Что такое убл в самолетостроении

Ту-134УБЛ

Tupolev Tu-134UBL in flight.jpg

Ту-134УБЛ — учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов. Стоит на вооружении с 1982 года.

Продолжает использоваться для обучения курсантов полетам на Ту-160 и Ту-22М3. Также его применяют для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить налет бомбардировщиков.

Содержание

Модификации

  • Ту-134УБЛ — тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.
  • Ту-134УБЛ-Ш — тренажёр для обучения штурманов морской и стратегической авиации. От Ту-134УБЛ его отличает дополнительное рабочее место штурмана в центроплане, оборудованное навигационным комплексом НК-45 (установлен на Ту-22М3) и двумя бомбодержателями МБД-3-У9 в нижней части фюзеляжа, что позволяет выполнять практическое бомбометание и тактический пуск ракет с использованием комплекса НК-45. Максимальная боевая нагрузка составляет 8 ОФАБ-100-120

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 4 человека
  • Количество курсантов: 12 человек
  • Длина: 41,92 м
  • Размах крыла: 29,01
  • Высота: 9,14 м
  • Площадь крыла: 127,3 м²
  • Масса пустого: 29 000 кг
  • Масса топлива: 14 400 кг
  • Масса полезной (боевой) нагрузки: 8200 кг
  • Нормальная взлётная масса: 47 600 кг
  • Максимальная взлетная масса: 49 000 кг
  • Двигатели: 2 × ТРДД Д-30 3-серии
    • Тяга максимальная: 2 × 6800 кгс (66,7 кН)

    Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: 890 км/ч
    • Крейсерская скорость:
    • Практическая дальность без дозаправки: 2300 км (с нагрузкой 5000 кг)
    • Боевой радиус:
    • Продолжительность полёта:
    • Практический потолок: 11 800 м
    • Скороподъёмность:
    • Длина разбега/пробега: 2150/1980 м

    На вооружении

    Состоит на вооружении

    Состоял на вооружении

    Примечания

    1. 12www.rusarmy.com // Ту-134УБЛ
    2. Ту-134УБЛ на сайте МО России
    3. 12www.testpilot.ru // Ту-134УБЛ

    См. также

    МДР-2 • МДР-4 • МК-1 • МР-6 • МРТ-1 • МТБ-1 • МТБ-2 • МЭР

    Ту-121 «С» • Ту-123 («Ястреб-1», ДБР-1) • Ту-139 («Ястреб-2», ДБР-2) • Ту-141 («Стриж», ВР-2) • Ту-143 («Рейс», ВР-3) • Ту-243 («Рейс-Д», ВР-3Д) • Ту-300 «Коршун»

    • Самолёты СССР
    • Самолёты России
    • Самолёты Туполева
    • Учебные самолёты

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое «Ту-134УБЛ» в других словарях:

    Ту-134 — авиакомпании Aviogenex в аэропорту Цюриха … Википедия

    Дальняя авиация Украины — Ту 160 ВВС Украины, 1997 год. Дальняя авиация Украины бывшее объединение Военно воздушных сил Украины в подчинении центрального верховного команд … Википедия

    Список военных аэродромов России — Эта страница информационный список … Википедия

    Военно-воздушные силы Российской Федерации — Военно воздушные силы России … Википедия

    Ту-22М — Не следует путать с Ту 22. Ту 22М … Википедия

    Авиабаза Прилуки — Прилуки Страна: Регион … Википедия

    Авиабаза Полтава — Самолёты в Полтавском авиамузее. Август 2007 г … Википедия

    Нежность к ревущему зверю — «Нежность к ревущему зверю»  роман Александра Бахвалова, посвященный работе летчиков испытателей. Содержание 1 Сюжет 2 Герои романа 3 Цитаты из романа … Википедия

    Список авиапамятников на Украине — Основная статья: Памятники техники на Украине В список вносятся памятники военным и гражданским самолётам, вертолётам, планёрам и БПЛА, находящиеся на постаментах или в любых музеях Украины. Содержание … Википедия

    КБ Туполев — ОАО «Туполев» Тип Открытое акционерное об … Википедия

    Что такое убл в самолетостроении

    В конце 70-х ОКБ разрабатывало учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков Дальней авиации с пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. Первоначально предполагалось делать его на базе проекта пассажирского Ту-136, но остановились на модификации Ту-134Б, удовлетворявший требованиям к подготовке пилотов бомбардировщика Ту-22М.

    Ту-134УБ-Л с двигателями Д-30 2-й серии предназначался для обучения летного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах. Самолет должен был выполнять полеты в условиях минимума по 2-й категории ICAO. В отличие от предшественника, на Ту-134УБ-Л устанавливалась новая носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М-3 с радиопрозрачным обтекателем РЛС "РОЗ-1".

    Первоначальный проект машины предусматривал установку в носовой части штанги системы дозаправки топливом в полете, но из-за снятия аналогичного оборудования с Ту-22М, от нее отказались. По составу оборудования он в основном соответствовал Ту-134Б, за исключением радиосвязных и навигационных систем, свойственных боевым машинам. Для курсантов и проверяемых предназначались 12 кресел, установленных в три ряда. В полете курсанты по очереди проходили подготовку на месте второго пилота.

    Первую машину построили на ХАПО в январе 1981 г. До весны выпустили несколько серийных самолетов, успешно прошедших совместные с заказчиком летные испытания. До 1983-го объединение сдало 90 Ту-134УБ-Л. Для авиации ВМФ изготовили один экземпляр модифицированного Ту-134УБ-К для тренировок штурманов-навигаторов и штурманов-операторов самолетов Ту-22М.

    Ту 134убл учебный летательный аппарат

    tu134ubl_1Статьи

    В конце 70-х ОКБ разрабатывало учебно-тренировочный самолет для подготовки летчиков Дальней авиации с
    пилотажными свойствами, присущими боевым машинам. Первоначально предполагалось
    делать его на базе проекта пассажирского Ту-136, но остановились на модификации
    Ту-134Б, удовлетворявший требованиям к подготовке пилотов бомбардировщика
    Ту-22М.

    Ту-134УБ-Л с двигателями Д-30 2-й серии
    предназначался для обучения летного состава пилотированию по приборам в простых
    и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и
    автоматическом режимах. Самолет должен был выполнять полеты в условиях минимума
    по 2-й категории ICAO. В отличие от предшественника, на Ту-134УБ-Л
    устанавливалась новая носовая часть фюзеляжа, подобная Ту-22М-3 с
    радиопрозрачным обтекателем РЛС «РОЗ-1».

    Первоначальный проект машины предусматривал
    установку в носовой части штанги системы дозаправки топливом в полете, но из-за
    снятия аналогичного оборудования с Ту-22М, от нее отказались. По составу
    оборудования он в основном соответствовал Ту-134Б, за исключением радиосвязных и
    навигационных систем, свойственных боевым машинам. Для курсантов и проверяемых
    предназначались 12 кресел, установленных в три ряда. В полете курсанты по
    очереди проходили подготовку на месте второго пилота.

    Первую машину построили на ХАПО в январе 1981 г.
    До весны выпустили несколько серийных самолетов, успешно прошедших совместные с
    заказчиком летные испытания. До 1983-го объединение сдало 90 Ту-134УБ-Л. Для
    авиации ВМФ изготовили один экземпляр модифицированного Ту-134УБ-К для
    тренировок штурманов-навигаторов и штурманов-операторов самолетов Ту-22М.

    Чертеж «Туполев Ту-134УБЛ»

    Уголок неба. 2018

    Опыт разработки и освоения первых реактивных пассажирских самолетов Ту-104 и Ту-124 позволил коллективу ОКБ А.Н.Туполева в короткий срок создать новый ближнемагистральный лайнер. В конце 1950-х на международных авиалиниях начал успешно эксплуатироваться французский CMC SE-210
    «Каравелла» с двумя ТРД, расположенными на пилонах в хвостовой части фюзеляжа.
    «Каравелла»
    подтолкнула ведущие авиастроительные фирмы к апробированию новой схемы, пик увлечения которой пришелся на начало 1960-х. В разных странах почти одновременно создаются пассажирские машины,
    отличительной чертой которых стало расположение ТРД в хвостовой части фюзеляжа на пилонах. К ним относятся американские DC-9 и
    «Боинг 727», английские ВАС111, VC.10 и DH 121, голландский F28,
    советские Ил-62 и Ту-134.

    Данная схема прежде всего позволяла улучшить аэродинамику самолета (за счет использования
    «чистого крыла») и снизить уровень шума в салоне и кабине экипажа, а также значительно уменьшить нагрузки
    от газовых струй на фюзеляж. В то же время утяжелялась конструкция планера и, как следствие, падала полезная нагрузка. При этом снижалась экономичность самолета и усложнялось техническое
    обслуживание хвостового оперения.

    Непосредственным толчком для создания будущего Ту-134 явилась реакция Н.С.Хрущева в ходе его визита во Францию. Хрущеву, прокатившемуся на
    «Каравелле» весной 1960-го, понравилось отсутствие
    шума и вибраций в салоне. А сравнивать было с чем: во Францию он летел на Ту-104, отличавшемся значительными вибрацией и шумом. По возвращении в Москву из Франции Хрущев беседовал с А.Н.Туполевым
    о возможности создания пассажирского самолета, подобного «Каравелле».

    1 августа 1960-го вышло постановление Совмина СССР о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А с расположением двигателей типа Д-20П в хвостовой части фюзеляжа. Требовалось построить
    40-местный самолет с максимальной скоростью 1000 км/ч и крейсерской — 800 — 900 км/ч на высоте 10 000 — 12 000 метров. Практическая дальность полета с навигационным запасом на крейсерской скорости
    должна быть 1500 км при максимальной — 2000 км.

    Первые проработки машины выявили возможность создания ее на базе пассажирского Ту-124, проходившего в то время заводские испытания.

    1 апреля 1961-го предъявили заказчику эскизный проект, в котором подтверждалась возможность получения крейсерской скорости 800 км/ч при заданной дальности 1500 км. Несколько улучшались
    экономические характеристики: коммерческая нагрузка возросла с 5000 до 6000 кг, а число пассажирских мест до 46 в туристском варианте и до 58 в экономическом. Двигатели Д-20П заменялись на
    Д-20П-125 со взлетной тягой по 5800 кг.

    После завершения работы макетной комиссии в 1961-м «Аэрофлот» выпустил уточненные требования на Ту-124А. ОКБ-156 предлагалось довести коммерческую нагрузку до 7000 кг при полете на расстояние 1500
    км и до 4000 кг — на дальность 3000км. При этом допускалось увеличение длины разбега и пробега до 900 м. Количество пассажирских мест возрастало до 65 — 70. Весь 1961-и и первую половину 1962-го
    разрабатывалась техническая документация Ту-124А.

    В начале 1962-го на опытном заводе No. 156 началась сборка первого Ту-124А из агрегатов, изготовленных на заводах-смежниках. На первом этапе проектирования и постройки прототипа работами по самолету
    руководил Д.С.Марков. Затем его сменил Л.Л.Селяков, перешедший в ОКБ-156 из ОКБ-23 В.М.Мясищева.

    На проектирование и постройку опытного самолета ушло 3 года. Опытный Ту-124А (бортовой номер СССР — 45075) собрали в первой половине 1963-го. 29 июля экипаж во главе с заслуженным
    летчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д.Калиной совершил на ней первый полет. Вторым пилотом был летчик-испытатель Горюнов, в дальнейшем его сменил Н.Н.Харитонов.

    Практически одновременно с Ту-124А появился английский самолет ВАС111, совершивший первый полет 20 августа 1963-го. Летные испытания ВАС111 до октября 1963-го проходили довольно успешно и даже с
    некоторым опережением по отношению к Ту-124А. Но 22 октября произошла катастрофа.

    Опытный ВАС111 в полете с выпущенными во взлетное положение закрылками при достижении минимальной скорости попал в еще не изученный режим
    «глубокого сваливания». Оперение самолета, вышедшего на
    большие углы атаки, попало в спутную струю от гондол двигателей. Система управления рулями высоты не смогла преодолеть аэродинамические нагрузки на них в этой ситуации, и все усилия пилотов
    уменьшить углы атаки оказались тщетны. Самолет, парашютируя, ударился о землю, похоронив под собой экипаж.

    Причины катастрофы ВАС111 учли в ОКБ-156 и на фирме «Дуглас». На строившемся прототипе ДС-9 и последующих Ту-124А (с 20 ноября 1963-го — Ту-134) устанавливается горизонтальное оперение с
    увеличенной на 30% площадью.

    Летные испытания прототипа («нулевки») закончились 6 ноября 1964-го. 9 сентября 1964-го совершил первый полет
    «Дублер» харьковского завода (бортовой номер СССР-45076), но со старым горизонтальным
    оперением и салоном, рассчитанным на 64 пассажира. Вскоре выяснилось, что возросшие массово-геометрические характеристики машины требовали увеличения тяги двигателей. Ведь первоначально Ту-134
    (Ту-124А) создавался с несколько меньшими размерностью и массой. Более глубокая проработка проекта по двигателю Д-20П-125 пятой серии позволила ОКБ П. А. Соловьева вскоре создать двигатель Д-30 с
    взлетной тягой 6800 кг.

    Забегая вперед, отметим, что с двигателями Д-20П-125 завод No.135 выпустил лишь три Ту-134, все последующие машины комплектовались Д-30-ми. Первая из них
    No. 0004 (бортовой СССР — 65602) взлетела 21
    июля 1966-го. 25 октября, после установки на «четверку» разработанного на ХАЗе нового горизонтального оперения увеличенной площади начался очередной этап ее летных испытаний.

    Не дожидаясь появления доработанной машины, решили завершить заводские испытания
    «Дублера» с последующей передачей его в ГК НИИ ВВС. В декабре машину передали в Чкаловскую. А 14 января 1966-го,
    выполняя очередной испытательный полет, Ту-134 (СССР — 45076) потерпел катастрофу, унеся жизни восьми человек во главе с командиром корабля летчиком-испытателем С.В.Евсеевым.

    После серии катастроф с Ту-104 все пассажирские самолеты стали испытываться на больших углах атаки вплоть до сваливания. Не миновала эта участь и Ту-134. С этой целью вторую серийную машину
    оборудовали хвостовым фюзеляжным противоштопорным парашютом и горизонтальным оперением увеличенной площади. Испытания проводились с октября 1966-го по февраль 1967-го.

    С марта по июль 1967-го проходил второй этап совместных государственных испытаний самолета с участием НИИ ГВФ. В этом же году с апреля по август проводились эксплуатационные испытания Ту-134
    первых серий со взлетной массой до 45 000 кг и рассчитанных на 72 пассажира. В сентябре 1967-го первый Ту-134 совершил пассажирский рейс по трассе Москва — Адлер.

    Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция Ту-134 и его летные данные прошли международный контроль, а сама машина получила международный сертификат летной годности. Польская
    государственная инспекция выдала 9 ноября 1969-го сертификат No. ВВ-051 на соответствие британским нормам летной годности (BCAR). Ту-134 всех модификаций имели сертификаты на соответствие
    международным нормам (ICAO) по шуму на местности, что позволяло использовать их на международных линиях.

    На создание Ту-134 затратили 10 лет и 3 месяца, в том числе 3 года на проектирование и постройку опытного. На доводку и испытания ушло 4 года и 3 месяца. Со временем Ту-134 в Аэрофлоте взял на
    себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне самолеты до последнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте. Топливную
    эффективность удалось поднять в последних модификациях с 55 до 34- 39 г/кресло км, а количество пассажиров — до 80-90. До начала 1990-х парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров
    и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС.

    Появление модернизированных двигателей с реверсом тяги и автоматической бортовой системой АБСу-134 позволяло осуществлять посадку по второй категории ICAO. По мнению летного и технического
    состава, Ту-134 прост в эксплуатации и в полете прощает экипажу многие ошибки. Имевшие место в период эксплуатации отказы различных систем, оборудования и двигателей в сочетании с высокой
    квалификацией экипажей обычно позволяли благополучно завершать полеты.

    За создание семейства самолетов Ту-134 в 1972-м руководство ОКБ им. А. Н. Туполева, смежных предприятий и ГВФ удостоились Государственной премии.

    Уголок неба. 2019

    Для подготовки пилотов дальней и морской авиации на базе пассажирского
    лайнера Ту-134А был создан Ту-134УБЛ. Первый полет совершил в 1981 году.
    Ту-134УБЛ предназначен для подготовки летчиков бомбардировочной авиации пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях, самолетовождению, заходам на посадку в директорном и автоматическом режимах с осуществлением полетов в условиях минимума по 2-й категории ICAO.
    Самолет обеспечивал одновременные обучение и тренировку до 12 курсантов,
    располагавшихся в салоне в 3 ряда, в полете курсанты по очереди проходили
    подготовку на месте второго пилота.
    Ha самолет устанавливалась носовая часть фюзеляжа, подобная
    Ту-22М3. Как и Ту-134Б, вариант «УБЛ» оснащен обзорной РЛС
    «РОЗ-1б», а также оптоэлектронным прицельным и навигационным оборудованием, соответствующим
    оборудованию бомбардировщиков, состоящих на вооружении дальней авиации: Ту-22М,
    Ту-160 и Ту-95МС. В проекте предусматривалась и штанга дозаправки в воздухе,
    однако в соответствии с советско-американскими договоренностями ее ставить не
    стали.
    Учебное вооружение может размещаться под центропланом. Допускается установка до
    четырех многозамковых бомбодержателей (типовой вариант для учебного бомбометания
    — восемь бомб ПБ-50-75 или ПБ-120), однако по международным договоренностям
    бомбодержатели на этот самолет больше не устанавливаются.
    Самолет оснащен двумя ДТРД Д-30 (2х6800 кс), созданными ПНПО
    «Авиадвигатель» под руководством генеральных конструкторов П.А.Соловьева и Ю.Е.Решетникова.
    Ту-134УБЛ серийно строился на Харьковском авиазаводе до 1984 года. Выпущено 90 самолетов.
    В 90-е годы несколько серийных Ту-134УБ-Л переоборудованы для авиации флота Ту-134УБ-КМ.
    В настоящее время существует программа переоборудования снимаемых с вооружения ВВС России самолетов Ту-134УБЛ, в модификацию для
    грузопассажирских перевозок. В рамках этой программы АО «АНТК им. Туполева» разрабатывает необходимую конструкторскую
    документацию.

    В 1982 г. на базе Ту-134УБЛ был построен учебно-тренировочный самолет для
    тренировок штурманов-операторов морской авиации — Ту-134УБК (СССР-65098).
    УБК отличался от УБЛ измененной центральной частью для подвески
    ракеты Х-22М. В отличии от УБЛ, который является тренажером для летчиков, УБК спроектирован как тренажер для всего экипажа, соответственно можно предположить отличие в составе БРЭО, установку РЛС от Ту-22М3.
    Несмотря на хорошие отзывы, самолет в серию не пошел.

    Ту-134УБЛ «Черная жемчужина» совершил первый полет после ремонта

    Самолет предназначен для обучения курсантов полетам на бомбардировщиках Ту-22М3 и Ту-160.

    Ту-134А-4 (Ту-134УБЛ), также известный как «Черная жемчужина», совершил первый полет после ремонта.

    Ту-134УБЛ — учебно-тренировочный самолет, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134.

    Самолет отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

    ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/YvjQACBusjI

    Используется в ВВС России для обучения курсантов полетам на Ту-22М3 и Ту-160, а также для поддержания навыков строевых пилотов, чтобы сократить расход летного ресурса боевых самолетов.

    Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂

    • Роман Клёва
    • 27.03.2019 06:56

    Ту-134УБКМ или УБК. На борту чётко написано Военно-морской флот.

    Это ТУ-134А-4 то есть УБЛ !

    Комбинированный Ту-134УБКМ или УБК предназначены для обучения как летчиков так и штурманов (для этого оборудован дополнительными учебными местами штурмана ТУ-22М2 как и ТУ-134Ш1 ! То есть самолет совмещает учебные ТУ-134УБЛ и ТУ-134Ш1 !

    Спасибо за объяснение.

    Никита Першин Никита Першин
    27.03.19 11:19:56

    Насколько помню «Черной жемчужиной» ещё называли единственный темный Су-27УБ 159-го ИАПа

    Первый раз видите? Давно уже с такими носами летают.

    Ну да, как в 1981 году приделали так и летает

    Во всех бомбовых училищах они стояли (вернее летали)

    Этот самолет Ту-134А-4 то есть ТУ-134УБЛ. Принадлежит 859-у Центру боевого применения и переучивания личного состава авиации ВМФ (авиабаза Ейск)

    Самолет ТУ-134УБЛ был создан для обучения в военных авиационных училищах курсантов готовивших летчиков для дальней авиации на ТУ-22м2 и М3 ( Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина (ОВВАКУЛ).Самолеты базировались на аэродроме Орск-Первомайский .12 февраля 1993 года училище было расформировано. Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени М. М. Расковой (Тамбовское ВВАУЛ им. М. М. Расковой) Самолеты базировались на аэродроме 652-й УАП (г. Тамбов) 23 октября 1995 года училище было расформировано. Сейчас самолеты находятся на вооружении 27-й Смешанный авиационный полк (Авиабаза Тамбов, бывш. аэродром ТВВАУЛ им. М.Расковой) — эскадрилья Ту-134УБЛ.

    43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации (авиабаза Дягилево) Челябинский Краснознаменный военный авиационный институт штурманов Челябинск (аэродром Шагол)

    Ту-134УБЛ был показан ещё в фильме «Нежность к ревущему зверю», вышедшем в 1982 году. Там он «сыграл» ТУ22М, в роли которого первоначально планировали показать Ту-22КД, но в последствии, уже отснятое с ТУ22 убрали по требованию военной цензуры и заменили на Ту-134УБЛ. Впрочем, в некоторых кадрах таки попадается именно ТУ22.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *