GPS-навигаторы. Что к чему и как это работает.
С древнейших времен, человечество старается найти ответы на два вопроса: «Где Я?» и «Куда мы идем?». Для того, что бы ответить на эти вопросы мы, люди, придумали массу способов ориентирования: по солнцу, по звездам, по мху на деревьях, по елочным лапкам. Изобрели такой замечательный прибор как компас и нарисовали карты местности. А потом, когда стали ходить по морю, сама по себе появилась целая наука называемая Навигацией. Когда же люди поняли, что земля не плоская, а круглая смастерили глобус «обрисовали» его параллелями и меридианами. Теперь, где находятся север, юг, запад и восток знает любой школьник. Но и этого оказалось мало и тогда, Американские военные, запустили на орбиту несколько спутников и научили их связи, по средствам радиопередачи на особой частоте, с особыми приборчиками называемыми GPS-навигаторами. Этот прекрасный навигационный прибор в руках военных показывает свое место расположения на земле с погрешностью до нескольких сантиметров, а вся эта система называется «NAVSTAR».
Со временем, Военные США запустили на спутниках еще несколько радиоканалов и поделились ими с гражданскими лицами. Только вот, что бы было не обидно, несколько их подпортили. Если в руках военных погрешность составляет сантиметры, то гражданское оборудование может ошибаться в пределах 100 метров. Однако, гражданские лица, отказываться от навигаторов все равно не стали, а как раз наоборот, внедрили куда можно. Сначала навигаторы получили моряки и авиаторы потом работники скорой помощи, сейчас же мы дошли до того, что чудо прибор встраивается в некоторые гражданские автомобили на стадии производства. И становится GPS-навигатор в автомобиле таким же привычным и необходимым как прикуриватель.
Тему того, как используют военные GPS систему. Мы рассматривать не станем, а вот к гражданским вариантам подойдем поближе.
«Global Positioning System» (GPS) — по-русски «Система глобального позиционирования».
В целом работает следующим образом:
Вокруг земли, с одной скоростью летает куча спутников, если точнее 24. Размещены они таким образом, что где бы Вы не находились, несколько из них находятся в небе над Вами. Искать спутники глазами – бесполезно т.к. они высоко (17 000 км) и маленькие (около 5 метров вместе с солнечными батареями). Для того, что бы определить Ваше положение на плоскости достаточно быть в зоне видимости 2-х спутников, но чем больше из них видя вас, тем лучше и точнее оно будет определено.
Люди, придумавшие GPS достойны всяческих похвал за саму идею, которая заключается в том, что спутник имеет внутренние, сверхточные часы и всегда знает, сколько времени там, где он пролетает. Устройство (Навигатор) получает сигнал от спутника, в котором сообщается его (спутника) время и местонахождения. Устройство сравнивает разницу во времени отправки сообщения и свое собственное время и понимает, насколько далеко оно от спутника. Два таких удаления и мы уже знаем точку на плоскости, а если три, то можно добавить и высоту или глубину. Прибор, попавший ко мне в руки, единовременно видел 5 спутников. Вот так.
Отрицательная сторона, или хотелось бы лучше.
Хорошо, что есть такой прибор и что он, так хорошо помогает на воде и в воздухе. Однако, если Вы решили заняться спелеологией, или заблудились в собственно квартире, навигатор вас не спасет. Для сообщения используются настолько слабые радиоволны, что они не могут проникнуть через конструкцию зданий, или грунт. Поэтому система GPS может быть использована только в таких местах, откуда видно небо.
Кроме того, нельзя забывать о пакостничестве Военных США. А заключается оно в двух словах: Selective Availability (SA). «Избирательный доступ», был введен министерством обороны Соединенных Штатов для того, что бы ни дать вероятному противнику использовать изобретение против самих США. Вот поэтому адекватность гражданских радиоканалов преднамеренно уменьшена.
Заявлено, сто погодные условия ни как не влияют на точность работы Навигаторов, но это тоже можно ставить под сомнение. Дело в том, что скорость света, с которой передается радиосигнал, ни как не может быть больше самой себя, но проходя через тучи и прочие уплотнения атмосферы, вполне может замедляться. Наилучший наглядный пример такого замедления – раздвоенная картинка на экране телевизора в пасмурную погоду, принимающего, так же как и навигатор, сигнал от спутника.
Приборы GPS-навигации или что может оказаться в Ваших руках.
Если Вы водитель танка или бронемашины армии США, то ни чего я Вам не скажу. Пусть высшее командование инструктажи проводит. Ну, а если у вас есть гражданский автомобиль и надоело возить с собой штурмана с бумажной картой или атласом автомобильных дорог, или вы любите порыбачить с сетями и не можете запомнить, где их раскидали, или турист и не знаете как сюда попали и куда теперь идти. Лучший выход – GPS-навигатор.
Что может навигатор и что он из себя представляет?
Начнем с того, что навигаторы делятся на несколько типов, основные из которых:
Морские – Эти приборы отличаются наличием эхолота, а также сменными картриджами с информацией о рельефе подводного ландшафта, береговой линии и т.д. Очень напоминают автомобильные, с той разницей, что существенно превосходят по весу, надежности и стоимости.
Авиационные – Все тоже, что и раньше, только в наше время редкий летательный аппарат не
оснащен системой GPS-навигации. Ну и разумеется, другие ландшафтные карты с другими отмеченными точками и функциями + 100% высотомер.
Автомобильные устройства – выдающийся тип навигаторов, предназначенный для использования в любом наземном транспорте. Это устройство снабжается картами и знает где какая дорога. Благодаря этому, по желанию пользователя, может рассчитать маршрут от точки и до точки, при чем еще и выделить самый короткий или быстрый возможно прокладывание маршрута и через несколько точек. В качестве GPS-навигатора, в автомобиле, можно использовать так же и портативные навигаторы и встроенные в другое оборудование, к примеру, КПК или Ноутбук.
Портативные навигаторы – отличаются малыми габаритами и легким весом. Используются как водителями автомобилей, так и туристами и всеми, кто совершает походы или прогулки, проходит незнакомыми маршрутами. Стоят приемлемо и работают так же.
GPS — приемники – это устройства (модули или карты), которые не отображают информацию, а могут только принимать и передавать информацию на другое устройство будучи встроенными внутрь, или подключенными снаружи.
Конкретно. Коротко осмотрим несколько разных аппаратов
«Magellan Maestro Elite 4370» – Это портативный автомобильный GPS-навигатор оснащенный цветным сенсорным экраном размером 4.3'', кронштейном и наружным динамиком. Этот прибор устанавливается на приборную доску вашего авто. Вы, касаясь его монитора, задаете нужные параметры дороги, т.е. куда Вам нужно доехать и как Вы хотите это сделать.
GPS-навигатор — лучший штурман. Он ни чего не пьет, не жует и не бубнит. Он только держит карту, на которой отображено положение автомобиля и держит ее, всегда перед глазами. Время от времени вслух напоминая (установленным вами голосом): «Через 200 метро поверните налево», «Через 10 метров поверните на право», «Вы отклонись от маршрута!»
На картах местности, которые возможно загрузить в аппарат, Вы можете увидеть и окрестности района и найти через систему поиска нужную улицу или здание. Загрузка карт, происходит при помощи USB кабеля, через Bluetooth или записывается на Flash-карту. К слову, объем памяти данного экземпляра примерно 2 Гб.
В дополнение к своей основной функции, прибор может выполнять еще ряд задач. Хотите послушать музыку или радио? Нет вопросов, вот вам MP3 плеер и радиоприемник. Картинки посмотреть? Опять же. Даже с видео файлами не возникает проблем. При наличии у Вас Bluetooth гарнитуры, навигатор, сообщит куда ехать, только Вам и не будет раскрывать тайну всем пассажирам авто.
Питание от электросети автомобиля, делает продолжительность его работы едва не бесконечной.
А вот еще один замечательный навигатор «Magellan eXplorist 300». Уже не такой большой и мощный но, зато переносной. В карман, в сумку или на ремень и можно идти хоть на Кудыкину гору, если только знать ее координаты.
Чисто туристическая модель навигатора. Особенно удобен для речных, морских и дождливых походов т.к. оснащен водонепроницаемым корпусом. Экран у этого прибора не большой и не красивый, но 4-х цветов будет вполне достаточно для того, что бы понимать что к чему.
Двух элементов питания АА (пальчиковые батарейки) хватает на 18 часов беспрерывной работы. А т.к. приборы такого типа все равно не держат включенными постоянно, то комплект батареек можно растянуть и на трое суток. В отличие от автомобильного навигатора, этот не показывает картинок и кино, но зато обладает незаменимыми походными функциями измерения атмосферного давления и температуры. Весит данный прибор всего–ничего — 164 грамма.
А вот, посмотрите, Digma BM110 – то, что называется GPS-приемник. О нем в общем-то рассказывать нечего. При помощи Bluetooth или USB кабеля подключается к тому, что «умеет думать» т.е. к компьютеру или КПК с установленным на них соответствующим программным обеспечением. Габариты устройства Ширина 64х22х15 мм и вес 35 грамм.
Примерно так же, как Digma BM110 только без проводов и блютуза работают CF и SDIO модули внешне похожие на Flash-карты соответствующих форматов. Они устанавливаются в КПК или коммуникаторы в те же разъемы, что карты памяти.
«Garmin Edge 705» – это пример отличного, велосипедного GPS-навигатора. Как и автомобильный, он может рассчитать маршрут, показать его на карте местности и сигнализировать о том куда двигаться. Дисплейчик у него хоть и цветной, однако поменьше, всего 2.5”. Карту на таком, особенно во время движения, не рассмотришь. Однако, ездить с ним все же лучше чем без него. Весит этот аппаратик всего 105 грамм, а из интересных и актуальных примочек, имеет измеритель частоты пульса.
«Garmin GPSMAP 296» — вот это то, что без вопросов можно назвать серьезной и мужской моделью. Наверное, все по тому, что Garmin GPSMAP 296 относится к классу авиационных навигаторов, которые вообще отличает серьезность и мужественность. Этот аппарат будет и разговаривать с вами, и показывать направление, и ландшафт, и давление, и высоту, а кроме всего этого данный навигатор оснащен простейшим и надежнейшим магнитным компасом. Информацию можно загружать при помощи USB, CF или COM-порта. Навигаторы этой группы могут вести «Бортовой журнал» и запоминать маршруты следования, а вот режимов просмотра фильмов, картинок и прослушивания музыки здесь нет.
Вдогонку к мощному авиационному «GPSMAP 296», поставим не менее мощный морской «Seiwa Barramundi». Так же как и Авиа-Навигаторе, здесь нет возможности просмотра изображений и плеера. Но вот 10.4” цветной экран с разрешением 640х480 есть и он вызывает не малое уважение. Вот уж из чего, в самом деле, можно было делать телевизор. И если туристский, или велосипедный Навигаторы весят 100-150 грамм, а Авиа Навигатор около 600, то вес данной модели морского GPS-навигатора — 1 400 грамм.
Однако, пора отойти от морских глубин и вернуться на наши дроги, сменив четыре колеса на 2. «Tibo А4550» – это Навигатор, разработанный для установки на мотоцикл. И если морякам и летчикам слушать музыку и смотреть кино и клипы в пути нельзя, то мотоциклистам по дороге домой очень даже можно. Наверное, по этому «Tibo А4550» оснащении не только необходимыми для Навигатора свойствами но и «обучен» проигрыванию музыки и видео. Разумеется Флеш карты, Bluetooth и разъем для наушников. Аппарат умеет разговаривать и если у Вас нет наушников, то даже через шлем, будет орать Вам сакраментальную фразу : «Через 200 метров поверните налево!» 🙂 .
И последнее, о чем я хочу вам рассказать, это наручные GPS-навигаторы. Таке как «Garmin Forerunner 305». Внешне, эти навигаторы напоминают наручные часы со слегка необычными функциями и часто с необычной формы. Модель Garmin Forerunner 305 умеет измерять частоту пульса, рассчитывать маршрут, и произносить сакраментальную фразу. Знает, что такое USB и умет с ним работать. «Бортовой журнал» не ведет, точек не запоминает, но зато весит 70 грамм и работает от аккумулятора 10 часов. Хотите уйти в лес, чтоб ни кто не надоедал, а потом вернуться? Выбросьте мобильный, оденьте на руку навигатор и идите гулять в чащу, даже не оглядываясь. А может быть вы грибник? Вы нашли «грибное место» и обобрали его догола? Ну тогда, нажмите кнопочку. И идите домой, а через недельку (или после дождика) нажмите другую и стрелка выведет вас ровнехонько туда, где уже выросли новые грибы.
Использование автомобильного навигатора — основные правила
В настоящее время для автомобилей выпускается огромное количество различных гаджетов. Особой популярностью среди автомобилистов пользуются навигаторы. Это специальные приспособления, которые полностью заменили бумажные карты. С их помощью можно отслеживать текущее местоположение авто и прокладывать маршруты движения. Люди, которые хотят обзавестись данным гаджетом, должны заранее разобраться с тем, как пользоваться навигатором.
Основные достоинства навигационных систем
Перед тем как начать пользоваться навигатором в машине, необходимо разобраться с основными достоинствами такого гаджета. Среди преимуществ данного устройства можно выделить следующее:
- Возможность построения маршрута. Работа с навигатором в разы упрощает планирование маршрутов во время автомобильных путешествий.
- Портативность и простота использования. С особенностями применения такого гаджета сможет разобраться каждый автомобилист. Единственное, что нужно для этого сделать — ознакомиться с инструкцией к навигатору.
- Многообразие моделей. Сейчас навигационные устройства очень популярны и из-за этого выпускается огромное количество различных моделей. Благодаря этому, каждый желающий сможет без проблем выбрать наиболее подходящий девайс для своего автомобиля.
- Полная русификация. Среди достоинств современных автомобильных навигаторов следует выделить то, что многие из них полностью переведены на русский язык.
- Многофункциональность. Многие модели оснащаются большим количеством дополнительных функций и поэтому их можно использовать не только для построения маршрутов.
При необходимости карты можно редактировать и дополнять.
Чтобы запустить устройство, нужно нажать на специальную кнопку, которая чаще всего располагается на панели спереди
Первые действия поле приобретения
Многие люди не знают, как работать с навигатором и что делать с этим прибором сразу же после его покупки. Первое, что необходимо сделать — запустить гаджет и настроить его для дальнейшего использования.
Делается это следующим образом:
- Запустить прибор. Для правильного запуска навигационного устройства необходимо нажать на специальную кнопку, которая может находиться на корпусе.
- Подождать, пока устройство найдет сигнал. При этом особое внимание нужно обратить на экран. Там должна отобразиться информация о том, что навигатор определил точное местоположение.
- Настроить карту. После первого запуска прибора можно установить и настраивать карту. Для этого необходимо перейти в параметры устройства и выбрать подраздел «Карты». Здесь можно не только загрузить нужную карту, но и выбрать способ ее отображения.
Не рекомендуется устанавливать девайс на лобовом стекле, так как это мешает автомобилисту следить за дорогой
Установка прибора в авто
Перед тем как настроить навигатор GPS и использовать его, данное устройство придется установить в автомобиле. К этому нужно отнестись очень серьезно, так как во многом именно от установки будет зависеть стабильная и корректная работа прибора.
Поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с тем, как устанавливать навигатор в машине. Есть несколько полезных рекомендаций, которые помогут выполнить эту работу правильно:
- Рекомендуется размещать устройство в таком месте, чтобы оно не мешало водителю следить за дорогой. Поэтому не стоит устанавливать его перед лобовым стеклом. Довольно часто такие приборы располагают снизу, около автомагнитолы.
- Нельзя допускать, чтобы установленный гаджет был закрыт железными изделиями. Дело в том, что они создают помехи и из-за этого встроенная в прибор антенна будет плохо ловить спутниковый сигнал.
- Нужно установить устройство в автомобиле таким образом, чтобы водитель смог без проблем рассмотреть всю информацию, которая отображается на дисплее.
- Необходимо надежно закрепить прибор на автомобильной панели, чтобы он не сильно болтался во время езды.
Дело в том, что при прямом попадании солнечных лучей информация на экране будет нечитабельной. Нужно, чтобы девайс стоял в тени.
При необходимости в навигаторе можно настроить яркость экрана, чтобы лучше было видно карту и другую информацию на дисплее
Особенности настройки
Как растаможить автомобиль и прицеп: правила и порядок в 2019 году
Перед применением гаджета должна быть выполнена настройка навигатора для авто. Если предварительно не настроить данный аппарат, во время его использования могут возникнуть проблемы с определением местоположения и прокладыванием маршрута.
Прежде чем начать пользоваться автомобильным GPS-навигатором, необходимо выполнить следующие действия:
- Настроить параметр «Вращение карты». Эту опцию необходимо активировать обязательно, так как она в разы упрощает использование аппарата. Чтобы включить вращение по движению автомобиля, необходимо перейти в главное меню и найти в нем опцию, которая называется «Вращать карту». В некоторых моделях этот параметр включен по умолчанию.
- Выбрать используемый вид транспорта. Стоит отметить, что навигаторы могут использоваться не только автомобилистами. Ими пользуются велосипедисты, мотоциклисты и даже люди, которые любят путешествовать пешком. Поэтому необходимо в параметрах гаджета заранее выбрать тип транспортного средства. Делается это в подразделе «Навигация», который находится в главном меню.
- Настроить маршрут. Современные модели навигационных систем от Вест и других производителей могут предложить автомобилистам сразу несколько маршрутов. Однако при необходимости можно спланировать поездку самостоятельно и проложить маршрут собственноручно.
В навигационных устройствах можно корректировать маршрут и добавлять дополнительные путевые точки
Как настроить маршрут
Для чего используются системы спутникового мониторинга
Поскольку такие устройства чаще всего используются для планирования маршрутов, необходимо разобраться, как их правильно настраивать вручную.
Как скорректировать маршрут путевыми точками
Довольно часто автомобилисты сталкиваются с ситуациями, когда им надо заехать в место, которое не попало в проложенный ранее маршрут. В данном случае придется вручную настраивать путевые точки.
Делается это следующим образом:
- Открыть топографическую карту.
- Увеличить масштаб и отметить путевую точку. Для этого надо нажать по нужному населенному пункту пальцем или стилусом.
- Ввести название путевой точки.
Если устройство не подключено к интернету, его можно будет использовать только для просмотра карты
После выполнения вышеописанных действий отмеченная точка должна автоматически добавиться в маршрут.
Функционал, который доступен без интернета
Многих людей интересует, удастся ли использовать навигаторы без подключения к интернету. На самом деле однозначно ответить на этот вопрос довольно трудно.
Дело в том, что для более точного позиционирования таким устройствам нужно быть подключенными к интернету. Если соединения с сетью не будет, гаджет не сможет полноценно функционировать. Его можно будет использовать только для просмотра карт, которые были загружены ранее.
Необходимо регулярно обновлять прошивку навигационного оборудования
Что можно еще настроить
В некоторых гаджетах есть довольно много дополнительных настроек, среди которых выделяют следующее:
- Выбор страны. При желании в параметрах можно выбрать страну, на территории которой будет использоваться устройство.
- Выбор языка. В большинстве моделей по умолчанию установлен английский язык. Однако в настройках его можно поменять на русский.
- Обновление прошивки. Навигаторы, как и мобильные телефоны, можно прошивать. Стоит отметить, что именно от версии прошивки во многом зависит то, насколько хорошо работает навигационное оборудование. Рекомендуется периодически обновлять прошивку.
- Настройка времени. Каждый пользователь в параметрах может выбрать текущий часовой пояс.
Навигатор — незаменимый девайс для людей, которые часто путешествуют на автомобиле. Люди, которые хотят приобрести себе такой гаджет, должны заранее разобраться с основными нюансами его использования и настройки.
Как выбрать навигатор
GPS-навигатор – это самодостаточное аппаратно-программное устройство, сочетающее в одном корпусе GPS-приемник, отображающее устройство и специальное навигационное программное обеспечение, другие компоненты и ПО.
Сегодня GPS-навигаторы нашли применение в разных сферах человеческой деятельности. В зависимости от того где навигаторы применяются, они имеют свои особенности и соответственно их делят на виды.
GPS (Global Positioning System) – это глобальная система позиционирования (навигации), разработанная, реализованная и эксплуатируемая Министерством обороны США, изначально планируемая для использования исключительно в военных целях, но со временем приобретшая двойное назначение и широко используемая сегодня в гражданских целях. Данная система позволяет определить пространственное положение и скорость объекта в любом месте планеты (за исключением приполярных областей) в любое время и при любой погоде. Состоит GPS из 24 искусственных спутников Земли NAVSTAR (Navigation Satellite Time and Ranging) и неограниченного количества GPS-приемников. Спутники системы размещены на высоте 20200 км и движутся вокруг Земли по шести, определенным образом расположенным относительно друг друга орбитам (рис. 1). Количество и расположение орбит, а так же, количество спутников на каждой из орбит, выбрано таким образом, чтобы из любой точки земной поверхности, в любой момент времени, обеспечивалась одновременная прямая видимость, как минимум, четырех космических аппаратов. По сути, каждый из спутников представляет собой передатчик, работающий на частоте 1.227 и 1.575 ГГц. В сигнале, передаваемом спутником, содержится информация о нем самом, его положении относительно других спутников системы и времени передачи сигнала. Проще говоря, спутник передает информацию о том, что я спутник такой то, нахожусь там-то, сообщение было послано в такое-то время. Сигналы, передаваемые спутниками, принимают и обрабатывают пользовательские GPS-приемники.
Схема работы GPS-приемника включает в себя два этапа – вначале он получает и запоминает сообщения со спутников, а затем, когда объем накопленных данных становится достаточным, обрабатывает их и выдает информацию пользователю. Принцип, положенный в основу работы GPS-приемника относительно прост. GPS-приемник принимает сигналы и определяет собственные координаты на основе временных задержек прохождения сигнала от спутника до приемника.
Сам по себе GPS-приемник довольно примитивное устройство, представляющее собой компактные модули состоящий из антенны, чипсета и запоминающего устройства (рис. 2). Все что он умеет – это только определять свои координаты. Для предоставления результатов в более понятном пользователю виде, например, графическом и звуковом, GPS-приемнику понадобится дополнительное устройство с экраном, спикером и установленным навигационным программным обеспечением. Функцию такого дополнительного устройства может выполнять, например ноутбук, планшет, смартфон, КПК. Как вариант, Как вариант, GPS-приемник можно использовать для определения своего местонахождения, однако лучше, конечно же, для этих целей воспользоваться GPS-навигатором.
Все автомобильные GPS-навигаторы, можно условно разделить на два подвида – съемные и встраиваемые.
Съемный автомобильный GPS-навигатор, в случае надобности, можно снять с автомобиля и переставить на другую машину, забрать домой, или просто воспользоваться им как пешеходным навигатором. Такое устройство внешне напоминает планшетный компьютер. Фиксируются в салоне автомобиля с помощью специального кронштейна с присоской (кредла)
Встраиваемые автомобильные GPS-навигаторы, выпускаются в виде штатных магнитол с функцией GPS. Они стационарно устанавливаются в стандартную нишу на центральной консоли. Соответственно, переставить такой навигатор на другое авто не получится.
Большинство моделей автомобильных GPS-навигаторов могут не только определять свое (то бишь автомобиля) место и информировать о нем водителя авто выводя координаты широты и долготы, но также и много чем еще, например:
- прокладывать оптимальный маршрут до пункта назначения и оперативно изменять его, если в ходе движения вы (умышленно или неумышленно) от него отклонились;
- запоминать маршрут, по которым вы ехали и в случае надобности вызывать его из памяти и отображать на дисплее;
- отображать на дисплее текущее направление движения;
- вычислять и отображать на дисплее ряд навигационных параметров (текущую скорость движения, среднюю путевую скорость, время которое вы находитесь в пути, время оставшееся до достижения цели при текущей скорости, и т.д.);
- выдавать в ходе движения голосовые подсказки;
- выдавать предупреждающий сигнал в случае отклонения от намеченного маршрута, а также извещать пользователя о факте прохождения промежуточной контрольной точки и прибытии в финишную точку;
информировать о выполнение правил дорожного движения, времени восхода и заката солнца, др.
Многие современные GPS-навигаторы, уже вышли за рамки узкоспециализированных устройств и их скорее можно назвать особого рода миникомпьютерами, дополнительно снабженными GPS чипом и навигационным ПО, поэтому, кроме вышеназванных непосредственно навигационных функций, они способны выполнять и ряд других функций. Например, воспроизводить файлы различных форматов, в том числе и мультимедиа, принимать TV сигналы и многое другое. Но, не будем сейчас забегать вперед, т.к. более подробно обо всем этом будет сказано ниже.
Как выбрать навигатор?
В некоторых публикациях можно встретить мнение, что при выборе GPS-навигатора не стоит обращать внимание на его аппаратную конфигурацию, а только сосредоточиться на подборе нужных вам карт. Мы не можем согласиться с таким утверждением. Да, карты имеют немаловажное значение, о них мы еще поговорим, но ведь современный GPS-навигатор (тем более автомобильный GPS-навигатор) это не только устройство для определения местоположения автомобиля, прокладки маршрута и проведения автомобиля по нему, а, как уже говорилось ранее, это, прежде всего, компьютер, который можно и нужно использовать не только для навигации. Как можно приобретать компьютер не обращая внимания, например, на тактовую частоту его процессора, объем оперативной памяти, объем жесткого диска, размер и разрешение экран, др.?
Кроме того, надо учесть, что автомобильный GPS-навигатор кроме всех выше перечисленных компьютерных компонентов дополнительно содержит в себе GPS- модуль, что делает его еще более сложным устройством, чем например, простой планшетный компьютер.
Итак, обо всем по-порядку.
Рассмотрим аппаратную часть GPS-навигатора на примере съемного автомобильного устройства.
Если вскрыть корпус такого GPS-навигатора, то мы увидим всего две составляющие: дисплей и печатную плату (или три, в случае если устройство оборудовано автономном источником питания и содержит аккумулятор).
- Дисплей
Сегодня все автомобильные навигаторы оснащены плоскими цветными дисплеями, большинство из которых представляют собой сенсорные панели.
Важными характеристиками дисплея являются:
- размер;
- вид сенсора (сенсорного слоя);
- четкость изображения;
- угол обзора и наличие антибликового покрытия (угол по горизонтали и по вертикали, при котором не наблюдается существенное падение контраста).
Показателем размера дисплея выступает диагональ (расстояние от левого нижнего угла до правого верхнего). Значение диагонали принято выражать в дюймах. Сегодня в продаже можно встретить автомобильные GPS-навигаторы с размером дисплея от 3,5 до 7 дюймов. Для навигатора, использующегося в легковом автомобиле, оптимальным считается размер дисплея 5 — 7 дюймов.
Панели автомобильных GPS-навигаторов могут снабжаться резистивным либо емкостным сенсорным слоем.
Резистивный сенсорный слой точнее и для небольших дисплеев он подходит больше. Но если облюбованный вами навигатор имеет большой дисплей, то меньшая точность емкостного сенсора нейтрализуется размерами изображения, и здесь то, с каким сенсорным слоем ваш дисплей уже не играет большой роли.
Четкости выводимого изображения зависит от разрешения дисплея.
Разрешение дисплея – это плотность пикселей на единицу площади. Выражается разрешение либо буквенной аббревиатурой стандарта, либо в виде двух чисел, значение которых равно количеству пикселей по ширине и высоте дисплея (горизонтали и вертикали). Например, VGA или (640х480). Разрешение дисплея по горизонтали может составлять от 320 до 800 пикселей, по вертикали – от 240 до 480 пикселей. Для дисплеев автомобильных GPS-навигаторов наиболее популярны разрешения:
- на коротких диагоналях (например, 4,3 дюйма) – 480х282;
- на длинных диагоналях (7 дюймов) – доходит до 800х480.
Что касается угла обзора, то он в большой степени зависит от типа панели применяющейся в дисплее в качестве отображающей поверхности. Как правило, в современных автомобильных GPS-навигаторах применяются панели, созданные по технологии TN+Film, которые обеспечивают угол обзора до 140°.
Отличительной особенностью дисплеев автомобильных GPS-навигаторов является антибликовое покрытие, которого, как правило, нет на экранах других мобильных устройств. В дороге очень важно всегда четко видеть, что происходит на экране навигатора, поэтому поверхность дисплея должна имеет особую структуру, хорошо рассеивающую падающий свет даже при попадании на экран прямых солнечных лучей.
- Плата
Назначение и функции платы GPS-навигатора то же, что и у материнской платы компьютера. На ней размещаются и посредством ее интегрируются в единую систему все элементы, входящие в состав навигатора. К ней же, подключается шлейфом дисплей.
- Процессор
Процессор одна из главных составляющих любого GPS-навигатора. Назначение процессора в навигаторе то же, что и в обычном компьютере.
Чаще всего в GPS-навигаторы устанавливают процессоры ARM.
Выбирая навигатор, обратите внимание на тактовую частоту процессора – устройства оснащенные процессором с большей тактовой частотой будут быстрее выполнять приложения и меньше тратить времени на загрузку. Сегодня в GPS-навигаторах можно встретить процессоры с тактовой частотой от 233 до 750 МГц. Для нормальной работы автонавигатора достаточно процессора с тактовой частотой 500 МГц.
- Оперативная память
Оперативная память – это энергозависимое полупроводниковое перезаписываемое запоминающее устройство, от которого зависит быстродействие GPS-навигатора.
Оперативная память является важный компонент любого навигатора. В ней хранятся все временные данные и команды. Выбирая навигатор, при анализе оперативной памяти следует обратить внимание на ее объем. Если объема оперативной памяти недостаточно – скорость выполнения многих задач будет значительно замедляться. В принципе, для нормальной работы навигатора достаточно и 128 Mb оперативная память, но лучше – 256 Mb, в этом случае можно будет быстро переключаться между приложениями, не будет тормозить ни видео, ни трехмерный режим в картах.
- Устройство для записи и хранения данных (ПЗУ)
Все современные автомобильные GPS-навигаторы имеют встроенное устройство для записи и хранения данных. В качестве такого устройства выступает твердотельный накопитель (SSD, Solid-State Drive) – электронное энергонезависимое полупроводниковое перезаписываемое запоминающее устройство, состоящее из печатной платы, набора микросхем и контроллера.
Объем SSD (объем постоянной памяти) имеет, большое значение для удобства пользования навигатором. Чем он больше, тем лучше. Ведь, по-сути, твердотельный накопитель автомобильного GPS-навигатора можно сравнить с жестким диском обычного компьютера. В данном устройстве, так же как и на диске компьютера, установлена операционная система и другое программное обеспечение навигатора, в нем хранятся навигационные карты и все сохраненные пользователем файлы.
У последних моделей простых автонавигаторов объем SSD, как правило, составляет 4-8 Gb. Иногда встречаются мультимедийные автомобильные GPS-навигаторы с объемом памяти 16, 32, и даже 64 Gb.
Говоря о встроенном устройстве для записи и хранения данных, следует сказать и о сменных картах памяти CompactFlash, SD (Secure Digital) и microSD, которые, в некотором смысле, так же можно назвать постоянной памятью.
CompactFlash – является одним из самых распространенных стандартов карт флэш-памяти и имеет самую низкую стоимость.
SD – имеет высокую скорость чтения и записи, повышенную защиту информации на карте, механическую прочность, малые размеры и низкое энергопотребление.
MicroSD – один из стандартов карт памяти, позволяющий существенно сократить размеры самого устройства, потому что вдвое меньше SD.
В последнее время, в связи с падением цен на флэш-носители, слотами для подобных карт памяти стали оснащаться практически все навигаторы. Это очень удобно, т.к. пользуясь CompactFlash / SD / microSD можно существенно расширить объем сохраненной в навигаторе информации (видео, музыки, аудиокниг, фото и др.). Но следует помнить, что объем карт памяти, которые будут без проблем читаться навигатором, ограничивается отметкой 32 Gb.
- GPS-модуль
GPS-модуль автомобильного GPS-навигатора включает в себя антенну и чипсет. С помощью GPS-антенны осуществляется прием спутниковых сигналов. От ее чувствительности зависит минимально необходимый уровень мощности принимаемого сигнала.
Примечание. Как правило, автомобильные навигаторы оснащаются внутренней антенной но, также, в комплекте устройства часто можно видеть и выносную антенну. Принятые антенной сигналы обрабатываются чипсетом.
Чипсет представляет собой некий набор микросхем и является очень важной часть любого GPS-навигатора. От возможностей чипсета напрямую зависит скорость обработки данных, стабильность работы навигатора, точность позиционирования. Хороший чипсет – залог того, что вы не потеряетесь где-нибудь в районе многоэтажной застройки.
Существует несколько производителей чипсетов для GPS устройств. Чипсеты от разных производителей могут несколько отличаются друг от друга временем поиска спутников при запуске устройства, алгоритмом обработки спутникового сигнала, точностью определения координат, способностью фильтровать помехи и принимать отраженные сигналы, энергопотреблением, габаритами, и некоторыми другими параметрами.
Наиболее популярны GPS чипсеты компаний SiRF Technology и Mediatek. Выпускаемые этими компаниями чипсеты можно условно поделить на две разновидности.
К первой относятся чипсеты выполняющие только функции определения координат, при этом за работу остальных компонентов устройства традиционно отвечает процессор GPS-навигатора. Это, например, легендарный SiRFstar III и его дальнейшее развитие SiRFstar IV. К чипсетам второй разновидности относятся чипы, совмещающие в себе приемник GPS сигналов и центральный процессор, такими комбинированными чипсетами являются SiRF Atlas IV, SiRF Atlas V, MTK (Mediatek). Технические характеристики этих чипсетов выглядят впечатляюще. Например, в чипсете SiRF Atlas V размещается 664 Мгц ARM процессор (способный работать с быстрой DDR2 памятью и экраном разрешением 800х480, а так же поддерживающий аппаратное декодирование сжатого видео) и 64-х канальный приемник GPS сигналов.
Количество каналов, т.е. количество потоков одновременно принимаемых данных, является одной из важных характеристик GPS модулей на которую стоит обращать внимание. У GPS-навигаторов оно постоянно увеличивается. Так, еще недавно, GPS модули, работающие с 32-мя каналами, считались достаточно «продвинутыми». Сегодня – 64-66 каналов уже норма. Большое количество каналов позволяет приемнику принимать не только прямые сигналы со спутников (часть которого может быть искажена помехами), но и отраженные сигналы, и использовать их при расчете координат. Это немаловажно, т.к. в условиях плотной городской застройки позволяет повысить помехоустойчивость и чувствительность приемника.
Другой важной характеристикой GPS модулей является частота обновления данных получаемых со спутников. Чем чаще GPS модуль навигатора обрабатывает получаемые данные, тем точнее навигация. Для ориентирования в районе сложной застройки и точного определения скорости необходимо, чтобы GPS модуль навигатора обеспечивал достаточно высокую частоту обновления. К сожалению, это отрицательно сказывается на времени автономной работы навигатора в случае, если он оснащен аккумулятором. Поэтому некоторые модели навигаторов с аккумуляторами снабжаются функцией позволяющей им самостоятельно контролировать и снижать частоту обновления данных получаемых со спутников, тем самым дольше сохранять энергию батареи в условиях, не требующих предельно точных вычислений, например, на открытом пространстве и при большой скорости передвижения.
- GSM / GPRS-модуль
Встроенный GSM / GPRS-модуль сегодня можно встретить во многих автомобильных GPS-навигаторах. С его помощью навигатор может подключиться к Интернету, но для этого нужно будет приобрести SIM-карту.
- Разъемы и порты
Разъемы и порты предоставляют возможность подключения к GPS-навигатору других устройств.
На левом ребре корпуса устройства у многих GPS-навигаторов можно найти 3.5 мм mini-jack (разъем аудиовыхода для наушников) и A/V вход (audio / video вход, используемый для передачи аудиосигнала и композитного видеосигнала, с его помощью к устройству можно подключить внешнюю камеру, DVD-плеер, ТВ-тюнер). Там же часто можно найти разъем для подключения внешнего блока питания / шнура питания от прикуривателя, разъем для подключения сетевого зарядного устройства, и разъем для подключения выносной антенны.
Иногда навигаторы снабжаются портом IEEE 1394 (FireWire) предназначенным для высокоскоростной передачи больших объемов информации (например, для подключения цифровой видеокамеры).
Также устройство должно иметь возможность полного сброса настроек «Hard Reset» (при наличии RESET, можно без страха экспериментировать с настройками и разным ПО – в случае чего, вы просто делаете полный сброс, и навигатор снова в строю).
- Питание
Все GPS навигаторы можно разделить на три группы – работающие автономно, требующие постоянного подключения к сети, и те, которые могут работать как от своего источника питания, так и от сети.
Среди автомобильных GPS-навигаторов, устройства первой группы – работающие только от автономного источника питания – практически не встречаются.
Съемные автомобильные GPS-навигаторы обычно оснащены сетевым кабелем, подключаемым к сети автомобиля через стандартный разъем прикуривателя (второй вариант питания), но также, вместе с сетевым кабелем, не редко могут быть снабжено и автономным источником питания – Li-Ion аккумулятор (третий вариант питания). Т.е. здесь у вас есть выбор и вы можете приобрести устройство в соответствие со своими предпочтениями.
Как правило, аккумулятор в съемном автонавигаторе не имеет большого значения, так как большую часть времени GPS-устройство подключено к сети автомобиля и используется только в машине, однако наличие аккумулятора в устройстве, делает его более универсальным и, в случае надобности, навигатор можно снять с кредла и некоторое время использовать как пешеходный.
Чаще всего, в автомобильных навигаторах используются обычные Li-ion аккумуляторы емкостью до 2000 мАч, аналогичные тем, что можно встретить в мобильных телефонах. Время работы от аккумулятора у съемных автомобильных навигаторов, как правило, не превышает 5 часов, вследствие чего существует ошибочное мнение, что аккумуляторы в навигаторах хуже, чем в телефонах. На самом деле это не так. Малое время автономной работы связанно с тремя причинами, не имеющими отношения к качеству аккумуляторной батареи. Во-первых, в автомобильных GPS-навигаторах редко используют аккумуляторы большой емкости. Во-вторых, в навигаторах не применяются технологии снижения энергопотребления. В-третьих, элементы навигатора имеют большее энергопотребление. Встраиваемые автомобильные GPS-навигаторы работают исключительно от бортовой сети автомобиля. В этом случае альтернативы нет и вам не придется выбирать, какой вариант питания вам лучше подойдет.
- Корпус GPS-навигатора
Говоря о корпусе автомобильного GPS-навигатора, следует обратить внимание на качество материала, из которого он изготовлен. Как правило, это темный матовый пластик, но он может быть разным.
Корпуса бюджетных моделей навигаторов изготавливаются из пластика невысокого качества. Они плохо держат форму (прогибаются при легком нажатии), хрупкие и не термостойкие. Для того чтобы такой корпус прослужит долго, с ним надо достаточно бережно обращаться.
Корпуса навигаторов более высокого класса, так же изготавливаются из пластика, но уже более качественного, противоударного и термостойкого. Корпуса дорогих навигаторов выполняются из высококачественного пластика или из алюминиевого сплава. Корпуса из алюминиевого сплава самые надежные и если у вас есть возможность приобрести устройство с таким корпусом, следует отдать предпочтение именно ему.
- Органы управления
У некоторых моделей современных автомобильных GPS-навигаторов еще можно встретить механические органы управления. Однако такое происходит все реже. Их активно вытесняют более удобные (для того чтобы переместить на экране карту достаточно провести пальцем в нужном направлении) и безопасные (с точки зрения управления устройством во время движения автомобиля) сенсорные экраны.
Кроме удобства управления картами и безопасности во время движения, еще одним веским аргументом в пользу применения в автонавигаторах сенсорных панелей стало то, что на данный момент большинство GPS-устройств поддерживают мультимедийные функции. Ведь в этом случае куда проще установить сенсорную панель, при касании к которой на экран навигатора, в зависимости от режима в котором он находится (проигрывание мультимедиа, навигация и т.д.), будут выводиться соответствующие графические пикограммы, нежели загромождать переднюю панель устройства множеством «механических» кнопок.
Теперь, что касается плута дистанционного управления. Как правило, его можно встретить идущим в комплекте устройств с большими 7-и дюймовыми экранами. GPS-навигаторы с такой диагональю экрана часто приобретаются водителями фур и устанавливаются в местах, в которые, управляя тягачом, не всегда просто дотянуться. В этом случае пульт ДУ становится как нельзя кстати.
- Главное меню
Что касается главного меню навигатора – здесь много говорить не придется – но, прежде всего, должно быть удобным. Вышесказанное так же относится и к меню, установленных в навигаторе программ, особенно навигационных. Выбирая навигатор, обратите внимание на интуитивность меню навигационной программы, размер и «понятность» использующихся в ней пиктограмм, количество уровней меню. Чем больше в меню уровней, тем труднее в нем разобраться и неудобнее пользоваться программой.
Первое включение GPS-навигатора
При первом включении (режим AutoLocate) – навигатор не имеет данных о своем положении относительно спутников. Т.о. ему необходимо «найти» видимые в данный момент на небосводе спутники, загрузить альманах (приблизительные данные о параметрах орбит всех спутников), получить эфемериды (точные корректировки параметров орбит и часов для каждого спутника) и лишь затем, определить свое текущее положение. Так как данные передаются со спутников с относительно небольшой скоростью, то время определения местоположения навигатора в этом режиме может достигать 20-30 минут.
В случае если навигатор уже включался, при повторном приведении навигатора в рабочее состояние, в зависимости от того, сколько времени прошло с момента разрыва связи со спутниками, может происходить, так называемый: холодный, теплый или горячий старт. В зависимости от того какой именно происходит старт – время до возобновления работы навигатора может составлять от нескольких секунд до нескольких минут.
- Холодный старт
Холодный старт – это восстановление связи со спутниками и приведение GPS-навигатора рабочее состояние после продолжительного периода бездействия. Например, если GPS-навигатор был выключен несколько дней. Как правило, холодный старт требует продолжительного времени – несколько минут. Это связанно с устареванием альманах в период бездействия GPS-навигатора и необходимостью получения приемником навигатора свежих данных о положении спутников и эфемерид. Скорость холодного старта зависит от множества факторов: тип используемой антенны и чипсета, мощность сигнала, наличие отраженных сигналов и помех.
- Теплый старт
Теплый старт осуществляется тогда, когда GPS-приемнику нет необходимости получать новые координаты позиционирования, т.е. в случае, когда альманах не успел устареть и в момент загрузки является актуальным. Например, после перезагрузки устройства, выключения для замены источника питания, подключения внешней антенны, другого непродолжительного выключения устройства. В современных GPS-навигаторах время теплого старта редко превышает пару десятков секунд.
- Горячий старт
Горячий старт осуществляется в случае, если GPS-приемнику требуется восстановить наблюдения за спутниками после неожиданного прекращения приема сигнала. Современные автонавигаторы хорошо обрабатывают слабый и отраженный сигнал, но иногда возникают ситуации, когда сигнал может пропадать: при нахождении автомобиля в туннеле, в арках домов, во дворах, окруженных высотными домами, при нахождении под большими мостами. Если в вышеописанной ситуации спутник кратковременно потерян, время, необходимое для горячего старта и восстановления навигации составит всего несколько секунд.
Программное обеспечение GPS-навигаторов
Программное обеспечение GPS-навигаторов условно можно разделить на две группы.
- Операционная система и другое (не навигационное) программное обеспечение.
- Навигационное программное обеспечение и карты.
- Операционная система и другое ПО
Как уже упоминалось выше, большинство современных навигаторов, по сути, представляют собой небольшой компьютер, а раз так, значит, в основе всего лежит операционная система (она же – платформа). Наиболее распространенной ОС, устанавливаемой в GPS-навигаторах, была и остается Windows (Windows CE, Windows Mobile). В общем виде эта ОС мало чем отличается от других операционок Windows, поэтому мы пропустим ее подробное описание. Кроме ОС Windows, в GPS-навигаторах можно встретить и другие платформы. Так, например, начиная с 2012 года, некоторые производители стали устанавливать в GPS-навигаторы набирающую сейчас популярность во многих мобильных устройствах ОС Android. Если сравнивать Android с морально устаревшим, но раскрученным Windows – Android пока проигрывает из-за малого количества программ и несовершенства карт создаваемых под эту ОС. Возможно в будущем ситуация исправится, но вбирая автомобильный GPS-навигатор сегодня, все же лучше отдать предпочтительнее Windows.
Есть производители (Garmin), которые для своего «железа» создали собственные операционные системы. В основу ОС Garmin положена известная и заслуживающая только самых положительных отзывов ОС Linux, таким образом, все ОС от Garmin достаточно надежны, устойчивы в работе и производительны. Но в случае выбора Garmin пользователь платит за стабильность крайне ограниченным выбором софта.
Что касается другого «ненавигационного» ПО – как правило, к автонавигаторе можно встретить медиаплеер, иногда вьюер изображение, ридер электронных книг, др. Соответственно, навигаторы могут решать ряд свойственных компьютеру, задач. Например, выступать в роли мультимедийного устройства воспроизводящего аудио и видео или работать с текстовыми и графическими файлами.
Примечание. Модели среднего и высокого класса, как правило, обладают поддержкой файлов TXT, PDF и файлов всех распространенных медиаформатов (AVI, MPEG, WMV, JPG, GIF, BMP, WMA, MP3, WAV), что позволяет водителю авто скоротать время в глухой пробке просматривая новый фильм, прослушивая любимую музыку или читая / прослушивая книгу / аудиокнигу. При этом весь необходимый контент может быть записан на карту памяти или USB-флешку подключаемую через стандартный USB-разъемом.
Навигационное программное обеспечение
На какой бы продвинутой платформе ни был GPS-навигатор, и какой бы другой, «ненавигационный», софт в нем ни стоял – в навигаторе всегда присутствует навигационное программное обеспечение. Ведь согласитесь, люди покупают данные технические устройства не для просмотра фильмов, прослушивания музыки, игр или чтения электронных книг – они покупают навигатор по одной простой причине – чтобы в любой момент знать свое местоположение, иметь возможность отслеживать маршрут движения, пользоваться голосовыми подсказками и различными сервисами. И знать, какое навигационное ПО установлено в приобретаемом навигаторе, очень важно. Поэтому, выбирая автомобильный GPS-навигатор, обязательно выяснить у продавца какое навигационное ПО в нем установлено, каковы возможности данного ПО и, по возможности посмотрите, как оно реально работает.
Примечание. Некоторые производители GPS-навигаторов реализуют изготавливаемые ими устройства исключительно со своим, предустановленным софтом (Garmin, TomTom), другие же, позволяют владельцу самому выбирать устанавливаемые в навигатор навигационные программные продукты.
Сейчас мы не станем делать подробный анализ всего существующего навигационного программного обеспечения. Его достаточно много и рассказ о нем заслуживает отдельной статьи. Но чтобы совсем не уходить от темы, скажем, что большинство навигационных программ созданы для работы с картами и включают в себя пользовательский интерфейс и картографические базы данных. Чтобы у читателя, который впервые знакомится с устройством «автомобильный GPS-навигатор» сформировалось представление о том, что представляет собой типичная навигационная программа, рассмотрим одну из них в качестве примера.
В данном случае это будет одна из версий отечественной навигационной программы выпускаемой под брендом «Навител». Называется она «Навител Навигатор». Выбор именно этого навигационного программного продукта не является рекламой, а продиктован только тем, что ввиду своей дешевизны и доступности он сейчас устанавливается на большинстве бюджетных навигаторов и пользуется наибольшей популярностью у российских автолюбителей.
«Навител Навигатор» – навигационное программное обеспечение, разработанное для различных устройств, оснащенных встроенными или внешними GPS-приемниками. Программа позволяет загрузку подробных карт городов и областей России с номерами домов, названиями улиц, станций метро и другой полезной информацией. В числе прочего, спутниковая программа навигации обеспечивает голосовое сопровождение по маршруту. Программа оптимизирована под стандартное разрешение экрана, в ней реализовано быстрое масштабирование и прокрутка карты, а так же автоматическое переключение между картами различных масштабов.
В навигационной программе «Навител Навигатор» реализовано:
- Быстрое масштабирование и прокрутка карты.
- Автоматическое переключение между картами.
- Выбор ориентации карты по направлению движения, по направлению маршрута или по направлению на север.
- Полноэкранный режим.
- Полноценно поддерживаются режимы отображения карты как 2D, так и псевдо 3D;
- Всплывающие подсказки.
- Возможность конвертирования карт, доступных в Интернете, в формат NM2 и самостоятельное создание и редактирование карт с помощью программы GPSMapEdit.
- Возможность загрузки информации об оперативной дорожной обстановке (пробках) от компании Навител.
Основными задачами, выполняемыми программой, являются: определение и отображение текущей позиции на карте, автоматическая и ручная прокладка маршрутов, различные виды поиска объектов, расчет и отображение большого количества путевой информации, отображение и запись траектории движения в виде трека и многое другое.
Вместе с навигационной программой поставляется картографический редактор GPSMapEdit (демонстрационная версия), который позволяет пользователю создавать собственные и редактировать загруженные карты.
Пользовательский интерфейс
В программе «Навител Навигатор» доступны два режима работы.
- Режим «движение по маршруту».
- Режим «просмотр карты».
В режиме «движение по маршруту» на дисплее навигатора отображается карта содержащая наибольшее количество дорожной информации с проложенным на ней маршрутом, треугольный значок символизирующий автомобиль, информационные панели (нижняя панель несет информацию о названии проезжей части, по которой в данный момент осуществляется движение, на верхней панели отображается название проезжей части, которая будет следовать за предстоящим маневром), информационные поля (в них отображается разрешенная скорость движения по маршруту, время, прошедшее с начала движения по маршруту, протяженность маршрута, время прибытия в пункт назначения) и ряд пиктограмм, при нажатии на которые, можно изменять режим отображения карты, менять масштаб и наклон карты, выводить на экран различную информацию, перейти в меню и др.
В режиме «просмотр карты» интерфейс программы выглядит несколько иначе. На дисплей навигатора выводится карта, содержащая больше информации об объектах и не содержащая информацию о маршруте. Для просмотра карты достаточно нажать на любой ее области и переместите в нужную сторону.
Картографические базы данных
Навигационные программы работают и поставляются в комплекте с карт, без которых они просто не могут нормально функционировать. Ведь вам врятли чем-то поможет знание точных координат своего местонахождения, в случае если эти координаты не будут привязаны к соответствующей карте. К выбору комплекта карт следует подходить основываясь на потребность в них. Одному пользователю GPS-навигатора (автотуристу или дальнобойщику), может обязательно понадобиться большой набор карт, другому, будет достаточно своего родного региона. Поэтому перед покупкой GPS-навигатора не помешает ознакомиться с картографической базой, входящей в комплект навигационной программы и убедиться, что в ней содержатся нужные карты. Естественно, карты можно докупить и позже, но если вы точно знаете, что они вам понадобятся в ближайшее время – лучше приобрести полноценный комплект сразу. Учтите, что для каждой системы навигационного ПО издаются карты своего, соответствующего только этой системе формата и приобретая сразу все нужные карты вы избавите себя от их поиска в дальнейшем и дополнительных трат.
Что касается покрытия и содержания карт – выбирая автомобильный GPS-навигатор обратите внимание на то, отображают ли карты, установленные в его навигационной программе, территорию лежащую на некотором удалении от больших городов. Показывают ли она движение по полосам, силуэты строений, нумерацию домов, предлагают ли фотоподсказки на сложных развязках. Так же проверьте, как навигатор работает с поиском по сложным адресам (корпус, строение, номера домов с буквами и дробями) – для некоторых карт это «больная тема». Большинство современных карт удовлетворяют потребности всех пользователей, но иногда, например, случаются такие случаи, когда они не покрывают территорию лежащую даже в пяти километрах от федеральной трассы М10, не говоря уже о каких-нибудь не густонаселенных районах.
Важным параметром карты является подробность отображаемой информации и хорошая база POI (point of interest) – объектов которые могут представлять интерес для пользователя навигатора. Такие объекты содержат информацию о себе: точное название, некое описание, координаты, контактную информацию. По мере приближения к точке интереса (POI), навигатор будет вас о ней предупреждать (но не стоит зацикливаться на максимальном количестве POI на карте, зачем, например, вам жителю Санкт-Петербурга, детальная информация о жилконторах города Мытищи).
Использование системы GPS бесплатно, но за продление лицензии на обновление используемых вместе с GPS-навигатором карт придется заплатить. С некоторым приближением можно сказать, что каждая карта обновляется раз в квартал.
Основные функции GPS-навигаторов
Основные функции автомобильного GPS-навигатора
– это навигационные функции, а именно: определение текущего местоположения транспортного средства и его отображение на карте; планирование и прокладка маршрута; редактирование маршрута; отслеживание правильности следования по маршруту и информирование пользователя в случае отклонения от него; информационное сопровождение пользователя по маршруту; и т.д.
Примечание. Поскольку ранее нами упоминалась навигационная программа «Навител Навигатор», основные функции GPS-навигатора будут рассмотрены на примере этой программы.
Функция «Определение текущего местоположения транспортного средства и его отображение на карте»
При включении GPS-навигатора, после того, как связь со спутниками будет установлена и все данные будут получены, пользователь устройства, выбрав в главном меню пункт «GPS», попадает в навигационную программу, на страницу «Карта».
На открывшейся странице загрузится фрагмент электронной карты, содержащий информацию о местности, и на этом фрагменте карты отобразится текущее местоположение автомобиля. При желании ознакомиться с местностью прилегающей к видимой на дисплее, пользователь навигатора может прокрутить карту в любом направлении или изменить ее масштаб от 5 метров до 1200 км.
Функция «Планирование и прокладка маршрута»
Для того чтобы спланировать и проложить предстоящий маршрут в навигационной программе предусмотрена соответствующая функция. Она позволяет создавать маршрут двумя основными способами:
1. На странице «Карта». При прокладке маршрута на странице «Карта», пользователю достаточно указать точку назначения на карте и программа в автоматическом режиме сформирует от текущего местоположения до выбранной точки наиболее короткий путь и удобный по проходимости маршрут до нее.
Примечание. Для того чтобы воспользоваться функцией автопрокладки маршрута необходимо иметь маршрутизируемые карты.
2. Через функционал поиска. При прокладке маршрута вторым способом, пользователь, может найти нужный объект который должен стать пунктом назначения по различным условиям:
- по адресу;
- по опорным пунктам;
- на карте от любой одной выбранной точки до любой другой;
- по названию путевой точки;
- в списке истории когда-то сделанного выбора;
- в списке «Любимые»;
- по введенным вручную или по скопированным координатам;
- по координатам Навител.SMS.
- При прокладке маршрута вторым способом (через функционал поиска) навигационная программа, так же как и в первом случае, сформирует его в автоматическом режиме.
Примечание. Поскольку целью данной стать не является дать полное и подробное описание приведенной в качестве примера навигационной программы, мы не станем вдаваться в детали поиска по вышеперечисленным условиям (о них можно прочитать в руководстве пользователя прилагаемом к GPS-навигатору).
Функция «Редактирование маршрута»
Автоматически созданный программой навигатора маршрут можно редактировать, изменять его полностью или отдельные части, добавлять новые путевые точки (waypoints) и удалять не актуальные.
Функция «Отслеживание правильности следования по маршруту»
Когда автомобиль начинает движение из начальной точки, GPS-навигатор начинает отслеживать правильность следования по маршруту и в случае отклонения от него информирует водителя об отклонении. Если водитель по какой-либо причине «схода с маршрута», он может выбрать то, как должен поступить GPS-навигатор в данной ситуации – «перепроложить» маршрут (в этом случае устройство создаст новый маршрут, автоматически перестроив путь до ранее заданного пункта назначения) или прекратить ведение по маршруту.
Функция «Звуковая сигнализация»
При включении функции «Звуковая сигнализация» навигатор оповещает водителя о каких-либо событиях. Например, о начале движения по маршруту, прохождении путевых точек, завершении маршрута, попадании в зону действия и приближении к радару, др.
Функция «Голосовое сопровождение по маршруту и интеллектуальная система голосовых подсказок»
Голосовое сопровождение повышает удобство и безопасность вождения. Когда голосовое сопровождение включено, водителю не надо отвлекать взгляд от дороги и следить за происходящими на дисплее навигатора изменениями. Интеллектуальная система голосовых подсказок сама сообщит о названии улицы, по которой вы в данный момент движетесь, предупредит о предстоящем повороте и подскажет, когда нужно перестроиться в другую полосу движения, выдаст оповещение об опасности, о превышении разрешенной скорости, приближении к железнодорожному переезду, искусственным неровностям дороги, и др.
Функция «Путевой компьютер»
– это, по сути, расширенный и дополненный возможностями GPS-навигации аналог бортового компьютера автомобиля. В зависимости от произведенных пользователем настроек, «путевой компьютер» может рассчитывать, контролировать и выводить на дисплей множество навигационных и системных параметров.
Функция Track-Back
В ходе движения по маршруту, навигационные программы записывают координаты пройденных точек в виде хронологической последовательности. Данные хронологические последовательности координат пройденных точек называются треками. Благодаря наличию треков, прибыв в пункт назначения, пользователь GPS-навигатора может задействовать функцию «Track-Back» и вернуться обратно по уже проложенному и пройденному им маршруту.
Другие функции
Рассказ о GPS-навигаторах был бы неполным, если бы мы обошли стороной другие, «ненавигационные» функции, существующие в этих устройствах, поэтому далее кратко скажем о них.
Функция беспроводного соединения с другими устройствами.
Одно из преимуществ современных навигаторов – Bluetooth. С помощью Bluetooth (посредством SDIO- или CFIO-Bluetooth модулей) навигатор можно подключить к ноутбуку для загрузки нужных вам данных или к мобильному телефону. В паре с подключенным по Bluetooth мобильным телефоном, навигатор, при отсутствии встроенного GSM / GPRS-модуля, способен выходить в Интернет также, как и при его наличии. Способность же навигатора выхода в Интернет имеет большое значение. Во-первых, соединение с Глобальной Сетью позволяет задействовать онлайн-сервисы, присутствующие в большинстве современных навигационных программ, получать с них данные о дорожной обстановке и прокладывать маршрут в обход пробок. Во-вторых, некоторые программы имеют собственные базы данных позволяющие в реальном времени обновлять карты и POI, что тоже не маловажно.
Примечание. В навигаторах с установленными браузерами, при наличии Интернет-соединения, пользователь, кроме работы с онлайн-сервисами и базами данных, также получает возможность во время остановки поработать с почтой, открыть в браузере нужный сайт или скачивать нужный файл.
Функция громкой связи
Кроме возможности выхода в Интернет, способность GPS-навигатора подключаться по Bluetooth к мобильному телефону, также создает возможность наличия в нем и другой функции – функции громкой связи. Функция громкой связи особенно понравится водителям, которые не любят обычные «наушные» гарнитуры, предпочитая им комплект «Hands Free». При соединении GPS-навигатора с мобильным телефоном по Bluetooth, у водителя появляется возможность задействовать встроенный в навигатор микрофон и динамики, и вести телефонный разговор не беря в руки телефон и не используя гартитуру.
Функция FM-трансмиттер
Наличие в навигаторе функции FM-трансмиттер дает возможность соединить GPS-устройство со штатной автомобильной магнитолой. Работает это так: пользователь устанавливает произвольную «незанятую» частоту на навигаторе и на магнитоле и передатчик навигатора транслирует голосовые подсказки или другие воспроизводимые им аудио-файлы на аудиосистему автомобиля. В этом случае их можно будет прослушивать с помощью качественной автомобильной акустики, что очень удобно т.к. динамик многих навигаторов оставляет желать лучшего.
Как настроить навигатор после установки
GPS навигаторы – это устройства, которые необходимы на дороге для ориентирования в пространстве. Программное обеспечение имеет дополнительные настройки и функции, облегчающие жизнь водителям. Подробно рассмотрим, как пользоваться навигатором.
Что такое GPS навигатор и для чего он предназначен
GPS навигатор – это электронное устройство, помогающее точно и быстро определить положение на карте. Он работает через глобальную спутниковую систему: ГЛОНАСС или GPS.
Устройства нужны для определения высоты, долготы и широты. Но сейчас они получили применение в обычной жизни. Они оснащены необходимыми технологиями для корректного использования навигационного программного обеспечения.
На дисплее GPS навигатора отображается карта местности, на которой видно маршрут передвижения. Поэтому пользователь без труда может определить свое положение относительно объектов, расположенных рядом: домов, улиц.
Основные функции GPS навигатора
Количество дополнительного функционала на устройствах отличается. Существуют навигаторы с голосовым управлением. Но большинство из них выполняет несколько функций:
- определение положения на карте по данным со спутниковых систем;
- построение маршрута если известны координаты начальной и конечной точки или ее названия;
- точная навигация по маршруту – на каждом этапе система отображает направление движения, определяет оставшееся расстояние, рассчитывает время прибытия;
- автоматическая или ручная запись пройденного маршрута, которая сохраняется в памяти.
Особенности навигаторов на мобильных устройствах
Многие используют телефоны и планшеты в качестве удобных навигационных устройств. Преимущества программных навигаторов:
- Большой выбор навигационного ПО. Достаточно скачать и установить любое приложение из магазина Play Маркет на Андроид и из AppStore – для операционной системы iOS.
- Точное и быстрое определение положения на карте.
- Голосовое управление, которое помогает не отвлекаться от дороги.
- Благодаря регулярному обновлению карт, сведения на ней актуальны.
- Запоминание маршрута или добавление его в избранные.
В ПО для мобильных устройств есть дополнительные возможности: голосовые подсказки по маршруту, сведения о происшествиях и пробках на дороге, автоматический выбор наилучшего маршрута, с учетом данных о состоянии покрытия, погодных условиях и загруженности трассы.
Как пользоваться навигатором в автомобиле
Нужно найти место для установки устройства. Обычно для этого используется крепление, которое фиксирует прибор на лобовом стекле. Должно соблюдаться главное условие: он не должен мешать во время движения.
Соблюдайте инструкции для правильной установки оборудования:
- Место, куда будет он установлен, необходимо очистить от пыли и загрязнений.
- Правильно настройте угол наклона, чтобы хорошо видеть отображаемую на экране информацию.
- Свободно висящих проводов не должно быть, иначе они могут попасть под руку.
Не устанавливайте навигационное устройство на место расположения подушки безопасности!
Использование барометрического высотомера
Барометрический высотомер нужен для определения положения точки над уровнем моря. Все GPS устройства способны распознать вертикальные координаты.
Секреты правильной настройки навигатора
Новые владельцы навигационных устройств не знают, как настроить навигатор. Если сделать все правильно, то это сделает его удобным, дополнит функционал.
Для первой настройки сделайте следующее:
- Активируйте функцию, которая вращает карту под ходу движения.
- Выбрать вид транспорта, которым собираетесь пользоваться. Большинство устройств оснащено ПО от Google, то сделать это можно через настройки в разделе «Настройки навигации» выбрать режим «На автомобиле».
- Выбор лучшего маршрута. Приложение позволяет выбрать один из вариантов при построении.
- Корректировать исключения при построении маршрута. Некоторые приложения позволяют настраивать объекты, которые устройство будет игнорировать. Например, платные дороги или стоянки.
Навигационная система старается выбрать наиболее короткий путь при построении маршрута. Это не всегда удобно для водителя, поэтому в настройках можно вручную откорректировать его.
Примеры популярных GPS навигаторов на Android
Самыми известными системами являются бесплатные программы от Google и Яндекс.
Google Карты – удобная и функциональная программа, которая доступна для Андроид. Из особенностей можно выделить качественный голосовой поиск, много дополнительных настроек для удобства навигации, возможность работы карт без подключения к интернету. Приложение интегрируется с сервисом Google Maps, поэтому скачивать, устанавливать или активировать карты не нужно.
Яндекс Навигатор – навигационное ПО с голосовым управлением, интуитивно понятным и удобным интерфейсом, точным определением положения на карте, быстром построением маршрута. Софт работает в режиме оффлайн для просмотра карт, а также позволяет найти объект или место.
Навигатор – устройство, помогающее ориентироваться в пространстве. Оно позволяет быстро найти нужную точку на карте и проложить к ней лучший маршрут. Благодаря дополнительному функционалу программного обеспечения пользоваться ими стало удобно и безопасно. Перед началом работы следует выбрать место для установки в автомобиле, а также правильно настроить оборудование и ПО.