Какую функцию выполняет объектив

Объектив

Camara

Объекти́в — оптическое устройство, линзе, хотя может иметь иной вид, например см. Камера-обскура. Обычно объектив состоит из набора линз (в некоторых объективах — и зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации

Содержание

  • Объективы применяются в фото-, кино- и видеосъёмке, проекционной фотопечати, микроскопах, наблюдательных и измерительных приборах (см. «Геодезия»).
  • В наблюдательных оптических приборах ( микроскоп) объективом называется (порой весьма условно) первый компонент прибора, создающий изображение, рассматриваемое через дальномерных и света, систему фокусировки, Характеристики объективов [ ]

Основные [ ]

    (и возможность его изменения);
  • Максимальное Разрешающая способность
  • Тип Дополнительные и уточняющие [ ]
  • разрешающую способность)
  • Число линз и групп линз. Большее количество линз позволяет конструкторам рассчитать объектив с лучше исправленными аберрациями, однако уменьшает светопропускание и повышает риск паразитных переотражений, снижающих контраст изображения. Кроме того, большее число поверхностей, которые надо полировать, увеличивает себестоимость производства и ужесточает требования к точности изготовления каждой детали. Именно поэтому до сих пор с успехом применяются и будут применяться такие простые оптические схемы, как Классификация объективов [ ]

Fisheye photo

Изображение, полученное объективом «рыбий глаз»

Штатный объектив [ ]

  • Штатный объектив, Китовый объектив (калька с англ.Kit ) — сменный объектив, которым комплектуется фотоаппарат при продаже. Обычно является нормальным объективом, или дешёвым зум-объективом диапазона фокусных расстояний, близкого к нормальному объективу.

Типы объективов по конструкции (оптической схеме) [ ]

Создание объективов, свободных от искажений, длительное время было скорее искусством, чем наукой. Особенно удачные схемы расположения линз остались в истории техники под собственными именами:

  • линзы. Как правило, по такой схеме делают [1] .
  • Зеркальный объектив. Зеркала не обладают дисперсией, поэтому такие оптические схемы встречаются во многих технических сферах, например, в нанолитографии [2] ;

Так выглядит зеркально-линзовый телеобъектив

По дополнительным признакам качества изображения традиционно выделяют следующие типы:

  • астигматизм и все остальные трансфокатор, «зум»).
  • Фикс — любой объектив с фиксированным фокусным расстоянием, жаргонное слово, сокращение, используемое для противопоставления вариообъективам.

По углу изображения (фокусному расстоянию) [ ]

Широко применяется классификация фотографических объективов по углу изображения или по фокусному расстоянию, отнесённому к размерам кадра. Эта характеристика во многом определяет сферу применения объектива:

  • перспективы снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеком. [3][4]
  • трансфокатор, «зум» (англ.Zoom )).

Принцип действия зум-объектива

По назначению (съёмочные объективы) [ ]

Существенное значение имеет назначение объектива. Перед тем как приступить к съёмке, всегда возникает вопрос о том, что будем снимать.

  • [5] ;
  • и т. д. Должен обладать минимальными геометрическими искажениями, минимальным кривизной поля изображения ;
  • англ.shift ) — используется для архитектурной и иной технической съемки и позволяет предотвратить искажение перспективы.
  • англ.tilt ) — используется для получения резкого изображения неперпендикулярных оптической оси объектива протяжённых объектов при макросъёмке, а также для получения художественных эффектов. [6] ;
  • камеры-обскуры, маленькая дырочка, от англ.pinhole ) — используется для съёмок пейзажей или иных объектов с очень большими выдержками и с получением в одном кадре одинаково резкого изображения от макро расстояний до бесконечности;
  • англ.soft ) — объектив с недоисправленными аберрациями, обычно сферической, или с вносящими искажения элементами конструкции. Служит для получения эффекта размытости, дымки и т. п. [7] ;
  • Тревел-зум (англ.travel zoom ) — универсальный вариообъектив относительно малого веса и максимального диапазона фокусных расстояний. Используется при пониженных требованиях к качеству снимка и повышенных — к оперативности использования и массе.

По назначению (прочие объективы) [ ]

  • Проекционный объектив — используется в проекторах. В отличие от съёмочных объективов, устойчив к значительному нагреву в интенсивном световом потоке и не имеет диафрагмы.
  • Объектив микроскопа
  • Объектив телескопа

Производство объективов [ ]

Производство объективов — высокотехнологичная область, оно требует значительных исследований, сложной аппаратуры для обработки стекла, комплекса научно-технических исследований в области расчёта формы линз, нанесения просветляющих покрытий и др.

  • Хорошие объективы производит ограниченное число фирм, имеющих давние традиции.

Кроп-фактор [ ]

Crop Factor

  • Смотри:

Внешняя красная рамка показывает границы обычного кадра 24×36 мм, внутренняя, синяя — границы кадра цифровой камеры (15×22,5 мм)

Кроп-фактор (от англ. Crop factor , crop — обрезать, factor — множитель) — отношение линейного размера кадра цифровых камер к полю стандартного 35 мм кадра. Большинство сенсоров выпускаемых цифровых камер имеют размер, меньший, чем у обычного кадра 24×36 мм. При использовании объектива, расчитанного на 35 мм кадр, на сенсор проецируется только центральная часть изображения, а оставшаяся часть «обрезается» краем матрицы.

У таких Распространённые марки объективов [ ]

Многие объективы имеют собственные имена, присвоенные им фирмой — разработчиком.

  • Nikon Corporation )
  • Sigma (производитель сменной оптики под различные системы)

Дополнительные изображения [ ]

длиннофокусный, портретный, штатный

Современный объектив «Canon 17-40 4L»

Широкоугольный объектив «NIKKOR 13mm f=5,6»

См. также [ ]

  • Главное фокусное расстояние
  • Угол изображения объектива
  • Примечания [ ]
  1. ↑http://www.engadget.com/2007/02/01/researchers-developing-ultrathin-origami-lens-for-mini-digicams/
  2. ↑http://www.ioffe.ru/journals/jtf/2005/05/page-1.html.ru
  3. ↑http://www.hobbymaker.narod.ru/Articles/perspective_rus.htm
  4. ↑Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., Наука, 1986
  5. ↑http://kmp.bdimitrov.de/lenses/primes/short-tele/DFA100f2.8-Macro.html
  6. ↑http://www.arax-foto.com/specials/tilt-shift-35/
  7. ↑http://kmp.bdimitrov.de/lenses/primes/short-tele/F85f2.8-Soft.html

Ссылки [ ]

Литература [ ]

  • Волосов Д.С. Фотографическая оптика. М., «Искусство», 1971.
  • Русинов М.М. Композиция оптических систем. Л., «Машиностроение», 1989.

ca:Objectiu cs:Objektiv en:Photographic lens es:Objetivo (fotografía) fr:Objectif photographique lv:Objektīvs nn:Objektiv no:Objektiv sv:Objektiv

Объективы для фотоаппарата. Виды, основные параметры

Какой объектив фотоаппарата выбрать? Преимущества и недостатки

Функция фотографического объектива заключается в отображении света от более или менее удаленных объектов на некоторую плоскость изображения, где размещена фотопленка или электронный датчик изображения.

В случаях с низкими требованиями к качеству объектив содержит только одну оптическую линзу. Но в большинстве случаев это многообъективная система, содержащая некоторое количество линз и одну или несколько оптических диафрагм.

Даже многообъективные объективы часто называют фотографическими объективами. В некоторых случаях они также содержат зеркала.

Полезные статьи:

Важные параметры объективов

Для правильного выбора и использования фотографического объектива требуется значительный опыт, который в значительной степени включает аспекты оптики. В следующих разделах объясняется важность различных ключевых параметров и типичных компромиссов, связанных с проектированием объективов.

Фокусное расстояние

Принципиально важным параметром является фокусное расстояние объектива. К сожалению, в этой области существует значительная путаница из-за разных определений фокусного расстояния.

Если бы объектив состоял просто из одного объектива, определение фокусного расстояния было бы очевидным и не двусмысленным. Однако объективы обычно представляют собой многоэлементные системы линз. Как следует определять фокусное расстояние, и различные величины могут иметь значение для приложений.

Общим определением фокусного расстояния расширенной системы является расстояние между фокальной плоскостью и главной плоскостью. Это определение наиболее подходит для расчетов, но положения главных плоскостей часто не известны пользователю. Поэтому заднее фокусное расстояние иногда определяется как расстояние между выходным положением объектива и плоскостью изображения для коллимированного света на входе. Однако эта величина не полностью описывает оптическую функцию.

Дальнейшая путаница может возникнуть из-за того, что некоторые производители (в частности цифровых камер) решили указать эффективное фокусное расстояние, которое больше фактического фокусного расстояния. Поэтому поле зрения, достигаемое с меньшим датчиком изображения, аналогично таковому у обычной фотокамеры с большим датчиком или пленкой. Имеется в виду фактическое фокусное расстояние или увеличенное эффективное значение.

Поле зрения

Поле зрения в радианах — это приблизительно диаметр сенсора, деленный на фокусное расстояние; для получения значения в градусах нужно умножить на 180 ° / π. Для широкоугольных камер нужно использовать более точную формулу:

где w — ширина сенсора (или диагональ).

Диапазон расстояний и глубина резкости

Идеальная фокусировка изображений возможна только для одного конкретного расстояния до объекта, которое обычно устанавливается с помощью точной регулировки расстояния между оптикой объектива и датчиком изображения. По сути, все фотографические объективы имеют регулировку фокусировки, которая должна выполняться вручную или автоматически (автофокусировка). Функции автофокусировки могут быть интегрированы в объективы, которые затем требуют дополнительного электрического подключения к корпусу камеры. К сожалению, этот аспект может ограничить совместимость устройств.

Для конкретной настройки фокусировки существует диапазон расстояний, на которых фокусировка не идеальна, но все же достаточно хороша. Например, при этом качество изображения все еще ограничено другими аспектами, такими как разрешение сенсора. Или удовлетворительно для некоторых приложений. Ширина этого диапазона называется глубиной резкости. Не следует путать с глубиной фокусировки, которая соответствует качеству стороны изображения, определяющей допуск на позиционирование датчика изображения.

Глубина резкости — это не просто качество объектива, но зависит от различных факторов, таких как фокусное расстояние, расстояние фокусировки и размер диафрагмы. Небольшие значения глубины резкости являются результатом использования объектива с большим фокусным расстоянием и широко открытой диафрагмой (малое f-число).

Существует нижний предел расстояния, на которое может быть сфокусирован объектив. Этот предел, по сути, определяется доступной диоптрийной мощностью. Для более коротких расстояний требуются более высокие диоптрийные мощности (меньшие фокусные расстояния). Однако проблема коррекции изображения для расходящегося света, исходящего от близкого объекта, также может играть роль.

Обычно нет верхнего предела расстояния. Большинство объективов могут быть “сфокусированы до бесконечности”, то есть на очень удаленных объектах. Гиперфокальное расстояние определяется как расстояние, за пределами которого достигается приемлемая фокусировка для всех объектов без дополнительной регулировки фокуса; это приводит к максимально возможной глубине резкости.

Типы объективов фотоаппарата

Простые камеры имеют встроенный объектив, который нельзя заменить (за исключением, возможно, ремонта). Обычно это стандартный объектив с полем зрения порядка 50 °. Камеры более высокого класса обычно имеют механические средства для использования различных моделей фотографических объективов.

Стандартные объективы

Стандартные объективы сделаны таким образом, что поле зрения составляет порядка 50 ° Аналогично полю зрения человеческого глаза (для просмотра в фиксированном направлении). Это означает, что фокусное расстояние аналогично размеру диагонали датчика изображения или пленки. Например, 40-мм, 50-мм или 55-мм объектив может использоваться в сочетании с полноразмерным датчиком изображения с разрешением 36 мм × 24 мм.

Для цифровых камер с меньшими датчиками изображения требуются соответственно меньшие фокусные расстояния, например, 15 мм для формата Minox 11 мм × 8 мм. Как уже упоминалось выше, некоторые производители указывают “эффективное” фокусное расстояние, которое будет использоваться, если датчик изображения имеет полный стандартный размер.

Для портретной съемки часто предпочтительнее использовать объектив с несколько большим фокусным расстоянием, потому что это предварительно приводит к более приятной перспективе, а уменьшенная глубина резкости может быть полезна для красивого кадрирования лиц.

Макрообъективы

Макрообъективы оптимизированы для съемки довольно небольших объектов, таких как цветы, насекомые или миниатюрные детали. Они всегда будут иметь очень маленькое фокусное расстояние – прямо противоположное тому, что используется для съемки на большие расстояния. Вместо этого часто используется значительное фокусное расстояние, составляющее по меньшей мере несколько десятков миллиметров.

Отличие от стандартных и длиннофокусных объективов заключается в том, что макрообъективы используются с большим расстоянием между объективами и плоскостью изображения и оптимизированы для обработки относительно расходящегося света, исходящего от небольших объектов. В то время как телеобъектив должен обрабатывать только почти параллельный свет.

Иногда используется простая удлинительная трубка, не содержащая оптики или с одним объективом, который устанавливается между корпусом камеры и стандартным объективом. Это позволяет фокусироваться на более близких расстояниях, разрешая более мелкие объекты с большим увеличением, если приемлемо относительно небольшое рабочее расстояние.

Однако производительность стандартного объектива может быть не идеальной в таких условиях, поскольку его компенсация не оптимизирована для этого режима работы. Существуют также устройства с крупным планом, которые могут быть установлены спереди стандартного объектива, что также позволяет фокусироваться на более коротких расстояниях.

Другой вариант — использовать стандартный объектив в обратном направлении в сочетании с дополнительным, имеющим большее фокусное расстояние. Переворачивание стандартного объектива имеет смысл, поскольку оно оптимизировано для большего расхождения на той стороне, которая обычно является стороной изображения.

Широкоугольные объективы

Это устройство с угловым полем зрения не менее 55°. Может быть полезно, когда нужно захватить больше сцены, и невозможно просто использовать большее расстояние наблюдения. Например, для съемки в помещениях, как это делают архитекторы.

Должен иметь не только короткое фокусное расстояние, но и должен быть оптимизирован для съемки изображений под широким углом, избегая чрезмерных искажений изображения. Чем больше поле зрения, тем сложнее становится удовлетворить это. В крайних случаях при углах обзора порядка 180 ° так называемые объективы «рыбий глаз» приводят к значительным геометрическим искажениям изображения.

Длиннофокусные и телеобъективы

Для съемки удаленных объектов, часто предпочитают с уменьшенным полем зрения. Достигается большее увеличение: заданное количество пикселей датчика изображения соответствует меньшей площади объекта, сцена, т.е. должны иметь большое фокусное расстояние. Поэтому такие объективы называются длиннофокусными объективами, при этом поле зрения составляет около 20 ° или меньше.

Например, для стандартного формата сенсора 36 мм × 24 мм поле зрения 10 °, рассчитанное для диагонали изображения, требует объектива с фокусным расстоянием 123 мм. Даже для гораздо меньших значений поля зрения становится крайне желательным, чтобы физическая длина прибора была существенно меньше его фокусного расстояния.

На основе такого подхода к проектированию могут быть изготовлены даже супертелеобъективы с полем зрения всего в несколько градусов, в крайних случаях даже менее 1 °. Некоторые конструкции основаны на изогнутых зеркалах в дополнение к линзам. Зеркала позволяют сгибать траекторию луча. Несмотря на такие методы, телеобъективы обычно длиннее стандартных объективов.

Дифракция становится важной для приборов с узким полем зрения, где угловое разрешение должно быть довольно высоким. Поэтому для длиннофокусных объективов требуются относительно большие диаметры диафрагмы. К счастью, этого нетрудно достичь для приборов, работающих только с узким угловым диапазоном.

Высокое угловое разрешение также подразумевает, что камера должна быть очень стабильной во время экспозиции. Часто требуется правильно установить камеру, чтобы она оставалась стабильной, например, на штативе.

Масштабирование

Некоторые объективы работают с фиксированным фокусным расстоянием. Также существуют приборы, в которых можно регулировать в определенном диапазоне, обычно путем ручного поворота некоторой части объектива.

В идеале конструкция выполнена таким образом, чтобы изменение фокусного расстояния не влияло на настройку фокусировки (зум-объектив). Функции масштабирования доступны для различных типов объективов, таких как стандартные, телеобъективы или широкоугольные.

Для масштабирования требуются механические движения оптических деталей с точной механикой. Для изменения фокусного расстояния при сохранении неизменного положения плоскости изображения обычно требуется выполнить два разных движения, которые должны быть точно синхронизированы.

Существуют также конструкции, в которых требуется перемещать только один объектив или фиксированную группу объективов. В этом случае фокусировка может быть не идеальной во всем диапазоне. В частности, если система автофокусировки может исправить эту проблему, на практике это может быть не актуально. Функция масштабирования вводит дополнительные ограничения, затрудняя достижение наивысшего качества изображения.

Помимо сохранения фокуса, задачей проектирования является получение оптимальной компенсации различных видов аберраций для всех настроек масштабирования. Это влечет за собой некоторые неизбежные компромиссы, которые приводят к особенно заметному ухудшению качества луча для недорогих объективов с большим диапазоном увеличения.

Выбор объективов, практические советы

Обсуждение множества важных параметров для функционирования фотографического объектива, вероятно, дало понять, что проектирование таких оптических приборов является очень сложной задачей. Существует большое количество целей проектирования, и многие изменения дизайна могут повлиять на все из них.

Поэтому после изобретения первых фотокамер потребовались десятилетия для разработки улучшенных типов объективов, обеспечивающих существенно улучшенные характеристики. Хотя уже достигнут очень высокий уровень, это развитие все еще продолжается.

Новые разработки выигрывают от еще более усовершенствованных методов проектирования, реализованных с помощью программного обеспечения для проектирования передовой оптики, а также от наличия улучшенного оборудования.

Например, методы изготовления асферической оптики были улучшены, так что теперь они более широко используются для фотографических объективов. С их помощью часто можно достичь высокой производительности при значительно меньшем количестве оптических компонентов. Другим важным достижением является пластиковая оптика, которая в настоящее время также широко используется – частично в сочетании с обычными стеклянными линзами.

Установка объективов и дополнительной оптики

Используемые механизмы крепления объективов частично позволяют использовать объективы других производителей. Например, существуют C-образные крепления для сенсоров размером до 1,2 дюйма и более крупные крепления типа F или M42. Также есть адаптеры.

Такая совместимость может быть весьма желательна при переходе на новую модель камеры другого производителя, пытаясь по-прежнему использовать дорогие старые объективы. Трудности с совместимостью могут возникнуть, особенно когда также необходимы электрические соединения, например, для функций автофокусировки.

Обратите внимание, что полная совместимость также включает в себя оптимальную оптическую функциональность, которая может быть недоступна при отклонении одних и тех же оптических параметров. Например, объектив может плохо работать в сочетании с датчиком изображения большего размера.

Как упоминалось выше, для некоторых применений полезно иметь варианты комбинирования объективов с дополнительной оптикой, такой как удлинительные трубки и объективы крупным планом. Аналогичным образом, может потребоваться подключить оптические фильтры или поляризаторы .

Передача данных

Для определенных целей полезно, если объектив может взаимодействовать с микропроцессором в корпусе камеры. Некоторые примеры:

  • Для управления временем экспозиции компьютер должен знать, какую диафрагму выбрал пользователь (замер с открытой диафрагмой).
  • При использовании разных целей можно узнать, какая цель установлена в данный момент.
  • Для управления автофокусировкой потребоваться дополнительная коммуникация.

К сожалению, такие аспекты могут сильно ограничить совместимость объективов с камерами разных производителей.

Объективы — зачем и почему

Современный фотоаппарат претерпел очень мало изменений, по сравнению с теми крупноформатными машинами, которые свет увидел в виде творений Ньепса или Прокудина-Горского. Да, они стали меньше, получили автофокус, стабилизатор изображения, а затем фотопластинку сменила пленка, которая сама стала жертвой цифровой матрицы. но глобально ничего не поменялось: изображение на фоточувствительный материал так и продолжает проецироваться с помощью объектива, который всегда был основным фактором создания изображения.

Крутые фотографы имеют возможность попробовать все, но снимают, естественно, на наиболее понравившиеся объективы — а нравятся им почему-то, как правило, довольно дорогие оптические приборы. Энтузиасты коллекцию объективов собирают годами, прицепившись к одной системе, меняя год от года в коллекции некоторые экземпляры по ряду причин… однако все это люди, уже знающие вкус фотографии. А что делать начинающему?

Действительно, при покупке фотоаппарата человек редко руководствуется собственным здравомыслием и не понимает слов «широкоугольный» и «длиннофокусный», зато прекрасно покупается на «зум» искренне полагая, что чем он больше, тем лучше и объектив. Между тем, ситуация, скорее, обратная — правда, тут все зависит от того, что поставить во главу угла. С позиций универсальности зум большой кратности, действительно, лучше, но вот для качества ситуация обратная — больший зум ведет к большим оптическим искажениям.

Фокусное расстояние

Сначала немного теории… Самая распространенная система фотоаппаратов в мире — основанная на 35-мм пленке («тип 135»), это именно тот Kodak, на который вы снимали в бытность пленочных фотоаппаратов. Именно этот стандарт потому и стал ориентиром для фотопроизводителей в потребительской сфере и именно о нем мы будем говорить в статье ниже, «забыв», что существует еще средний и крупный формат.

Сегодняшние объективы, так или иначе, привязываются к 35-мм формату, несмотря на то, что фотоаппараты сегодня от него далеки как никогда — под аналогичного размера кадр (24×36 мм) сегодня выпускается меньше 1% всех фотоаппаратов, которые на этот стандарт ориентируются. Причем подавляющее большинство выпускаемых фотоаппаратов (более 90%) — компактные, у которых размер светочувствительной матрицы в 4-6 раз меньше площади того самого пленочного кадра. И тем не менее, дабы следовать хоть какому-то стандарту, 35-мм пленка стала ориентиром для всех.

Если посмотреть на объектив компактного аппарата, можно на нем часто увидеть две шкалы, например 8-24 mm f/2.8-5.0 (38-114 mm), где обозначение в скобках соответствует фокусному расстоянию (обратите внимание, это не размер объектива), пересчитанному в 35-мм эквиваленте. Именно по нему объективы и различаются (все остальные параметры не так важны, как о них говорят).

Чтобы понять это, давайте представим два фотоаппарата: старую пленочную «мыльницу» и современный цифровой компакт разрешением 10 Мп. Мы снимаем на обоих один и тот же кадр при фокусном расстоянии 38 мм с одной позиции и печатаем его на формате 10×15. Посмотрев на кадр и не обращая внимания на разницу в качестве, мы понимаем, что различий в охватываемом пространстве практически нет — а потому, есть ли для нас разница, что матрица в 4 раза меньше пленочного кадра, а на деле фокусное расстояние составляет лишь 8 мм? Именно поэтому фокусное расстояние (ФР) просто перемножают на соответствующий коэффициент («кроп-фактор»), который можно получить, если разделить размер пленочного кадра по диагонали на соответствующий размер матрицы — так получается эффективное фокусное расстояние.

Впрочем, для зеркалок ситуация обратная: искренне полагая, что их обладатели — люди крайне опытные и понимающие суть вопроса, никто из производителей объективов для зеркалок и не удосуживается высчитывать ЭФР для них. Между тем, полнокадровых аппаратов не так много — в основном, профессиональные модели, которых всеми производителями сегодня выпущено не более десятка — а подавляющая масса существующих сегодня зеркалок имеет матрицу размером в 1.5 раза меньше, под которую уже выпущена масса объективов, не поддерживающая покрытие полного кадра. Тем не менее, указание фокусных расстояний даже на них осталось стандартным для «зеркальных» объективов — пользователю просто в каждом случае надо фокусное расстояние умножать на соответствующий кроп-фактор (×1.5). Кстати, если вы кадрируете снимок в редакторе, вы также изменяете ЭФР (если это, конечно, интересно) — ведь печатаете снимок на бумаге того же размера или смотрите в сети при том же разрешении монитора… К примеру, если сняли кадр на 50 мм, умножаем на 1.5 (кроп-фактор), кадрируем, к примеру, на 30% и, соответственно, умножаем еще на 1.33 — получается 100 мм.

Надеемся, это все понятно, так что дальше мы будем говорить как раз об эффективном фокусном расстоянии, а для зеркальных будем указывать обе цифры — так будет удобнее всем, а чем вы снимаете, совершенно неважно. Просто в зеркалке всегда можно будет выбрать соответствующий объектив, а вот для компакта будет достаточно сложно поставить соответствующее фокусное расстояние — так что делайте наугад. Впрочем, статья адресована как раз начинающим «зеркальщикам».

Для чего нужны объективы

Давайте расположим объективы таблицей, от минимального фокусного расстояния до бесконечности, и опишем их основные характеристики и предназначение (условно, конечно):

Теперь рассмотрим подробнее, для чего нам требуется каждый тип объективов в отдельности — это и определиться поможет, стоит ли их покупать и с какой целью.

"Рыбий глаз", сверхширокоугольный объектив

Объективы типа «рыбий глаз» характеризуются очень широким углом охвата окружающего пространства — при стандартном 180° по диагонали кропнутого кадра им конкурентов просто нет. В этом направлении рекордсменом является Sigma, которая выпустила объектив с фокусным расстоянием 4.5 мм и относительным отверстием 2.8 — естественно, и стоит он сказочно, зато и картинку дает, которая охватывает больше 180 °.

Впрочем, за такой широкий угол охвата (практически все, что способны увидеть наши глаза, не двигаясь, вместе с периферийным зрением) и платить приходится неплохую цену. Нет, мы не имеем в виду те сказочные деньги за упомянутую нами Sigma, все гораздо проще: из-за сверхширокого охвата оптические искажения объектива становятся практически такими же, как изгиб его передней линзы – не зря же его назвали «рыбьим глазом» (видимо, изобретатели были в курсе особенностей рыбьей морфологии). Впрочем, фотографы страдали от этого недолго, научившись использовать эти слабости себе в плюс — объектив превосходно искажает перспективу и имеет практически бесконечную ГРИП с полуметра уже при диафрагме 5.6, т.е. можно снять человека с уровня 20 см над головой, и голова в кадре будет огромной, а ножки напомнят нам о карликах. Интересно искажает он и линейные объекты — колонны по бокам кадра выгибаются наружу, только круги остаются кругами (на худой конец, эллипсами), а вот все остальные объекты «плывут».

В целом, объектив считается скорее неплохой развлекалочкой (почти 100% случаев его использования приходится на эксперименты), нежели серьезным инструментом — что верно, даже в тесном помещении человеку не понравится быть выгнутым по краям кадра, пусть и вместе с колоннами.

Широкоугольный объектив

«Ширик» — необходимый инструмент фотографа-пейзажиста и репортера, снимающего тесные корпоративы или вечеринки. ЭФР здесь начинаются с 15-16 мм (на примере представлена Tokina 12-24, что составляет 18-36 мм), позволяющих охватить 90° и даже чуть больше, что «за глаза» достаточно для съемки даже в комнате. Обычно утверждается, что для ширика совершенно необязательна «большая дырка» 2.8 — однако, с этим вряд ли согласятся профессионалы-корпоративщики, которым часто приходится работать разве что не в кромешной тьме, а людей здесь можно встретить разных, в том числе и боящихся дневного света, с которым они могут спутать импульс вспышки.

Преимущество обычного линейного широкоугольника перед «рыбьим глазом» — картинка почти без искажений (чем выше цена, тем меньше сферических искажений и тем больше относительное отверстие), а недостаток — почти в два раза меньший угол охвата.

Объектив также можно использовать для искажения пропорций объектов — при съемке объектов с угла, вблизи, он визуально «сжимает» их (если вы видели, как картинка в 16:9 показывается на телевизоре 4:3, поймете), так как глаз воспринимает картинку как нормальную (снятую «нормальным» объективом), а она широкоугольная. Впрочем, такой эффект возникает и в некоторых компьютерных играх.

Обратите внимание, что люди, стоящие по краям горизонтального кадра, заметно толстеют и сбавляют в весе только по мере приближения к центру кадра.

Нормальный объектив

В пленочные времена «нормальным» (стандартным) объективом считался «полтинник», но с наступлением времен уменьшенных матриц (все-таки, полный кадр сейчас дороговат для энтузиаста) ему на смену приходит 35-мм объектив, хотя многие так и продолжают пользоваться полтинниками, пусть и угол охвата у них сократился совсем до умеренного портретника.

Нормального в объективе немного — если исключить человеческое периферическое зрение, 50-миллиметровый объектив дает абсолютно такую же картинку, которую видит человек, а потому все пропорции соблюдаются (широкоугольные этим и отличаются — они просто захватывают часть поля из периферического зрения). Собственно, раньше этого было достаточно — дальше осуществлялся просто «зум ногами». Сегодня ему на смену пришел настоящий зум.

По сути, конечно, заменить полтинник нечем — это та самая грань между широкоугольным и длиннофокусным объективом, на которой выросло не одно поколение успешных фотографов. Обычно его делают достаточно светосильным, около f/1.8, причем за смешные деньги, около 100 баксов, на что многие ведутся — однако, когда вокруг все с зумами, объектив по универсальности все же проигрывает, зато быстро учит фотографа игре в рамках кадра. Другими словами, объективы такого типа скорее для обучения, нежели для повседневного использования в разных ситуациях — и угол недостаточен для помещения, и портрет нормальный не очень-то снимешь.

Универсальный объектив, кит

Покупая первую зеркалку, обязательно берите ее в комплекте с «китом» — производители делают хитрый ход, направленный на сбыт именно своих, «родных» стекол, снижая цену на штатник ниже ее рыночной стоимости (т.е., если будете покупать такой объектив новым отдельно от фотоаппарата, в сумме разница составит 100-200 долларов, которые можно потратить как раз на полтинник). Качество штатника не ахти какое, но увидите это вы только через год-два съемки, да и то, если повезет — а к тому времени, может, и его пластмассовый корпус начнет служить не так верно, как в былые времена.

По сути, функционально штатные зумы заменили стандартные полтинники — ЭФР 50 мм сегодня находится посередине их диапазона (в случае с 18-55, конечно). Получается, что тот самый полтинник просто расширили возможностью зума, и все, оставив сам полтинник. Видите циферку 35? Это он и есть.

Преимущество «кита» перед «полтинником» — в функциональном плане, так как он и в комнате позволяет снимать обстановку, и портреты неплохие из него выходят, надо лишь кольцо зума покрутить. Недостатки тоже очевидны — по качеству он всегда проигрывает, правда, это в начале творческого пути можно смело скинуть со счетов, так как лучше объектива для учебы не найти.

Портретный объектив

Не ищите надпись типа portrait на этом объективе — таких не бывает. Портретный объектив просто имеет фокусное расстояние ЭФР 85-120 мм, в зависимости от вкуса фотографа. Причина проста: общаясь с человеком, большинство из нас смотрит на собеседника обоими глазами, а потому мы привыкли видеть совершенно определенный ракурс, и только люди с односторонними недостатками зрения видят оппонентов по-другому — впрочем, с меньшинством никто никогда не считался, и циники-фотографы не исключение. Чтобы понять этих людей, не меняя позиции, закройте один глаз рукой и посмотрите, как сильно изменился ракурс: расширились скулы, припрятались уши, расползся нос… нравится? А причина проста: глядя двумя глазами, свет от объекта (естественно отраженный — при жизни мало кто светится лично) распространяется в одном направлении, практически не сходясь, а одним мы заставляем его сходиться в одну точку под углом. Исправить ситуацию можно, сделав этот угол более острым, чтобы крайние лучи были более близки к параллельным линиям, что мы имеем, глядя на объект двумя глазами — не фонтан, конечно, но это лучшее из того, что мы имеем… ведь у объектива всего один орган зрения.

Естественно, портреты и снимаются с некоторого удаления (вновь вспоминаем «зум ногами»), в зависимости от того, что нужно: крупный план, грудной, поясной или в полный рост — узкий угол охвата объектива сам «приблизит» нас к объекту.

Обратите внимание, что есть куча различных портретных объективов — на них по своим техническим характеристикам похожи макро-объективы, но требования в обоих случаях разные: «портретник» должен не только давать резкую картинку в зоне фокуса, он еще и фон должен размывать красиво (если знаете, что такое «боке», поймете), в то время как от «макрика» требуется только резкость.

Макрообъектив

Макрофотография — чуть ли не единственное направление в фотографии, где все или почти все зависит от техники, используемой для съемки. Безусловно, художественное чутье здесь важно, но хороший объектив свою работу за вас сделает куда лучше — именно поэтому многие новички именно с макро и начинают. Макрообъектив — это любой объектив с надписью «macro» или «micro», что не просто выделяет его среди других как крутого пацана, а попросту позволяет ему фокусироваться с более близкого расстояния. Если посмотрите таблицу характеристик объектива, увидите параметр «минимальная дистанция фокусировки», которая у современных объективов может составлять 35-38 см, а у макрообъективов — 5 см и менее. Естественно, какой объектив, такая у него и работа в макро — если не хотите много шаманить в Фотошопе с доводкой результатов, покупайте сразу хороший, хотя макроигры, наверное, тоже не стоит делать увлечением на всю жизнь.

Конечно, хорошо иметь быстрый двигатель фокусировки, но это совсем не обязательно — поймать пчелу на лету даже с быстрым автофокусом не получится, и надо пользоваться префокусом и функцией его блокировки вкупе с серийной съемкой. А вот открытая диафрагма здесь играет двойную роль: «большая дырка» позволяет снимать при плохом освещении, но желаемой глубины резкости, требуемой для макро, не дает, так что дырку все равно надо зажимать. Впрочем, в некоторых случаях сверхмалая ГРИП, характерная для макро, дает неплохие результаты. Обратите внимание, что самые бюджетные модели объективов (вроде той, что на фото) «мылят» картинку, т.е. четкости, за которую ценят макро, не дает — да, это можно скомпенсировать в редакторе, но все равно уже будет не то.

По идее, макрообъектив, как и портретник, просто не имеет права быть универсальным — оба имеют весьма узкое применение и, как следствие, особенности конструктива и качества, а потому, должны покупаться только под эти цели. Естественно, моветон снимать портреты макрообъективом, но если другого нет, разве кто запретит? Лично я специально макрушник себе не покупал — просто использовал тот, что достался мне из пленочной эры.

Длиннофокусный объектив, телеобъектив

Объектив, который часто позволяет «подобраться поближе», того не делая — как правило, такие объективы, сами по себе, длиннее, по сравнению со всеми, о которых мы говорили выше. Именно ими часто меряются фотографы, хотя, казалось бы, смысла нет — ну снимешь ты птичку в небе или луну там же, а потом пойдешь на любой хостинг и туда зальешь, снабдив соответствующими тегами, зато потом, отсортировав по этим тегам, получишь еще пару тысяч сходных кадров от других пользователей, и эго при этом сильно пострадает. Да, с нами не согласятся репортеры — их такие объективы кормят (не такие, как на фото, а длиннее и толще — как раз в их работе размер имеет значение), потому что подобраться к президенту поближе и пыхать ему в лоб мощным стробом позволяют далеко не всем.

Впрочем, никто не мешает купить оную игрушку — в конце концов, есть вещи, которые нужно переболеть самому: это ветрянка, период половой зрелости и мужские «мерялки». Даже если потом не избавитесь, все равно останетесь довольны.

Снимают данным объективом, как правило, государственных деятелей, показы мод, соседок из дома напротив в неглиже и без него :). Ах да, еще луну и птичек — в конце концов, мы так редко их видим в жизни.

Бленда

Казалось бы, еще одна бесполезная вещь в арсенале фотографа, так как, с одной стороны, делает совсем некомпактный фотоаппарат еще более некомпактным, а быстро не снимается, при том, что ловить солнечных зайчиков практически не мешает (а ведь для этого она и сделана, казалось бы). Бывает либо просто в форме небольшого цилиндра, вкручивающегося в посадочную резьбу светофильтра, либо продвинутая, с байонетным соединением и на пластмассовых объективах, которым многие смещали переднюю подвижную часть, пытаясь ее снять с них, особенно с новых (соединение крепкое, надежное и неразработанные, а руки пока не привыкли) — собственно, это является возможностью подзаработать мастерским по ремонту оптических приборов и производителям оных, которые с удовольствием продадут новые.

Впрочем, польза все же от бленды есть: хоть и неудобно с ней надевать на объектив крышку, бленда подчас может защитить объектив от повреждения (когда забыли-таки ее надеть), иногда даже при невысоком падении, или от детских пальцев. Более того, объективу она придает вид более серьезного оптического прибора и сразу выдает в фотографе начинающего, так как у большинства пользующихся объективом более года-двух она потеряна, пылится на полке или имеет сломанное крепление.

Во многих случаях, ее можно использовать в турпоездках, в которые часто не берутся штативы — когда требуется подставить что-то под объектив, чтобы он не падал вниз при установке аппарата на скользкие камни.

Кстати, неиспользуемую бленду лучше снимать и, перевернув, не фиксировать на объективе, хотя возможность такая есть — потеряете в оперативности, т.к. она имеет обыкновение закрывать кольцо зума или ручной фокусировки, в зависимости от устройства объектива.

5 наибольших заблуждений, которые мешают сделать правильный выбор объектива

1. Светосила лучше стабилизатора изображения

Давайте разберемся, что делает стаб, а что светосила. Во-первых, стабилизатор помогает получить достаточно длинные по классическим меркам выдержки (правило 1:ЭФР), не смазав при этом картинку. Эта особенность весьма полезна в теле-диапазоне. Во-вторых, линзы со стабом часто имеют специальный режим для съемки с проводкой, т.е. стабилизатор работает только по одной оси. В-третьих, стаб работает вне зависимости от выбранной диафрагмы, и, потому, не влияет на глубину резкости. В-четвертых, стаб никак не влияет на объект съемки и если даже он помог не смазать все целиком, то предотвратить внезапное движение объекта съемки он не в состоянии. Светосила позволяет быстрее пропустить свет через линзу, быстрее сформировать изображение. При этом, чем больше открыта диафрагма, тем быстрее формируется изображение, и тем меньше глубина резкости. Светосила, которая дает короткие выдержки помогает, например, заморозить объект в движении. Но в целом, говоря по правде, сравнивать стаб со светосилой это то же самое, что сравнивать лыжи и сноуборд. Это два разных инструмента способных проявить свои сильные стороны в зависимости от конкретной задачи. Удобно, когда доступны оба инструмента в одной линзе.

2. Чем круче линза, тем дороже она стоит

Многие современные бюджетные линзы могут посоревноваться с гораздо более дорогими в резкости, но это не единственный параметр для объектива. Сегодня производители много внимания приделают функционалу линз – оснащают стабом, большим диапазоном фокусных расстояний, пыле- и влагозащите. Причем в условиях жёсткой конкуренции, часто сознательно ухудшают качество конструкции и стараются удешевить продукт за счет применения более дешевых материалов. Наличие у объектива байонетного крепления из пластика сегодня не такая уж и редкость.

Есть замечательные объективы, если речь идет об оптическом качестве, но если вопрос стоит о долговечности, то они же окажутся в конце списка. Очень яркий пример этому Canon 50mm 1.8 Mark II. Изображение дает просто изумительное. Именно о нем говорят как о «скрытой эльке», но качество исполнения этого объектива не впечатляет – нет шкалы фокусных расстояний, есть очень дешёвый и шумный моторчик, лепестков диафрагмы всего 5, автоматика частенько мажет с фокусом, байонетное крепление из пластика и так далее, но при цене в 100 долларов – это просто замечательный объектив, который, по моему мнению, должен быть у каждого пользователя системы Canon.

Когда покупаем объектив – платим не за те картинки, которые потом наснимаем, а за оптическое качество и качество исполнения + функционал. Если купим дорогую модель, то все три параметра будут на высоком уровне, но не факт что на высшем. Если покупаем относительно недорогой объектив – несомненно, идем на компромисс. Это может быть что угодно – качество исполнения, функционал, оптическое качество, светосила, диапазон фокусных расстояний или даже бренд. Поэтому важно выделить для себя приоритеты и покупать именно то, что нужно, стараясь при этом в последнюю очередь идти на компромисс с оптическим качеством.

3. Родная оптика Canon и Nikon намного лучше сторонних брендов Sigma, Tamron, Tokina

Есть масса примеров, когда оптика сторонних производителей, оказывается, по крайней мере, не хуже родных объективов. И говорить, что Sigma, Tamron, Tokina – мусор – просто глупо. Все дело в рыночном позиционировании конкретных брендов. Вот, например, Sigma, заслужившая в прошлом славу относительно ненадежного производителя, сосредоточена на производстве дешевых зумов с малой светосилой и в основном для кропнутых камер. В последнее время производитель существенно улучшил контроль качества и расширил модельный ряд своих объективов. Теперь в ассортименте появились великолепные как качеством, так и конструктивом фиксы Sigma 50mm F1.4 EX DG HSM и Sigma 85mm F1.4 EX DG HSM. Оптический дизайн этих линз собственной разработки. Другой производитель Tamron тоже радует отличным качеством продуктов верхней линейки. Гордость компании – светосильные зумы с постоянным относительным отверстием. Великолепные зум-объективы Tamron 17-50 mm F2.8 XR и Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD имеют огромный рыночной успех, а макрофикс Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di и вовсе считается одним из лучших в своем классе. Фирма Tokina намного менее известна широкому кругу фотолюбителей, но это, пожалуй, единственный сторонний производитель, сориентированный в первую очередь на качество, и напрямую конкурирует с лучшими линзами Canon и Nikon. Недостатком могу назвать лишь сравнительно малый ассортимент продукции. Честно говоря, даже немного обидно за достойный бренд, который настолько недооцениваться фотографическим сообществом, хотя производит объективы "элечного" уровня.

4. Фикс лучше зума

Нет – это не правда. Возможно, так можно было сказать когда-то, но сейчас – точно нет. Раньше качество зумов было намного ниже, чем теперь. Сегодня выпускаются такие отличные зумы как Tokina AT-X 16-28 f/2.8 AF PRO, Tokina 50-135mm f/2.8 Pro DX AF, Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S, Canon EF 70-200mm F2.8 L IS II USM, которые в своем диапазоне выдают гораздо лучшую картинку, чем многие фиксы. Не зря, лучшие зумы в шутку называют «набором фиксов».

Правда, фиксы тоже имеют ряд преимуществ, например та же светосила, вес, конструктив, цена. Зумы более универсальны и эта универсальность бывает полезна в определённых условиях. Случаются ситуации, когда необходима большая светосила, тогда предпочтительнее будет использовать фикс. Есть также задачи, когда необходимо использовать супертелевик 800 мм, например, для съемок дикой природы. Тогда без фикса Canon EF 800mm f/5.6 L IS USM не обойтись и ни один зум его достойно не заменит. Похожая ситуация и со специализированными макрообъективами и тилт-шифтами.

5. Чем больше зажать диафрагму, тем лучше резкость, а на открытой – всегда мыло

Это наиболее частое заблуждение начинающих фотографов. Во-первых, на открытой диафрагме далеко не всегда мыло, во-вторых, главное, что у каждого объектива свои "sweet points”. У подавляющего большинства объективов на максимально прикрытой диафрагме показатель резкости сильно падает даже в сравнении с диафрагмой 8. Виной всему такое физическое явление как дифракция (явление отклонения света от прямолинейного направления распространения при прохождении вблизи препятствий).

Чаще всего, пик резкости объектива проявляется, когда диафрагма прикрывается на 2-3 стопа. Но это правило следует воспринимать весьма условно, т.к. существует великое множество исключений.

На этом все. Рекомендуем посмотреть видео ниже. Удачного вам выбора и всего самого фотографического!

Что такое объектив и каковы его функции?

Любой начинающий фотограф сталкивается с проблемой выбора объектива, мало кому в самом начале своей карьеры фотографа известны все нюансы и «фишки» оптики для фотокамер.

Достаточно часто объектив олицетворяют с душой фотоаппарата. Он состоит из множества линз, которые находятся в оправе. Основная его задача – спроецировать картинку реального мира на матрицу.

Даже начинающие фотографы знают о такой характеристике, как фокусное расстояние, но мало кто знает о таких характеристиках, как: байонет, размер матрицы, диафрагма, зум- или фикс. В целом, можно понять, что всего-то 5-6 основных параметров которыми надо руководствоваться новичку при покупке фотообъектива.

Итак, разберемся теперь по порядку по этим характеристикам. Что и для чего предназначено.

1 Байонет (от фр. baïonnette — штык), с его помощью объектив крепится на камеру. Чаще всего современные производители делают байонет «уникальным» и поэтому модель, например марки Canon, не подойдет к камере Nikon. Но некоторые производители делают крепления для разных брендов, как правило, тип байонета прописывают в названии самой модели.

2 Фокусное расстояние показывает насколько ближе будет находится фотографируемый объект. Чем выше ФР, тем объект на фотографии будет крупнее. ФР измеряется в миллиметрах. Для разного вида съемок подходят модели с различным фокусным расстоянием. Для наглядности, ниже приведены основные типы и назначения объективов:

4 — 16мм — «рыбий глаз» Имеет выпуклую переднюю линзу, благодаря чему охватывает максимальный угол обзора. Используется при арт съёмке, пейзаже

10 — 24мм — сверх-широкоугольник, идеален для съёмки интерьера, пейзажа, используется в местах с ограниченным пространством так как имеет достаточно широкий угол съёмки

24 — 35мм — широкоугольник. Предназначен для съемки пейзажа, архитектуры, стрит-фотографии

35 — 65мм — стандартный объектив, подойдет для любого вида съемки, имеет угол обзора схожий с человеческим глазом

65 — 300мм — телевик для съёмки портрета, спортивных созтязаний. Также, зачастую объективы со значением 90-100мм используют для макросъёмки

3 Диафрагма – является одним из основных параметров, которые необходимо учитывать покупая оптику. Диафрагму могут обозначать: F2, f/2, 1:2, но по сути это всё одно и тоже, чем меньше число, тем больше светопропускаемости, тем качественнее будет снимок и тем дороже будет стоить оптика.

4 Размер матрицы. Большинство зеркальных фотоаппаратов имеют широкоформатную матрицу 24*36 мм, но также очень много моделей у которых матрица APS-C (16,7ммx25,1мм).

5 Зум или фикс. Фикс, это объектив у которого фокусное расстояние постоянно, а у зум – переменно. Большинство фотографов предпочитают зумы, так как возможность менять фокусное расстояние облегчает процесс съёмки. Как правило, эти объективы, при одинаковом значении диафрагмы, стоят в несколько раз дороже чем фиксы.

Это только поверхностные знания об объективах и их характеристиках, но надеемся они вам помогут при выборе оптики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *