Что такое динамический микрофон

Как выбрать микрофон для записи подкастов

Дима Новожилов

У всех, кто создаёт подкасты рано или поздно возникает потребность улучшить качество звучания своих шоу. И первое, на что нужно обратить внимание — это микрофон. Но выбор микрофона для человека не в теме — головная боль. Поэтому я написал небольшой гайд, чтобы помочь новичкам выбрать микрофон для записи подкастов. Начну с кратких основ.

Есть несколько типов микрофонов, но если вы решили заняться подкастами, то нужно знать только два: микрофоны бывают динамические и конденсаторные.

Динамический микрофон

Это один из самых популярных типов микрофонов. Их используют радио- и теле ведущие, исполнители на концертах и подкастеры. Такие микрофоны достаточно прочные и хорошо справляются с записью громких звуков. Динамический микрофон из-за своей низкой чувствительности практически не восприимчив к фоновым шумам. Самые распространённые модели динамических микрофонов — Shure SM58 и SM57.

Конденсаторный микрофон

Это еще один из распространённых типов микрофонов, которые используются в подкастинге. Они более чувствительны, чем динамические, хорошо передают детали и глубину звука, но плохо работают в шумном помещении. Для конденсаторных микрофонов нужна правильная акустика помещения — например, как в студиях звукозаписи. Таким микрофонам нужно дополнительное питание, которое есть у внешних звуковых карт и микшеров. Конденсаторный микрофон требуют аккуратного обращения.

Как подключаются микрофоны

Существует XLR и USB подключение. Это относится — как к конденсаторным, так и к динамическим микрофонам.

Для XLR-микрофонов требуется внешняя звуковая карта, микшер или преамп. USB-микрофоны подключаются к USB-порту компьютера. В этом случае вы получаете микрофон и звуковую карту 2 в 1.

Какой микрофон выбрать

Конденсаторный микрофон стоит выбрать если вы хотите получить более ровное и детальное звучание голоса. Также такой микрофон подойдёт, если у вас помещение с хорошей звукоизоляцией без призвуков и отражений.

Динамический микрофон — рабочая лошадка для любых условий. Вы получаете менее детальное звучание голоса, но можете делать запись даже в неподготовленном помещении. Для подкастов такого микрофона более чем достаточно.

Выбирая тип подключения (USB или XLR), определитесь, как хотите использовать микрофон. Если хотите записывать только себя, то вам подойдёт вариант с подключением по USB. Если планируете приглашать гостей, и записывать подкаст в одном помещении, то выбирайте подключение по XLR и купите звуковую карту с возможностью подключения нескольких микрофонов одновременно. Также для XLR-микрофона можно докупить преамп, который значительно улучшит качество записи голоса, но это уже другая история.

Вот несколько хороших микрофонов, которые подойдут для записей подкастов:

USB (конденсаторный)

Audio-Technica AT2020 USB+ (11 000 руб.)

RODE NT USB (13 000 руб.)

Samson C01U Pro USB (8 000 руб.)

USB (динамический)

RODE PODCASTER (17 000 руб.)

Samson Q2U (5 000 руб.)

Audio-Technica AT2005USB (6 000 руб.)

XLR (конденсаторный)

RODE NT1-A (16 000 руб.)

Audio-Technica AT2020 (11 000 руб.)

Neewer NW-700 (4 000 руб.)

XLR (динамический)

Shure SM7B (30 000 руб.)

Electro Voice RE320 Dynamic Microphone (17 000 руб.)

RODE PROCASTER (14 000 руб.)

Перед покупкой микрофона, изучите обзоры на YouTube. Так вы сможете понять, какое звучание у этого микрофона и в каких условиях его лучше использовать.

Какие микрофоны бывают по типам, чем отличаются и какой стоит купить

Наушники — это, конечно, хорошо и полезно, но не менее часто мы сталкиваемся с микрофонами: начиная от микрофонов в смартфонах и гарнитурах и заканчивая профессиональными решениями для записи высококачественного аудио на студиях. Давайте разберёмся, какие они бывают, чем отличаются и стоит ли бежать сломя голову за самым навороченным вариантом в магазин ради записи подкаста. Поехали!

Table of Contents

  • Немного истории
  • Угольные микрофоны
  • Динамические микрофоны
  • Ленточные микрофоны
  • Конденсаторные микрофоны
  • Электретные микрофоны
  • Пьезоэлектрические микрофоны
  • MEMS-микрофоны
  • Гидрофоны, геофоны, ларингофоны
  • USB-микрофоны
  • Бинауральные микрофоны
  • Оптические микрофоны
  • Диаграммы направленности
  • Резюме

Немного истории

Вообще, с историей микрофонов выходит некоторая сложность. В первую очередь в том, что же считать «отправной точкой»: если рассматривать микрофон как систему звукоусиления, то его прообраз — рожки, рупоры и подобное — использовался ещё за много сотен лет до н.э. А если речь идёт про устройство, использующее электричество, то официальным годом начала считается 1876-й, когда А. Белл показал на выставке в Филадельфии «жидкостный преобразователь».

Однако 14 февраля этого же года — в этот же день — был подан патент на точно такое же устройство от американского изобретателя Э. Грея, так что доподлинно не известно, кто же у кого подсмотрел концепцию, или идея пришла к двум изобретателям независимо. Принцип работы основан на изменении сопротивления: человек говорит в некий «стакан», ко дну которого прикреплён жёсткий стержень, опущенный в ёмкость с жидкостью. К стержню и нижней части ёмкости подключены провода, через всю систему протекает ток.

Когда человек говорит в «стакан», стенки и дно начинают колебаться, приводя в движение стержень. Стержень движется вверх-вниз, расстояние между ним и дном изменяется, а значит, меняется и сопротивление оставшейся между ним и дном жидкости, что приводит к изменению тока в цепи. С тех пор микрофоны заметно эволюционировали, улучшилось качество звучания и, конечно, появились новые типы.

Неделю использовал смартфон с батареей 10 000 мАч. Какие выводы сделал

Сегодня на тесте UMIDIGI Power 7 Max. Это смартфон с …

Субботний кофе №262

Налейте чашку ароматного субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. В сети показали новый отечественный смартфон, realme отметили 5 лет, Tecno выпустили хороший ноутбук, а Xiaomi представила робопса…

Первый тест Chery Tiggo 8 Pro e+. На что способен гибрид

Новый гибридный кроссовер Chery Tiggo 8 Pro e+ построен на базе…

Обывательский обзор отличного смартфона не для всех

Предвзятый взгляд на необычный смартфон с несколькими удачными изобретательскими решениями. Что за модель? Ответ внутри.

Угольные микрофоны

Первым после «жидкостного» микрофона стал угольный, основанный на подобном же принципе. Первый вариант продемонстрировал Э. Берлинер 4 марта 1877 года — всего через год после демонстрации Белла, но популярность получил вариант конструкции Д. Юза, вышедший в 1878 году.

Чёрный угольный стержень зажат между двумя угольными же лапками, имеющими углубления и жёстко связанными с мембраной. Через лапки и стержень протекает ток. Когда мембрана колеблется от звука, она передаёт вибрации лапкам, стержень начинает немного болтаться в углублениях, и площадь контакта его с поверхностями углублений меняется. Изменение площади контакта приводит к изменениям сопротивления. То есть принцип тот же, но избавились от жидкости.

Дальнейшее развитие микрофону обеспечили работы Эдисона, предложившего заменить стержень на порошок, и Уайта, сделавшего наиболее эффективно работающую по тем временам конструкцию.

Принцип обновлённого микрофона тоже опирается на изменение площади контакта, только теперь под действием мембраны сжимается и расширяется коробочка с угольным порошком. Сжали — получили больше точек соприкосновения угольных элементов друг с другом, прекратили сдавливать — меньше.

Да, похвастаться высоким качеством звука, отсутствием шумов и высокой долговечностью такой микрофон не может, но, тем не менее, их до сих пор продают и выпускают — в виде капсюлей для телефонных аппаратов и других переговорных устройств. А всё благодаря высокому уровню сигнала на выходе (не нужен усилитель) и устойчивости к наводкам.

Например, вот так выглядит современный капсюль от «Октавы».

Динамические микрофоны

Динамический микрофон — один из самых популярных типов, представляющий собой «динамик наоборот»: такая же обмотка, прикреплённая к мембране, перемещается под действием звука в поле постоянных магнитов, от чего внутри неё образуется индукционный ток.

На картинке от Shure это отличнейшим образом показано. Помню, в детстве развлекался тем, что втыкал в микрофонный вход магнитофонов наушники и говорил в них, — голос записывался как при использовании «нормального» микрофона. Принцип-то одинаков. Первый подобный микрофон, ещё называемый «электродинамический микрофон катушечного типа», был впервые показан в 1931 году Э. Венте и А. Тёресом и после этого не претерпел каких-либо заметных изменений.

Плюсы динамического микрофона: меньшая чувствительность (не улавливает незначительные звуки, внешние шумы, нежелательные отражения и т.д.), механическая прочность и простота конструкции (что сказывается на цене), отличная перегрузочная способность (можно записать даже очень громкие звуки) и отсутствие потребности в дополнительном фантомном питании.

Минусы: меньшая чувствительность (сложно или невозможно писать тихие и деликатные звуки), более узкий частотный диапазон, ниже точность и детальность звука, более грубо передаются тембральные особенности звучания.

Обычно такие микрофоны используются для записи чего-то громкого на близкой дистанции, часто применяются на концертах, когда вокалист буквально орёт в микрофон, в караоке-системах и для записи голоса дома — они не «пишут помещение», то есть сохраняют только голос без отражений и сторонних шумов, так что даже бубнящий ТВ в соседней комнате может не мешать процессу.

Ленточные микрофоны

Называть ленточные микрофоны отдельным типом не совсем верно — это подвид динамического микрофона, в котором вместо катушки используется тонкая гофрированная металлическая лента, помещённая между двумя обкладками магнитов.

Так как лента тонкая, гофрированная и крепится только в двух точках, даже самая лёгкая вибрация воздуха приводит её в движение. Поэтому звучание получается заметно более богатым и детальным, чем у катушечного динамического микрофона.

Плюсы «ленты» заключаются ещё и в особенном окрасе звука — певучем и музыкальном, без излишней яркости и с деликатными ВЧ, что очень хорошо для вокала и некоторых струнных инструментов.

Ну а главный минус — хрупкость: микрофон не переживёт громких ударных звуков, сильных механических воздействий, и даже хранить его нужно строго вертикально, иначе лента начнёт провисать, что приведёт к ухудшению звучания. Поэтому используются они практически всегда или в студии, или в правильно подготовленных помещениях, так как неплохо улавливают отражения.

Конденсаторные микрофоны

Этот тип микрофонов тоже перешагнул вековой рубеж, ведь появился он в 1917 году благодаря инженеру Э. Вентому. Главным элементом конструкции является конденсатор, у которого одна из обкладок является мембраной.

Под воздействием звука мембрана колеблется, расстояние между обкладками изменяется, что приводит к изменению ёмкости. К конденсатору подводится питание для его подзарядки, и изменение тока в цепи фиксируется как полезный сигнал.

Высокая чувствительность, большая линейность и детальность — однозначные плюсы такого решения. И да, конденсаторный микрофон можно сделать очень миниатюрным. В минусах же — необходимость дополнительного питания (оно же «фантомное») и менее прочная, чем у динамического, конструкция — он не любит ударов, падений и в принципе грубого обращения.

Конденсаторные микрофоны используются практически везде: и в студии, и в портативных рекордерах, и в сфере ТВ/кино.

Обзор Honor Choice Robot Cleaner R2 и R2 Plus

Робот-пылесос с повышенной мощностью и станцией самоочистки.

Обзор имиджевой раскладушки Samsung Galaxy Flip5

Отличная раскладушка для девушек и, возможно, для мужчин — большой внешний экран, имиджевая модель с минимальным числом конкурентов.

Обзор наушников realme Buds Air 5 Pro

Наушники с активным шумоподавлением и длительным временем автономной работы.

Обзор смартфона vivo V27

Симпатичный смартфон с изогнутым дисплеем 120 Гц, продвинутой фотокамерой Sony и оптической стабилизацией, отличным временем работы и быстрой зарядкой…

Электретные микрофоны

А можно ли сделать конденсаторный микрофон без дополнительного питания? Да! Но для этого необходимо, чтобы мембрана микрофона была поляризована без подведения внешнего питания — нужны особые материалы, которые могут сохранять заряд на поверхности. Первый электретный микрофон был представлен в 1920-х, и с тех пор этот тип успешно производится и применяется.

В корпусе микрофона обязательно присутствует цепь согласования сопротивления, приводящая высокое значение выходного сопротивления микрофона к более низкому на входе устройства, к которому этот микрофон подключается. Плюс микрофона — его цена, которая заметно ниже «полноценного» конденсаторного варианта. Минус — более низкое качество звука, поэтому для профессиональной записи их не используют. Зато для гарнитур, электроники, конференц-систем и подобного они являются отличным выбором!

Пьезоэлектрические микрофоны

Своеобразный тип микрофонов, основанный на пьезоэлектрическом эффекте — возникновении заряда на поверхности пьезоэлемента при его деформации. То есть «обратная компьютерная пищалка»: там пьезоэффект работает в обратную сторону, заставляя пластинку изгибаться при подаче тока, тут звуковые колебания воздействуют на пластинку-мембрану и создают ток.

Так как качество звука и чувствительность таких микрофонов низкие, основной сферой применения становятся чаще всего бюджетные звукосниматели для музыкальных инструментов и другие подобные недорогие решения.

Последнее время их активно кладут в комплекты к традиционным музыкальным инструментам на AliExpress. Такой звукосниматель можно подключать ко входу звуковой карты или усилителю.

MEMS-микрофоны

Эти четыре буквы периодически встречаются в описаниях компонентов электроники. Аббревиатура MEMS расшифровывается как «микроэлектромеханические системы» и обозначает достаточно большой ассортимент устройств, созданных с применением высокоточной микрообработки. Их размеры обычно около одного-двух миллиметров максимум, и монтируются они на плату с помощью пайки.

Микрофоны в таком формате могут быть как пьезоэлектрическими, так и конденсаторными, используются в смартфонах, планшетах, компактных устройствах с захватом звука, компактных камерах и много где ещё.

Гидрофоны, геофоны, ларингофоны

Помимо «обычных», существуют и специальные микрофоны, созданные для специфических задач.

Гидрофон нужен для записи звука, распространяющегося в различных жидкостях. Впервые он был применён в 1887 году французскими моряками, а сейчас используется для исследования моря и его обитателей, предупреждения землетрясений и иных научных изысканий. По принципу работы может быть как пьезоэлектрическим, так и динамическим или даже магнитострикционным (основанным на эффекте Виллари, когда изменение размеров объекта приводит к изменению его магнитных свойств).

Геофон по принципу работы похож на гидрофон, но считывает вибрации почвы или любой поверхности в зависимости от типа насадок. Также, в отличие от гидрофона, корпус геофона более массивен.

Ларингофон наиболее близок к обычным микрофонам, ведь он улавливает человеческий голос. Только использует не вибрации воздуха, а колебания области гортани при разговоре. Естественно, речь не идёт о высоком качестве звука, и его не используют для записи вокала. Основной плюс — отличная шумозащищённость, поэтому ларингофоны используются военными, спецслужбами и другими специалистами, сталкивающимися с «громкой» средой, в которой нужно вести переговоры.

USB-микрофоны

В связи с развитием подкастов, стримов и других голосовых жанров возникла потребность в универсальных решениях, не требующих сложной установки и настройки. Так появились USB-микрофоны, объединяющие сам капсюль, предусилитель, АЦП и процессоры обработки, выход на наушники с собственными ЦАП-ом и усилителем, контроллеры, а также интерфейс для связи с ПК или мобильными устройствами. Иными словами, USB-микрофон — это связка из непосредственно микрофона и звуковой карты в компактном корпусе.

По типу они могут быть совершенно любыми, количество капсюлей тоже может варьироваться, чтобы дать возможность записывать звук в разных ситуациях на одно устройство. Качество звука и плюсы с минусами будут зависеть от того, что установлено внутри, поэтому цены варьируются от полутора тысяч рублей за примитивные версии до полутора тысяч долларов за самые навороченные конденсаторные решения.

Бинауральные микрофоны

Наше ухо — это тоже своего рода микрофон, только непростой: мембраной служит барабанная перепонка, расположенная в конце слухового прохода, и звук заметно изменяется, когда до неё доходит. В процессе преобразования участвует и сам канал, и особенно ушная раковина со всеми её завитками. Когда вы слушаете музыку с помощью наушников, особенно внутриканальных, звук попадает практически сразу к барабанной перепонке без изменений, и именно это даёт эффект «звука внутри головы» — ощущения, что виртуальные источники находятся где-то в пространстве между ушами.

Для того, чтобы вынести виртуальные образы из головы, придумали бинауральные микрофоны — пару небольших микрофонов, засунутых на место барабанной перепонки в имитацию уха. Нередко к этому добавляют ещё и модель самой головы, чтобы учесть влияние носа, глазных впадин и так далее. Записанный таким образом звук будет крайне естественно восприниматься слушателем. В сети есть множество примеров бинауральных записей, так что можете проверить эффект на себе — работают любые наушники. И да, пока ни одна программная система виртуализации не смогла сравняться по качеству с реальной микрофонной системой.

Оптические микрофоны

Ну и на сладкое — особый тип микрофонов. Оптические решения редки, но интересны технологически. Да, в них тоже считывается колебание мембраны, только используется для этого свет: источник и приёмник света в виде двух световодов подведены к мембране под углом. Источник-лазер и фотодетектор прикреплены к концам световодов с другой стороны. Мембрана колеблется и отражает лазерное излучение в сторону приёмника — пятно, попадающее в приёмный световод, будет больше или меньше, эти модуляции преобразуются в электрический сигнал.

Есть и другой вариант, более сложный — в нём используются коллиматор и сборка линз, а количество света изменяется за счёт расфокусировки, наступающей при движениях мембраны. Такое решение даёт более качественный результат.

Оптические микрофоны могут работать в условиях любых электромагнитных помех, и это их однозначный плюс. Качество звука сравнимо с конденсаторными решениями, но размер мембраны достаточно мал — это может быть как положительным моментом, так и не очень.

Впрочем, идеи оптического микрофона получили большее распространение и известность в несколько ином амплуа — системы прослушки. Да-да, те самые «лазерные микрофоны», которые направляют на стекло лазерный луч и по его отражению считывают вибрации, вызываемые звуком.

Диаграммы направленности

Я не мог не включить этот пункт в статью. Диаграммы направленности — это графическое представление чувствительности в зависимости от направления. Иными словами, насколько хорошо микрофон «слышит» в каждом из направлений.

Кардиоида — пожалуй, самый популярный вариант. Не «слышит» ничего сзади и максимально захватывает спереди. Лучше всего использовать для записи в неподготовленных помещениях, дома и так далее — шумы из соседней комнаты и лишние отражения будут отсекаться, сигнал будет «чистым» и отделённым от других источников, обратная связь от динамиков тоже будет возникать реже. Удобно! Но есть и минус — прокси-эффект, или эффект близости, при котором по мере приближения микрофона к источнику звука будет усиливаться НЧ-составляющая (чем, кстати, пользуются некоторые вокалисты, добавляя голосу весомости таким образом).

Омни, или круговая, — тоже крайне популярная история, при этом микрофон улавливает звук одинаково хорошо с любой стороны. Отличное решение для записи атмосферы помещения или улицы, оно обладает ещё и самой правильной передачей частот и хорошим насыщенным басом без дополнительного чрезмерного усиления. Часто используется в петличках или оголовьях.

Суперкардиоида — более направленная (узкая), нежели кардиоида, у которой на задней стороне появляется лепесток. Ещё большая концентрация на звуке источника, ещё большее количество боковых звуков будет отсекаться. Но из-за появления «хвоста» возможно появление обратной связи от акустики — придётся ставить её дальше или уменьшать уровень. Есть и её подвид — гиперкардиоида, у которой «хвост», суть задняя часть диаграммы, становится больше.

Восьмёрка, или двунаправленная, — микрофон одинаково хорошо улавливает сигналы спереди и сзади, а боковые звуки отсекаются. Используется практически всегда для стереозаписи (в частности, MS-стерео и пара Блюмлейна) или в случаях, когда нужно обязательно отсечь боковые звуки. Бас будет самым слабым среди остальных вариантов.

Резюме

Вообще, подбор микрофонов под конкретную запись — задача творческая: надо понять, какое помещение, что конкретно пишется, какие условия, сколько у нас вообще есть микрофонов и каких, куда их можно поставить или повесить, есть и ещё куча более мелких особенностей. Для сугубо бытовых задач я бы порекомендовал брать динамические решения с кардиоидной диаграммой для записи голоса, подкастов и стримов, а конденсаторные, особенно с крупной диафрагмой, оставлять для серьёзного вокала, акустических инструментов и подготовленных помещений.

А вы какие микрофоны используете? Делитесь в комментариях!

Обзор подставки-усилителя Kennerton Praetor

«Тихий» транзисторный усилитель для стационарного аудио, хотя производитель считает, что его можно использовать и со смартфонами. Но мы думаем, что это не так.

Обзор внутриканальных изодинамических наушников Kennerton RIG

Конкурент изодинамических наушников Audeze по цене в 52 тысячи рублей (бодрящая стоимость) — плюсы/минусы, как звучат и стоит ли на них копить деньги.

Обзор внешней звуковой карты Creative Sound Blaster X5

Внешняя звуковая карта с USB-подключением к ПК и консолям, двойным ЦАП и фирменным усилителем X-AMP — специально для любителей игр и музыки. А ещё в ней есть Bluetooth и балансный выход под наушники 4,4 мм!

Какой микрофон выбрать – конденсаторный или динамический

Одна из самых больших дилемм при покупке микрофона – выбор между динамическим и емкостным устройством. На самом деле, не может быть четко указано, какое из этих решений лучше, поскольку каждое из них имеет как преимущества, так и недостатки.

Решение о покупке конденсаторного или динамического микрофона должно приниматься в зависимости от предполагаемого использования оборудования. В некоторых ситуациях, например на сцене или в неблагоприятных погодных условиях, динамический микрофон будет работать лучше, в то время как в студии звукозаписи с идеальной акустикой может быть использован потенциал конденсаторного микрофона.

Как выбрать лучшее решение для ваших нужд? В чем разница между динамическим и конденсаторным микрофоном? Мы ответим ниже.

Конденсаторный микрофон – как это работает

Основное различие между динамическими и емкостными микрофонами заключается в технологии – в том, как звуковые волны обрабатываются обоими устройствами.

Конденсаторные микрофоны состоят из подвижных обкладок и металлической сетки мембраны, загружаемой поляризованным напряжением, что формирует особый тип конденсатора. Емкость конденсатора изменяется благодаря колебаниям мембраны (под действием звуковых волн) и, таким образом, возникают электрические импульсы, которые передаются к регистратору.

Схема базовой конструкции конденсаторного микрофона

Конденсаторные микрофоны характеризуются высокой чувствительностью, а потому и точностью записи даже самых тихих звуков. Их потенциал используется, в основном, в студиях звукозаписи, где в изолированных условиях вы можете записывать как громкие, так и тихие звуки. Емкостные микрофоны редко используются на сцене. Также стоит помнить, что такие устройства требуют дополнительного фантомного питания.

Динамический микрофон – как это работает

Динамические микрофоны – в отличие от емкостных моделей, они просты в сборке, а значит, и дешевы. Они состоят из тонкой и в то же время гибкой мембраны и связанной с ней катушки, расположенной в сильном магнитном поле, создаваемом магнитом.

Вибрации воздуха, создаваемые акустическими волнами, перемещают диафрагму и катушку, и, таким образом, на выводах катушки генерируется напряжение и, следовательно, ток с частотой, соответствующей частоте вибрации звуковых волн.

Схема стандартного динамического микрофона

Динамические микрофоны не так чувствительны, как емкостные модели, но они гораздо более устойчивы как к механическим повреждениям и к неблагоприятным погодным условиям. Благодаря этим преимуществам вы можете использовать их на сцене независимо от того, состоится ли концерт в закрытом помещении или на улице.

Конденсаторный микрофон и динамический – разница

Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.

Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.

Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.

Динамические микрофоны

  • Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
  • Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
  • Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
  • Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
  • Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке

Конденсаторные микрофоны

  • Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
  • Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
  • Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
  • Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
  • Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
  • Конденсаторные микрофоны дороги

Что нужно учесть при покупке микрофона

Конденсаторный микрофон или динамический микрофон? Вы должны ответить на этот вопрос самостоятельно. Но, независимо от того, какую модель вы ищете, стоит учитывать такие параметры, как:

  • Применение – если микрофон используется в музыкальной студии, вы можете попробовать купить емкостное устройство. Динамические микрофоны также используются профессионалами, но не так часто, как «конденсаторы». Когда вы покупаете микрофон с целью подключения его к компьютеру и использования его для видеозвонков, игр или записи видеоблогов, вам не нужно вкладывать деньги в дорогие емкостные устройства, динамических микрофонов здесь будет достаточно (за некоторым исключением, например, ASMR);
  • Чувствительность – этот параметр определяет, насколько эффективно микрофон может записывать акустические волны. Как уже упоминалось, конденсаторные микрофоны отличаются большей чувствительностью;
  • Частотный диапазон – заданный как минимальное и максимальное значение частоты звука, которые он может регистрировать и отправлять записывающим устройствами;
  • Собственный шум – информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в полной тишине. Чем ниже уровень собственного шума, тем лучше устройство. Значение собственного шума не должно превышать 15 дБ(А);
  • Разъём – микрофоны могут быть оснащены разъемами 3,5 мм или 6,3 мм, USB или XLR. Модели, предлагающие беспроводную связь, также доступны на рынке.

Конденсатор и динамический микрофон – характеристика направленности

Есть ещё один важный параметр микрофонов, который определяет пространство, с которого он собирает звук. О чём мы говорим? Конечно, о характеристики направленности.

Характеристики записи звука микрофонами с различными типами направленности

Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь следующие характеристики:

Какой микрофон лучше: динамический или конденсаторный? Гид по выбору

Театр начинается с вешалки, а студия звукозаписи — с микрофонов. Приходя в магазин, сразу теряешься: какой выбрать — конденсаторный или динамический? Какой для чего подойдет? Для каждого случая нужен отдельный или можно найти универсальный? А ещё есть ленточные микрофоны, но мы оставим их за рамками этого материала и разберем отдельно, так как они встречаются не так часто и распространены только в профессиональной среде. Сегодня ответим на популярные вопросы о двух конструкциях: конденсаторной и динамической.

Что делает микрофон?

Микрофон — это преобразователь, переводящий звуковую волну (от звучания голоса или музыкального инструмента) в электрический сигнал, который используется для записи на компьютер или другое записывающее устройство.

При выборе вы сразу сталкиваетесь с понятиями «‎динамический» и «‎конденсаторный» — они говорят о том, какой преобразовать используется. Давайте подробнее поговорим о конструкции.

Как работает динамический микрофон?

Звук передаётся через динамический микрофон, когда звуковая волна ударяется о диафрагму (она обычно сделана из пластиковой или полиэфирной плёнки), заставляя последнюю двигаться. Диафрагма прикреплена к металлической катушке, которая подвешена между двумя магнитами. Катушка движется вместе с диафрагмой, и в результате образуется переменный ток, имитирующий звуковую волну.

Достоинства

Способен выдержать высокое звуковое давление. С его помощью можно записывать очень громкие звуки без искажений, именно поэтому его чаще всего можно встретить на сцене.

Надежность. Динамические модели имеют довольно простую конструкцию с небольшим количеством элементов. Они более неприхотливы к условиям использования, чем их конденсаторные «‎братья».

Доступность. Модели такого типа встречаются в разных ценовых категориях, но есть и очень доступные варианты, так как их производство чаще всего не требует больших затрат.

Устойчивость к обратной связи от окружающего шума пространства.

Недостатки

Низкая чувствительность. Катушка имеет определённый вес, поэтому, если на неё подаётся очень тихий звук или звук с очень высокой или низкой частотой, катушка не будет достаточно вибрировать, чтобы выработать нужное электричество и воссоздать звучание в точности.

Более низкий динамический диапазон, чем у конденсаторных моделей сказывается на точности записи — некоторые тонкости звучания музыкальных инструментов и вокала остаются за бортом.

Как работает конденсаторный микрофон?

Он также имеет диафрагму, которая обычно изготовлена из очень тонкого металла, а также ещё одну заднюю металлическую пластину. На диафрагму и заднюю пластину подаются электричество, создавая статический заряд между ними.

Как только звуковая волна попадает на диафрагму, пластина производит небольшое количество электрического тока. Как вы заметили, для работы конденсаторного микрофона требуется электричество, здесь не обойтись без фантомного питания. Что это такое? Это небольшая мощность, которая обычно поступает от вашего аудиоинтерфейса или предусилителя. Она нужна для движения диафрагмы.

Достоинства

Высокая чувствительность. Микрофон способен записывать даже самые слабые звуки, детали и изменения тонов.

Широкая частотная характеристика. Конденсаторные модели могут работать с самым широким спектром звукового сигнала.

Более линейное звучание на всём рабочем диапазоне. Позволяет передавать звучание вокала и инструментов в первозданном виде.

Недостатки

Сложная и хрупкая конструкция. Конденсаторные модели построены с большим количеством элементов, что делает их более уязвимыми для внешнего воздействия.

Требовательность к акустическим условиям. Из-за высокой чувствительности улавливаются даже самые тонкие звуки окружающего пространства, поэтому их чаще всего используют в «‎стерильных» студийных условиях.

Требуется фантомное питание.

Какой тип микрофонов лучше?

С точки зрения конструкции, конденсаторные модели более совершенны, чем динамические, и имеют большую чувствительность, а значит, более высокую точность записи даже мельчайших деталей. Динамические модели более неприхотливы и надёжны — они хорошо показывают себя в трудных сценических условиях. У каждого типа есть свои преимущества — вам лишь нужно определиться с целями.

При выборе микрофона важно учитывать еще одну важную характеристику — диаграмму направленности (это относится в большей степени к конденсаторным микрофонам). Она показывает, как микрофон реагирует на звуки, исходящие с разных сторон.

Какие бывают диаграммы направленности?

Всенаправленный микрофон принимает звук с одинаковой чувствительностью со всех сторон, вне зависимости от того, с какой стороны от него находится источник звука. Такой тип направленности отлично подходит, когда вы хотите передать звучание голоса или музыкального инструмента, захватив при этом звук окружающего пространства — например, вы ведёте запись в католическом соборе с великолепной акустикой.

Кардиоидные микрофоны наиболее чувствительны в передней части микрофона, перед капсюлем. С тыльной стороны микрофон улавливает звук слабее где-то на 20 дБ, по бокам также есть спад. Кроме того, есть суперкардиоида, которая захватывает звук ещё более концентрированно перед капсюлем, отсекая звуковое пространство по бокам и сзади. При кардиоиде передаётся только звучание голоса или звучание инструмента с минимальными «примесями» окружающего пространства.

Восьмёрка. Микрофон принимает звуковую волну спереди и сзади от капсюля и не чувствителен по бокам. Такой тип отлично подходит для записи подкастов и интервью, где спикеры сидят друг напротив друга.

Что нужно знать при выборе микрофона?

Частотные характеристики. Речь идёт о диапазоне частот, который микрофон может точно воспроизводить на одинаковом уровне. Частотная характеристика показывает, как микрофон влияет на звучание голоса или инструментов. Нужно обращать внимание на то, чтобы на рабочем диапазоне линия была как можно ровнее: для передачи голоса нас больше всего интересует линейность на частотах от 80 Гц до 12 кГц.

Импеданс (сопротивление микрофона). Высокое сопротивление негативно влияет на качество передачи звука, особенно на высоких частотах — в звук подмешивается много шума.

Уровень звукового давления (SPL). Этот показатель отражает максимальную интенсивность звука, с которой микрофон может справиться до появления искажений. Предпочтительные значения — 120 дБ и более. Если вы планируете записывать звонкие духовые инструменты или ударную установку, уровень звукового давления для вас будет определяющим фактором.

Уровень шума. Речь идёт о собственном шуме устройства (электрический шум или шипение). Для качественной записи приемлемо значение собственного шума от -28 дБ и ниже.

Соотношение сигнал/шум. Иначе говоря, это разница между чувствительностью микрофона и собственным шумом. Хорошие показатели — 64 дБ и выше.

Какими микрофонами пользуются известные исполнители на сцене и студии? Неужели лучше Shure SM58 ничего не придумали?

Как мы выяснили, выявить победителя в битве динамических и конденсаторных микрофонов не получится — у каждого типа свои сильные стороны. Мы рекомендуем иметь в своём арсенале представителей обоих типов, чтобы охватить весь спектр творческих задач: пишите голос, акустическую гитару, звучание хрустальных фужеров, фортепиано — да что угодно, если так просит ваш творческий гений.

Делитесь своими идеями с Dr.Head, мы всегда ждём вас в гости в наших магазинах! Весь парк PRO-аудио можно послушать и протестировать в студийных условиях.

Все новости в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *