1.3.2 Конические зубчатые передачи
Передают вращающий момент между валами с пересекающимися осями (чаще всего под углом 90 0 ). Их зубья бывают прямыми, косыми, круговыми и обычно имеют эвольвентный профиль.
И хотя, конические колёса сложнее цилиндрических как по своей геометрии, так и в изготовлении, принципы силового взаимодействия, условия работы, а следовательно, и методика расчёта аналогичны цилиндрическим.
Здесь мы рассмотрим только отличительные особенности расчёта конических колёс. Сначала конструктор выбирает внешний окружной модуль mte, из которого рассчитывается вся геометрия зацепления, в частности, нормальный модуль в середине зуба mnm= mte (1 – 0,5 b/Re), где Re – внешнее конусное расстояние.
Силы в конической передаче действуют аналогично цилиндрической, однако следует помнить, что из-за перпендикулярности осей радиальная сила на шестерне аналогична осевой силе для колеса и наоборот, а окружная сила при переходе от шестерни к колесу только меняет знак
;
.
Прочностные расчёты конических колёс [45] проводят аналогично цилиндрическим, по той же методике [3]. Из условия контактной выносливости определяют внешний делительный диаметр dwe, из условия прочности на изгиб находят нормальный модуль в середине зуба mnm. При этом в расчёт принимаются воображаемые эквивалентные колёса с числами зубьев Zэ1,2 =Z1,2 / cos1,2 и диаметры dэ1,2 = mte Z1,2 / cos1,2. Здесь Z1, Z2, — фактические числа зубьев конических колёс. При этом числа Zэ1,2 могут быть дробными.
В эквивалентных цилиндрических колёсах [32] диаметр начальной окружности и модуль соответствуют среднему сечению конического зуба, вместо межосевого расстояния берётся среднее конусное расстояние [45], а профили эквивалентных зубьев получают развёрткой дополнительного конуса на плоскость.
Расчёт закрытой конической зубчатой передачи
Наибольшее применение в редукторостроении получили прямозубые конические колёса, у которых оси валов пересекаются под углом S=90° (рис. 2.4).
Проектный расчёт. Основной габаритный размер передачи — делительный диаметр колеса по внешнему торцу — рассчитывают по формуле [1] :
,
где Епр — приведённый модуль упругости, для стальных колёс Епр =Естали= =2,1×105 МПа;
T2 — вращающий момент на валу колеса, Н×мм (см.п.2.3);
KHb — коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба, определяют по графикам на рис. 2.5.
Здесь Кbe — коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конусного расстояния, . Рекомендуют принять Кbe £ 0,3. Меньшие значения назначают для неприрабатываемых зубчатых колёс, когда H1 и H2 > 350 HB или V > 15 м/с.
Наиболее распространено в редукторостроении значение Кbe = 0,285, тогда предыдущее выражение для определения делительного диаметра по внешнему торцу колеса принимает вид
,
где up – расчетное передаточное число конической передачи.
Геометрический расчёт. Определяют диаметр шестерни по внешнему торцу . Число зубьев шестерни
назначают по рекомендациям, представленным на рис. 2.6.
По значению определяют число зубьев шестерни:
при Н1 и Н2 £ 350 HB ,
при Н1 ³ 45 HRC и Н2 £ 350 HB ,
при Н1 и Н2 ³ 45 HRC .
Вычисленное значение z1 округляют до целого числа.
Определяют число зубьев колеса z2 = и · z1 .
Вычисленное значение округляют до целого числа. После этого необходимо уточнить:
— передаточное число передачи ,
— угол делительного конуса колеса ,
— угол делительного конуса шестерни ,
— внешний окружной модуль .
Рекомендуется округлить до стандартного значения
по ряду модулей: 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10. После этого уточняют величины диаметров
и
.
Рассчитывают величину внешнего конусного расстояния передачи (рис.2.4) .
Рабочая ширина зубчатого венца колеса .
Полученное значение округляют до ближайшего из ряда нормальных линейных размеров (табл. 2.5).
Определяют расчётный модуль зацепления в среднем сечении зуба
.
При этом найденное значение не округляют!
Рассчитывают внешнюю высоту головки зуба .
Внешнюю высоту ножки зуба определяют как .
Внешний диаметр вершин зубьев колёс рассчитывают по формуле
.
Угол ножки зуба рассчитывают по формуле .
Проверочный расчёт. При расчёте на выносливость зубьев колёс по контактным напряжениям проверяют выполнение условия
,
где Eпр -приведённый модуль упругости, для стальных колёс Eпр = Eстали = =2,1×105 МПа ;
— вращающий момент на шестерне, Н×мм,
;
здесь — кпд передачи.
— коэффициент расчётной нагрузки,
; коэффициент концентрации нагрузки
найден ранее по графикам рис.2.5.
— коэффициент динамической нагрузки, находят по табл. 2.7 с понижением на одну степень точности против фактической, назначенной по окружной скорости
в соответствии с рекомендациями (табл.2.6);
— делительный диаметр шестерни в среднем сечении зуба,
;
— угол зацепления,
=20° .
Далее проверяют зубья колёс на выносливость по напряжениям изгиба по формулам [1]:
и
,
где — окружное усилие в зацеплении, Н,
;
— коэффициент расчётной нагрузки,
. Здесь
, а
определяют по табл. 2.7 с понижением точности на одну степень против фактической.
— коэффициент формы зуба соответственно шестерни и колеса, находят по табл. 2.9 в зависимости от эквивалентного числа зубьев колёс
.
Проектный расчёт открытой конической прямозубой передачи
Модуль зацепления в среднем сечении зуба конического колеса рассчитывают по формуле
,
где, кроме рассмотренных выше величин (см. п. 2.6), рекомендуют назначить и
=1,1…1,2.
Далее рассчитывают основные геометрические параметры зубчатых колёс открытой передачи:
— ширину зубчатого венца (с округлением до целого числа по ряду нормальных линейных размеров);
— делительный диаметр в среднем сечении зуба шестерни ;
— по заданному (или принятому) передаточному числу uотк находим угол при вершине делительного конуса ;
— среднее конусное расстояние ;
— внешнее конусное расстояние ;
— модуль зацепления на внешнем торце ;
— внешний делительный диаметр шестерни .
Проверочный расчет такой передачи на выносливость по контактным напряжениям выполняют в соответствии с пунктом «Расчет закрытой конической зубчатой передачи».
Каково назначение передач в машинах ?
Каковы области применения прямозубых и косозубых передач ?
Каковы сравнительные достоинства прямозубых и косозубых колёс ?
Как определяется передаточное отношение и передаточное число ?
Каковы главные виды разрушений зубчатых колёс ?
Какие силы действуют в зубчатом зацеплении ?
Какие допущения принимаются при расчёте зубьев на контактную прочность ?
По какой расчётной схеме выполняется расчёт зубьев на изгиб ?
В чём заключаются достоинства и недостатки планетарных передач ?
Для чего созданы волновые передачи и в чём заключается принцип их работы ?
В чём заключаются достоинства и недостатки волновых передач ?
Для чего созданы зацепления Новикова и в чём заключается принцип конструкции их зубьев ?
Расчет цилиндрических зубчатых передач
1. Межосевое расстояние. Предварительное значение межосевого расстояния a’w, мм:
где Т1 — вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н×м; и — передаточное число.
Коэффициент К в зависимости от поверхностной твердости Н1 и Н2 зубьев шестерни и колеса соответственно имеет следующие значения:
Твердость Н …………. Н1 < 350 НВ Н1 > 45 HRC Н1 > 45 HRC
Н2 < 350 НВ Н2 < 350 НВ Н2 > 45 HRC
Коэффициент К ………… 10 8 6
Окружную скорость v, м/с, вычисляют по формуле:
Степень точности зубчатой передачи назначают по табл. 5.
Уточняют предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле:
где Ка = 450 — для прямозубых колес; Ка = 410 — для косозубых и шевронных; [ s ] H — в МПа.
Степень точности зубчатой передачи
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Допустимая окружная скорость v, м/с, колес | |||
прямозубых | непрямозубых | |||
цилиндрических | конических | цилиндрических | конических | |
6 (передачи повышенной точности) | до 20 | до 12 | до 30 | до 20 |
7 (передачи нормальной точности) | до 12 | до 8 | до 20 | до 10 |
8 (передачи пониженной точности) | до 6 | до 4 | до 10 | до 7 |
9 (передачи низкой точности) | до 2 | до 1,5 | до 4 | до 3 |
jba — коэффициент ширины принимают из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения колес относительно опор:
при симметричном расположении …………… ……………0,315. 0,5;
при несимметричном расположении ………………………..0,25. 0,4;
при консольном расположении одного или обоих колес … 0,2. 0,25.
Меньшие значения jba — для передач с твердостью зубьев Н ³ 45 HRC.
Коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность
Коэффициент KHv учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса. Значения KHv принимают по табл. 6 в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей.
Коэффициент KHb учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Зубья зубчатых колес могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становится более равномерным. Поэтому рассматривают коэффициенты неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы и после приработки KHb.
Значение коэффициента принимают по табл. 7 в зависимости от коэффициента jbd=b2/d1 , схемы передачи и твердости зубьев. Так как ширина колеса и диаметр шестерни еще не определены, значение коэффициента jbd вычисляют ориентировочно:
Значения KHv
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость зубьев колеса | Значения KHv, при v, м/с | |||
> 350 НВ | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1.10 1,04 | 1,16 1,06 | 1,20 1,08 |
£350 НВ | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,16 1,06 | 1,25 1,09 | 1,32 1,13 |
> 350 НВ | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,12 1,05 | 1,19 1,08 | 1,25 1,10 |
£ 350 НВ | 1,04 1,02 | 1,12 1,06 | 1,20 1,08 | 1,32 1,13 | 1,40 1,16 |
> 350 НВ | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,15 1,06 | 1,24 1,09 | 1,30 1,12 |
£ 350 НВ | 1,05 1,02 | 1,15 1,06 | 1,24 1,10 | 1,38 1,15 | 1,48 1,19 |
> 350 НВ | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,17 1,07 | 1,28 1,11 | 1,35 1,14 |
£ 350 НВ | 1,06 1,02 | 1,12 1,06 | 1,28 1,11 | 1,45 1,18 | 1,56 1,22 |
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе для косозубых зубчатых колес.
Коэффициент KHb определяют по формуле:
где KHW — коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 8).
Коэффициент КНа определяют по формуле:
где KHW — коэффициент, значение которого находят по табл. 8 для колеса с меньшей твердостью
Таблица 7.
jbd | Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения для схемы передачи по рис. 4 | ||||||
5 | ||||||||
0,4 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,17 1,43 | 1,12 1,24 | 1,05 1,11 | 1,03 1,08 | 1,02 1,05 | 1,02 1,02 | 1,01 1,01 |
0,6 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,27 | 1,18 1,43 | 1,08 1,20 | 1,05 1,13 | 1,04 1,08 | 1,03 1,05 | 1,02 1,02 |
0,8 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,45 | 1,27 | 1,12 1,28 | 1,08 1,20 | 1,05 1,13 | 1,03 1,07 | 1,02 1,04 |
1,0 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,15 1,38 | 1,10 1,27 | 1,07 1,18 | 1,04 1,11 | 1,02 1,06 | ||
1,2 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,18 1,48 | 1,13 1,34 | 1,08 1,25 | 1,06 1,15 | 1,03 1,08 | ||
1,4 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,23 | 1,17 1,42 | 1,12 1,31 | 1,08 1,20 | 1,04 1,12 | ||
1,6 | £ 350 НВ > 350 НВ | 1,28 | 1,20 | 1,15 | 1,11 1,26 | 1,06 1,16 |
Значения KHW
Твердость на поверхности зубьев | Значения KHW при v, м/с | |||||
5 | ||||||
200 НВ 250 НВ 300 НВ 350 НВ 43HRC 47HRC 51HRC 60HRC | 0,19 0,26 0,35 0,45 0,53 0,63 0,71 0,80 | 0,20 0,28 0,37 0,46 0,57 0,70 0,90 0,90 | 0,22 0,32 0,41 0,53 0,63 0,78 1,00 1,00 | 0,27 0,39 0,50 0,64 0,78 0,98 1,00 1,00 | 0,32 0,45 0,58 0,73 0,91 1,00 1,00 1,00 | 0,54 0,67 0,87 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 |
Начальное значение коэффициента распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешностями шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности (п ст = 5, 6, 7, 8, 9) по нормам плавности:
для прямозубых передач
для косозубых передач
где А = 0,15 для зубчатых колес с твердостью Н1 и Н2 > 350 НВ и А = 0,25 при Н1 и Н2 £ 350 НВ или Н1 > 350 НВ и Н2 £ 350 НВ.
Вычисленное значение межосевого расстояния округляют до ближайшего числа, кратного пяти, или по ряду размеров Ra 40.
3,2 | 4,5 | 6,3 | 9,0 |
3,4 | 4,8 | 6,7 | 9,5 |
3,6 | 5,0 | 7,1 | |
3,8 | 5,3 | 7,5 | 10,5 |
4,0 | 5,6 | 8,0 | |
4,2 | 6,0 | 8,5 | 11,5 |
При крупносерийном производстве редукторов аW округляют до ближайшего стандартного значения: 50; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 380; 400 мм.
2. Предварительные основные размеры колеса
Делительный диаметр: d2 = 2awu/(u + 1);
Ширина: b2 = jba aw
Ширину колеса после вычисления округляют в ближайшую сторону до стандартного числа по ряду размеров Ra 40.
3. Модуль передачи. Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания
Минимальное значение модуля mmin, мм, определяют из условия прочности:
где Кт = 3,4×10 3 для прямозубых и Кт = 2,8×10 3 для косозубых передач; вместо [s]F подставляют меньшее из значений [s]F2 и [s]F1.
Коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба
Коэффициент KFv учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Значения KFv принимают по табл. 9 в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей.
KFb — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле
KFa — коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же, как при расчетах на контактную прочность: .
В связи с менее благоприятным влиянием приработки на изгибную прочность, чем на контактную, и более тяжелыми последствиями из-за неточности при определении напряжений изгиба приработку зубьев при вычислении коэффициентов KFb и KFa не учитывают.
Из полученного диапазона (т min. mm ах) модулей принимают меньшее значение т, согласуя его со стандартным (ряд 1 следует предпочитать ряду 2):
Ряд 1, мм……..1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10,0
Ряд 2, мм……..1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0; 9,0
Значение модулей т < 1 мм при твердости £ 350 НВ и т < 1,5 мм при твердости ³ 40 HRC для силовых передач использовать нежелательно.
Значения KFv
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость зубьев колеса | Значения KFv при v, м/с | |||
> 350 НВ | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,10 1,06 | 1,16 1,06 | 1,20 1,08 |
£ 350 НВ | 1,06 1,03 | 1,18 1,09 | 1,32 1,13 | 1,50 1,20 | 1,64 1,26 |
> 350 НВ | 1,02 1,01 | 1,06 1,03 | 1,12 1,05 | 1,19 1,08 | 1,25 1,10 |
£350 НВ | 1,08 1,03 | 1,24 1,09 | 1,40 1,16 | 1,64 1,25 | 1,80 1,32 |
> 350 НВ | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,15 1,06 | 1,24 1,09 | 1,30 1,12 |
£ 350 НВ | 1,10 1,04 | 1,30 1,12 | 1,48 1,19 | 1,77 1,30 | 1,96 1,38 |
> 350 НВ | 1,03 1,01 | 1,09 1,03 | 1,17 1,07 | 1,28 1,11 | 1,35 1,14 |
£350 НВ | 1,11 1,04 | 1,33 1,12 | 1,56 1,22 | 1,90 1,36 | М5 |
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе для косозубых зубчатых колес.
4. Суммарное число зубьев и угол наклона. Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес
Суммарное число зубьев
Полученное значение zS округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение b наклона зубьев:
Для косозубых колес b = 8…20°, для шевронных b = 25…40°.
5. Число зубьев шестерни и колеса. Число зубьев шестерни:
Значение z1 округляют в большую сторону до целого числа.
Для прямозубых колес z1min = 17; для косозубых и шевронных z1min = 17cos 3 b. При z1 < 17 передачу выполняют со смещением для исключения подрезания зубьев и повышения их изломной прочности. Коэффициент смещения
Для колеса внешнего зацепления х2 = -x1.
Число зубьев колеса внешнего зацепления z2 = zS-z1.
6. Фактическое передаточное число иф = z2/z1. Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на: 3 % —
для одноступенчатых, 4 % — для двухступенчатых и 5 % — для многоступенчатых редукторов.
РАСЧЕТ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ДЛЯ МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ.
Расчет на усталость при циклических контактных напряжениях, также как и при циклических нормальных или касательных напряжениях базируется на кривых усталости.
Для прямозубых передач, а также для косозубых передач с небольшой разностью твердости зубьев шестерни и колеса за расчетное принимается меньшее из двух допускаемых напряжений, определенных для материала шестерни [sH]1 и колеса [sH]2. При твердости больше НВ 350 за расчетное контактное напряжение принимают среднее из [sH]1 и [sH]2, но не более 1,25 [sH]min (меньшее из двух) — для цилиндрических и 1,15 [sH]min — для конических передач.
— в числителе для цилиндрических, в знаменателе для конических передач.
sH0 — предел контактной выносливости определяется по кривым усталости. SH = 1,1 — коэффициент безопасности (при нормализации, улучшении или объемной закалке — однородная структура по объему), SH = 1,2 — коэффициент безопасности при поверхностной закалке, цементации, азотировании — неоднородная структура).
KHL — коэффициент долговечности учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи:
, где m = 6 — показатель степени кривой усталости для контактных напряжений. При KHL < 1 принимают KHL= 1.
При переменном режиме вместо NHi принимают NHE — эквивалентное число циклов по формуле:
, при m = 6. при расчетах часто вместо отношения напряжений используют отношение моментов, то есть: напряжения пропорциональны квадратным корням из нагрузок.
При расчете допускаемых напряжений изгиба по аналогии с расчетом допускаемых контактных напряжений:
где SF — принимают по таблицам в справочной литературе. sF — определены экспериментально для каждого материала, KFC — коэффициент, учитывающий двухстороннее приложения нагрузки, KFC=1 — односторонняя нагрузка; KFC — реверсивная нагрузка, большие значения при НВ > 350
KFL — методика расчета аналогична расчету KHL:
при НВ>350 и нешлифованной поверхностей зубьев;
81. РАСЧЕТ ПРОЧНОСТИ ЗУБЬЕВ ПО НАПРЯЖЕНИЯМ ИЗГИБА.
Зуб имеет сложное напряженное состояние — см. рис. 8.10. Наибольшие напряжения изгиба образуются у корня зуба в зоне перехода эвольвенты в галтель. Здесь же наблюдаются концентрация напряжений. Для того чтобы по возможности просто получить основные расчетные зависимости и уяснить влияние основных параметров на прочность зубьев, рассмотрим вначале приближенный расчет, а затем введем поправки в виде соответствующих коэффициентов. Допустим следующее (рис.):
1. Вся нагрузка зацепления передается одной парой зубьев и приложена к вершине зуба. Практика подтверждает, что этот худший случай справедлив для 7-й, 8-й и более низких степеней точности, ошибки изготовления которых не могут гарантировать наличие двухпарного зацепления. Например (см. рис. 8.16), ошибки шага приводят к тому, что зубья начинают зацепляться вершинами еще до выхода на линию зацепления. При этом вместо теоретического двухпарного зацепления будет однопарное.
2. Зуб рассматриваем как консольную балку, для которой справедлива гипотеза плоских сечений или методы сопротивления материалов. Фактически зуб подобен выступу, у которого размеры поперечного сечения соизмеримы с размерами высоты. Точный расчет напряжёний в таких элементах выполняют методами теории упругости [35]. Результаты точного расчета используют для исправления приближенного расчета путем введения теоретического коэффициента концентрации напряжений (см. ниже). На расчетной схеме , где Ft— окружная сила; aw — угол, определяющий направление нормальной силы Fn к оси симметрии зуба. Угол a ‘ несколько больше угла Зацепления aw. Связь между ними — a ‘= aw + Da
1 Силу Fn переносят по линии действия на ось симметрии зуба и раскладывают на составляющие
Напряжение в опасном сечении, расположенном вблизи хорды основной окружности: , где — момент сопротивления сечения при изгибе; A=-bws — площадь. Знак (—) в формуле указывает, что за расчетные напряжения принимают напряжения на растянутой стороне зуба, так как в большинстве случаев практики именно здесь возникают трещины усталостного разрушения (для стали растяжение опаснее сжатия).
Значения l и s неудобны для расчетов. Используя геометрическое подобие зубьев различного модуля, эти величины выражают через безразмерные коэффициенты:
где m — модуль зубьев. После подстановки и введения расчетных коэффициентов получают:
где КF — коэффициент расчетной нагрузки; КT — теоретический коэффициент концентрации напряжений.
Далее обозначают: , коэффициент формы зуба (для наружных зубьев (см. рис. 8.20). Этот коэффициент уже рассчитан в зависимости от числа зубьев и табулирован в справочной литературе. Для колес с внутренними зубьями приближенно можно принимать YF = 3,5. 4, большее значение применьших z.
При этом для прямозубых передач расчетную формулу записывают виде:
где [sF] — допускаемое напряжение изгиба.
Для проектных расчетов по напряжениям изгиба формулу решают относительно модуля путем замены bw =ym m;
и далее, принимая приближенно KFv = 1,5, получают значениями z1 и ym задаются согласно рекомендациям.
YF безразмерный коэффициент, значения которого зависят только от формы зуба (размеры l’, s’, a¢) и в том числе от формы его галтели (коэффициент Кt). Форма зуба, при одинаковом исходном контуре инструмента, зависит в основном от числа зубьев колеса z и коэффициента смещения инструмента х.
Рассмотрим эту зависимость.
Влияние числа зубьев на форму и прочность зубьев. На рис 8.21 показанo изменение формы зуба в зависимости от числа зубьев колес. чанных без смещения с постоянным модулем. При z ® ¥ колесо превращается в рейку, и зуб приобретает прямолинейные очертания. С уменьшением z уменьшается толщина зуба у основания и вершины, а также увеличиваегся кривизна эвольвентного профиля Такое изменение формы приводит к уменьшению прочности зуба.
При дальнейшем уменьшении z появляется подрезание ножки зуба (штриховая линия на рис. 8.21), прочность зуба существенно снижается. При нарезании инструментом реечного типа для прямозубых передач число зубьев на границе подрезания Z min = 17.
82. РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ НА КОНТАКТНУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ.
Согласно ГОСТ 21354 — 75 формула для расчета контактных напряжений приведена в следующим виде:
эту формулу используют для проверочного расчета передачи, когда все необходимые размеры и другие параметры передачи известны.
При проектном расчете необходимо определить размеры передачи по заданным основным характеристикам: крутящему моменту Т1 или Т2 и передаточному числу u.
С этой целью формулу решают относительно d1 или аw. Другие неизвестные параметры оценивают приближенно или выбирают по рекомендациям на основе накопленного опыта. В нашем случае принимаем dw1» d1; aw» a = 20°; (sin 2a» 0,6428); KHv» 1,15; (Этот коэффициент зависит отокружной скорости V, которая пока неизвестна, поэтому принимаем некоторое среднее значение. При этом из составляющих коэффициента KH остается коэффициент KHb.
Обозначим yba = bw/d1 — коэффициент ширины шестерни относительно диаметра.
Подставляя эти значения в исходную формулу и решая ее относительно диаметра находим:
Решая относительно межосевого расстояния аw, заменяя Т1 = Т2/u; d1 = 2аw /(u+1) и вводим yba = bw/a — коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния. После преобразования, с учетом зависимости ybd = 0,5 yba(u+1) получаем:
При расчете передач с цилиндрическими зубчатыми колесами чаще используют именно последнюю формулу, так как габариты передачи определяет преимущественно межосевое расстояние.
По тем же соображениям в формуле момент Т1 заменяют на Т2. Значения момента Т2 — на ведомым валу является одной из основных характеристик передачи, интересующих потребителя (обычно указано в техническом задании).
В приложении к ГОСТ 21354 — 75 для стальных зубчатых колес формулы расчета записаны ввиде:
где для стальных прямозубых колес:
для косозубых колес:
83. РАСЧЕТ НÀ НАДЕЖНОСТЬ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
Сборочные единицы (узлы) и машин рассчитываются на надежность одними и теми же методами и именуются механическими системами. Механические системы могут состоять из элементов как в виде деталей машин (при расчете сборочных единиц), так и из деталей и сборочные единиц (при расчете машин). Надежность является комплексным свойством, охватывающим безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость механических систем.
Безотказность является одной из важнейших характеристик надежности и определяется как вероятность безотказной работы механической системы в пределах заданного времени работы или требуемой наработки.
Вероятность безотказной работы механической системы может быть рассчитана различными методами, применение которых предопределяется, как правило, характером исходных данных. Наиболее употребительными являются расчеты на основе вероятностей безотказной работы отдельных элементов механических систем, например деталей машин и по интенсивности отказов невосстанавливаемых систем.
Метод расчета по интенсивности отказов может быть использован и для расчета надежности восстанавливаемых систем, но до первого отказа или — после восстановления, но также до первого отказа после ремонта, т.е. при таких расчетах не учитывается время, потребное на ремонт, в то время как надежность восстанавливаемых систем рассчитывается с учетом всех потерь времени.
Интенсивностью отказов называется отношение числа отказавших образцов элементов или систем в единицу времени к среднему числу образцов, исправно работающих в данный отрезок времени при условии, что отказавшие образцы не восстанавливаются и не заменяются новыми. Эта характеристика обычно обозначается l(t) и в ряде литературных источников называется также опасностью отказов, лямбда-характеристикой, или почасовой характеристикой
где n(t) — число отказов образцов в интервале времени от до — среднее число исправно работающих образцов в интервале D t; Ni, Ni+1 — соответственно число исправно работающих образцов в начале и в конце интервала D t.
Выражение (24) отображает статистическое определение интенсивности отказов, а ее вероятностным определением является
где f(t) и F(t) — соответственно плотность и функция распределения случайной величины, которой в рассматриваемом случае является время возникновения отказа.
Зависимость между вероятностью безотказной работы и интенсивностью отказов отображаются следующим образом:
. Как следует из зависимости (25), вероятность безотказной работы может быть определена наиболее просто при постоянной интенсивности отказов, например при отображении времени отказов экспоненциальным распределением
Поскольку то Отказы механических систем являются, как правило, следствием постепенного накопления повреждений, например усталостного характера, ила ухудшения свойств из-за износа, причем отличительной особенностью отказов механических систем является их проявление с "задержкой” т.е. отказы возникают по истечении некоторого времени безотказной работы. Время отказов таких систем отображается трехпараметрическими распределениями, например Вейбулла и логарифмически нормального, позволяющими отображать при помощи параметра положения, т.е. "задержки", сдвиг распределений относительно начала координат. Для механических систем, отказы которых на начальном этапе эксплуатации маловероятны, но не исключены, характерным может оказаться бета-распределение с отрицательной асимметрией.
Ниже приводятся выражения плотности f(t) вероятности безотказной работы p(t) и интенсивности отказов l(t) распределении Вейбулла 1, логарифмически нормального 2 и бета-распределения 3, на рис. 11 дано их графические изображения.
1. Распределение Вейбулла:
2. Логарифмически нормальное распределение’
В этих выражениях a, b, m, (среднее значение), S (среднее квадратическое отклонение) ¾ параметров распределений, t0 ¾ параметр положения, К — параметр формы. В табл. 3 приведены [8, 9] интенсивности отказов наиболее употребительных элементов механических систем на базе 10 5 часов, а в табл. 4 — поправочные коэффициенты Кl [9], учитывающие в виде произведения Кl ×l отличие лабораторных условий, в которых получены l, от реальных.
Следует иметь в виду, что результаты расчетов на надежность по справочным данным интенсивностей отказов могут служить лишь для ориентировочной оценки вероятности безотказной работы, поскольку ориентировочными и меняющимися в широком диапазоне являются значения самих интенсивностей отказов.
При расчете на надежность механических систем без резервирования структурная схема изображается в виде последовательно соединенных элементов (рис. 12), а вероятность безотказной работы всей системы определяется как произведение вероятностей ее элементов
84. РАСЧЕТ ПРОЧНОСТИ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС С НЕ ПРЯМЫМИ ЗУБЬЯМИ
Выполняют по параметрам биэквивалентного колеса (двойное приведение).
Диаметр и число зубьев биэквивалентного колеса:
85. РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ СТЕРЖНЯ ВИНТА (БОЛТА) ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЧАЯХ НАГРУЖЕНИЯ
Стержень винта нагружен только внешней растягивающей силой. Примером служит нарезанный участок крюка для подвешивания груза (рис. 1.18). Опасным является сечение, ослабленное нарезкой. Площадь этого сечения оценивают приближенно по внутреннему диаметру d1 резьбы. Условие прочности по напряжениям растяжения в стержне:
Допускаемые напряжения см. справочную литературу.
Болт затянут, внешняя нагрузка отсутствует. Примером служат болты для крепления ненагруженных герметичных крышек и люков корпусов машин (рис. 1.19). В этом случае стержень болта растягивается осевой силой Fзат возникающей от затяжки болта, и закручивается моментом сил в резьбе Тр—см. формулу (1.5), где F равна Fзат. Напряжение растяжения от силы Fзат,
Напряжение кручения от момента ТР:
Требуемое значение силы затяжки Fзат = А sсм, где А — площадь стыка деталей, приходящаяся на один болт, sсм — напряжение смятия в стыке деталей, значение которого выбирают по условиям герметичности.
Прочность болта определяют по эквивалентному напряжению:
Вычисления показывают, что для стандартных метрических резьб,sэкв= 1,3 s.
Это позволяет рассчитывать прочность болтов по упрощенной формуле:
(1.19) Расчетами и практикой установлено, что болты с резьбой меньше M10. М12 можно разрушить при недостаточно квалифицированной затяжке. Например, болт с резьбой Мб разрушается при силе на ключе, равной 45Н; болт с резьбой М12 — при силе 180 H (см. табл. 1.6). Поэтому в среднем и тяжелом машиностроении не рекомендуют применять болты малых диаметров (меньше М8). На некоторых заводах для затяжки болтов используют специальные ключи предельного момента. Эти ключи не позволяют приложить при затяжке момент больше установленного. В таком случае отпадает необходимость ограничивать применение болтов малых диаметров (при условии, что ключи предельного момента применяют и в эксплуатации).
86. РАСЧЕТ ОТКРЫТЫХ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ.
Открытые червячные передачи рассчитывают на контактную прочность как и закрытые, так как для них опасность заедания более существенна чем закрытых.
Иногда в открытых передачах при большом числе зубьев прочность на изгиб оказывается недостаточной. В этих редких случаях определяют модуль зацепления из проектного расчета на изгиб:
где Kиз = 1,5 — коэффициент учитывающий изнашивание, q — задаются по ГОСТ 19672—74.
87. УПРОЩЕННЫЙ (УСЛОВНЫЙ) РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
Упрощенный расчет подшипников скольжения основан на опыте конструирования и эксплуатации узлов трения машин, работающих в сходных условиях.
Расчет представляет собой проверку условий: 1) ρ < [р]; 2) ρν < [рv], где ρ = Fr/(ld) — среднее давление в подшипнике; l и d — длина и диаметр цапфы; ν — скорость скольжения. Данные о [р] и [ρv] приводятся в таблицах. Они представляют собой среднестатистические величины, характеризующие определенные конструкции.
Тепловыделение в подшипнике (Вт) W = F Tρω = f Frv.
Значения коэффициентов трения, подставляемые в формулы для Fтр и W, должны назначаться исходя из режима трения подшипника: граничного или смешанного. Соответствующие данные приводятся в справочниках
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Кинематический расчет привода. Подбор электродвигателя. Уточнение передаточных чисел привода. Определение частот вращения и вращающих моментов на валах привода , страница 3
где К – коэффициент, зависящий от поверхностной твердости зубьев шестерни и колеса; Т1 – вращающий момент на шестерне, Н∙м; u – передаточное число. Знак “+” и знак “–” в скобках относят соответственно к внешнему и внутреннему зацеплению.
Коэффициент К : К=10
Подставим значения величин в (7) и вычислим предварительное значение межосевого расстояния для каждой ступени редуктора:
Окружную скорость v, м/с вычисляют по формуле [1]:
Вычислим окружную скорость для тихоходной ступени редуктора:
Пользуясь полученным значением окружной скорости назначим степени точности для зубчатой передачи по табл. 2.5 [1]:
— для быстроходной ступени: nс.т.б = 9;
— для тихоходной ступени: nс.т.т = 9.
Уточним предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле [1]:
где Ка = 450 – для прямозубых колес; Ka = 410 – для косозубых колес; КH – коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность; yba – коэффициент ширины.
Значение коэффициента yba принимают в зависимости от положения колес относительно опор ([1], c. 17):
Коэффициент КH нагрузки в расчетах на контактную прочность [1]
где КНv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения; KHb –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; KHa – коэффициент распределения нагрузки между зубьями.
Значение коэффициента КНv принимают по табл. 2.6 [1]:
Коэффициент KHb определяют по формуле:
где KHb 0 — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки в начальный период работы; KHw – коэффициент, учитывающий приработку зубьев.
Значение коэффициента KHb 0 принимают по табл. 2.7 [1] в зависимости от коэффициента ybd = b2/d1.
Определим значение коэффициента KHb 0 :
Значение коэффициента KHw принимают по табл. 2.8 [1] для колеса с меньшей твердостью:
Подставим найденные значения коэффициентов в выражение (10):
Коэффициент KHa определяют по формуле [1]:
где KHa 0 – начальное значение коэффициента распределения нагрузки между зубьями.
Значение коэффициента KHa 0 определяют в зависимости от степени точности зубчатых передач:
Подставим найденные значения коэффициентов в выражение (11):
Подставим все найденные значения коэффициентов в выражение (9):
Подставим все значения коэффициентов и величин в выражение (8):
Dыбираем наибольшее межосевое расстояние, округлив его до ближайшего числа по табл. 24.1 [1]:
Предварительные основные размеры колес
Делительный диаметр d2, мм [1]:
Полученные значения ширины округляем в ближайшую сторону до стандартного числа (табл. 24.1 [1]):
Модуль передачи
Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания:
Минимальное значение модуля mmin, мм, определяют из условия прочности:
где Km = 3,4∙10 3 для прямозубых передач и Km = 2,8∙10 3 для косозубых передач; KF – коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба; вместо [s]F подставляют меньшее из значений [s]F1 и [s]F2.