Объяснение электризации
В § 8-а мы рассмотрели строение атома (положительно заряженное ядро и электронные оболочки) и строение металлов (положительно заряженные ионы и электронный газ). Это позволит нам объяснить явление электризации. Сделаем это.
При трении тел друг о друга «трутся» именно электронные оболочки атомов, из которых тела состоят. А так как электроны слабо связаны с ядрами атомов, то электроны могут отделяться от «своих» атомов и переходить на другое тело. В результате на нём возникает избыток электронов (отрицательный заряд), а на первом теле – недостаток электронов (положительный заряд).
Итак, электризация трением объясняется переходом части электронов от одного тела к другому, в результате чего тела заряжаются разноимённо. Поэтому тела, наэлектризованные трением друг о друга, всегда притягиваются (см. § 8-б). Но, кроме электризации трением, существует электризация индукцией (лат. «индукцио» – наведение). Рассмотрим её на опыте:
В начале опыта имеются два металлических шара, которые касаются друг друга (а). К одному из них подносят, не касаясь его, заряженную стеклянную палочку (б), после чего второй шар отодвигают (в). Теперь палочку можно убрать, – шары будут разноимённо заряжены (г).
Объясним этот опыт с точки зрения электронно-ионной теории.
Сначала металлические шары не были заряжены. Это значит, что электронный газ присутствовал в шарах в равных количествах (а). Поскольку палочка стеклянная, мы считаем её заряд положительным (см. § 8-б). Она притягивает отрицательно заряженные частицы – электроны. В результате электронный газ «перетекает» в левую часть левого шара, и в этом месте образуется избыток отрицательного заряда (б).
Все положительные ионы металла прочно связаны друг с другом (они и есть металл), поэтому никуда не «перетекают». Значит, во всех остальных частях шаров возникает недостаток электронов, то есть положительный заряд. И если в этот момент, не убирая палочку, раздвинуть шары (в) и лишь затем убрать её, шары останутся разноимённо заряженными (г).
Итак, электризация индукцией объясняется перераспределением электронного газа между телами (или частями тела), в результате чего тела (или части тела) заряжаются разноимённо. Однако возникает вопрос: все ли тела поддаются электризации индукцией? Можно проделать опыты и убедиться, что пластмассовые, деревянные или резиновые шары можно легко наэлектризовать трением, но невозможно индукцией. Объясним это.
Электроны в резине, древесине и во всех пластмассах не являются свободными, то есть не образуют электронного газа, который может перетекать в другие тела. Поэтому для электризации тел из этих веществ необходимо прибегнуть к их трению, способствующему отделению электронов от «своих» атомов и переходу на другое тело.
Итак, по электрическим свойствам все вещества можно разделить на две группы. Диэлектрики – вещества, не имеющие свободных заряженных частиц и потому не проводящие заряд от одного тела к другому. Проводники – вещества со свободными заряженными частицами, которые могут перемещаться, перенося заряд в другие части тела или к другим телам. Это иллюстрирует рисунок с электроскопами, пластмассовой линейкой и металлической проволокой (см. выше).
Электроны притягиваются к ядру атома слабее, чем частицы ядра.
наталкиваясь на ионы, электроны передают им часть кинетической энергии.
заряд электрона является отрицательным.
Сила тока на участке цепи .
прямо пропорциональна сопротивлению этого участка.
обратно пропорциональна напряжению, приложенному к участку.
прямо пропорциональна напряжению, приложенному к этому участку, обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.
прямо пропорциональна сопротивлению, приложенному к этому участку, обратно пропорциональна напряжению, приложенному к участку.
Часть 2
При выполнении заданий В1 – В5 ответ (число) надо записать справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, выразив его в указанных единицах. Единицы физических величин писать не нужно.
Определите силу тока в проводнике, если за 3 минуты через него прошёл заряд 360 Кл.
Какой заряд протекает через катушку гальванометра, включённого в цепь на 10 минут, если сила тока в цепи 15 мА?
Определите силу тока в лампочке, сопротивление которой 400 Ом, а напряжение на зажимах 100 В.
Какое сопротивление имеет проводник, если при напряжении 12 В сила тока в нём 6 А?
Определите напряжение в электрической цепи при силе тока 12 А, если сопротивление проводников 6 Ом.
Все тела поддаются электризации потому что
§ 08-в. Объяснение электризации
В § 8-а мы рассмотрели строение атома (положительно заряженное ядро и электронные оболочки) и строение металлов (положительно заряженные ионы и электронный газ). Это позволит нам объяснить явление электризации. Сделаем это.
При трении тел друг о друга «трутся» именно электронные оболочки атомов, из которых тела состоят. А так как электроны слабо связаны с ядрами атомов, то электроны могут отделяться от «своих» атомов и переходить на другое тело. В результате на нём возникает избыток электронов (отрицательный заряд), а на первом теле — недостаток электронов (положительный заряд).
Итак, электризация трением объясняется переходом части электронов от одного тела к другому, в результате чего тела заряжаются разноимённо. Поэтому тела, наэлектризованные трением друг о друга, всегда притягиваются (см. § 8-б). Но, кроме электризации трением, существует электризация индукцией (лат. «индукцио» — наведение). Рассмотрим её на опыте:
В начале опыта имеются два металлических шара, которые касаются друг друга (а). К одному из них подносят, не касаясь его, заряженную стеклянную палочку (б), после чего второй шар отодвигают (в). Теперь палочку можно убрать, — шары будут разноимённо заряжены (г).
Объясним этот опыт с точки зрения электронно-ионной теории.
Сначала металлические шары не были заряжены. Это значит, что электронный газ присутствовал в шарах в равных количествах (а). Поскольку палочка стеклянная, мы считаем её заряд положительным (см. § 8-б). Она притягивает отрицательно заряженные частицы — электроны. В результате электронный газ «перетекает» в левую часть левого шара, и в этом месте образуется избыток отрицательного заряда (б).
Все положительные ионы металла прочно связаны друг с другом (они и есть металл), поэтому никуда не «перетекают». Значит, во всех остальных частях шаров возникает недостаток электронов, то есть положительный заряд. И если в этот момент, не убирая палочку, раздвинуть шары (в) и лишь затем убрать её, шары останутся разноимённо заряженными (г).
Итак, электризация индукцией объясняется перераспределением электронного газа между телами (или частями тела), в результате чего тела (или части тела) заряжаются разноимённо. Однако возникает вопрос: все ли тела поддаются электризации индукцией? Можно проделать опыты и убедиться, что пластмассовые, деревянные или резиновые шары можно легко наэлектризовать трением, но невозможно индукцией. Объясним это.
Электроны в резине, древесине и во всех пластмассах не являются свободными, то есть не образуют электронного газа, который может перетекать в другие тела. Поэтому для электризации тел из этих веществ необходимо прибегнуть к их трению, способствующему отделению электронов от «своих» атомов и переходу на другое тело.
Итак, по электрическим свойствам все вещества можно разделить на две группы. Диэлектрики — вещества, не имеющие свободных заряженных частиц и потому не проводящие заряд от одного тела к другому. Проводники — вещества со свободными заряженными частицами, которые могут перемещаться, перенося заряд в другие части тела или к другим телам. Это иллюстрирует рисунок с электроскопами, пластмассовой линейкой и металлической проволокой (см. выше).
Физика 8 Итоговая Вариант 4
Итоговая контрольная работа по физике за курс 8 класса с ответами для любого УМК по физике (вариант 4-й из 4-х). Физика 8 Итоговая Вариант 4 + Ответы.
Физика 8 класс (любой УМК)
Итоговая контрольная Вариант 4
ОТВЕТЫ на контрольную работу
Физика 8 Итоговая Вариант 4
ЧАСТЬ А
Выберите один верный ответ
№ 1. Количество теплоты и напряжение — это
1) единицы измерения
2) физические явления
3) физические величины
4) измерительные приборы
Правильный ОТВЕТ: 3.
№ 2. Энергию через вакуум можно передать
1) при теплообмене теплопроводностью
2) при теплообмене излучением
3) при теплообмене конвекцией
4) при любом способе теплообмена
Правильный ОТВЕТ: 2.
№ 3. В тепловой машине…
1) механическая энергия полностью превращается во внутреннюю энергию
2) внутренняя энергия топлива полностью превращается в механическую энергию
3) внутренняя энергия топлива частично превращается в механическую энергию
4) механическая энергия частично превращается во внутреннюю энергию
Правильный ОТВЕТ: 3.
№ 4. Все тела поддаются электризации потому, что…
1) электроны имеются в любых атомах
2) электрон гораздо легче ядра атома
3) одноименно заряженные тела отталкиваются
4) только электроны могут переходить к другому телу
Правильный ОТВЕТ: 1.
№ 5. Увеличение напряжения, приложенного к металлическому проводнику, приводит
1) к уменьшению сопротивления проводника
2) к увеличению сопротивления проводника
3) к уменьшению в нем силы тока
4) к увеличению в нем силы тока
Правильный ОТВЕТ: 4.
№ 6. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит,
1) сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора
2) нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора
3) сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки
4) лампочка и резистор имеют равные сопротивления
Правильный ОТВЕТ: 3.
№ 7. Чайная ложка, опущенная в стакан с водой, кажется надломленной. Это происходит из-за
1) прямолинейного распространении света
2) отражения света
3) преломления света
4) поглощения света
Правильный ОТВЕТ: 3.
ЧАСТЬ В
№ 8. К каждой позиции первого столбца таблицы подберите позицию второго столбца так, чтобы получились верные утверждения.
А. Тело нагревают, при этом внутренняя энергия тела… | 1) уменьшается за счет теплопередачи |
Б. Тело натирают плотной тканью, при этом внутренняя энергия тела… | 2) увеличивается за счет теплопередачи |
В. В термос налили чай. Постепенно его внутренняя энергия… | 3) не изменяется |
Г. Газ в цилиндре двигателя перемещает поршень, при этом внутренняя энергия газа… | 4) уменьшается за счет совершения работы |
Д. При длительном использовании температура пилы повышается. Внутренняя энергия пилы при этом… | 5) увеличивается за счет совершения работы |
Правильный ОТВЕТ: 25145.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы 9А — 9В
После того, как было установлено разделение тел на проводники и непроводники, а опыты с электростатическими машинами получили широчайшее распространение, была попытка «накопить» электрические заряды в каком-то стеклянном сосуде, который мог их сохранить.
Зная, что стекло не проводит электричества, голландский профессор из города Лейден Мусхенбрук (в 1745 г.) взял стеклянную банку, наполненную водой, опустил в нее медную проволоку, висевшую на кондукторе электрической машины, и, взяв банку в правую руку, попросил своего помощника вращать шар машины. При этом он правильно предположил, что заряды, поступавшие с кондуктора, будут накапливаться в стеклянной банке.
После того, как в банке накопилось достаточное количество зарядов, он решил левой рукой отсоединить медную проволоку. При этом он ощутил сильный удар.
Так была изобретена лейденская банка, а вскоре и первый простейший конденсатор.
При проведении исследований с банкой было установлено, что количество электричества, собираемое в банке, пропорционально размеру обкладок.
№ 9 А. Конденсатор — это устройство для
1) накопления электрической энергии
2) создания электрического тока
3) увеличения количества электричества
4) преобразования переменного тока в постоянный ток
Правильный ОТВЕТ: 1.
№ 9 Б. В опыте Мусхенбрука стеклянную банку нельзя заменить
1) деревянным сосудом
2) медным сосудом
3) фарфоровым сосудом
4) пластмассовым сосудом
Правильный ОТВЕТ: 2.
№ 9 В. Опыт Мусхенбрука был повторен аббатом Нолле. Он образовал цепь из 180 гвардейцев взявшихся за руки, причем первый держал банку в руке, а последний прикасался к проволоке, извлекая искру.
От этой цепи солдат и произошел термин «электрическая цепь». Какое соединение гвардейцев было использовано в опыте?
1) круговое
2) смешанное
3) параллельное
4) последовательное
Правильный ОТВЕТ: 4.
Решите задачи:
№ 10. Используя данные рисунка, определите сопротивление включенной части реостата.
Правильный ОТВЕТ: 4,25 Ом.
№ 11. На рисунке представлен график изменения температуры цинка массой З кг от времени. Какие процессы происходили с веществом? Какое количество теплоты потребовалось или выделилось в результате всех процессов?
Правильный ОТВЕТ: 600 кДж.
Вы смотрели статью «Физика 8 Итоговая Вариант 4» — это годовая контрольная работа и ОТВЕТЫ к ней (цитаты). Может использоваться с любым УМК по физике в 8 классе.