Что такое триммер курса
Что такое “триммер” и что значит “триммировать” в большой авиации я знаю.
Но что это означает по отношению к RC моделям? Вот у меня конфигурация такая:
Модель: ZOHD dart-250G
Передатчик: FlySky- i6
Приёмник: FS-iA6B
Копилот: Zohd Kopilot Light
Понятно, что в режиме RTH, когда пилот вообще ничем не управляет, само понятие “триммировать” теряет смысл.
Понятно, что в режиме стабилизации, наверное, это тоже как-то не имеет смысла.
Но в режиме ручного управления было бы очень хорошо подстроить аппаратуру так, что бы полет был ровный.
Есть способ это сденлать?
подвигать триммера чтобы самолет летел ровно при отпущенных ручках
Что такое “триммер” и что значит “триммировать” в большой авиации я знаю.
Это также как и в большой авиации. Ручкой управляете. Чтобы не держать ручку отклоненной двигаете триммер. Двигая тримммер (тримммируете) добиваетесь чтобы при ручке в нейтрали модель летела ровно.
Двигая тримммер (тримммируете) добиваетесь чтобы при ручке в нейтрали модель летела ровно.
Я правильно понимаю, что это сводится к изменению передаточной кривой ручек управления на передатчике? А приёмник про это ничего не знает…
Просто сдвигает нейтральное положение ручки управления. Попробуйте подвигать — сама все увидите.
Я правильно понимаю
Я правильно понимаю, что это сводится к изменению передаточной кривой ручек управления на передатчике? А приёмник про это ничего не знает…
Вобщем правильно. Только приемник тоже об этом знает. Он принимает сигнал и декодирует его. И уже перемещенную нейтраль исполняет рулевая машинка от приемника.
Если вы перемещаете триммер, то и машинка двигается. Только пердаточное соотношение гораздо меньше. Можете почитать настольную книгу всех радимоелистов.
Книга старенькая, но в принципах дистанционного управления с тех пор не сильно что изменилось.
Вообще правильней бы надо было сказать, что “триммер” это укрепившийся сленг. Самого триммера нет на рулевых поверхностях у авиамоделей. Просто то что называется триммером это триммерный эффект, создаваемый тем или иным способом.
Триммер
Триммер (англ. trimmer; от trim, буквально — приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата. Служит для уменьшения усилий в системе управления ЛА.
Любой установившийся режим полета самолета, как правило, выполняется с незначительно отклонёнными рулями, что обеспечивает уравновешивание (балансировку) самолета относительно его центра масс. Возникающие при этом усилия на командных рычагах принято называть балансировочными. Балансировка по тангажу требуется из-за непостоянства центровки, балансировка по крену может потребоваться из-за разницы в наполнении крыльевых топливных баков, а также из-за реактивного момента воздушных винтов, который зависит от режима двигателя. Чтобы зря не утомлять летчика и избавить его от этих ненужных усилий, на каждой рулевой поверхности устанавливается триммер, позволяющий полностью снимать балансировочные усилия.
Триммер конструктивно полностью идентичен сервокомпенсатору и также шарнирно подвешивается в хвостовой части руля, но, в отличие от сервокомпенсатора, имеет дополнительное ручное или электромеханическое управление. Лётчик, отклоняя триммер в сторону, противоположную отклонению руля, добивается уравновешивания руля на заданном угле отклонения при нулевых усилиях на командном рычаге — на триммере появляется аэродинамическая сила, отклоняющая весь руль в нужную сторону. В некоторых случаях используется комбинированная поверхность — триммер-сервокомпенсатор (триммер-флетнер), который при включении привода работает в качестве триммера, а при отключенном — выполняет только функции сервокомпенсатора.
Триммерный эффект
Аэродинамический триммер может использоваться лишь в безбустерных системах управления, в которых командные рычаги напрямую, без гидроусилителей, связаны с рулями, или в системах с обратимыми бустерами. В системах с необратимыми бустерами усилия на командных рычагах создаются загрузочными механизмами (пружинами) и от шарнирного момента руля не зависят. В этом случае триммеры на рулях не ставятся, а балансировочные усилия снимаются специальными устройствами в системе загрузки командных рычагов — механизмами эффекта триммирования, которые перемещают точки крепления пружин к самолёту, тем самым смещая в ту или иную сторону нейтральное (при которых усилия обеих пружин уравновешены) положение штурвала или педалей и создавая постоянное отклонение руля.
Переставной стабилизатор
Другим средством балансировки самолета в установившемся режиме полета может служить переставной стабилизатор. Обычно такой стабилизатор крепится шарнирно на задних узлах подвески, а передние узлы соединяются с силовым приводом, который, перемещая носовую часть стабилизатора вверх или вниз, изменяет углы его установки в полете. Подбирая нужный угол установки, летчик может уравновесить самолет при нулевом шарнирном моменте на руле высоты. Этот же стабилизатор обеспечивает и требуемую эффективность продольного управления самолета на взлёте и посадке.
Триммирование квадрокоптера. Настройка и калибровка.
Триммирование квадрокоптера нужно каждому владельцу летательного аппарата. Можно сказать, с этого и стоит начать обучение управлению машиной. Что вообще подразумевает под собой триммирование? Грубо говоря, мы будем калибровать машину. Если вы только купили устройство, калибровка вряд ли понадобится. Заводские настройки вполне подходят для полетов. Но даже слабые удары коптером о какую-либо поверхность могут сбить их. Понять это очень просто. Если вы запустили коптер в воздух, а он слабо поддается управлению, скорее всего, начались проблемы с калибровкой.
Советы по настройке и калибровке квадрокоптера
Вообще, информация о триммировании должна содержаться в инструкции производителя. Также в ней всегда указывают, нужно ли вообще производить калибровку после покупки коптера, то есть, во время его первого полета. Но если вы купили китайский дрон за 50$, то нормальной инструкции может в принципе не быть. А если она и будет, то важная информация имеет право отсутствовать – все-таки сколько заплатили, то и получили.
Если вы раньше никогда не работали с коптерами, то далеко не факт, что сможете с первого раза его откалибровать. Новички, как правило, даже при правильных настройках не могут сразу же научиться держать коптер в зависшем состоянии. А если настройки сбиты, поддерживать такое состояние машины очень сложно – ее постоянно кидает в стороны, из-за чего реагировать нужно моментально. Поэтому если есть опытный человек, которого можно попросить помочь, лучше так и поступить. Иначе в процессе калибровки вы рискуете ударить об что-нибудь машину и поцарапать корпус (если не нанести ему еще более пугающие повреждения).
Для калибровки не нужно выпускать коптер в воздух в замкнутом помещении, или в той местности, где куча препятствий. Как минимум за пятьдесят метров лучше пусть ничего рядом не будет. Хотя опытные управляющие способны работать с коптером даже в маленькой комнате, но ведь не все из вас опытные, не правда ли?
Не спешите с калибровкой. Для начала разберитесь в функциях своего пульта. В большинство случаев стик слева необходим для перемещения дрона в вертикальной оси (бывают исключения в зависимости от модели). Правый стик – это крены вбок, также он отвечает за наклон вперед. Настраивать калибровку на земле не рекомендуется, поскольку с такой схемой точности не добиться. Машину придется поднять в воздух.
На какой высоте триммировать квадрокоптер (настраивать)
Дело в том, что если высота полета будет минимальной, например, 50 сантиметров, то держаться в воздухе будет машина за счет воздушной подушки, возникающей из-за винтов. И это крайне мешает настраивать триммирование. Лучше, чтобы высота было побольше. При нормальной высоте коптер не будет крениться и наклоняться, значит, ничего не помешает для осуществления настройки. В большинстве случаев триммирование нужно проделывать и с левым, и с правым джойстиком.
Проблемы с джойстиком от квадрокоптера
Но может все-таки есть возможность понять, с каким конкретно джойстиком проблемы?
- * Если вы наблюдаете такую ситуацию, когда идет крен вправо или влево, то проблемы с правым рычагом. Регулировать будем по крену.
- * Когда летательный аппарат без наших действий берет наклон сначала вперед, потом назад (либо наоборот), проблемы у нас с левым стиком. Для регулировки будем полагаться на тангаж.
- * В том случае, когда происходит и крен, и наклон, возиться придется с обоими джойстиками.
Как понять, что нужна калибровка квадрокоптера?
На самом деле, выяснить это можно буквально за пару простых этапов.
- Активируйте пульт и летательный аппарат
- Поднимите дрон как минимум на полметра. Тут станет понятно, куда кренится дрон. Если устройство не может зависнуть, из-за чего приходится им маневрировать, значит, с калибровкой точно возникли неприятности.
- Если нет, то идем дальше. Теперь нам необходимо определиться, с какой калибровкой будем работать. Есть автоматическая и есть механическая.
Два типа калибровки квадрокоптеров
* Если вы видите, что отклонения квадрокоптера самые минимальные, подойдет механический тип калибровки.
* Если вы видите, что триммер смешает положение на пять или меньше позиций, лучше выбрать автоматическую калибровку для безопасности устройства.
Механическая калибровка квадрокоптера
Под механической калибровкой подразумевается следующий процесс. Мы будем подкручивать регулятор тяги между тарелкой и сервоприводом – процесс достаточно простой.
Автоматическая настройка квадрокоптера
Что касаемо автоматической настройки. Здесь действий совершается значительно больше. Работать нужно с переключателями. Например, при наклоне вперед, нужно устанавливать триммер тангажа на нижнее положение. Одного раза, как правило, недостаточно, ставьте триммер до того момента, пока не добьетесь нужного положения.
Подобную процедуру нужно будет проводить и при наклоне назад. Но триммер мы уже установит в верхнее положение. С триммером работаем мы и в случае надобности калибровки летательного аппарата вправо или влево. Например, если дрон постоянно тянет в левую сторону, то триммер ставим в правую сторону. А если устройство уходит вправо, триммер тянем влево. С такими операциями даже новички могут справиться.
Вообще, пускать коптер в полет, не убедившись, что с калибровкой все в порядке – это сумасшествие. Коптер может просто унести в сторону из-за сбитых настроек, и вы его потеряете. Сначала мы колибруем гирокоптеры дрона, дальше убеждаемся, что машина связана с пультом управления. Теперь можно и воздух машину поднять. Но не отправлять его в полет, ведь есть еще и подстройки триммеров. Они помогут нам добиться эффекта зависания коптера в воздухе.
Как подготовить квадрокоптер к полету?
- Вставьте аккумулятор в квадрокоптер, но пока не включайте его (если у вашего дрона встроенная батарея, то пропустите этот пункт).
- Поставьте коптер на ровную поверхность. Если будут уклоны, то калибровка собьется. Поэтому ищите ровную площадку, чтобы не пришлось десятки раз перенастраивать дрон.
- Теперь нужно активировать сам аппарат. Но при включении пусть он будет у вас в руках. Как только активировали, сразу же ставьте на ровную площадку. Как правило, синхронизация гироскопов происходит за пару секунд (на стареньких моделях процесс длиться немного дольше). Коптер беспокоить секунд 10-20 не стоит. Пусть гироскопы начнут работать и произойдет калибровка.
Как связать пульт управления с квадрокоптером
Также важный этап. Сразу скажем, что способы связывания разные. Все зависит от вашей модели коптера. Наша инструкция может и не помочь. Так что, будьте готовы полагаться на инструкцию от производителя. Но если у вас типичная модель, а не невероятно дорогая, то наверняка действия нужно будет совершить следующие:
— В случае с 3-осным квадрокоптером мы включаем пульт, ждем около десяти секунд. Машина может издавать сигналы. Нам нужно ждать длинного сигнала. Он подтверждает, что пульт и квадрокоптер соединены.
— В случае с 6-осными моделями нам нужно активировать пульт. Дальше поднять джойстик газа до самого верха, после чего сразу отпустить вниз. Машина должна издать сигнал. Услышали его? Значит с соединением пульта и машины все в порядке.
Нам нужно поднять коптер примерно на 10-15 сантиметров. Следите за его полетом. Не должно быть крена, неожиданных наклонов без ваших действий. Но если на улице ветер, квадрокоптер может вести себя несколько странно, маневрировать – не забывайте учитывать ветер. Может, дело вовсе не в калибровке, а в погоде.
Допустим, ветра нет и коптер сам крениться вправо или влево. В таком случае работаем с нужным триммером. Если не разбираетесь в триммерах, знакомьтесь с инструкцией для своего устройства. Там будет подробная информация об этом. Но принцип довольно простой – нужно работать с правым триммером, когда устройство крениться влево. А если крен идет вправо, триммер нужен левый.
Конечно же, можно постоянно перенастраивать гироскопы, если есть в этом нужда. Нам нужно посадить машину, дальше сделать движение стиком сначала вниз, потом вправо. В некоторых случаях действия нужно совершать другие – опять же, учитывайте модель своего коптера. Возможно, нужно просто оба стика направить вниз, либо оба вправо. В инструкции от производителя есть информация об этом. В любом случае, коптер даст вам знать о том, что настройка завершена, путем моргания подсветки – она есть даже на самых дешевых и чуть ли не «игрушечных» коптерах.
Вывод по настройке коптеров
В принципе, на этом можно статью закончить. Как вы понимаете, настройка квадрокоптера вполне банальная вещь. Даже если вы работаете с коптером впервые, с настройкой можно справиться. Напоследок, дадим совет – ни в коем случае не запускайте квадрик, если явно виднеются сбитые настройки. Даже если вы мастерски управляете машиной, вы рискуете ее на спасти. Без калибровки большинство моделей управлению либо вообще не поддаются, либо крайне сложно ими управлять.
А если еще вдобавок и ненастная погода будет, то коптер может унести на далекое расстояние, из-за чего вы вообще потеряете над ним управление.
Видео, как отриммировать квадрокоптер
3 Comments
Join the discussion and tell us your opinion.
Как только прочитал статью, подумал, что всё настолько сложно и мне не справиться. А вот когда детально изучил советы по настройке квадокоптера, то полностью ухватил суть и оценил нужность предоставленной информации. В целом, статья написана доступным языком, без заумных фраз. А вот то, что касается о наличии информации в инструкции к игрушке, то тут вы не правы. Если она и есть, то написана так мудрёно – не разберёшь. Я лучше буду руководствоваться вашими советами, тем более тут всё подробно описано и даже видео есть.
спс за гайд, лайк
Здравствуйте, у меня возникла проблема на квадракоптере, винты крутятся с разной скоростью, или одни врощаются другие не врощаются, потом на оборот бывает один вращается потом резко начинают врощатся другие, подскажите пожалуйста в чем проблема?
Поговорим про триммер
У меня спросили по то, как работает триммирование рулей и как это ощущается на штурвале. Сразу говорю, в данном посте я расскажу только про триммер, а есть и другие виды аэродинамической компенсации, а так же всё описанное относится только к семейству Cessna 172s, L 410 и другим самолётам, имеющим жесткую связь рулевых поверхностей с штурвалом, т.е. без дополнительных усилителей-бустеров, а так же не имеющих подвижного стабилизатора.
Заранее условимся и так оно и есть – каждый самолёт вращается вокруг своего центра тяжести (на картинке он будет в виде красного круга), при отклонении штурвала или других органов управления (педали, сайдстик) отклоняются соответствующие управляющие поверхности. Воздушный поток, воздействуя на отклонённые поверхности, вызывает силу, которая и отклоняет самолёт вокруг центра тяжести. Управляющих поверхностей много разных, в нашем примере я возьму руль высоты и не буду всё усложнять с указанием моментов сил, плеч сил, всё предельно просто и понятно
Итак, представьте – вы находитесь в равномерном горизонтальном полёте и на него воздействуют одновременно 4 силы – тяги, сопротивления, подъёмной и тяжести:
Далее вы решили подняться выше, для этого необходимо потянуть штурвал на себя. Что произойдёт? А вот что (раскрасил по-другому чтобы было лучше видно):
Воздух, до этого равномерно обтекавший хвост вдруг начинает встречать на своём пути сопротивление в виде отклонённого вверх руля высоты. При этом на руль высоты оказывается давление (указал в виде плюсов), что создаёт силу, направленную вниз, указанную стрелкой. Эта сила действует относительно центра тяжести, что вызывает подъём носа самолёта вверх.
Ладно, с этим разобрались, ничего сложного, дальше так же просто. Ну летите вы так, со штурвалом, вытянутым на себя, минуту, другую, третью, дальше нужно подниматься ещё несколько минут. А вдруг ещё и разворот нужно совершать? А руки-то устают долго держать штурвал. Это Цессна ещё маленькая, у неё усилия в единицах килограммов могут быть, а на самолётах побольше усилия могут достигать десятков килограмм, буквально. Что делать? Нужно добавить силу, которая будет нам помогать и для этого придумали кучу разных устройств и одно из них – триммер. Посмотрите как он расположен на Цессне:
И что он делает? А просто, он тоже выдвигается в поток, создавая дополнительную силу, направленную в противоположную сторону силы руля высоты (фиолетовая стрелка):
Сила эта меньше, чем сила, которую создаёт руль высоты, но её достаточно, т.к. она действует относительно не центра тяжести, а относительно места крепления руля высоты. Таким образом, отклоняя триммер больше или меньше мы создаём больше или меньше такой вот отклоняющей силы. Когда эти две силы (триммера и руля высоты) уравновешены, самолёт называется оттриммированным, а штурвал находится в нужном положении без участия пилота:
Органы управления триммером на Cessna 172 – две кнопки на штурвале (необходимо нажимать сразу две, иначе не сработает, а так же колесо):
На L 410 можно триммировать не только руль высоты, но и элероны и руль направления, которые действуют так же:
Вот и всё. Ничего сложного, я же говорил :^) Прошу прощения за графику, фотки с интернета, а чукча – не художник.
Я правильно понимаю, что триммер оклоняется не прямой проводкой а электромоторчиком? Никогда моторчики не чудили?
Это именно создается подъемная сила за счет увеличения площади крыла, но она противоположна той силе, что подымает самолет.
Предательство
С 29го июля по 5е августа отдыхали в Турции. В басике "столкнулись" с парой. Русская и турок. Их разделяют тысячи километров. Она летает к нему каждый год. Она его любит. Он маломальски по русски изъясняется. И тоже любит её. Прекрасная пара.
Но.
— Где работаешь? — спросил я
— Не работаю. — ответила она.
— Отель не дешёвый. Турок твой оплачивает?
— Не. Муж.
В смысле, блядь, муж. 1!
Да, оказалось у неё муж и сын. А любит она обоих. Обоих мужиков. Тот, российский, не знает о её похождениях.
Чувак, если у тебя жена Ольга каждый год летает в Турцию, знай, ты рогоносец.
А вы чапаете?
Мне тут приезжий сказал, что ни разу не слышал это слово, погуглил и с удивлением узнал что большая часть России о нём не в курсе. Мы всё детство чапали в школу и ни разу не задумывались об этом.
Ответ на пост «Я добавляю овощи в любую еду, чтобы ребенок соседки не мог ее есть. Его мать угрожает пожаловаться властям»
Собственно, работаю вахтой. Отправили на Ямал, застрял там на пару месяцев, хотя обещали дней на 15-20. С продуктами там на месторождении тяжело: докупить что-то тяжело, ближайший магазин хрен знает где, да и далеко не каждый согласится привезти что-то тяжелее сигарет. Готовили в бригадах сами себе, или кооперировались по сменам 2-3 человека.
Вопрос с покупкой еды решал так: выкупал остатки продуктов у тех кто перевахтовался и ехал домой, заказывал ненцу знакомому(приходилось на водку добавлять ему), хлеб заказывал в буровой столовой.
Под конец вахты досталась бригада в составе которой половина дагестанцев была, тоже как и я, на калыме. Ну и готовил я себе сам(сковородка, кастрюля и прочая посуда свои). Стал замечать, что гуляш например, суп с лапшой и все такое катастрофически быстро заканчиваются.
Говно вопрос! Сало ел только в прикуску, а тут стал на нем готовить абсолютно всё)). Еды стало хватать дня на три. Как-то мне даже в подарок растительное масло предложили «друзья» с Кавказа)). Отказался, сказал люблю сало и шкварки))). А один раз мастер, Мага, открыл крышку, в которой булькало рагу, распространявшее охуительный запах: «да бля, опять с салом». Оказывается, готовка не мужское дело, сука, но западло было по-человечески предложить питаться вместе? Надо было пиздить хавку, которую еще хуй достать.
Доверие к полиции
Ехал весной поездом в Питер. Наблюдал такой случай, остановка, народ вываливает на перрон. Женщина с ребенком годика 3-4. Начинает отчитывать его «Ты плохо себя ведешь, отдам тебя дядям». В это время по перрону проходили полицейские и один из них сержант такой: «Вот, мамочка, не надо пугать детей полицией, а то потом они нам не доверяют. Там вон цыгане в следующем вагоне едут, пугайте ими»
Гендеры
Актуально
upd: Картина Сергея Авдеева. https://fineartamerica.com/featured/two-bachelors-sergey-avdeev.html
Российская шахматистка выиграла Кубок мира
🏆Александра Горячкина сияет на мировой шахматной арене! Она одолела Нургюл Салимову из Болгарии и стала обладательницей Кубка мира! Великолепная игра и заслуженная победа! 🥇👏
Ответ 11ore11 в «Почему на зубы такие жёсткие цены?»
Люблю перемены, но далеко не всякие и не во всем.
И вот уже восемнадцать лет я хожу к одному и тому же зубному врачу из маленькой частной клиники. Зовут его Борис.
Боря – очень позитивный бутуз, примерно моего возраста. Как со старого клиента берет по-божески, да и зубы мои он знает лучше, чем я сам, его пломбы держатся долго, ну чего еще желать?
Вот однажды я, как всегда неожиданно, почувствовал что у меня есть зубы, особенно один…
Позвонил Боре:
— Привет, Борис, можешь говорить?
— Привет, ну, так…
— Хочу к тебе с зубом приехать.
— ….
— Чего молчишь? Когда лучше?
— Ты знаешь, у меня наверное не получится, давай я тебе телефон другого нашего врача дам, ты должен его помнить, седой такой, он тоже очень хороший, все сделает не хуже меня. Извини, не могу говорить…
— Ладно, спасибо, Борис, жду от тебя номер.
Через полчаса пришла СМС-ка с телефоном и именем другого врача.
Я уже и номер набрал, но вдруг от чего-то передумал и сбросил.
В конце концов – почему я должен идти к какому-то незнакомому врачу, если привык к Боре?
Нет, не пойду к другому, пережду Борины отгулы, свадьбы, или что там еще у него.
Слава Богу и мой зуб был абсолютно солидарен с этим решением, он испугался незнакомого седого доктора, затаился и совсем перестал болеть.
Я опять набрал Борю:
— Але, это снова я. Так, может я подожду тебя? Что-то не хочется к другому доктору. Зачем мне другой, если ты еще не умер?
Возникла странная пауза, я стал дуть в трубку и алекать, но Борис только громко дышал и молчал. Наконец он ответил:
— Ты что, правда хочешь меня подождать?
— Ну, да, а что?
— Лучше не надо, а то ждать придется долго, может месяц, а может два, не выдумывай, а позвони-ка лучше тому врачу, которого я тебе дал.
Но тут я почему-то почувствовал, что Борис больше всего на свете хочет, чтобы я подождал именно его. И твердо ответил:
— Нет, я уж как-нибудь подожду. А, кстати, где ты?
— Да, тут уехал, по одному дельцу. Так ты правда хочешь меня дождаться?
— Я же сказал – буду ждать только тебя, не бойся, не помру.
— Тогда позвони мне недельки через три, а лучше – через четыре.
Ровно через месяц, мы с зубом опять позвонили Борису, он опять предлагал другого врача, я опять не согласился и мы снова договорились созвониться еще через месяц.
…Так прошло целых пять месяцев, я уже начал терять терпение и злится на свое тупое упрямство, да и зуб намекал на другого врача. В конце концов, где он так долго пропадает? Если бы я знал, что это так растянется, давно бы уж плюнул на Бориса. Какой он все-таки неконкретный человек.
Неожиданно Борис позвонил сам:
— Привет. Ты все еще меня ждешь?
— Ну, да и не столько я, сколько мой бедный зуб…
— Завтра в десять вечера сможешь приехать?
— В десять? А чего так поздно? Ваша контора до семи же работает.
— Зато никто не помешает. Ну, сможешь?
— Ладно, в десять – так в десять.
На следующий вечер, когда я стоял в пробке на полпути к клинике, неожиданно позвонил Борис, он долго извинялся, придумывал какие-то нелепые отговорки и попросил перенести все на завтрашний вечер. Не знаю почему, но я даже не рассердился на него, а просто согласился и стал искать ближайший разворот.
Наконец настал тот самый вечер.
Борис встретил меня похудевшим и как всегда позитивным, мы прошли по пустым кабинетам между кресел и витрин и, не знаю от чего, но почему-то меня не покидало стойкое ощущение, что я не настоящий пациент, а он не настоящий зубной врач, как будто мы два ночных вора-дилетанта забрели — куда получилось. Я даже на полушепот перешел.
Борис усадил меня в кресло, как обычно навис надо мной и как обычно принялся потрошить мою голову, своими блестящими железячками и жужжалками, все было как всегда, только его лоб вспотел больше обычного, даже очки залило.
Наконец он закончил и деловито сказал:
— Постучи зубами. Пломба не мешает?
— Да, нет, все отлично, спасибо. Сколько с меня?
Из-за его марлевой повязки я не сразу заметил, что Борис плакал. От моего вопроса: — «Что случилось?» он и вовсе зарыдал как маленький мальчик, но скоро взял себя в руки и ответил:
— Ты извини – это нервы. Не нужно никаких денег, я сам готов тебе заплатить любые деньги, за то, за то, что ты… меня ждал.
Когда ты тогда позвонил, я не стал тебе говорить, но в тот момент, я только отошел от наркоза. У меня ведь инсульт был, всю левую половину парализовало. Никто не верил, что я даже с койки встану, и уж не то что смогу вернуться в профессию, даже жена не верила. А я всем говорил: — хрен вам всем, у меня есть пациент и он меня ждет.
С утра до вечера на тренажерах работал, каждый день тебя вспоминал и думал: — хоть бы он подождал меня, хоть бы подождал… А вчера я не смог, извини еще раз, так разволновался: — Как у меня получится с первым пациентом? А вдруг напартачит левая рука? Веришь ли, аж зубы стучали от страха?
Ху-х, я врач, я врач, я врач, я настоящий зубной врач. Позвоню жене. Ур-а-а-а.
От Бориного дикого «Ур-а-а-а. », даже колбочки на стеклянных полках отозвались хрустальным звоном…