Как настроить трубу духовую
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
687 753 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
760 793 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
520 543 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
782 541 просмотр
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
96 851 просмотр
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
110 163 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
252 902 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
1 022 863 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
321 824 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
170 124 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
284 153 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
43 332 просмотра
Мы больше не будем рекомендовать вам подобный контент.
114 194 просмотра
Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.
В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.
Фотография недоступна этому человеку
Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.
Как настроить трубу духовую
Просмотр темы 26
Как "работает" труба?
Нравится Показать список оценивших
на всех инструментах действует принцип струны(я его так называю). В общем чем длинее струна, трубка, тем ниже звук, соответственно, чем меньше длина, тем выше звук.
Применительно трубы. Раньше трубы были натуральными(или целотонными — точно не помню) , у них ваще не была клапанов.И получалось, что нота до(или ля) 1 октавы должна была звучать при длине трубки 60 см. Отсюда и надо плясать — клапана — добавляют длину трубки, соответственно — понижают звук.
1 клапан на 1 тон от натуральных нот(нот которые берутся без клапанов(то что осталось от натуральных, старинных труб) — это до, соль — 1 октавы; до, ми, соль, ля(иногда), си бемоль(иногда) 2 октавы, а в 3 октаве — там практически любую ноту можно взять без клапанов, но лучше применять клапана).
2 клапан — на 0,5 тона
3 клапан на 1.5 тона
отсюда можно и смешивать сочетания клапанов
1 и 2 клапан — 1.5 тона — можно заменить нажатием 3го
2 и 3 дают 2тона(здесь без вариантов)
1 и 3 клапан дают 2.5 тона
1, 2 и 3 клапан дают 3 тона.
надеюсь я помог. если есть еще вопросы — пиши.
Нравится Показать список оценивших
Строй и интонирование при игре на трубе
Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.
- Что такое «играть стройно» и интонирование
- Как понять, что звучит стройно
- Первичная настройка инструмента и подстройка в процессе игры.
- Как тренировать слух, чтобы играть стройно
Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.
Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.
Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.
Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).
Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Причины плохого интонирования при игре на трубе
Откуда эти сложности с интонацией вообще берутся?
Если вы пока не особо понимаете, что такое вообще строй и интонация, то прочитайте вот эту статью: Строй и интонирование при игре на трубе
Причины, которые влияют на строй и интонацию (полужирным выделены сегодняшние темы):
О стеснении я уже говорил в этом посте: Уроки трубы дома. Занимаешься — не стесняйся. Стесняешься — не занимайся. Это одна из самых частых причин зажимов у начинающих трубачей.
После будет несколько заметок на тему: как придти к правильным позициям нот. Пункт тянет за собой много других тем, в том числе темы опоры дыхания, слухового опыта и импровизации.
А сегодня о первых трех причинах. Они решаются достаточно просто:
Часто можно наблюдать, как преподаватель перед выступлением помогает ученику в настройке инструмента. Многие практикуют такую помощь годами. На коротких выступлениях эта начальная правильная настройка может сработать. Но при игре без преподавателя, в ансамбле или при длинных программах, когда на строй начинает влиять множество факторов, недостаток собственного слухового контроля будет все более заметен.
- Изначально нестройная труба. Такое случается редко, но все же, лучше советоваться о покупке инструмента со знающим человеком.
- Мундштук. Чаще всего это мелкая чашка мундштука. Она может в некоторой степени компенсировать отсутствие тренировки, но сильно ограничивает гибкость во всех компонентах. Реже встречаются начинающие трубачи, использующие большую чашку мундштука. Для большой чашки мышцы должны быть подготовлены.
Если и ошибетесь между 3,5,7, то не критично. Аккуратнее с китайскими мундштуками, они размер штампуют на глазок :). Также обращайте внимание на форму полей мундштука. И сколько, даже за последнее время, слышал восхищенных «ого, как удобно! и здорово звучит!» после перехода с китая и других болванок на нормальные мундштуки. Стали бы вы экономить 3 тысячи, если бы узнали, что от этой детали может зависеть звук, регистры, выдержка, удобство, и в целом, успех всего вашего обучения игре на трубе? Вопрос риторический.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Смена / коррекция постановки при игре на трубе. Примеры
Все видео в блог выкладываю только после получения разрешения людей, которые на них присутствуют.
Т.е. через 3 месяца занятий шла работа над 3-й октавой, а через год-полтора пошли звания лауреата, произведения из программы музыкальных училищ. Конечно, Гоше предстоит еще много работать. Звук для его возраста (11 лет) просто феноменальный.
UPD: Видео с Гошей, где вся история в одном видео
Интервью с Гошей спустя несколько лет
История о Василисе и о том, как мы преодолевали трудности с постановкой, опорой дыхания.
Интервью с Василисой спустя год
Провели одно занятие. Все материалы публикуются с согласия Романа.
- боремся за ре2-фа2
- свободно к соль2, обратите внимание на изменения в звуке и легкости
К сожалению, график работы помешал дальнейшим систематическим занятиям, но теперь при дальнейших стабильных занятиях дома, и самостоятельный процесс обучения пойдет намного легче и быстрее.
Вы также можете почитать отзывы других моих учеников по ссылке Отзывы
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Если вам понравился блог или статья, вы также можете нажать на кнопочку социальных сетей и поделиться информацией с друзьями.
33 Comments
Сергей, спасибо за то, что поделились ситуацией и за видео материал.
Видео, как и обещал в личной беседе, оставил только позицию губ:
Видео1
План действий для вас таков:
1) построить грамотную систему занятий.
2) поработать с дыханием в разных его проявлениях и только после этого
3)смотреть, есть ли необходимость поправлять что-то в постановке.
Обычно хотят услышать о позиции губ и дыхании, но у вас это не первопричина. И дальнейшая судьба ваших занятий зависит от того, услышите вы меня или нет. На видеозаписях позиция губ при свежих и уставших мышцах различна. Она «ломается» по мере усталости. Значит еще не окрепла привычка на верхних нотах зажимать горло, терять опору в челюсти и поджимать губу. Не дайте этому случиться. Не доводите занятия до такого: Видео2
У меня по великой случайности есть видео, где я первый раз играю на трубе! Семен, а у вас есть? Или в какой период занятий появилось первое видео, и сохранилось ли оно?
Хочу оставить и свой отзыв о занятиях.
За моими плечами до встречи с Семёном был довольно большой музыкальный опыт: и сольная игра, и игра в ансамблях, и в оркестре. Я очень люблю трубу, люблю на ней заниматься, но в какой-то момент занятия стали проходить не в таком позитивном ключе. После переигрывания губ никак не мог восстановиться, не помогали ни продолжительный отдых, ни занятия в комфортном диапазоне. В поисках ответа на свои профессиональные вопросы стал искать ответы в интернете и нашёл видео Семена о «Проблемах трубача». После прочитал его биографию на сайте, мне история показалась очень похожей на мою (в детстве играл на международных конкурсах, а сейчас не мог и нормально заниматься). Мне захотелось позвонить и позаниматься: «Ну вдруг поможет, хуже в любом случае не станет». И я был поражён своими же успехами после первого занятия! У меня стал намного проще процесс звукоизвлечения, намного лучше стал звук и уверенней диапазон. Семен очень грамотный и хороший педагог, но что делает его особенно ценным то, что он не только находит проблему, а знает как ее решить и учит этому! Таких педагогов поискать ещё надо! Безусловно, тот профессиональный путь, который Семён прошёл, дал ему огромное количество исполнительского опыта, которым он делится с учениками и видно, что сопереживает каждому из нас, хочет, чтобы мы развивались, играли все лучше и лучше! Спасибо
Духовую трубу как выбирать
Приветствую вас, дорогой читатель!Если вы открыли эту вкладку и читаете нашу статью, значит перед вами стоит вопрос о том, как выбрать музыкальную трубу? И скорее всего, вы являетесь либо начинающим исполнителем, либо родителем будущей музыкальной звезды
2 184 грн. Без НДС: 2 184 грн.
16 105 грн. Без НДС: 16 105 грн.
4 970 грн. Без НДС: 4 970 грн.
9 883 грн. Без НДС: 9 883 грн.
Приветствую вас, дорогой читатель!Если вы открыли эту вкладку и читаете нашу статью, значит перед вами стоит вопрос о том, как выбрать музыкальную трубу? И скорее всего, вы являетесь либо начинающим исполнителем, либо родителем будущей музыкальной звезды. Правильно? Тогда прямо сейчас мы вам расскажем о том, как выбрать подходящий музыкальный инструмент для начинающего исполнителя или для исполнителя, который уже готов к тому, чтобы перейти на несколько ступеней выше. Строй музыкальной трубы, мензура и на что она влияет. Идеальный материал духового инструмента (да, они тоже бывают разными) для начинающего исполнителя и чем отличаются ученические и профессиональные трубы. Усаживайтесь поудобнее! Мы начинаем увлекательный рассказ о самом главном, после прочтения которого вы сможете выбрать для себя идеальную музыкальную трубу!
Как выбрать подходящую трубу — разбираем музыкальный инструмент по частям
Как выбрать музыкальный инструмент? Для того чтобы выбрать и купить музыкальный инструмент, нужно, прежде всего, разобраться, из каких частей он состоит?
- Трубка — это часть от мундштука (что такое мундштук мы расскажем ниже) до крона. Как правило, изготовлена она из серебра, либо из желтой или красной латуни. Если вы определяете, как выбрать музыкальную трубу для новичка, обращайте внимание на инструменты, у которых эта часть изготовлена из красной латуни.
- Пистоны или же клапаны — это деталь, которая, собственно, отвечает за реакцию на нажатие. В самых дорогих трубах их подбирают вручную. Как выбрать подходящий музыкальный инструмент для ученика? Выбирайте никелированные пистоны.
- Раструб — самая заметная часть трубы. Изготавливается из листового металла, размер и конусность раструба напрямую влияет на звучание. Могут быть изготовлены из желтой, красной латуни или серебра.
- Мундштук сглаживает слабые стороны инструмента. Съемная деталь, которая, как правило, служит несколько лет. Продается в комплекте с трубой, но также его можно купить отдельно.
Мы с вами озвучили универсал любого духового инструмента, который вы можете выбрать для начинающего исполнителя. Как выбрать трубу? Сейчас ведь нам доступно сколько видов! Оставайтесь с нами и мы ответим вам на все вопросы.
Как выбрать подходящий музыкальный инструмент — строй трубы
Под музыкальным терминам строй могут скрываться самые разные определения. Начиная от эталона звучания (частота 440 кол/сек//ля первой октавы), заканчивая системой высотных отношений звукоряда трубы или же организацией. In B или си бемоль — самый распространенный вариант инструмента. Если ваш музыкальный учитель не уточнил, трубу какого строя вам лучше выбрать, то, скорее всего, такой вариант будет самым подходящим. На трубе такого строя можно исполнять мелодии практически всех тональностей.
Многие советуют для первой трубы отдавать предпочтение только ученическим моделям, оснащенным кольцом регулировки. Важно, чтобы кольцо было не зафиксировано в одном положении, а могло регулироваться под надобности ученика.
Мензура — как выбрать музыкальный инструмент
Мензура духовых инструментов — это отношение диаметра канала и, собственно, длины. То есть внутренний объем духового музыкального инструмента. Как выбрать правильную мензуру? Инструмент с широкой мензурой характеризуется как такой, с помощью которого легче выводятся низкие звуки. Что касается духовых инструментов с узкой мензурой, здесь, благодаря более широкому диапазону, легче брать ноты среднего и верхнего регистра. Если мы говорим об ученических трубах, здесь очень часто мы можем найти варианты с уменьшенной мензурой. Такая конструкция позволяет, применяя более слабое усилие, выводить более чистый звук.
Музыкальная труба с широкой мензурой, как правило, используется на профессиональной сцене и требует для виртуозной игры серьезных навыков и физической подготовки.
Материал — идеальная труба для начинающего исполнителя
Как уже было сказано, духовые музыкальные инструменты могут быть изготовлены из латуни, самых разнообразных металлических сплавов или серебра 925 пробы. Конечно, если вы только начинаете, серебряные трубы премиум-класса покупать смысла не имеет. А вот что касается латуни и прочих металлических сплавов — здесь, как говорится, дело вкуса. И возможностей вашего бюджета.
Как выбрать хороший музыкальный инструмент для начинающего музыканта? Скажем сразу, что он не должен быть очень дорогим. Потому что дети любят забывать, ломать, ронять музыкальные инструменты. А для первых уроков особой разницы между дорогим музыкальным инструментом и более дешевым отыскать не получится.
Ученические, полупрофессиональные, профессиональные трубы
Ученические, полупрофессиональные и профессиональные особо отличаются не только ценой, но и материалами, конструкцией, качеством звучания и многими другими нюансами. Как выбрать правильную трубу? Стоит ли экономить на своих детях? Как это ни странно звучит, но в случае определения первого музыкального инструмента — стоит. Ученические трубы не просто стоят дешевле полупрофессиональных и профессиональных моделей, но и обладают большей прочностью. Полупрофессиональные обладают большим диапазоном и, соответственно, могут похвастаться лучшим качеством звука. Такую трубу стоит покупать только после нескольких лет занятий.
Что касается профессиональных моделей, то такие музыкальные инструменты, по крайней мере большая часть из них, изготавливается вручную из очень дорогих материалов в Украине и пр. И те, кто может себе позволить такую роскошь, наверняка не будут знакомиться с вопросом о том, как выбрать музыкальную трубу, пусть, и по профессиональной статье из Интернета.
Труба — музыкальный инструмент, который в правильных руках может помогать нам слышать и ощущать просто незабываемые мелодии. И если вы решили научиться играть на духовых музыкальных инструментах или решили научить этому ремеслу своего ребенка, постарайтесь не свернуть с дороги. Потому что все затраченные усилия в итоге обязательно окупятся сторицей. Ну, а мы надеемся, что наш материал хоть немного вам помог разобраться в вопросе, как выбрать духовой музыкальный инструмент.
5 лучших музыкальных труб
Этот обзор будет полезен для профессионалов, а также учеников музыкальных школ и их родителей, которые ищут качественный инструмент.
Лучшие музыкальные трубы
Модели для этого обзора выбирались по соотношению качества и цены, удобству и долговечности. Но главное, конечно — это их отличное звучание.
Совсем не дешевая труба с чистейшим звуком подойдет и для выступления в оркестре, и для сольного исполнения.
- Точное интонирование;
- Чистое звучание;
- Уникальная система уменьшения мензуры.
Труба строя Bb изготовлена из латуни с посеребренной поверхностью и оснащена кованным цельным большим раструбом. Пистоны украшены перламутровыми накладками, что смотрится просто шикарно. Подмундштучная трубка изготовлена из золотой латуни.
Yamaha создавала эту трубу вместе с Эриком Мияширо — звучит инструмент просто волшебно. Все детали продуманы до мелочей: качественный боковой шов, удобный крючок для пальца, интересный дизайн мундштука.
Трубу удобно переносить и хранить в комплектном футляре рюкзачного типа. Система Multi-bore позволяет уменьшить мензуру размера М до L.
Дорогая концертная модель с пистонами Монеля. Ее выбирают настоящие профи. Она прекрасно сливается с тембрами других труб, играющих в музыкальном оркестре.
- Необычный тембр;
- Фиксированное кольцо для регулировки;
- Долговечные клапаны.
Инструмент производства США идет с цельным кованым раструбом ручной работы из желтой меди. Качественное лаковое покрытие не боится царапин и не портится со временем.
Клапаны из Monel-металла работают безотказно, отличаются точным ходом и хорошей компрессией. Звучание у этой модели богатое, густое, и обладает красивой интонацией.
В комплекте с бас-трубой идет деревянный футляр и фирменный тромбоновый мундштук на тонкой ножке. Для ухода за BACH B188 следует отдельно купить масло и инструменты для чистки.
Труба со строем С идет с посеребренным мундштуком в наборе. Инструмент по оправданной цене еще и комплектуется удобным рюкзаком.
- Кроны строя Bb;
- Хорошая комплектация;
- Красивый вид.
Инструмент строя С получился продуманным и эргономичным. Крюки для пальцев располагаются около первого и третьего клапана.
Клапанные кроны и патрубок основного строя покрыты прозрачным лаком, остальные детали – золотым. Это придает инструменту необычный и изысканный внешний вид.
Комплект дополнительных крон позволяет музыканту играть в строе Bb, благодаря чему труба считается универсальной. Инструмент поставляется в удобном жестком рюкзаке.
Труба легко продувается благодаря хорошему помповому механизму. Звучит она тоже весьма достойно — отличный вариант для начала обучения.
- Бюджетная цена;
- Достойное звучание;
- Удобная.
Сбалансированная ученическая модель по доступной цене имеет классический медный корпус, покрытый прозрачным лаком. На первом кроне есть крюк для подстройки, а также подвижное кольцо.
Труба идет в комплекте с футляром и мундштуком хорошего качества, который не нужно сразу же менять. Звук из инструмента извлекается небольшим усилием, отличается красивым тембром и глубиной.
Красивая небольшая труба строя Bb звучит, как полноразмерная. Еще один идеальный вариант для начинающих музыкантов, хотя даже профессионалы не отказываются от такой «игрушки».
- Компактный размер;
- Полноценное звучание;
- Удобство для новичка.
Небольшая по размерам труба, по виду ученическая, играет не хуже своих полноразмерных «подруг», издавая довольно глубокий и громкий звук. Ее можно везде брать с собой, и даже на отдыхе продолжать занятия.
Инструмент оснащен двумя клапанами слива конденсата и пружинными вентилями. Такая труба хороша для уличных музыкантов, которые не хотят носить с собой громоздкие инструменты.
В комплект входит мундштук и облегченный, но жесткий футляр-сумка. Модель продается не только в белом, но также в черном, синем, красном, зеленом и серебристом цветах. Такой инструмент смотрится очень необычно и нравится детям.
Как выбрать музыкальную трубу
Важно понимать разницу между ученическим и профессиональным инструментом. Для новичка подойдет труба с латунной трубкой, а вот опытные музыканты выбирают серебряную.
На звук напрямую влияет конусность и размер раструба. Профессионалы выбирают модели с раструбом из серебра или красной латуни. Ученику подойдет и желтая латунь.
Клапаны должны быть отзывчивыми. В дорогих трубах они подбираются вручную, а для новичка просто выбирайте никелированные.
Если преподаватель не уточнил, какого строя нужен инструмент, то покупайте универсальный – си бемоль. На такой трубе можно играть мелодии любых тональностей.
Важно, чтобы в ученической модели было кольцо регулировки, которое поможет настроить инструмент под ученика.
Чем уже мензура, тем легче брать верхние ноты. Уменьшенная мензура позволяет воспроизводить чистый звук, не прилагая больших усилий. Трубы с широкой мензурой требуют профессиональных навыков и используются в виртуозной игре.
Как ухаживать за музыкальной трубой
Перед игрой всегда нужно проверять ход клапанов. Если присутствует излишнее трение или клапан нажимается, но не выходит из стакана, то инструмент пора смазать (для этого применяется специальная смазка).
Открутив шляпку, нужно вынуть поршень из стакана на 1/3 и нанести масло на серую часть клапана. Для более равномерного распределения смазки, после закручивания шляпки нужно несколько раз нажать на пистон.
Важно знать, что поршни не взаимозаменяемы, то есть первый нельзя поставить в третий или второй стакан. Многие производители помечают стаканы и поршни соответствующими цифрами.
Плавный ход кронов также обеспечивается регулярной смазкой. После нанесения масла, каждую сторону крона нужно по очереди вставить в трубу для равномерного распределения, после чего крон ставится на место.
Не стоит забывать и о ежедневной протирке инструмента, так как скапливающаяся влага портит трубу изнутри. Мундштук должен протираться изнутри и снаружи после каждого занятия.
Хранить и переносить инструмент желательно только в чехле, чтобы он не пылился и не подвергся механическому воздействию. Предпочтительнее жесткий чехол с ложем по форме трубы внутри.
Профессия — трубач. Инструмент
После знакомства с особенностями нашей работы настало время поговорить о самом главном – об инструменте. Как ни странно, но многие люди думают, что труба – это общее название духовых. К ним относят и саксофон, и тромбон, и что только не относят. Под катом я хочу внести ясность в техническую часть нашей работы, и познакомить вас с различными предметами, которые здорово облегчают жизнь музыканту.
Моя труба. Фирма Shilke, модель B5. Произвдство Чикаго. Полупрофессиональная.
Корпус
Изготавливается из металла или реже из пластика, который резонирует на определенной частоте. Общепринятым стандартом для трубы является звук си бемоль малой октавы. Именно поэтому инструмент называется “труба В” или “sib”. Существуют также и другие виды: C, Es, D, G, F и пр, но они используются намного реже.
Система для хроматизации инструмента
Назовем это так, объясню почему. Как представлено выше, на натуральном инструменте можно извлечь сильно ограничеснное число звуков. Чтобы преодолеть эту проблему, было разработано несколько механизмов. С их помощью можно удлинить основной столб воздуха, понизив частоту колебаний. Это дает нам последовательность обертонов от другого звука. Удлинив в достаточной степени инструмент, и создав возможность комбинировать различные варианты, мы получаем полностью хроматический инструмент.
1. Клапанная или пистонная. Как на моей трубе. Механика напоминает поршень и цилинд. В ненажатом состоянии отверстия в пистоне обеспечивают прямой ток воздуха, а при нажатии заворачивают его в дополнительную трубку.
2. Роторная. К ним относятся: валторна, туба, баритон, роторные трубы. Концепт похож на клапанный, но здесь вместо хода “вниз — вверх” ротор поворачивается по оси. Это обеспечивает меньший ход и меньший размер системы. Но в скорости она проигрывает клапанному, видать за счет нескольких передаточных элементов и большего трения. Также обычно роторная система использует не 3, а 4 или более трубок, что связанно с особенностью строения инструментов и рабочим диапозоном.
3. Кулисная. Тромбон, кулисные трубы. Здесь используются две трубки, одна внутри другой. Выдвигая внешнюю, мы увеличиваем общую длину столба воздуха => звук понижается. Скорость у данного вида самая низкая, имеются сложности с точными переходами от звука к звуку, так как выдвигается все на глаз и слух. Но можно делать крутые подъезды и глиссандо. Конструкция очень простая, которая окончательно сформировалась уже во времена барокко.
Были еще клапанные инструменты, с такой же системой, как у деревянных духовых, но они не прижились.
Мундштук
Для игры на улице используется пластиковый мундштук, если он есть конечно. Звук так себе, но зато губы не примерзают
Выполняет функцию звукоснимателя. Принимает в себя колебания, фокусирует и перенаправляет их в основной резонатор. Устройство это очень индивидуально. Нет, не так. Очень индивидуально. Это обуславливается тем, что губы у каждого человека разные, и исполнитель ищет себе то, что устраивает его по удобству и звуку.
Основные параметры – это глубина чашки и внутренний диаметр, шаг которого может составлять 0.05 мм. И что интересно, эту незначительную разницу можно почувствовать.
К выбору мундштука музыканты подходят очень щепитильно. Почти никогда не берут “вслепую”, обязательно попробуют. Причем желательно именно тот, который покупают. Если в Европейской части России с этим полегче, то у нас появление нового мундштука является целым событием. Обязательно все знакомые музыканты у тебя выпросят его поиграть, пообсуждают характеристики, звук. Кто то захочет себе такой же, кто то купит твой старый. Такая маленькая встряска и перестановка в спокойной жизни музыкантов.
Источник звука
У гитары колеблются струны, у дерева трость, а у нас колеблются сами губы. Это называется баззинг.
Инструкция по звукоизвлечению: говорите слог “эмь”. Делаете вдох носом. Выдыхаете в центр сомкнутых губ, почти как при свисте. Усиливаете поток воздуха до тех пор, пока губы не начнут вибрировать. Если не получается, то или губы сильно сжаты, или поток воздуха недостаточный.
Способов объяснения масса. Каждый из нас художник, видит и чувствует по своему, поэтому не удивлюсь, если некоторые из вас слышали другие инструкции.
Ради веселья мы вставляли в мундштук тубы (баса) гобойную трость и свистульку из игрушки. Звуки получались просто фееричными! Огромый низкий инструмент визжал как девчонка переливается обертонами, заходя в низкие глубины и улетал наверх к границе с ультразвуком!
Про губы еще можно добавить, что они устают. Это мышцы, которые выполняют крайне непривычную нагрузку – сдерживают вырывающийся поток воздуха. И чем больше и сильнее этот поток, тем быстрее они выдыхаются. Существуют множество комлексов упражнений, направленных на то, чтобы укрепить губной аппарат, развить его гибкость, силу и выносливоть. Конкретно об этом я еще буду вести речь в части про обучение.
Примочки, щеточки и масла
В музыкальной школе я мало был знаком с тем, что за инструментом нужно ухаживать. И приехав в город, удивился многообразию различных предметов, которые позволяют улучшить и сохранить технические характеристики твоего инструмента.
Барахла много не бывает
Как я говорил ранее, пистон напоминает поршень и цилиндр. Для того, чтобы регулярно не вытаскивать металическую стружку из клапана, разработана линейка масел. Они такие же, как и для автомобиля, только очень сильно очищены и избавлены от запахов. Я пользуюсь 2-мя типами синтетических масел американской фирмы. Одно для регулярной смазки, а второе для концерта. Последнее обеспечивает высокую скорость, но очень быстро вымывается.
Кроны служат для регулировки строя, как колки на гитаре. Основной крон смазывается густым маслом, чтобы долго не высыхал и не выпадывал на репетиции, как у некоторых товарищей. А подстроечные, мелкие кроны, которые отходят от пистонов, смазываются жиже, чтобы можно было легко двигать во время игры.
Я использую густое красное масло, которым в оригинале смазывается пробка у мундштука деревянных духовых. Но как ни странно, ни кларнетисты, ни саксофонисты не оценили его, а вот все медники просто влюбились в эту красную липкую субстанцию.
Да, эта избитая жизнью банка по центру и есть спасительная смазка. Оригинальная коробочка лопнула, пришлось перелить.
У меня их целый набор под разные нужды: для мундштука, для пистонов, для самой трубы. Они нужны для того, чтобы убирать со внутренних стенок инструмента различные отложения. Отложения завтрака, например. Брр, неприятное зрелище, все это вычищать. Особенно для постороннего человека.
Вообще ранее существовал, да и сейчас существует, целый культ того, что инструмент можно “раздуть”. Делается это так: Берешь новую трубу. Она якобы “нераздутая”, звучит плохо. Занимаешься на ней. И через месяц или два ее свойства волшебным образом меняются. Там нарастает слой отложений, по которым воздух нарезает канал, придавая тебе твой уникальный тембр. И ни в коем случае дудку нельзя чистить. Еще есть адепты, которые пытаются меня убедить, что воздух нарезает резьбу по металлу. Посмеялся тогда от души. Не спорю, может и существует в промышленности подобная технология, но человеческим легким она не подвластна.
Если разобрать этот процесс с физической и психологической стороны, то понятно, что человек просто привыкает к инструменту, познает его акустику. А вся слизь на стенках только мешает и гасит колебания.
Кстати, а “задуть” инструмент можно. Если его долго не чистить, то внутри все забивается, перекрывает канал, и труба перестает играть. Легко лечится теплой мыльной ванной, струей душа и щеткой.
Из цикла “Как я мог раньше без этого жить?”
В разобранном виде этот предмет вызывает больше вопросов.
Для оркестровой репетиции с бесчисленными паузами вещь просто незаменимая. Так приходилось все часы в руке держать.
В театре был случай, когда один из моих коллег, будучи уже в возрасте, от длинных пауз засыпал. Поставит трубу на подставку, посидит, подождет и потихоньку под классическую музыку погружается в царство Морфея. Но как только сквозь сон он слышит мотив, который предвещает его вступление, во мгновение ока глаза распахиваются, рука отточеным движением срывает инструмент с подставки, и подносит его к губам! Все это занимает доли секунды. Дальше ситуация разворачивалась двумя путями: или мы быстро показываем где играем, или же так же молниеносно одергиваем коллегу от фальшстарта.
Невероятно удобное приспособление для хранения карандаша на самом инструменте. Всегда под рукой.
Бывают такие ситуации, что ты сидишь в классе, твоя труба лежит рядом. Все как обычно. Ты хочешь позаниматься, тянешься рукой и … Неловкое движение, и твой инструмент за десятки, а то и за сотни тысяч летит на пол. Время замирает…
Перед твоими глазами проносятся все сыгранные произведения, все пятнышки которые ты оттер, и все то время, которое вы провели вместе. Твоя рука несется вслед, пытаясь ухватить падающее творение, но пальцы пронзают пустоту. Твой друг, видя это, кричит и в прыжке пытается спасти от неминуемого. Но уже поздно… Глухой удар. За ним еще один более звонкий. Ты с замиранием сердца и дрожью в руках поднимаешь трубу, осматриваешь ее. Повезло. Удар пришелся на мундштук и на жесткое кольцо раструба. Ничего не помялось. Все действительно в порядке.
Проблема вскроется чуть позже. Сам мундштук и трубка, куда он вставляется, изготавливают из сплавов меди. Чтобы он держался, используется сила трения конусообразного соединения. И если удар пришелся по мундштуку, направленный вглубь трубы, то, как вы уже догадываетесь, просто так его теперь не вытащить. Можно попробовать выбить чем нибудь деревянным, но есть более гуманный способ.
Та-дам! Съемник для мундштука
Спаситель, которому в такие моменты хочется возносить оды. Да, это самый обычный съемник для конусных соединений.
Труба
Большинство представителей медной духовой группы имеют немузыкальное происхождение. Они нужны были людям для подачи сигналов во время охоты, приближения опасности, для сбора военных походов. Труба – не исключение. Но с начала XVII века она вошла в состав оркестра, звучит в симфонической, джазовой музыке, а также соло.
Устройство трубы
Принцип звучания духовых музыкальных инструментов заключается в вибрациях и колебаниях воздушного столба внутри трубки. Чем она длиннее, тем больше возможностей дает музыканту. У трубы она имеет длину до 150 сантиметров, но из соображений компактности изгибается дважды, уменьшая длину инструмента до 50 см.
Трубка имеет форму цилиндра с диаметром чуть более сантиметра, постепенно она расширяется, переходя в раструб. Технология изготовления сложная. Важно правильно рассчитать степень расширения раструба так, чтобы он соответствовал длине основного канала.
Интересно, что в мире существует самая длинная труба с длиной 32 метра и диаметром раструба более 5 метров. Понятно, что играть на ней человек не сможет. Воздух поставляется в канал при помощи компрессора.
Инструмент состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. Но это примитивное и далеко не полное представление об инструменте. На самом деле важных составляющих в нем больше. В числе деталей:
- мундштучная трубка – соединяет амбушюр с основным каналом;
- первая, вторая, третья и настроечная кроны – при помощи кроны общего строя и ее выдвижения происходит настраивание инструмента, остальные используются для технического обслуживания;
- вентили – система клапанов, при закрывании которых происходит изменение звукового эффекта;
- сливной клапан – техническое приспособление, не участвующее в звукоизвлечении.
Трубки и составляющие инструмента изготавливают преимущественно из меди и медных сплавов, блеск корпусу придает лаковое, никелевое или серебряное покрытие.
История инструмента
Духовые инструменты появились задолго до изобретения мелодических. Известно, что люди научились трубить за три века до нашей эры. В античном Египте существовала особая технология, по которой трубы могли изготавливаться из цельного листа металла.
Во время раскопок в Египте были обнаружены трубы, изготовленные из дерева и раковин. А в гробнице Тутанхамона обнаружены инструменты из серебра и бронзы.
В Средневековье все войска были укомплектованы трубачами, их главной задачей была передача приказов командования подразделениям армии. В перерывах между войнами инструмент использовался для привлечения внимания зрителей на рыцарских турнирах и на праздниках. Его звук оповещал жителей городов о прибытии важных персон или необходимости собраться на площади для оглашения указов.
В эпоху барокко начинается расцвет европейской академической музыки. Звучание трубы впервые включается в оркестры. Несмотря на то, что инструмент позволял извлекать только диатонический звукоряд, появились музыканты, которые виртуозно владели техникой за счет изменения положения губ.
Но в конце XVIII веке происходит расцвет струнных и мелодических инструментов, а ограниченная в исполнительских возможностях труба уходит на второй план в оркестре. Она снова начинает активно звучать только ближе к середине XIX века. К этому времени мастера усовершенствовали конструкцию, внедрив в нее систему вентилей из трех клапанов. Они расширили возможности инструмента, позволив ему менять звукоряд, понижая звук на тон, полутон и полтора тона. Труба получила возможность извлекать хроматический звукоряд, а после ряда улучшения устройства была решена проблема беглости и изменения тембра.
История духового медного музыкального инструмента знает множество выдающихся трубачей. В их числе Морис Андре, признанный «трубачом XX столетия». Он относился к трубе, как к одному из главных концертных инструментов, преподавал в Парижской консерватории, записал более 200 дисков. Среди других известных трубачей Луи Армстронг, Фредди Хаббард, Сергей Накаряков, Артуро Сандоваль.
Строй, диапазон, регистры
Основной в оркестре является труба в строе «Си-Бемоль» – «До». Ноты пишут в скрипичном ключе на тон выше реального звучания. В нижнем регистре инструмент издает мрачный звук, в среднем – мягкий (piano), воинственный, настойчивый (forte). В высоком регистре труба призывает слушателя звонким, светлым звуком.
В среднем регистре труба проявляет замечательные пассажные возможности, благодаря технической подвижности позволяет составлять арпеджио.
В Европе и Америке наибольшее распространение нашел «аналог» этого инструмента в строе «До». Западные музыканты находят множество преимуществ его использования, легкость звукоизвлечения в верхнем регистре и возможность реализовать диапазон от «Ми» малой октавы до «До» третьей.
Разновидности трубы
Реже используются другие типы труб:
- альтовая – разновидность применяется для произведения звуков низкого регистра, строй «Соль», часто в симфоническом оркестре этот вид заменяет флюгельгорн;
- пикколо – усовершенствованная модель с дополнительным клапаном, настраивается в «Соль» или «Ля», имеет маленький мундштук;
- басовая – настраивается в «Си», но способна звучать на октаву ниже, чем у обычной трубы.
В современных симфонических оркестрах басовая труба почти не применяется, ее заменяет тромбон.
Техника игры
Исполнитель удерживает инструмент левой рукой, правой воздействует на вентильную систему. Чтобы научиться игре, нужно понимать, что извлечение гармоник происходит за счет амбушюра, то есть изменения положения губ, языка, лицевых мышц. Губы во время звукоизвлечения приобретают определенную жесткость, становятся напряженными. В процессе музыкант понижает звук при помощи вентилей.
За счет того, что расход дыхания во время исполнения музыки на трубе небольшой, инструмент позволяет выполнять различные техники, пассажи, арпеджио. В среднем регистре реализуются блестящие стаккатные вариации.
Профессионалы активно используют специальные приспособления, которые называются сурдинами и вставляются в раструб. В зависимости от того, какую форму имеет сурдина, звучать труба будет тише или громче. Так в джазе чаще всего применяют «грибок», который делает звук мягким, бархатным.
Использование трубы
Большой оркестровый инструмент применяется в музыке для придания ей драматического характера, для создания напряжения. Звук получается довольно выразительным, даже если звучит тихо. Поэтому труба в композициях представляет героические образы.
В наше время трубачи могут выступать сольно, а могут составлять целые оркестры. В 2006 году в боливийском Оруро выступил ансамбль из 1166 трубачей. Он внесен в музыкальную историю, как самый многочисленный.
Инструмент используется в различных музыкальных жанрах. Он бессменный участник джазового, симфонического и духового оркестра, его звуки обязательно сопровождают военные парады.
Известные трубачи
Самыми знаменитыми стали музыканты, владеющие блестящей техникой. В числе виртуозов, посвятивших свою жизнь продвижению инструмента, Артуро Сандавал, который изучал его с 12 лет и в течение жизни получил 10 премий Грэмми.
Американский трубач Кларк Терри оставил свой след в джазовой культуре. Он выступал по всему миру, давал бесплатные уроки, обладал уникальной техникой и виртуозностью.
В 1955 году на аукционе Кристис была продана труба еще одной джазовой легенды – Диззи Гиллепси. Знаменитый инструмент имел название торговой марки «Мартин Комитет» и была продана за 55 тысяч долларов.
Всем известна история парня из бедной нью-йоркской семьи Луи Армстронга. Его судьба была сложной, будучи подростком он совершал преступления, воровал и мог бы провести всю жизнь за решеткой. Но однажды у исправительном учреждении услышал трубу и увлекся изучением инструмента. Его первыми концертами были уличные выступления, но очень скоро Армстронг стал одним из самых знаменитых исполнителей, отличающийся сияющей техникой. Луи Армстронг подарил миру уникальное музыкальное джазовое наследие.
Строй и интонация на трубе
Трубач — солист духового, эстрадного, симфонического оркестра – должен следить за интонацией не только на своем инструменте, но и за чистотой строя всей группы трубачей. Исполнение интервалов в аккордах, выдержанных гармониях, в подголосочной или имитационной полифонии требует совершенно иной природы звуковысотного интонирования. В музыке гомофонно-гармонического склада каждый голос партии трубы представляет собой своего рода мелодию-горизонталь. Но если эта горизонталь не выполняет роль контрапунктического голоса, интервалы, ее составляющие, теряют свободно-интонируемую мобильность. Они начинают интонироваться по вертикали, как аккордовые созвучия. В данное случае в действие вступают закономерности чистого строя.
Гармонические интервалы интонируются в более ограниченной зоне и более строго, стабильно по сравнению с мелодическими, так как акустико-психологическая основа их интонирования совершенно отлична.
Простейшим видом аккорда является трезвучие до мажора. Звук до — основной тон. Он требует устойчивой интонации. Хоровики говорят: терция «делает» аккорд. Звук ми должен иметь тенденцию к повышению. Соль требует устойчивого интонирования. Законы ладового тяготения распространяются и на все обращения трезвучия:
Для минорного трезвучия характерна несколько заниженная терция.
Таким образом, звуковысотный слух трубача развивается на основе ладомелодических и ладогармонических функциональных тяготений звуков и аккордов. Он связан с эмоциональным характером мелодического движения в процессе интонирования музыкальных построений, является основой и составной частью более сложных, воспитываемых годами видов музыкального слуха — мелодического и гармонического. Исполнительство на трубе предполагает различные закономерности звуковысотного интонирования мелодий и интервалов в аккордах. Вариантное разнообразие интонаций, возможное на трубе, позволяет исполнителю играть на этом инструменте с относительно фиксированным строем так же чисто и выразительно, как это возможно на инструментах со свободной нефиксированной интонацией.
Огромную роль играет интонация как средство музыкальной выразительности. Трубач должен обладать способностью сознательно интонировать то или иное мелодическое построение. Мелодия пошла вверх, интонация тоже, и наоборот, мелодия спускается вниз, интонация тоже. В музыке есть звуки более важные и менее важные. Есть опорные и вспомогательные, кульминационные. Для слуха важна направленность движения и цель движения. Опорные звуки при движении мелодии вверх должны быть несколько завышены. Вот, например, начало из этюда № 2 В. Щёлокова:
Без интонационного завышения опорных звуков трубач не сможет добиться здесь передачи необходимого настроения — полетности, напряженности, драматизма. Все это сразу пропадает, если последовательно идущие звуки ля, ре и ля будут соответствовать равномерно-темперированному строю или даже занижены. Звуковысотная интонация здесь выступает как яркое средство музыкальной выразительности. Конечно, завышение опорных звуков должно проходить в рамках зоны, иначе игра становится фальшивой.
Понятие «строй» в педагогике можно трактовать по-разному. Строй — это эталон звучания ля первой октавы с частотой 440 кол/сек. Строй — это настройка инструмента, например трубы, в соответствии с равномерно-темперированным строем фортепиано, настройка на звук гобоя ля первой актавы в оркестре. Строй — это система высотных отношений хроматического звукоряда трубы. Здесь строй совпадает с понятием «интонация», одно из определений которой включает в себя высотную организацию музыкальных тонов по горизонтали.
При игре на струнных инструментах точность интонирования в основном зависит от слуха и навыков исполнителя. На точность же интонирования на трубе влияют добавочные факторы, не поддающиеся воздействию исполнителя. Такими факторами являются конструктивные особенности инструмента, температурные влияния и высота камертона, принятая как эталон в том или ином музы¬кальном учреждении или в оркестре, в учебном заведении.
Как указывалось выше, многие духовые инструменты могут обеспечить правильное интонирование звукоряда не выше строя 440 — 442 кол/сек. Повышение строя на трубе за пределы установленной нормы ведет к нарушению чистоты интервалов всего звукоряда. То же самое происходит при занижении общего строя.
При подстраивании трубы исполнитель может подтянуть отдельные звуки до любого заданного строя. Но избежать многих интонационных неточностей, возникающих вследствие отклонения от строя, на который сконструирован данный инструмент, трубач не в состоянии.
Для того чтобы научить ученика подстраивать инструмент, необходимо воспитать у него определенный слуховой навык. Первое, что требуется от начинающего трубача, это слышать и различать, выше или ниже интонационного уровня определенного звука фортепиано звучит его инструмент. При этом создается много трудностей, среди них различие тембровых окрасок звука, неустойчивость выдоха (у начинающих), наличие вибрато в звуке, контрастность динамики и т. д. Поэтому педагог при развитии навыка подстройки инструмента должен руководствоваться главными, решающими положениями, от которых надо отталкиваться в повседневной практической деятельности.
На трубе в строе Си-бемоль основным звуком, который следует подстраивать в первую очередь, является до второй октавы. В симфоническом оркестре все инструменты, в том числе и трубы, настраиваются на звук ля (си первой октавы на трубе в строе Си-бемоль).
Это происходит потому, что так удобнее подстраивать (выстраивать) струнные инструменты — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для медных духовых этот звук крайне неудобен. Поэтому при занятиях в классе (концертном исполнении на эстраде, в духовом оркестре трубачи обычно подстраиваются на звуке си-бемоль (до на трубе в строе Си-бемоль).
Есть инструменты, у которых интонационный строй натурального звукоряда несколько нарушен и до второй октавы интонационно завышено. Тогда, подстроив звук до второй октавы, необходимо произвести дополнительную подстройку по звуку си и затем, определив средний уровень выдвижения общей кроны, найти нужный строй.
При подстройке общего интонационного уровня инструмента важно соблюсти следующий порядок. Звук си-бемоль берет концертмейстер; услышав его и осознав, оценив мысленно, трубач извлекает до второй октавы на трубе. Навык, выработанный временем, помогает мгновенно определить, выше или ниже воспроизведенный звук, и в соответствии с этим задвинуть или выдвинуть общую крону инструмента. Накопленный в процессе занятий опыт поможет исполнителю точно замерить расстояние движения общей кроны. Второе воспроизведение звука на рояле и повторение его с солистом — это уже проверка проделанного подстраивания и более тщательная регулировка общей кроны.
Настраивание трубы в два приема, при двукратном повторении звука си-бемоль концертмейстером и солистом — привилегия уже опытных музыкантов. Но к этому надо стремиться, этому необходимо обучать. На международном конкурсе «Пражская весна» первый тур прослушивания обычно проходит анонимно, то есть исполнитель играет на эстраде, закрытой от членов жюри ширмой. Поэтому по условиям конкурса подстройка инструмента регламентируется двумя ля фортепиано и двумя си солиста.
Иногда при настройке инструмента создается впечатление, что ученик (солист) настраивает не свой инструмент, а рояль. Он первым берет звук, еще не услышав фортепианного си-бемоль, затем опять его повторяет, не слушая и не анализируя необходимого звуковысотного соотношения. Это часто происходит при концертном выступлении, когда ученики не могут совладать с охватившим их волнением.
Подстройка инструмента требует от трубача четкой и определенной атаки звука, ровного, «плоского» его продолжения. Звук нужно брать в нюансе mezzo forte. Ни в коей мере нельзя его форсировать или извлекать слишком тихо. Звук следует исполнять легко, свободно, без нажима мундштука на губы. По тому, как настраивается тот или иной трубач, уже можно предположить наличие у него определенных профессиональных качеств, культуры извлечения и ведения звука.
Следует всегда помнить, что, когда ученик начинает играть, инструмент бывает холодный и потому настроен несколько ниже. После исполнения нескольких тактов он нагревается и его строй соответственно повышается. Поэтому исполнитель должен строга следить за интонацией и постепенно немного выдвигать крону общего строя.
Строй и интонирование при игре на трубе
Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.
- Что такое «играть стройно» и интонирование
- Как понять, что звучит стройно
- Первичная настройка инструмента и подстройка в процессе игры.
- Как тренировать слух, чтобы играть стройно
### Что такое «играть стройно» и интонирование
Строй — соответствие настройки инструмента общепринятому звучанию инструмента или звучанию ансамбля.
Интонирование — умение слышать и корректировать строй в процессе исполнения с помощью других средств, кроме основной настройки инструмента.
Часто вопрос строя поднимают относительно соответствия с тюнером. Если стрелка в «зеленой зоне», значит нота в допустимом диапазоне, нота строит с тюнером. Такая тренировка имеет место, но для трубача важнее несколько иное соответствие — играть стройно с другими музыкантами.
Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.
Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.
### Как понять, что звучит стройно
Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.
Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).
1 — соль первой октавы на фортепиано — труба стройно с ним.
2 — сильно выдвигаю основной крон, и нота с фортепиано не строит — низит. Затем подтягиваю строй губами.
3 — задвигаю до конца основной крон — нота высит. Затем понижаю ее губами.
Частая ошибка у начинающих — играть ноту еще до того, как прозвучит референс. Последовательность действий такова: послушать референс — сыграть и слушать, чтобы ваш строй совпал с ним.
### Основная настройка инструмента и слушание в процессе исполнения
Основная настройка инструмента происходит перед началом выступления. Ее цель — максимально точно настроить инструмент с другими музыкантами. Для этого первичная настройка должна происходить в удобном регистре и удобной громкости. Максимально приближенные условия к последующему выступлению.
Скорректировать основной строй может понадобиться и во время исполнения. Например, если в помещении становится жарко, инструмент нагреется и строй инструмента неизбежно поползет вверх. Холодно — наоборот. При использовании сурдины или смене мундштука/инструмента строй тоже может измениться. Все это поправляется основным кроном трубы. В определенных пределах можно компенсировать строй губами, как показано в видео выше. Но это не рациональная трата ресурсов. И сложно играть с легкостью, когда твоя голова занята подстройкой каждой ноты. Таким образом, основная настройка не гарантирует, что инструмент будет строить в процессе. Но она очень важна для того, чтобы свести к минимуму необходимость дополнительных усилий в подстройке в момент исполнения.
### Как тренировать слух, чтобы играть стройно
Как я уже упоминал, часто этим занимаются с тюнером. И часто это звучит как плавающий звук, потому что ученик начинает гоняться за стрелкой тюнера, пытается ее зафиксировать. Особенно сложно это дается начинающим, потому что пока не хватает уровня контроля дыхания, чтобы держать устойчивый звук. Получается не столько слуховая, сколько визуальная работа. Но играть по тюнеру и строить с другими музыкантами — не одно и то же. И особенно это важно при игре на трубе. Важнее идеального строя с тюнером слышать, строите ли вы с другими музыкантами. Исходя из этой мысли приходит и решение — нужно применять другие инструменты, учиться слышать строй с ними. Ловить строй на слух, а не визуально.
Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.
По факту делаем то же самое, что и в моем видео — различные звуки на фортепиано как референс -> слушаем звук -> играем на трубе -> слушаем еще раз. Цель: чтобы они максимально слились в один. Чуть в сторону — будет электричка.
Помните, что самая распространенная труба играет в строе «Сиb» и является транспонирующим инструментом. Фортепиано играет в строе «До». Т.е. мы играем ноту «до» по высоте, а звучит из трубы»cиb». Зачем это сделано — тема отдельного поста :). Главное сейчас разобраться, что для того, чтобы звучала одинаковая нота, нужно сыграть на трубе ноту на два полутона выше, чем на фортепиано. «сиb» на фортепиано = «до2» на трубе. «до2″=»ре2» и так далее.
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Как настроить трубу духовую
Семилетков Александр Александрович
педагог дополнительного образования
(духовые инструменты)
МАОУ ДОД ЦДОД
«Межшкольный эстетический центр»
Особенности настройки духового инструмента
Способ исправления неточностей настройки инструмента взаимодействием напряжения губ и дыхания возможен в тех случаях, когда отклонение высоты звука от нормы незначительно. Когда же неточность настолько велика, что исполнитель не может ее преодолеть этими средствами, необходимо устранить недостатки конструкции инструмента.
Духовые инструменты порой имеют дефекты, возникшие при их изготовлении или ремонте, а также в результате нарушений правил их эксплуатации. К ним относится, в первую очередь, несоответствие установленному стандарту длины кронов мундштучной трубки или мундштука, диаметра звуковых отверстий у деревянных духовых инструментов, несоответствие «подушечек» чашечкам клапанов, а также слишком малая или большая открываемость звуковых отверстий, образование вмятин на медных духовых инструментах и осадков в их канале. Эти дефекты отрицательно влияют на строй инструментов, изменяют высоту отдельных звуков. Большинство этих дефектов могут быть устранены самими исполнителями.
Однако и при самой целесообразной постановке исполнение на инструменте самого высокого качества может быть все же фальшивым. Иногда причиной фальшивого звучания становится неумение ученика слушать исполняемую музыку. Исполнитель должен распределить свое внимание таким образом, чтобы хорошо слышать и свое исполнение, и сопровождающую его музыку, а в звучащей гармонии находить опору для точного интонирования.
Считая чистую интонацию безусловно обязательной для каждого музыканта, следует с самых первых ступеней обучения развивать у учащегося это качество. Только постоянное наблюдение за точностью интонации, привлечение внимания учащегося к каждому фальшивому звуку может создать у учащегося критическое отношение к малейшей интонационной неточности. Это, в свою очередь, усиливает приспособленность губ и дыхания к точному интонированию.
Создавать особые упражнения для развития точной интонации нецелесообразно. Упражняться в интонировании можно на любом материале. Необходимо только внимание и острота музыкального слуха.
Развивая у начинающих чистоту интонации, следует больше использовать упражнения и пьесы, в которых ясно заметен каждый неточный звук. Очень полезно исполнение в медленном движении арпеджио, трезвучий и других аккордов. Во время работы над строем нужно учитывать свойства интонирования интервалов. В практике наблюдается следующее явление: большие интервалы обычно исполняются с тенденцией к понижению верхнего звука, малые – к повышению. Поэтому, занимаясь любыми упражнениями, нужно требовать от обучаемых, чтобы в большом интервале верхний звук исполнялся несколько выше, а в малом – ниже. Соответственно, если основным является верхний звук интервала, то в больших интервалах нижний звук должен исполняться несколько ниже, в малых – выше. Таким образом, большие интервалы должны немного «расширяться», а малые – «суживаться». То же самое относится к интервалам увеличенным и уменьшенным.
Проблема чистого интонирования часто оказывается связанной с проблемой вибрато на духовых инструментах. Вибрато на духовых инструментах представляет собою периодическую пульсацию выдоха, приводящую к изменениям высоты звука.
У некоторых исполнителей природное хорошее вибрато получается без особой подготовительной тренировки, у других оно имеет характер неприятного дрожания звука, с чем следует бороться.
Необходимо требовать от молодого исполнителя совершенно ровного звучания в течение длительного времени, чтобы мелкое дребезжащее вибрато исчезло.
Умеренное вибрато средней частоты на духовом инструменте создает впечатление теплого, проникновенного звука, оно улучшает качество тембра, а слишком частое вибрато придает звуку неустойчивый характер. Играющий на духовом инструменте должен пользоваться приемом вибрато умеренно: беспрерывно дрожащий звук духового инструмента быстро надоедает.
Один из способов вибрато состоит в колебании инструмента рукой, как это делают некоторые трубачи. Валторнисты иногда вибрируют с помощью движений правой руки в раструбе инструмента. Другой прием заключается в периодических ослаблениях и усилениях выдоха, создаваемых, по мнению некоторых исполнителей и педагогов, последовательными сужениями и расширениями голосовой щели.
Упражнения на вибрато проводятся на медленной, красивой кантилене. Полезно слушать исполнителей, обладающих хорошим вибрато, а также использовать звукозаписи мастеров, владеющих этим приемом в высокой степени. Таким образом, у исполнителей на духовых инструментах имеются довольно широкие возможности в достижении чистоты строя и интонации, нужно лишь уметь своевременно и правильно пользоваться теми или иными приемами.