количество стволов с одинаковыми насадками ( если стволы с различными насадками, их расход суммируется);
— производительность ствола, л/с.
При определении количества автоцистерн, необходимых для подвоза воды, следует помнить, что при работе большого количества стволов на месте пожара нужно организовать работу нескольких пунктов расхода, что приведет к увеличению расчетного количества автоцистерн во столько раз, сколько будет организовано пунктов расхода.
2.2 Перекачка воды к месту пожара.
Подачу воды в перекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях для создания рабочих пожарных струй. Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему для пожарных автомобилей отсутствует, например, при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т.п.
Как показывает практика и проводимые эксперименты, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических особенностей подразделений. Исходя из основной задачи пожарных подразделений на пожаре предельные расстояния следует считать такое, на котором развертывание сил и средств с подачей воды в перекачку обеспечивается в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития. Учитывая техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды в перекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять до 2 км, а при двух рукавных автомобилях до 3 км.
Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой который в конкретных условиях является более выгодным.
Способами перекачки воды принято считать:
перекачка воды из насоса в насос
перекачка воды через емкость цистерны пожарной машины
перекачка воды из насоса через промежуточную емкость. Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной системе перекачки.
Рис.3.Схема подачи воды в перекачку из насоса в насос по двум и одной рукавным линиям.
Рис.4.Схема подачи воды в перекачку из насоса в цистерну пожарной машины.
Рис.5.Схема перекачки воды из насоса через промежуточную емкость.
Рис.6.Схема перекачки воды комбинированным способом.
При перекачке воды по способу из насоса в насос осуществляется последовательная (по одной рукавной линии) или параллельное (по двум рукавным линиям) подача воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса.
При организации перекачки воды следует соблюдать определенные условия:
наибольшие по подаче и мощности насос устанавливается на водоисточник;
при перекачке воды способом из насоса в насос для предотвращения сплющивания рукавов всасывающего патрубка последующего насоса необходимо поддерживать напор в линии не менее 10 м. водного столба; при перекачке воды через емкость цистерны пожарной машины 3,5 — 4 м. водного столба; при перекачке воды через промежуточную емкость не менее ее высоты в метрах;
напор на насосах необходимо поддерживать в пределах 90 м. водного столба, обеспечивающий наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов; — необходимо иметь радиосвязь между автомобилями и постами контроля за состоянием и контролем рукавных систем;
резерв рукавов создавать из расчета 1 рукав на 100 м. длины магистральной линии.
Расчет необходимого количество автонасосов для организации перекачки воды производиться в следующей последовательности:
1. Определяем способ перекачки;
2. Определяем расстояние от места пожара до водоисточника по количеству рукавов магистральной линии, шт.;
где: 1,2 — коэффициентт запаса рукавов, учитывающий рельеф местности и изгибы рукавной линии
L — расстояние от места пожара до водоисточника, м;
20 — длина стандартного пожарного рукава, м.
3. Определяем предельное расстояние от головного автомобиля до места пожара (разветвления) по количеству рукавов магистральной линии, шт.
где: Нн — допустимый напор на насосе, м.в.ст, принимаем по табл.1
Развертывание с подачей воды в перекачку конспект мчс
При недостатке воды на месте пожара возникает необходимость бесперебойной её подачи с удалённых водоисточников путем перекачки пожарными машинами или подвоза автоцистернами.
Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором боевое развертывание подразделений обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих средств пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и в первую очередь от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. Так, при наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля рациональным расстоянием для организации подачи воды в перекачку можно считать до 2 км, а при наличии двух рукавных автомобилей – до 3 км. При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км.
Для успешного осуществления действий, связанных с перекачкой воды, в гарнизонах пожарной охраны учитываются все участки с неудовлетворительным водоснабжением, удаленными водоисточниками и составляются документы предварительного планирования действий.
Перекачка воды на пожар осуществляется следующими основными способами:
· из насоса в насос;
· из насоса в цистерну пожарной машины;
· из насоса через промежуточную емкость.
В некоторых случаях используют сочетания этих способов в одной системе перекачки.
Для устойчивой работы систем перекачки воды необходимо соблюдать соответствующие условия. Например, на водоисточник следует установить наиболее мощный пожарный автомобиль с насосной установкой. При перекачке из насоса в насос на конце магистральной рукавной линии (при входе во всасывающую полость следующего насоса) необходимо поддерживать напор не менее 10 м, при перекачке из насоса в цистерну пожарной машины – не менее 3,5–4 м. Через промежуточную емкость воду подают, как правило, на излив с небольшим напором на конце линии (если емкость подземная) или с подпором, немного большим высоты емкости, если она наземная.
Важными условиями перекачки также являются: необходимость организации связи между водителями пожарных машин;
· синхронность работы насосов;
· поддержание напора на насосах, который обеспечивал бы длительность и устойчивость системы подачи воды;
· назначение наблюдателей за поступлением воды в автоцистерны и ее уровнем;
· создание резерва рукавов на линии перекачки из расчета один на 100 м; назначение постов на линии перекачки для контроля за работой насосно-рукавной системы.
Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды устанавливают аналитически, по таблицам, графикам и экспонометрам (пожарно-техническим линейкам). В расчетах необходимо учитывать выбранный способ перекачки, тактико-техническую характеристику пожарной техники, наличие пожарных водоемов и других емкостей по трассе перекачки; число, тип и диаметр пожарных рукавов, рельеф местности. При этом расстояние от места пожара до водоисточника следует принимать не по местности, а по длине рукавной линии, проложенной по трассе перекачки, которая определяется по формуле (95). Ниже приведена последовательность аналитического метода расчета требуемого количества пожарных машин для перекачки воды.
Сначала определяют предельное расстояние до головной пожарной машины
N гол – предельное расстояние от места пожара до головной пожарной машины в руказах, шт.;
Нн – напор на насосе пожарной машины, м;
Zм – высота подъема ( + ) или спуск (–) местности, м;
Zст – высота подъема ( + ) или спуск (–). пожарного ствола или другого прибора подачи огнетушащего средства на основе воды, м;
Нр – напор у разветвления, равный Нст +10, м;
S – сопротивление одного рукава магистральной линии (см. табл. 72);
Q – суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.
Если от головного автомобиля до ствола (ручного или лафетного) проложена рукавная линия одного диаметра, то в формуле (95) вместо напора у разветвления Нр принимают напор у ствола Нст или другого прибора подачи, например у пенного ствола Нсвп или генератора Нгпс.
Одним из условий перекачки является установка головного автомобиля ближе к месту пожара, поэтому по формуле (95) расстояние определяют в случаях, когда на пожар прибывает ограниченное количество пожарных машин.
После определения предельного расстояния до головной пожарной машины вычисляют расстояние между машинами, работающими в перекачку (длину ступени перекачки) в рукавах по формуле
Nм.р – расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.;
Ни – напор на насосе, м.
Нвх – напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки (принимается в зависимости от способа перекачки), м;
Zм – подъем или спуск местности, м.
Если подъем или спуск местности наблюдаются на участке головной пожарной машины, то при определении длины ступеней перекачки их не учитывают, а учитывают при определении расстояния до головного автомобиля. Если подъем или спуск отмечается на отдельных ступенях или на всей трассе перекачки, тогда его учитывают при определении длины ступеней или, исходя из конкретных условий, учитывают при нахождении всех предельных расстояний, чем создается определенный запас напора на насосах.
Далее определяют расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах, используя формулу (95), а потом находят количество ступеней перекачки по формуле
Nступ – число ступеней перекачки, шт.;
Nр – расстояние от места пожара до водоисточника в рукавах, шт.;
N гол – расстояние до головной пожарной машины от места пожара в рукавах, шт.;
N м.р – расстояние между машинами, работающими вперекачку (ступенями), в рукавах, шт.
В заключение определяют общее количество пожарных машин для перекачки воды
При установке головной пожарной машины у места пожара расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки. При этом фактическое расстояние до головного автомобиля можно определить по формуле
Nг.ф – фактическое расстояние до головного автомобиля в рукавах, шт.
Nступ – число ступеней перекачки, шт.
Nм.р – расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.
Если расчет проводился для каждой ступени в отдельности, го число рукавов суммируют по всем ступеням перекачки.
Пример 1. Для тушения пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота подъема стволов 10 м. Ближайшим водоисточником является пруд, расположенный на расстоянии 1500 м от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 12 м. На пожар прибыли АЦ-40(130)63А, два АН-40(130)64А и рукавный автомобиль АР-2, укомплектованный прорезиненными рукавами диаметром 77 мм.
Определить, достаточно ли пожарных машин для перекачки воды на тушение пожара.
1. Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
2. Определяем предельное расстояние до головного пожарного автомобиля в рукавах
Число рукавов округляем до целого числа в меньшую сторону, т.е. 16.
3. Определяем предельное расстояние между машинами, работающими вперекачку, в рукавах
Принимаем 37 рукавов.
4. Определяем расстояние от водоисточника до пожара с учетом рельефа местности
Nр = 1.2L/20 = 1,2·1500/20 = 90 рукавов.
5. Определяем число ступеней перекачки
6. Определяем количество пожарных машин для подачи воды вперекачку
7. Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара
Следовательно, головной автомобиль приблизить к месту пожара нельзя, так как полученное расстояние совпадает с предельным.
В случаях, когда перекачку осуществляют по местности с равномерным уклоном или подъемом, требуемое количество машин для перекачки можно определить по формуле
Нм.р.л – потери напора в магистральной рукавной линии, м определяют по формуле (86);
Zм – подъем или спуск местности, м;
Нн – напор на насосах, м;
Нвх – напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки, м.
Для уменьшения времени в практических расчетах перекачки воды на пожар пользуются табличным методом определения предельных расстояний. Например, для определения предельных расстояний до головного автомобиля можно пользоваться таблицами 163–165 и рекомендациями, данными в разд. 10.3, а расстояние между машинами (ступенями перекачки) – по таблицам 166–168.
Расстояние между насосами при перекачке воды по прорезиненным рукавам по схеме из насоса в насос
Число стволов, поданных от головного автомобиля, диаметр насадка | Схема подачи воды при перекачке | Диаметр рукава, мм | Напор на насосе, установленном на водоисточник, м |
Число рукавов магистральной линии между насосами, шт. | |||
б | |||
Два Б – 13 мм | По одной рукавной линии | ||
Три Б – 13 мм | По одной рукавной линии | ||
По двум рукавным линиям | |||
Два Б – 13 мм один А – 19 мм | По одной рукавной линии | ||
По двум рукавным линиям | |||
Четыре Б – 13 мм и один А – 19 мм | По одной рукавной линии | ||
По двум рукавным линиям | |||
Два А – 19 мм | По одной рукавной линии | ||
По двум рукавным линиям | |||
Два А – 25 мм | По одной рукавной линии | ||
По двум рукавным линиям | |||
Шесть Б – 13 мм | По одной рукавной линии | ||
По двум рукавным линиям | |||
Четыре Б – 13 два А – 19 мм | По двум рукавным линиям |
1. Напор на входе в последующий насос при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между насосами, работающими вперекачку, подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головного автомобиля определяют по таблице 163.
Расстояние между насосами при перекачке воды по прорезиненным рукавам
по схеме из насоса в насос к лафетным стволам
Число лафетных стволов, диаметр насадка | Схема подачи воды по рукавным линиям | Диаметр рукава, мм | Напор на насосе, установленном на водоисточник, м |
Число рукавов магистральной линии между насосами, шт. | |||
Один – 25 мм | По одной рукавной линии | ||
По двум рукавным линиям | |||
Один – 28 мм | То же . | ||
Один – 32 мм | По двум рукавным линиям | ||
Два – 25 мм | То же | ||
Один – 38 мм | От двух автонасосов по одной рукавной линии |
1. Напор на входе в последующий насос при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между насосами подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головного автомобиля определяют по таблице 164.
Расстояние между ПНС-110 при перекачке воды по прорезиненным рукавам
диаметром 150 мм по схеме из насоса в насос к лафетным стволам
Число лафетных стволов, поданных от головной ПНС-110, диаметр насадка | Подача воды при перекачке | Напор на насосе, установленном на водоисточнике, м |
Число рукавов магистральной линии между насосами | ||
Два- | 28 мм | По одной рукавной линии |
Три– | 25 мм | |
Четыре– | 25 мм | По одной рукавной линии |
Три- | 28 мм | По одной рукавной линии |
Два– | 32 мм | По одной рукавной линии |
Два– | 38 мм | По одной рукавной линии |
Два– | 40 мм | По одной рукавной линии |
Два– | 38 мм | По двум рукавным линиям |
Четыре– | 28 мм | По двум рукавным линиям |
Два– | 40 мм | По двум рукавным линиям |
Шесть- | 25 мм | По двум рукавным линиям |
1. Напор на входе в последующий насос ПНС-110 при перекачке равен 10 м.
2. При определении расстояния между ПНС-110, работающими вперекачку, подъем местности не учитывался.
3. Напор на насосе головной ПНС-110 определяют по таблице 165.
Пример 2. Для тушения пожара необходимо обеспечить работу двух стволов Б с диаметром насадка 13 мм и один А с диаметром насадка 19 мм. Максимальный подъем стволов на пожаре 10 м. Ближайший водоисточник – река на расстоянии 1200 м от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 8 м. Определить число пожарных автонасосов АН-40(130)64А для перекачки воды, если они укомплектованы прорезиненными рукавами диаметром 77 мм.
1. Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
2. Определяем предельное расстояние до головной пожарной машины от места пожара при обеспечении работы двух стволов Б и одного А. Максимальный рабочий напор на насосе принимаем равным 90 м, высота подъема стволов 10 м по условию. Следовательно, напор для преодоления сопротивления магистральной рукавной линии будет составлять
Нм.р.л = 90 – 10 = 80 м.
По табл. 160 определяем, что при напоре на насосе 80 м предельное расстояние до головной пожарной машины составляет 12 рукавов.
3. Определяем предельное расстояние между машинами, работающими вперекачку. Напор на насосе 90 м, подъем местности 8 м по условию. Следовательно, для преодоления сопротивления в магистральной линии и создания напора на входе в последующий насос расходуется 82 м напора на насосе. По табл. 165 определяем, что при напоре на насосе 82 м предельное расстояние между автонасосами составит 21 рукав.
4. Определяем расстояние от реки до места пожара с учетом рельефа местности в рукавах
Np = 1,2L/20 = 1,2·1200/20 = 72 рукава.
5. Определяем количество ступеней перекачки
6. Определяем требуемое количество пожарных машин для перекачки воды
7. Определяем фактическое расстояние до головной пожарной машины от места пожара с учетом ее приближения
Следовательно, головной автонасос можно приблизить к месту пожара на расстояние 9 рукавов (180 м вместо первоначального 240 м). Расчет перекачки воды к лафетным стволам с помощью автонасосов и ПНС осуществляют аналогично.
При определении расстояния между машинами, работающими вперекачку, необходимо из рабочего напора вычесть потери напора на подъем местности и напор на входе в последующую пожарную машину.
Необходимо помнить, что если при одних и тех же расходах воду подавать по двум магистральным линиям, то расстояние между машинами, работающими вперекачку, увеличится в 4 раза [см. формулы (97) и (98)]. И наоборот, при подаче воды по двум магистральным линиям, не изменяя расстояния между машинами, расход воды на тушение пожара можно увеличить в 2 раза.
Подача воды вперекачку при тушении пожара
При недостатке воды на месте пожара руководитель тушения обязан организовать бесперебойную подачу ее с удаленных водоисточников путем перекачки пожарными машинами или подвоза автоцистернами.
Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором боевое развертывание подразделений обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи огнетушащих средств пожар не принимает интенсивного развития. Это зависит от многих условий, и в первую очередь от тактических возможностей гарнизона пожарной охраны. Так, при наличии в гарнизоне одного рукавного автомобиля рациональным расстоянием для организации подачи воды вперекачку можно считать до 2 км, а при наличии двух рукавных автомобилей — до 3 км. При отсутствии в гарнизонах рукавных автомобилей перекачку целесообразно осуществлять при расстояниях до водоисточников не более 1 км.
Для успешного осуществления боевых действий, связанных с перекачкой воды, в гарнизонах пожарной охраны должны быть взяты на учет все участки с неудовлетворительным водоснабжением, удаленными водоисточниками и составлены оперативные карточки,
Перекачка воды на пожар осуществляется следующими основными способами: из насоса в насос (рис. 4.6); из насоса в цистерну пожарной машины (рис. 4.7); из насоса через промежуточную емкость (рис. 4.8). В некоторых случаях используют сочетания этих способов в одной системе перекачки.
Для устойчивой работы систем перекачки воды необходимо соблюдать соответствующие условия. Например, на водоисточник следует установить наиболее мощный пожарный автомобиль с насосной установкой. При перекачке из насоса в насос на конце магистральной рукавной линии (при входе во всасывающую полость следующего насоса) необходимо поддерживать напор не менее 10 м, при перекачке из насоса в цистерну пожарной машины — не менее 3,5 — 4 м. Через промежуточную емкость воду подают, как правило, на излив с небольшим напором на конце линии (если емкость подземная) или с подпором, немного большим высоты емкости, если она наземная.
Важными условиями перекачки также являются: необходимость организации связи между водителями пожарных машин, синхронность работы насосов; поддержание напора на насосах, который обеспечивал бы длительность и устойчивость системы подачи воды; назначение наблюдателей за поступлением воды в автоцистерны и ее уровнем; создание резерва рукавов на линии перекачки из расчета один на 100 м; назначение постов на линии перекачки для контроля за работой насосно-рукавной системы.
Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды устанавливают аналитически, по таблицам, графикам и экспонометрам (пожарно — техническим линейкам). В расчетах необходимо учитывать выбранный способ перекачки, тактико-техническую характеристику пожарной техники, наличие пожарных водоемов и других емкостей по трассе перекачки; число, тип и диаметр пожарных рукавов, рельеф местности. При этом расстояние от места пожара до водоисточника следует принимать не по местности, а по длине рукавной линии, проложенной по трассе перекачки, которая определяется по формуле (4.10). Ниже приведена последовательность аналитического метода расчета требуемого количества пожарных машин для перекачки воды.
Сначала определяют предельное расстояние до головной пожарной машины
где N гол — предельное расстояние от места пожара до головной пожарной машины в рукавах, шт.: H н — напор на насосе пожарной машины, м; Z м — высота подъема (+) или спуск (—) местности, м; Z ст — высота подъема (+) или спуск (—) пожарного ствола или другого прибора подачи огнетушащего средства на основе воды, м; H р — напор у, равный H ст + 10 м, S — сопротивление одного рукава магистральной линии (см. табл. 4.5); Q — разветвления суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.
Если от головного автомобиля до ствола (ручного или лафетного) проложена рукавная линия одного диаметра, то в формуле (4.12) вместо напора у разветвления H р принимают напор у ствола H ст или другого прибора подачи, например у пенного ствола H свп или генератора H ст.
Одним из условий перекачки является установка головного автомобиля ближе к месту пожара, поэтому по формуле (4.12) расстояние определяют в случаях, когда на пожар прибывает ограниченное количество пожарных машин.
После определения предельного расстояния до головной пожарной машины вычисляют расстояние между машинами, работающими вперекачку (длину ступени перекачки) в рукавах по формуле:
где N м.р — расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.; H н — напор на насосе, м; H вх — напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки (принимается в зависимости от способа перекачки), м; Z м — подъем или спуск местности, м.
Если подъем или спуск местности наблюдаются на участке головной пожарной машины, то при определении длины ступеней перекачки их не учитывают, а учитывают при определении расстояния до головного автомобиля. Если подъем или спуск отмечается на отдельных ступенях или на всей трассе перекачки, тогда его учитывают при определении длины ступеней или, исходя из конкретных условий, учитывают при нахождении всех предельных расстояний, чем создается определенный запас напора на насосах.
Далее определяют расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах, используя формулу (4.10), а потом находят количество ступеней перекачки по формуле:
где N ступ – число ступеней перекачки, шт.; N р — расстояние от места пожара до водоисточника в рукавах, шт.; N гол — расстояние до головной пожарной машины от места пожара в рукавах, шт.; N м.р. — расстояние между машинами, работающими вперекачку (ступенями), в рукавах, шт.
В заключение определяют общее количество пожарных машин для перекачки воды:
При установке головной пожарной машины у места пожара расстояние принимают, как правило, 20 м или фактически оставшееся после определения предельных расстояний между ступенями перекачки. При этом фактическое расстояние до головного автомобиля можно определить по формуле:
где N г.ф. — фактическое расстояние до головного автомобиля в рукавах, шт.; N ступ — число ступеней перекачки, шт.; N м.р. — расстояние между машинами в системе перекачки в рукавах, шт.
Если расчет проводился для каждой ступени в отдельности, то число рукавов суммируют по всем ступеням перекачки.
Пример 1. Для тушения пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота подъема стволов 10 м. Ближайшим водоисточником является пруд, расположенный на расстоянии 1500 м от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 12 м. На пожар прибыли АЦ-40(130)63А, два АН-40 (130) 64А и рукавный автомобиль АР-2, укомплектованный прорезиненными рукавами диаметром 77 мм.
Определить, достаточно ли пожарных машин для перекачки воды на тушение пожара.
1. Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.
2. Определяем предельное расстояние до головного пожарного автомобиля в рукавах
N гол = [ H р — ( H вх ± Z м + Z ст ) ] ¤ S · Q 2 = [ 90 — (50 + 0 + 10 ) ] ¤ 0,015 · (11,1) 2 =16,6 рукавов
Число рукавов округляем до целого числа в меньшую сторону, т.е. 16.
3. Определяем предельное расстояние между машинами, работающими вперекачку, в рукавах
N мр = [ H н — ( H вх + Z м ) ] ¤ S · Q 2 = [ 90 — (10 + 12) ] ¤ 0,015 · (11,1) 2 =37,8 рукавов
Принимаем 37 рукавов.
Определяем расстояние от водоисточника до пожара с учетом рельефа местности
N р = 1,2 · L / 20 = 1,2 · 1500 / 20 = 90 рукавов
5. Определяем число ступеней перекачки
Определяем количество пожарных машин для подачи воды вперекачку
7. Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара
Следовательно, головной автомобиль приблизить к месту пожара нельзя, так как полученное расстояние совпадает с предельным.
В случаях когда перекачку осуществляют по местности с равномерным уклоном или подъемом, требуемое количество машин для перекачки можно определить по формуле
где H м.р.л. — потери напора в магистральной рукавной линии, м [определяют по формуле (4.9)]; Z м — подъем или спуск местности, м; H н — напор на насосах, м; H вх — напор на конце магистральной рукавной линии ступени перекачки, м.
Для уменьшения времени в практических расчетах перекачки воды на пожар пользуются табличным методом определения предельных расстояний. Например, для определения предельных расстояний до головного автомобиля можно пользоваться таблицами 4.10 — 4.14 и рекомендациями, данными в разд. 4.3, а расстояние между машинами (ступенями перекачки) — по табл. 4.16 — 4.18. В расчетах целесообразно пользоваться также прил. 4 — 10.
ТАБЛИЦА 4.16. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАСОСАМИ ПРИ ПЕРЕКАЧКЕ ВОДЫ ПО ПРОРЕЗИНЕННЫМ РУКАВАМ ПО СХЕМЕ ИЗ НАСОСА В НАСОС
Боевое развертывание караула с подачей стволов при работе в перекачку с применением насосно-рукавного автомобиля Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательная работа насосов) и через бак автоцистерны, используемый как промежуточная емкость, или через, промежуточную емкость.
При перекачке воды первым способом необходимо согласовывать работу головного и последующих насосов и поддерживать избыточный напор перед последующим насосом не менее 100 кПа, что создает определенную трудность при регулировании работы насосами и не исключает возможности срыва работы насосно-рукавных систем.
При перекачке воды вторым способом не требуется точного согласования работы насосов, поэтому этот способ является более простым. Контроль за работой в этом случае осуществляется по уровню воды в баке автоцистерны (промежуточной емкости).
При перекачке воды по первому способу следует соблюдать определенную последовательность операций:
проложить напорные рукава между, пожарными автомобилями. Прокладку рукавов можно осуществлять по одной или двум параллельным линиям. Расстояние между соседними пожарными автомобилями в случае перекачки воды по двум параллельным рукавным линиям может быть в четыре раза большим, чем при прокладке рукавов в одну линию;
напорные пожарные рукава от пожарного автомобиля, установленного на водоисточнике, присоединяют к всасывающему патрубку второго пожарного автомобиля через рукавный водосборник;
от напорных патрубков второго пожарного автомобиля прокладывают напорные рукава к месту пожара;
включить пожарный насос автомобиля, стоящего у водоисточника, дать воду во второй пожарный насос, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление выключено, а все вентили и задвижки водопенных коммуникаций должны быть закрыты;
при поступлении воды в пожарный насос второго автомобиля включить пожарный насос сцеплением и плавно открыть — задвижки напорных патрубков. В процессе работы насоса по перекачке воды необходимо следить за напором и регулировать его изменением частоты вращения вала центробежного насоса, поддерживая напор у второго насоса 100 кПа.
При перекачке воды по второму способу напорные пожарные рукава от первого насоса прокладывают в бак второй пожарной автоцистерны. Всасывающие рукава второй и последующих автоцистерн присоединяют к всасывающему патрубку насоса и опускают в бак автоцистерны. После заполнения цистерны водой включают в работу пожарный насос второго автомобиля и подают воду к месту пожара из цистерны.
Во время работы необходимо следить за уровнем воды в цистерне. Если уровень воды в цистерне начнет понижаться, необходимо увеличить подачу первого насоса или уменьшить подачу второго насоса, что достигается изменением частоты вращения вала насоса.
Исходное положение для выполнения упражнения: отделения автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля находятся у места условного пожара, расстояние до водоисточника составляет 500 м.
По команде «Автоцистерну установить на расстояние 140 м от места пожара, магистральную линию проложить ходом автомобиля, три ствола Б на тушение — марш! Автонасос на пожарный водоем № 1, магистральную линию от автоцистерны к водоисточнику проложить!» боевой расчет автоцистерны снимает с автомобиля необходимое пожарно-техническое оборудование; пожарные № 1, 2, 3 устанавливают разветвление, прокладывают от него рабочие рукавные линии и работают со стволами; водитель и пожарный № 4 прокладывают магистральную рукавную линию от разветвления в сторону водоисточника, устанавливают автоцистерну на перекачку, после чего: для первого способа-перекачки присоединяют к всасывающему патрубку, насоса автоцистерны рукавный водосборник и к нему магистральную рукавную линию, проложенную отделением насосно-рукавного автомобиля; для второго способа перекачки опускают в горловину бака автоцистерны (в промежуточную емкость) всасывающую линию автоцистерны и магистральную рукавную линию, проложенную отделением насосно-рукавного автомобиля; пожарный № 4 следит за рукавными линиями, опущенными в емкость и за уровнем воды в емкости.
Боевой расчет насосно-рукавного автомобиля прокладывает магистральную рукавную линию от автоцистерны к водоисточнику ходом автомобиля с использованием рукавной катушки; устанавливает автонасос на водоисточник и по команде подает воду в рукавную линию.
Техника безопасности.
К практической отработке упражнений л/с допускается только после уяснения соответствующих требований правил по охране труда, предварительного изучения (повторения) устройства аппаратов, механизмов, приборов и приспособлений, которые намечено использовать при проведении занятий.
Все виды практических занятий выполняются л/с подразделений ГПС в боевой одежде и снаряжении, а в отдельных случаях в теплоотражательных костюмах.
Руководитель занятия перед их началом обязан: -проинструктировать л/с о порядке выполнения упражнения, -опросить обучаемых о состоянии здоровья, -проверить исправность ПТВ.
При некоторых условиях в обстановке пожара работа тыла осложняется. К понятию усложненных условий при работе на пожарах относят: полное отсутствие водоисточников на месте пожара; недостаточное количество воды в водоисточниках вблизи места пожара или отсутствие водоисточников вдали от горящего объекта; наличие водоисточников на значительном расстоянии от горящего объекта; низкую температуру воздуха в зимнее время; сильное задымление; сильный ветер; ночное время.
Содержание работы
Файлы: 1 файл
РЕФЕРАТ Дорохов В.П. 2013.doc
Qп – средняя подача воды насосом, которым заправляют цистерну, л/с.
где Nпр – число приборов подачи огнетушащих веществ, шт.;
Qпр – расход прибора, л/с.
3. Перекачка воды к месту пожара
Подачу воды в перекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй. Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему отсутствует, например при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т. д. В этих случаях можно применять переносные мотопомпы.
Как показывают практика и экспериментальные работы, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических возможностей подразделений. Однако не всегда целесообразно организовывать подачу воды вперекачку.
Исходя из основной задачи подразделений на пожаре предельным следует считать такое расстоян ие, на котором боевое развертывание с подачей воды вперекачку обеспечивают в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития.
Учитывая техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды вперекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять 2 км, а при двух рукавных автомобилях — до 3 км.
Способами перекачки воды принято считать:
из насоса в насос (рис.4, а), через емкость цистерны пожарной машины (рис. 4,6), через промежуточную емкость (рис. 4, в).
Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной системе перекачки.
При перекачке воды по способу из насоса в насос осуществляют последовательную (по одной рукавной линии) или параллельную (по двум рукавным линиям) подачу воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса.
При организации перекачки воды следует соблюдать определенные условия:
наибольший по подаче и мощности насос устанавливают на водоисточнике;
при перекачке воды способом из насоса в насос для предотвращения сплющивания рукавов у всасывающего патрубка последующего насоса поддерживают напор в линии не менее 0,1 МПа (10 м вод. ст.), при перекачке воды через цистерну пожарной машины — 0,035— 0,04 МПа (3,5—4 м вод. ст.), при перекачке воды через промежуточную емкость — не менее ее высоты, м;
на насосах необходимо поддерживать напор в пределах 90 м, обеспечивающий наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов;
необходимо иметь радиосвязь между автомобилями и постами контроля за состоянием и контролем рукавных систем;
резерв рукавов создавать из расчета один рукав на 100 м длины магистральной линии.
При организации подачи воды вперекачку необходимо учитывать следующие рекомендации:
во всех случаях должны быть выдержаны расстояния между автомобилями с учетом превышения геодезических отметок. Отсутствие расчета может привести к перегрузке отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки;
прокладывать рукавные линии необходимо с помощью рукавного автомобиля и другими способами, способствующими ускорению боевого развертывания;
при больших расходах воды и ограниченном количестве машин перекачку производить по двум магистральным линиям, на участках которых выставлять контрольные посты с резервом рукавов для быстрой замены вышедших из строя;
успешное тушение пожаров с перекачкой воды обеспечивается достаточным количеством основных пожарных, рукавных автомобилей, надежной связью и высокой боевой готовностью подразделений пожарной охраны.
Для сокращения ступеней перекачки необходимо применять автонасосные пожарные станции.
Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным
Подача воды в перекачку осуществляется на расстояние:
- до 1 км, если в гарнизоне отсутствуют рукавные автомобили;
- до 2 км, если в гарнизоне имеется 1 рукавный автомобиль;
- до 3 км, если в гарнизоне имеется 2 рукавных автомобиля.
В практике используются три основных способа перекачки:
- из насоса в насос, где основное условие работы насосно-рукавной системы является напор не менее 10 м на конце магистральной линии (при входе во всасывающую полость следующего насоса);
- из насоса в цистерну, где основное условие работы насосно-рукавной системы является напор 3,5-4 м на конце магистральной линии, опущенной в емкость цистерны;
- с использованием промежуточной емкости, где вода подается на излив с небольшим напором (с учетом высоты емкости).
Требуемое количество пожарных машин для перекачки воды определяется в следующей последовательности:
а) определяется предельное расстояние до головного пожарного автомобиля
где Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля, м;
Нн – напор на насосе пожарного автомобиля, м;
Zм – высота подъема (+) или спуска (-) местности, м;
Zст – высота подъема (+) или спуска (-) прибора тушения, м;
Нр – напор у разветвления, м;
S – сопротивление одного рукава магистральной линии;
Q – расход огнетушащего вещества на одной наиболее
нагруженной линии, л/с;
20 – длина одного рукава рукавной линии, м;
б) определяется длина магистральной линии от водоисточника до места пожара
где Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места
L – расстояние от водоисточника до места пожара, м;
1,2 – коэффициент, учитывающий неровность прокладки
в) определяется предельное расстояние ступени перекачки
где Lст – длина ступени, м;
Нн – напор на насосе пожарной машины, м;
Нвх – напор на конце магистральной линии ступени перекачки
(применяется в зависимости от способа перекачки), м;
Zм – подъем или спуск местности, м;
S – сопротивление одного рукава;
Q – расход огнетушащего вещества на одной магистральной
20 – длина одного рукава, м;
г) определяется количество ступеней перекачки
где Nст – количество ступеней перекачки, шт.;
Lм – длина магистральной линии от водоисточника до места
Lгол – предельное расстояние от места пожара до головного
пожарного автомобиля, м;
Lст – длина ступени перекачки, м.;
д) определяется общее количество пожарных машин для перекачки
где Nм – количество пожарных машин для перекачки воды, шт.;
Nст – количество ступеней перекачки, шт.;
1 – головной автомобиль.
В данной работе мы рассмотрели основные способы доставки воды к месту пожара при неудовлетворительном водоснабжении, формулы для расчета необходимых для этого сил и средств, а также наиболее эффективные схемы развертывания сил и средств пожарных подразделений.
При определении количества автоцистерн, необходимых для подвоза воды, следует помнить, что при работе большого количества стволов на месте пожара нужно организовать работу нескольких пунктов расхода, что приведет к увеличению расчетного количества автоцистерн во столько раз, сколько будет организовано пунктов расхода. Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным.
Подача огнетушащих веществ перекачкой.
Организация подачи воды на пожар способами подвоза, перекачки, с помощью гидроэлеваторных систем. К неудовлетворительному водоснабжению относятся те участки местности, где водоотбор возможен не более 10 – 15 л/с воды; расстояние до источника более 300-500 метров; или места, где запасы воды не ограничены, но имеются трудности её забора.
К безводным участкам относятся участки местности с расходом менее 10 л/с, расстояние до водоисточника более 500 метров, или глубина забора более 7 – 10 метров.
При тушении пожара в условиях недостатка воды необходимо;
1. применять такое количество пожарных стволов, которое обеспечивает непрерывное их действие с учётом запасов и подвоза воды.
2. принимать меры к использованию иных огнетушащих веществ.
3. организовывать подачу пожарных стволов только на решающем направлении, обеспечивая локализацию пожара на других участках путём разборки конструкций и создания необходимых разрывов; проводить дополнительную разведку водоисточников для выявления запасов воды (артезианские скважины, чаны, градирни, колодцы, стоки воды и т.п.).
4. организовывать подачу воды на тушение развившихся пожаров с помощью насосных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а также перекачкой.
5. обеспечивать подвоз воды при отсутствии рукавов, техники, пожарных автомобилей, водоисточников.
6. устраивать организованную заправку пожарных машин горючим и огнетушащими веществами.
7. осуществлять пополнение водоёмов малой ёмкости; организовывать забор воды с помощью пожарных гидроэлеваторов, мотопомп или других средств, если перепад высот между пожарным автомобилем и уровнем воды в водоёме превышает максимальную высоту всасывания насоса или отсутствуют подъезды к водоёмам.
8. ё организовывать, при необходимости, строительство временных пожарных водоёмов и пирсов.
9. подавать пожарные стволы с насадками малого диаметра, использовать перекрывные стволы-распылители, применять смачиватели и пену, обеспечивая экономное расходование воды.
В условиях неудовлетворительного водоснабжения подача воды на тушение пожаров осуществляется;
3. С помощью гидроэлеваторов.
Подача огнетушащих веществ перекачкой.
Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если расстояние от водоисточника до места пожара велико, напор, развиваемый одним насосом пожарной машины, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и создания рабочих струй. Перекачку целесообразно осуществлять на расстоянии до 2 – 3 км при наличии в боевом расчёте 1 – 2 насосно-рукавных автомобилей.
Перекачка применяется также при отсутствии подъезда к водоисточнику пожарных автомобилей (при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т.д.). Для этой перекачки применяют переносные мотопомпы или другие устройства, позволяющие забрать воду из труднодоступных мест.
При подаче воды перекачкой необходимо;
1. выбрать схему перекачки.
2. рассчитать количество ступеней перекачки.
3. определить требуемое количество пожарных автомобилей (ПА) в системе перекачки.
4. определить диаметр и требуемое количество напорных пожарных рукавов.
5. определить требуемые напоры на насосах ПА в системе перекачки.
6. организовать связь между ступенями перекачки.
7. определить время начала работы в системе.
8. назначить ответственного за работу ступеней перекачки.
9. создать необходимый запас рукавов, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования.
Способ подачи воды перекачкой;
1. Из насоса в насос.
2. Через промежуточную емкость.
3. Комбинированный способ.
Наиболее надёжна перекачка с промежуточной емкостью. При этом способе всегда имеется возможность контроля наполнения ёмкости и легко регулируется подача воды насосом, забирающим её из ёмкости, так как вода поступает на «излив», полностью используется напор автонасоса, работающего по перекачке. Однако, большим недостатком этого способа является то, что не всегда на пожаре может быть промежуточная ёмкость. Этот способ не всегда применим.
При подаче воды перекачкой из насоса в насос в конце каждой рукавной линии необходимо поддерживать избыточный напор.
Этот напор нужно поддерживать не менее 10 м.вод.ст. (1,0 кгс/см2), но не более чем позволяет техническая характеристика пожарного насоса (40 м.вод.ст. (60 м.вод.ст.)).
При перекачке воды автонасосами должна быть полная синхронность их работы по всей линии, что достигается сохранением минимального напора каждого автонасоса. Поэтому водители, работающие на автонасосах, строго следят за показаниями приборов и немедленно выравнивают режим работы насоса.
Для этого необходима бесперебойная связь по линии перекачки. Прокладывать рукавные линии лучше с помощью насосно-рукавных (рукавных) автомобилей; большое значение имеет рассредоточение пожарных с резервом рукавов по участкам линии перекачки – они могут быстро заменить вышедшие из строя рукава (на 100 метров длины магистральной линии – 1 рукав).
При перекачке на водоисточник устанавливается наиболее мощный насос (например, АЦ-3,0-60(4326)26ВР СПСЧ с пожарным насосом НЦП-60/100), а головной пожарный автомобиль устанавливается как можно ближе к месту пожара.
Порядок расчета;
1. Исходя из наличия техники, емкостей, рукавов и рельефа местности определяется способ перекачки.
2. Затем используя формулу или таблицу, определяют предельное расстояние от головной машины.
3. Расстояние между машинами, перекачивающими воду, определяют по формуле.
, (м), где;
— напор на насосе, м. вод.ст.
— высота подъема местности, м.
— напор в конце рукавной линии при входе в последующую пожарную машину, м.вод.ст.
4. Количество машин, необходимых для подачи воды в перекачку.
= [ 1,2
—
/
] +1, (шт.), где;
— общее расстояние от водоисточника до пожара, м.
— расстояние головного пожарного автомобиля до места пожара, м (корректируется с целью ближе расположить пожарную машину к месту пожара).
— расстояние между машинами, работающими в перекачку, м.
Если при одних и тех же расходах воду подают по двум магистральным линиям, то расстояние между машинами может быть увеличено в 4 раза. Не изменяя расстояния между машинами, расход можно увеличить в 2 раза.
Начальник тыла, организующий работу пожарных машин перекачкой, должен помнить важное правило: при дефиците времени и трудности осуществления ориентировочных расчётов, или, если не хватает рукавов для прокладки второй магистральной линии, то лучше немного завысить число ступеней перекачки.
Когда вода на тушение пожара будет подана, можно в процессе тушения внести поправки и лишние ступени перекачки (пожарные машины) снять, направить их на другие участки или проложить за это время вторую магистральную линию.
Схемы перекачки воды;
Все расчёты по перекачке воды пожарными машинами, при сложном рельефе местности и больших расстояниях до водоисточников, необходимо проводить заранее. Для этого в гарнизоне должны быть на плане ЕДДС «Служба спасения 01» обозначены районы с недостаточным водоснабжением и безводные участки и разработаны меры по подаче воды в эти районы.
При этом необходимо обосновать целесообразность организации перекачки для данного участка городской застройки. Если застройка характерна зданиями IV – V степени огнестойкости, а водоисточники находятся на очень большом расстоянии, то время затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным.
В таком случае лучше осуществить подвоз воды автоцистернами с параллельной организацией перекачки, причём подвоз должен быть организован первым.
В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, принимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, расстояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомобилей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Какого способа перекачки не существует мчс
Подачу воды в перекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях для создания рабочих пожарных струй. Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему для пожарных автомобилей отсутствует, например, при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т.п.
Как показывает практика и проводимые эксперименты, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических особенностей подразделений. Исходя из основной задачи пожарных подразделений на пожаре предельные расстояния следует считать такое, на котором боевое развертывание с подачей воды в перекачку обеспечивается в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития. Учитывая техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды в перекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять до 2 км, а при двух рукавных автомобилях до 3 км.
Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным.
Способами перекачки воды принято считать:
— Перекачка воды из насоса в насос.
— Перекачка воды через емкость цистерны пожарной машины.
— Перекачка воды из насоса через промежуточную емкость.
Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной системе перекачки.
Рис.3.Схема подачи воды в перекачку из насоса в насос по двум и одной рукавным линиям.
Рис.4.Схема подачи воды в перекачку из насоса в цистерну пожарной машины.
Рис.5.Схема перекачки воды из насоса через промежуточную емкость.
Рис.6.Схема перекачки воды комбинированным способом.
При перекачке воды по способу из насоса в насос осуществляется последовательная (по одной рукавной линии) или параллельное (по двум рукавным линиям) подача воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса.
При организации перекачки воды следует соблюдать определенные условия:
1. Наибольшие по подаче и мощности насос устанавливается на водоисточник.
2. При перекачке воды способом из насоса в насос для предотвращения сплющивания рукавов всасывающего патрубка последующего насоса необходимо поддерживать напор в линии не менее 10 м. водного столба; при перекачке воды через емкость цистерны пожарной машины 3,5 — 4 м. водного столба; при перекачке воды через промежуточную емкость не менее ее высоты в метрах.
3. Напор на насосах необходимо поддерживать в пределах 90 м. водного столба, обеспечивающий наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов; — необходимо иметь радиосвязь между автомобилями и постами контроля за состоянием и контролем рукавных систем.
4. Резерв рукавов создавать из расчета 1 рукав на 100 м. длины магистральной линии.
Расчет необходимого количество автонасосов для организации перекачки воды производиться в следующей последовательности:
1. Определяем способ перекачки.
2. Определяем расстояние от места пожара до водоисточника по количеству рукавов магистральной линии, шт.;
1,2 — коэффициентт запаса рукавов, учитывающий рельеф местности и изгибы рукавной линии
L — расстояние от места пожара до водоисточника, м;
20 — длина стандартного пожарного рукава, м.
3. Определяем предельное расстояние от головного автомобиля до места пожара (разветвления) по количеству рукавов магистральной линии, шт.
Нн — допустимый напор на насосе, м.в.ст, принимаем по табл.1.
Рукава | Напорные | Усиленные | Повышенной прочности |
Новые 1 категории 2 категории 3 категории |
Нразв — напор на разветвлении, м вод ст, принимается на 5-10 м вод ст выше, чем на спрыске ствола;
Z — уровень работы стволов по отношению к оси насоса, м;
hрук — потери напора в одном рукаве, м вод ст., принимается по таблице 2.
Количество и вид стволов | Рук., м вод ст. | ||||||
диаметр рукава, мм | |||||||
п | н | п | н | п | н | п | |
1 Б 2 Б или 1 А 3 Б или 1 А и 1 Б 2 Б и 1 А или 2 А 4 Б и 1 А или 3 А | 1.5 6.0 — — | 3.0 — — — | 0.5 1.7 3.8 6.6 — | 1.0 3.8 8.5 — | 0.2 0.8 1.7 3.0 6.6 | 0.4 1.5 3.3 6.0 13.2 | 0.05 0.2 0.5 0.8 1.7 |
4. Определяем расстояние между насосами, участвующими в перекачке, по количеству рукавов в магистральной линии, шт.
— для 1-го способа перекачки (из насоса в насос)
— для 2-го способа перекачки воды (через емкость
цистерны пожарной машины)
10 — напор в рукавной линии при подходе к всасывающему патрубку насоса, м вод ст.
4 — напор в рукавной линии, подходящей в горловину емкости цистерны, м вод ст.
Z — подъем местности, м.
5. Определяем количество автонасосов для организации перекачки воды
Примечание:
1. Определение расстояний производится не в метрах, а по количеству рукавов в рукавной линии. Для перевода расстояний из количества рукавов в метры можно использовать формулу:
2. При организации перекачки воды по двум магистральным линиям общее количество рукавов для прокладки магистральных линий увеличивается в 2 раза, расстояние между насосами увеличивается в 4 раза, количество автонасосов уменьшается.
3. При подаче воды по двум магистральным линиям не изменяя расстояния между машинами, можно увеличить расход воды на тушение в 2 раза.
4. После расчета необходимо произвести проверку по наличию рукавов на автонасосах и рукавных автомобилях.
При организации подачи воды в перекачку необходимо учитывать следующие рекомендации:
— Во всех случаях должны быть выдержаны расстояния между автомобилями с учетом повышения геодезических отметок, отсутствие расчета может привести к перегрузке отдельных машин и срыву работы всей системе перекачки.
— Прокладывать рукавные линии необходимо при помощи рукавного автомобиля и другими способами, способствующими ускорению боевого развертывания.
— При больших расходах воды и ограниченном количестве машин перекачку производить по двум магистральным линиям. По участкам магистральной линии выставлять контрольные посты с резервом рукавов для быстрой замены вышедших из строя.
— Успешное тушение пожаров с перекачкой воды обеспечивается наличием достаточного количество основных пожарных автомобилей, рукавных автомобилей, надежной связью и высокой боевой готовностью подразделений пожарной охраны.
— Для сокращения ступеней перекачки необходимо применять станции автонасосные пожарные.
Дата добавления: 2015-07-06 ; просмотров: 24443 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС при недостатке воды. Тема 11
Тушение пожаров в условиях неудовлетворительного противопожарного водоснабжения
Тушение пожара при недостатке воды имеет ряд особенностей, затрудняющих работу пожарных. Основной из них является подача необходимого количества воды к очагу пожара от водоисточников, расположенных на значительном удалении, для чего требуется привлечение почти всего личного состава, а также боевой техники.
По прибытию к месту пожара 1 РТП должен:
- организовать подачу стволов на решающем направлении, обеспечивая локализацию и ликвидацию пожара на других участках путём разборки конструкций и создания необходимых разрывов;
- принять меры для выяснения места расположения ближайших водоисточников, от которых можно получить дополнительное количество воды путём установки пожарной техники для работы в перекачку или подвоза воды АЦ, техникой народного хозяйства. Разведка водоисточников проводится путем высылки пожарных для отыскания дополнительных водоисточников, опросом граждан и представителей объекта.
Для организации слаженной работы и руководства личным составом, работающим на подаче (подвозе) воды назначают начальника тыла. В зависимости от обстановки размера и сложности пожара начальником тыла может быть пожарный (колонщик), командир отделения или лицо начсостава. Цель работы тыла в данном случае – обеспечение достаточного количества воды и бесперебойной её подачи для тушения пожара.
Мероприятия обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды
Мероприятия обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды
Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта. Схемы подачи воды на пожар в перекачку и гидроэлеваторными системами. Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях.
Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды:
- принимать меры к использованию иных огнетушащих веществ;
- организовывать подачу пожарных стволов только на решающем направлении, обеспечивая локализацию пожара на других участках путем разборки конструкций и создания необходимых разрывов;
- проводить дополнительную разведку водоисточников для выявления запасов воды (артезианские скважины, чаны, градирни, колодцы, стоки воды и т.п.);
- организовывать подачу воды на тушение развившихся пожаров с помощью насосных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а также перекачкой насосами пожарных автомобилей;
- обеспечивать подвоз воды автоцистернами, бензовозами и т.п. если невозможна подача воды по магистральным рукавным линиям (отсутствие рукавов, техники, пожарных автомобилей, водоисточников). Применять такое количество пожарных стволов, которое обеспечивает непрерывное их действие с учетом запасов и подвоза воды;
- устраивать организованную заправку пожарных машин горючим и огнетушащими веществами;
- осуществлять пополнение водоемов малой емкости;
- организовать забор воды с помощью гидроэлеваторов, мотопомп или других средств, если перепад высот между пожарным автомобилем и уровнем воды в водоеме превышает максимальную высоту всасывания насоса или отсутствуют подъезды к водоемам;
- организовывать строительство временных пожарных водоемов и пирсов при тушении крупных, сложных и продолжительных пожаров;
- подавать пожарные стволы с насадками малого диаметра, использовать перекрывные стволы – распылители, применять смачиватели и пену, обеспечивая экономное расходование воды;
- принимать меры к повышению давления в водопроводе, отключению отдельных участков водопроводной сети для направления большего количества воды к месту пожара, а при недостаточном давлении в нем осуществлять забор воды из колодца пожарного гидранта через жесткие всасывающие пожарные рукава;
- организовывать работу по предотвращению распространения огня путем разборки конструкций, удаления горящих предметов и отдельных конструкций здания (или сноса зданий и сооружений), а также ликвидацию горения подручными средствами и материалами.
Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта:
При недостатке воды очень важно принять своевременно меры к подвозу её от ближайших водоисточников, используя для этого пожарную технику и технику народного хозяйства. При организации подвоза воды необходима чёткая и организованная работа водителей АЦ, от которой зависит бесперебойная работа поданных на решающем направлении стволов и дальнейшее введение дополнительных стволов для локализации и ликвидации пожара.
Для сокращения времени при заправке АЦ на водоисточнике и опорожнения их на месте пожара необходимо организовать у водоисточника пункт заправки водой, а на месте пожара – пункт расхода воды. На пункте заправки автоцистерн целесообразно устанавливать автонасосы и мотопомпы; на пункте расхода воды – автоцистерны, в которые сливают воду для обеспечения бесперебойной подачи воды.
Способы заправки автоцистерн водой и схемы организации расхода воды при ее подвозе на пожар:
Схема расхода воды из АЦ
Для забора воды из естественных водоисточников, не имеющих оборудованных подъездов или водоисточников находящихся ниже уровня всасывания насоса используют гидроэлеваторы.
Забор воды из естественных водоисточников
Как показывает практика гидроэлеваторы можно применять для забора воды из открытых водоисточников при высоте подъёма до 20 метров, расположенных на расстоянии до 100 метров при толщине слоя воды не менее 5 см. При нормальной работе гидроэлеватора он способен подать не менее 600 л/мин воды, что достаточно для работы 1 ствола с диаметром спрыска 19 мм или 2 – 3 с диаметром спрыска 13 мм.
Вам будет интересно посмотреть материалы наших статей:
Подача воды способом перекачки применяется при значительном удалении от водоисточников, так как один насос установленный на водоисточник не способен создать давление достаточное для преодоления потерь напора в рукавах и создания рабочих струй стволов на месте пожара.
Схема – из насоса в насос
Схема из насоса в насос
Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях
Со службами города, водоканалом, а также с администрацией объектов заблаговременно разрабатываются и согласовываются планы взаимодействия на случай пожара и необходимости поднятия давления в водопроводных сетях. Согласно этих документов, по требованию РТП водоканал в течении 10 минут осуществляется подъем напора в водопроводной сети , а при необходимости производит отключение участков водопровода для направления к месту пожара дополнительного количества воды. На объектах (в частности на БКХП) обслуживающий персонал должен задействовать насосы повысители для поднятия напора в местной водопроводной сети.
Требования правил охраны труда при ведении боевых действий
Требования правил охраны труда при ведении боевых действий:
- запрещено начинать боевое развертывание до полной остановки пожарного автомобиля;
- запрещено использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций открытый огонь;
- запрещено спускаться в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций без СИЗОД и спасательной веревки; одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
- запрещено находиться под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках (инструмент, ПТВ, и др.);
- запрещено переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;
- не поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
- запрещено подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);
- подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.
При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.