Что такое анкерная опора?
Анкерные опоры — опоры, устанавливаемые на пересечениях с различными сооружениями, а также в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию и воспринимать в нормальных режимах работы усилия от разности… …
Для чего нужны анкерные опоры?
Анкерные опоры устанавливаются на прямых участках трассы для перехода через инженерные сооружения или естественные преграды, воспринимают продольную нагрузку от тяжения проводов и тросов. . При нормальных условиях работы ВЛ они воспринимают нагрузку от одностороннего натяжения проводов и тросов.
Какие бывают типы опор ВЛ по назначению?
- промежуточные, устанавливаемые на прямых участках трассы ВЛ. .
- анкерные, устанавливаемые для ограничения анкерного пролета, а также в местах изменения числа, марок и сечений проводов ВЛ. .
- угловые, устанавливаемые в местах изменения направления трассы ВЛ.
Какие бывают виды опор?
- Промежуточные;
- Анкерные;
- Угловые;
- Концевые;
- Специальные.
Сколько стоит опора лэп?
Прайс-лист на опоры ЛЭП
Наименование | Цена, за шт. * |
---|---|
Стойка (опора) для ЛЭП СВ 95-2с | 5700 руб. |
Стойка (опора) для ЛЭП СВ 105-3,5 | 7800 руб. |
Стойка (опора) для ЛЭП СВ 164-12 | 35600 руб. |
Стойка (опора) для ЛЭП СВ 1,2-10 | 13400 руб. |
Сколько стоит Железобетонная опора?
Что увеличивает срок службы деревянной опоры?
Повышенная влажность существенно уменьшает прочность дерева. . Поэтому при использовании древесины под опоры большое внимание уделяется ее пропитке антисептиками. Пропитка антисептиками значительно увеличивает срок службы деревянных опор. Применение для деревянных опор непропитанной сосны или ели запрещается.
Что является основным недостатком болтовых опор?
Основным недостатком болтовых опор является увеличение в 1,5–2 раза трудозатрат на сборку опор на трассе линии и в 2,5–3 раза расхода болтов. . Опора может состоять из одной, двух и более секций (в зависимости от требуемой высоты). Длина секции до 16 м.
Сколько метров Охранная зона для для воздушных линий 1 20 кв?
2) по 1 м – для самонесущих изолированных проводов напряжением до 1 кВ; 3) не менее 10 м – для воздушной линии электропередачи 1 – 20 кВ; 4) не менее 15 м – для воздушной линии электропередачи 35 кВ; 5) не менее 20 м – для воздушной линии электропередачи 110 кВ; 6) не менее 25 м – для воздушной линии электропередачи .
Что нельзя делать в охранной зоне лэп?
В охранной зоне ЛЭП запрещается: производить взрывные, земляные, мелиоративные работы; посадку деревьев; складировать мусор, грунт, солому, снег и т.
Можно ли строить под линией электропередач?
Итак, в п. 4а отмечено, что «в пределах охранных зон линий электропередач напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы…»
Чем опасно жить рядом с лэп?
Некоторые результаты настораживают. Так, шведские ученые установили, что у людей, проживающих на расстоянии до 800 м от ЛЭП напряжением 200 кВ, статистически чаще встречаются лейкозы, опухоли мозга, онкология молочной железы.
Можно ли строить дом под проводами?
Строить рядом с ЛЭП можно не ближе 25 м до проекции на землю крайнего провода. Ниже указано безопасное расстояние от дома до ЛЭП в зависимости от напряжения в линии: . 300-500 кВ — 30 метров; 750 кВ — 40 метров.
Что можно делать в охранной зоне лэп?
- набрасывать на провода и опоры воздушных ЛЭП посторонние предметы;
- проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут затруднить доступ к энергообъектам;
- разводить огонь;
- организовывать складирование каких-либо материалов и свалки;
Можно ли строить дом в охранной зоне лэп?
Таким образом, в охранной зоне ЛЭП 110кВ возможно ведение строительства жилого дома только при условии получения письменного согласования сетевой организации. . Таким образом, фактически отсутствуют основания для распространения на данный земельный участок ограничений санитарно-защитной и охранной зон ЛЭП 110 кВ./span>
Можно ли построить гараж в охранной зоне лэп?
У любой ЛЭП есть охранная зона, в которой строить ничего нельзя, ширина ее зависит от напряжения линии. Особые условия использования земельных участков в зонах электроустановок определены постановлением Правительства РФ. При этом, если гараж можно поднять, не разрушив его, — это уже движимое имущество./span>
Как перенести лэп со своего участка?
Перенести опоры ЛЭП, законно находящиеся на участке, можно по соглашению сторон – собственника участка и владельца ЛЭП. Если стороны не придут к такому соглашению, то собственник участка вправе обратиться в суд с требованием освободить свой земельный участок от ЛЭП./span>
Как убрать столб со своего участка?
Если столб на участке установлен законно, то вам необходимо написать заявление на ТУ и договор о компенсации нарушенного права собственности. В этом случае, если Вы подпишите договор, обязанность убрать опору ЛЭП с участка возлагается на Вас и за Ваш счет.
Сколько стоит перенос опоры лэп?
Стоимость услуг по переносу ЛЭП с участка — от 70000 рублей.
Можно ли жить возле линии электропередач?
Сейчас возводить дома в зоне ЛЭП можно на расстоянии до 30 метров. По словам энергетиков, жить рядом с ЛЭП не опаснее, чем находиться рядом с обычной розеткой — напряжённость электромагнитного поля у них одинаковое./span>
Как влияет на человека высоковольтная линия?
Исследовалось влияние высоковольтных линий на волосяной покров человека. При напряжении более 50 кВ/м возникает электростатический эффект, легкий зуд и вибрация волос. На растения негативно воздействует поле величиной 20-50 кВ/м. При этом происходит повреждение тканей под влиянием теплового воздействия.
Можно ли жить рядом с тэц?
По действующим государственным санитарным нормам и правилам, указанные объекты причисляют ко второму классу опасности (высокой степени). Многие ошибочно полагают, что ТЭЦ выделяют исключительно пар, поэтому проживание вблизи подобных комплексов абсолютно безвредно./span>
1.3.2. Стальные опоры
простота заводского изготовления и технологичность сборки на трассах.
Эти преимущества позволяют использовать их для ВЛ всех напряжений, проходящих в тяжелых климатических и географических условиях, а также применять в качестве анкерных и угловых опор на ВЛ от 110 до 500 кВ с железобетонными промежуточными опорами.
Промежуточные опоры ПЛ башенного типа с односторонним расположением проводов применяются для сокращения ширины просеки при прохождении лесных массивов.
Стальные опоры изготавливают как в болтовом исполнении, так и с помощью сварки.
В болтовых конструкциях минимальное расстояние от центра болта до края элемента должно быть не менее 1,25 диаметра отверстия для болта. Применение болтов, имеющих по длине ненарезной части участки с различными диаметрами в соединениях, где болты работают на срез, не допускается.
При сборке опор установка в несовмещенные отверстия болтов меньшего диаметра не допускается, нарезная часть болта не должна находиться в теле соединенных элементов. При установке фундаментов с целью плотной посадки пят опоры на фундаменты доп ускается установка между пятой опоры и верхней плоскостью фундамента до четырех прокладок общей толщиной до 40 мм. Площадь и конфигурация прокладок определяются проектной организацией.
Для защиты от коррозии сварные секции и детали опор окрашиваются на заводе один или два раза в зависимости от требований заказчика. Более надежная защита опор от коррозии производится путем горячего оцинкования их элементов.
Стальные опоры состоят из следующих основных конструктивных элементов: стойки (или двух стоек), траверс и тросостоек, а опоры с оттяжками имеют еще оттяжки – тросовые или изготовленные из круглой стали.
В случае окончательной сборки опор на пикетах линии элементы опор подбираются комплектами на опору на заводе, связываются пакетами и отгружаются заказчикам. Опоры болтовой конструкции экономичны в перевозке, позволяют полнее использовать грузоподъемность транспорта, удобны для оцинковки.
Основным недостатком болтовых опор является увеличение в 1,5–2 раза трудозатрат на сборку опор на трассе линии и в 2,5–3 раза расхода болтов.
«Справочник по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4 -750 кВ»
С 2004 г. ОАО «Опытный завод «Гидромонтаж»» начал выпуск многогранных металлических опор. Они представляют собой многогранную коническую конструкцию, изготовленную из стального листа. Опора может состоять из одной, двух и более секций (в зависимости от требуемой высоты). Длина секции до 16 м. Однако чаще всего используются секции длиной до 11,5 м, что обусловлено удобством транспортировки железнодорожным и автомобильным транспортом. Соединение секций между собой возможно как фланцевое, так и бесфланцевое (телескопическое). Высота опор до 40 м и более. Толщина стенки от 3 до 12 мм. Диаметр опор до 2 м. В грунт опоры устанавливаются либо непосредственно в пробуренную скважину, либо крепятся на фланцах к железобетонному фундаменту.
Многогранные металлические опоры значительно надежнее бетонных и решетчатых, особенно в сложных гололедно-ветровых условиях. В аварийном режиме многогранная стальная опора выдерживает нагрузки в 2–3 раза больше, чем железобетонная опора.
Малый вес и высокая степень заводской готовности позволяют устанавливать опору без использования специальных дорогостоящих подъемных средств и заливки мощных фундаментов. Резко сокращаются трудозатраты и сроки монтажа, особенно в болотистых грунтах и труднодоступных районах. Монтаж не требует больших п лощадей, что особенно важно при работе в городских условиях, в горных районах.
Типы стальных опор (рис. 1.2) и их технические характеристики приведены в табл. 1.35—1.41.
Расчеты технических данных для унифицированных стальных опор проведены в соответствии с ПУЭ-6. При проектировании современных ВЛ в соответствии с ПУЭ-7 необходимо проводить перерасчет указанных технических данных.
Рис. 1.2. Опоры стальные для линий электропередачи:
а – П35-2В, У35-4; б – П110-5В; в – П110-6В; г – У110-1; д – У110-2; е – П220-3; ж – У220-2; з – У220-3; и – У330-2т; к – П330-2; л – ПП750-1, ПП750-3
Стальные опоры ВЛ 35 кВ (см. рис. 1.2)
* Применяются также в горных районах.
** Применяются в горных районах с ограничением угла поворота линий.
* * * Применяются для перехода через инженерные сооружения.
Стальные опоры ВЛ 110 кВ (см. рис. 1.2)
* Опоры для проводов АС 240/32 применяются только в III районе по ветру.
Стальные опоры ВЛ 220 кВ (см. рис. 1.2)
Стальные опоры ВЛ 330 кВ (см. рис. 1.2)
* Технические данные опор ПЛ указаны для II ветрового района в соответствии с ПУЭ-7.
Справочник по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4–750 кВ
Систематизированы материалы по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4—750 кВ. Изложены сведения по основным материалам, комплектующим изделиям, трансформаторным подстанциям, распределительным устройствам, строительно-монтажным работам, эксплуатационным материалам, строительным машинам, средствам механизации. Освещены вопросы технического обслуживания и ремонта строительных машин и транспортных средств, охраны труда. В основу положены материалы Справочника по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4—500 кВ. Настоящее издание дополнено новыми марками опор, линейных изоляторов, арматуры, комплектных трансформаторных подстанций и распределительных устройств, строительных машин и автомобилей, оборудования и средств механизации; приведены данные о новых эксплуатационных материалах и комплектующих изделиях. Для специалистов, занимающихся проектированием, строительством и реконструкцией линий электропередачи, а также студентов вузов.
Оглавление
- Предисловие
- Термины и определения
- Раздел 1. Воздушные линии электропередачи
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справочник по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4–750 кВ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Воздушные линии электропередачи
1.1. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Строительные материалы и изделия, применяемые при строительстве линий электропередачи, должны соответствовать проектной документации, государственным стандартам (ГОСТ) и техническим условиям (ТУ) на их изготовление. Соответствие материалов и изделий этим требованиям должно подтверждаться паспортом или сертификатом на поступившую продукцию. Наличие сопроводительной документации не исключает необходимости проверки продукции перед ее использованием.
Материалы, применяемые в процессе строительно-монтажных работ на ВЛ и служащие для изготовления конструкций, можно условно разделить на следующие виды:
конструкционные (бетон, железобетон, металл, древесина), из которых изготовляют фундаменты, опоры и другие конструкции и детали;
проводниковые, из которых изготовляют провода, грозозащитные тросы, элементы заземляющих устройств, соединительные зажимы и т. д.;
изоляционные материалы и изделия, из которых изготовляют, в частности, изоляторы, обеспечивающие изоляцию проводов друг от друга и от конструктивных элементов опор.
Массы основных строительных материалов приведены в табл. 1.1.
Массы основных строительных материалов
1.1.1. Бетон и железобетон
При строительстве линий электропередачи бетон применяется в основном при сооружении фундаментов под переходные опоры. Рабочие характеристики бетона определяются нормируемыми марками при проектировании. Марки бетона устанавливаются по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости.
По прочности на сжатие установлены следующие марки бетонов: 15, 50, 75, 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500, 600.
По морозостойкости — в циклах попеременного замораживания и оттаивания: 10, 15, 25, 35, 50, 100, 200, 300.
По водонепроницаемости установлены марки В-2, В-4, В-6, В-8, обеспечивающие водонепроницаемость бетона при давлении воды соответственно не менее 20, 40, 60 и 80 Па.
В соответствии со СНиП 52-01-2003 основными нормируемыми и контролируемыми показателями качества бетона являются: класс по прочности на сжатие В, класс по прочности на осевое напряжение В(, марка по морозостойкости F, марка по водонепроницаемости W, марка по средней плотности D.
По СНиП 2.03.01–84* марки бетона по прочности на сжатие заменены на классы бетона по прочности на сжатие. Соответствие марок и классов бетонов по прочности приведено в табл. 1.2.
Классы бетона по прочности на сжатие отвечают значению гарантированной прочности бетона, МПа с обеспеченностью 0,95.
Классы и марки бетона по прочности
Класс бетона по прочности на осевое растяжение В( соответствует значению прочности бетона на осевое растяжение в МПа с обеспеченностью 0,95 и принимается в пределах от 0,4 до 6.
Марка бетона по морозостойкости F соответствует минимальному числу циклов попеременного замораживания и оттаивания, выдерживаемых образцом при стандартном испытании, и принимается в пределах от 15 до 1000.
Марка бетона по водонепроницаемости W соответствует максимальному значению давления воды (МПа-10 -1 ), выдерживаемому бетонным образцом при испытании, и принимается в пределах от 2 до 20.
Марка по средней плотности D соответствует среднему значению объемной массы бетона в кг/м 3 и принимается в пределах 200 до 5000.
По объемной массе в сухом состоянии бетон подразделяется на особо тяжелый — более 2500 кг/м 3 , тяжелый — от 1800 до 2500 кг/м 3 , легкий — от 500 до 1800 кг/м 3 , особо легкий — до 500 кг/м 3 .
Марка бетона по прочности — это предел прочности бетона при сжатии, Па, бетонного образца — куба с ребрами 200 мм после 28-суточного твердения при температуре 20 ± 2 °C и относительной влажности 90 %.
Для увеличения прочности в бетон закладывается стальная арматура, принимающая на себя растягивающие усилия. Бетон прочно сцепляется с арматурой, оба материала почти одинаково расширяются при нагревании. Это обеспечивает их совместную работу и монолитность железобетона. Однако при растяжении сталь может увеличиться в 5–6 раз больше, чем бетон, и при этом в бетоне появляются трещины, ведущие к порче конструкции. Во избежание этого при изготовлении опор ВЛ широко применяют предварительное натяжение стальной арматуры. Предварительно напряженный железобетон прочнее, легче, долговечнее и экономичнее обычного.
Показатели жесткости бетонной смеси и расход цемента для бетонных конструкций приведены в табл. 1.3 и 1.4.
Жесткость бетонных смесей, укладываемых в различные конструкции
Ориентировочный расход цемента в бетонных конструкциях
Коэффициенты нарастания прочности бетона при нормальных условиях твердения:
1.1.2. Арматура и стальной прокат
Для армирования железобетонных конструкций применяется сталь арматурная, отвечающая требованиям соответствующих государственных стандартов (ГОСТ 5781—82*). В зависимости от механических свойств арматурная сталь подразделяется на классы А-I (А240) гладкого профиля и А-II (А300), Ас-II (Ас300), А-III (А400), А-IV (А600), А-V (А800), А-VI (А1000) периодического профиля.
Стержни диаметром менее 10 мм поставляются в бухтах (исключение составляют стали А-IV (А600) и А-V (А800), поставляемые в прутках), а диаметром 10 мм и более — в прутках длиной от 6 до 12 м. Арматурную сталь изготавливают из углеродистой и низколегированной сталей марок, указанных в табл. 1.5.
Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций (ГОСТ 5781-82*)
1. В скобках указаны условные обозначения класса арматурной стали по пределу текучести, Н/мм 2 .
2. Профили диаметров, указанных в скобках, изготавливаются по согласованию.
Прокат для строительных стальных конструкций соответственно ГОСТ 27772—88* изготавливается из стали С235, С245, С255, С275, С285, С345, С345К, С375, листовой универсальный прокат и гнутые профили — из стали С235, С245, С255, С275, С285, С345, С345К, С375, С390, С390К, С440, С590, С590К. Буква С означает — сталь строительная, цифры условно обозначают предел текучести проката, буква К — вариант химического состава (табл. 1.6).
Соответствие марок стали проката строительных стальных конструкций (ГОСТ 27772-88*)
Масса и основные размеры стержневой арматуры, арматурной проволоки, уголков, двутавров, швеллеров, полосы проката приведены в табл. 1.7–1.14.
Стержневая арматура (ГОСТ 5781-82*)
Арматурная проволока (ГОСТ 7348—81*)
Уголки стальные равнополочные (ГОСТ 8509—93)
Уголки стальные неравнополочные (ГОСТ 8510—86*)
Двутавры стальные (ГОСТ 8239—89)
Швеллеры стальные (ГОСТ 8240—97)
Прокат стальной круглый (ГОСТ 2590—88)
Полоса стальная (ГОСТ 103—76*)
1.1.3. Лесные материалы
В практике электросетевого строительства применяются лесные материалы, в основном круглые лесоматериалы и пиломатериалы. По размерам поперечного сечения пиломатериалы подразделяются на доски, бруски и брусья (толщина и ширина более 100 мм).
Деревянные опоры ВЛ изготовляют из сосны и лиственницы. В отдельных случаях применяют также ель, кедр, пихту. В связи с тем что непропитанная сосна гниет через 3–4 года, а ель еще быстрее, опоры ВЛ изготовляют только после пропитки древесины специальными противогнилостными веществами — антисептиками. В качестве консервантов используются высокоэффективные медно-хромо-мышьяковые (ССА) составы. Опоры, пропитанные ССА, используются при строительстве линий электропередачи напряжением 0,4—10 кВ.
Использование изоляционных свойств древесины позволяет снизить число изоляторов и отказаться от грозозащитного троса. Кроме того, при необходимости, допускается совместная подвеска линий 0,4; 10 кВ и уличного освещения. В среднем срок службы пропитанных опор, находящихся в контакте с почвой, составляет до 45 лет. Пропитанные детали не следует обрабатывать; в крайнем случае, затесанное место или просверленное отверстие необходимо тщательно антисептировать.
Лиственница зимней рубки хорошо противостоит загниванию, и ее иногда применяют непропитанной. Опоры из лиственницы служат 15–20 лет. Недостатки древесины — большие колебания прочности, пороки (сучки, косослой, трещины, гнили и пр.), гигроскопичность, уменьшение прочности при повышенной влажности, уменьшение размеров при сушке, возгорание, расщепление от ударов молнии.
Физико-механические свойства используемой древесины приведены в табл. 1.15, а объемы лесоматериалов — в табл. 1.16 и 1.17.
Физико-механические свойства древесины
Примечание. Прочность древесины дана при стандартной влажности 12 %. С увеличением влажности прочность снижается.
Объем круглых лесоматериалов в зависимости от длины и диаметра бревен
Объем обрезных досок длиной 10 м
1.2. СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОД ОПОРЫ ВЛ
Конструкция фундаментов выбирается в соответствии с типом опоры, действующей на фундамент нагрузкой, а также характеристикой грунта, в который будет заделан фундамент.
В качестве фундаментов опор применяются монолитный бетон, сборный железобетон, сваи и в некоторых случаях — металлические фундаменты. У железобетонных опор, нижний конец стойки которых заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки, иногда усиленный ригелями.
Деревянные опоры всех типов устанавливаются без фундаментов.
Для стальных и некоторых видов железобетонных опор на оттяжках наибольшее распространение получили железобетонные сборные фундаменты, устанавливаемые в котлованы. При изготовлении на заводе фундаменты поступают на линию или в виде готовых к установке конструкций (подножников, свай, плит, ригелей, ростверков), или в виде отдельных деталей (рис. 1.1).
Широкое применение железобетонных подножников заводского изготовления возможно в грунтах почти всех категорий, что резко снижает трудоемкость устройства фундаментов, а также объемы земляных работ, расход бетона и в конечном счете стоимость сооружения. Применение железобетонных подножников заводского изготовления позволяет выполнять сооружение фундаментов под опоры ВЛ практически в любое время года.
Рис. 1.1. Детали сборных железобетонных фундаментов опор ВЛ: а — прямой подножник; б — наклонный подножник; в — пригрузочная плита; г — ригель; д — свая; е — ростверк; ж — анкерная плита для крепления оттяжек
С целью ограничения числа типов железобетонных подножников и свай, предназначенных для массового изготовления на заводе, они унифицированы. Шифровка фундаментов основной номенклатуры определяется буквой Ф — фундамент и цифрой, которая указывает типоразмер фундамента. Специальные фундаменты имеют после первой буквы в шифре дополнительную букву С, укороченные — К, повышенные — П. После цифры, обозначающей типоразмер фундамента, через дефис проставляется буква или цифра, указывающая на его применение:
А — под анкерно-угловые опоры; О — под стойки опор с оттяжками; 2 — под опоры с башмаками, имеющими два отверстия; 4 — под опоры с опорными башмаками, имеющими четыре отверстия. В случае установки на фундаментах неосновных вариантов наголовников (с болтами диаметром 48 мм или болтами длиной 350 мм) после буквы А основного шифра через дефис проставляются цифры соответственно 48 или 350.
Ф4-А — фундамент 4-го типоразмера под анкерно-угловую опору;
ФС 2–4 — фундамент специальный 2-го типоразмера под опору с башмаками, имеющими четыре отверстия, т. е. фундамент с четырьмя болтами;
ФК 1–0 — фундамент укороченный 1-го типоразмера под стойку опоры на оттяжках.
Для шифровки фундаментов дополнительной номенклатуры к шифру основного фундамента добавляют букву:
в шифре вариантов фундаментов с модернизированным оголовком после буквы А добавляется буква М — модернизированный, например Ф3-АМ, Ф5-АМ;
в шифре вариантов фундаментов со сварным или болтовым соединением стойки с нижней частью после букв ФП и ФС добавляется буква С, обозначающая сварной, или буква Б — болтовой вариант.
Например, ФПС5-А — вариант повышенного фундамента ФП5-А со сварным соединением стойки и нижней части; ФСБ2-4 — вариант специального фундамента ФС-4 с болтовым соединением стойки и нижней части.
Для изготовления железобетонных фундаментов применяется бетон марок 200, 300 и 400 (по прочности на сжатие), приготовленный на портландцементе. При наличии на трассе агрессивных к бетону грунтовых вод для приготовления бетона применяется цемент, стойкий к конкретному виду агрессии.
Для армирования железобетонных фундаментов применяется арматура из горячекатаной углеродистой или низколегированной стали. Для линий электропередачи, строящихся в районах с расчетной наружной температурой воздуха до — 30 °C, разрешается применять арматуру из кипящих сталей; для линий, строящихся в районах с расчетной температурой воздуха от — 30 до — 40 °C, разрешается применение арматуры из полуспокойной стали, а для районов с температурой ниже — 40 °C — только из стали спокойной плавки.
Для промежуточных и анкерно-угловых стальных опор основным конструктивным элементом фундаментов принят подножник грибовидной формы, а для анкерно-угловых опор и опор с оттяжками применяются подножники с наклонными стойками, ось которых является продолжением пояса опоры и оси оттяжки. Это резко снижает горизонтальные нагрузки на фундамент. Для крепления оттяжек вантовых опор применяются также составные фундаменты с навесными плитами прямоугольного сечения. Эти фундаменты получаются сочетанием грибообразного подножника и навесных плит.
Выбор типов фундаментов производится на основании установочных чертежей, разработанных для каждого типа опоры. На установочных чертежах приводятся: план расположения фундаментов; привязка ригелей, пригрузочных плит; район по гололеду и скоростной напор ветра, а для анкерно-угловых опор — угол поворота на линии. На чертежах фундаментов указывается степень уплотнения грунта засыпки.
Под анкерно-угловые опоры разработано семь типов фундаментов: Ф1-А; Ф2-А; Ф3-А; Ф4-А; Ф5-А; Ф6-А и ФС. Под промежуточные и промежуточно-угловые опоры разработаны шесть типов фундаментов: Ф1; Ф2; Ф3; Ф4; Ф5; Ф6 и фундамент типа ФС.
При прохождении трассы ВЛ в районах рек, болот, по косогорам применяются повышенные составные подножники типа ФП со сварным — С или болтовым — Б соединениями стойки с нижней частью. Основные типы, характеристики сборных железобетонных фундаментов и подножников для ВЛ 35—500 кВ приведены в табл. 1.18—1.21.
Фундаменты под промежуточные опоры ВЛ 35—500 кВ
Фундаменты под анкерно-угловые опоры ВЛ 35—500 кВ
Фундаменты малозаглубленные высотой 0,7 м
1.2.2. Анкерные плиты и балки
Анкерные плиты (ПА) применяются для закрепления в грунте стальных и железобетонных опор на оттяжках. Разработаны шесть типоразмеров. Плита типа ПА1 полной длины имеет марку ПА1-2, укороченная имеет марку ПА1-1; плита типа ПА3 полной длины имеет марку ПА3-2, укороченная — ПА3-1. Анкерные плиты и анкерные балки, представляющие собой прямоугольные в плане конструкции с одним центральным ребром, приведены в табл. 1.22.
Анкерные плиты и анкерные балки
1.2.3. Опорные плиты и подпятники
Опорные плиты (ОП) применяются для закрепления в грунте стоек железобетонных опор в тех случаях, когда из-за больших сжимающих нагрузок или слабых грунтов необходимо увеличить площадь опорной стойки. Разработаны плиты четырех типов (марок): ОП-1; ОП-2; ОП-3, отличающиеся площадью основания и применяющиеся под центрифугированные (ЦФ) стойки опор ВЛ; плиты ОП-4 используются под вибрированные стойки ВЛ. Плиты квадратные, в плане на верхней грани имеют стакан для установки стойки.
Подпятники, устанавливаемые под стойки железобетонных опор для увеличения площади опирания стоек, приняты трех типов:
плоские подпятники диаметрами 560, 650 и 800 мм крепятся к стойкам соответствующего диаметра (марки П1, П2 и П3);
подпятники с выемкой по верхней грани применяются для анкерно-угловых опор на оттяжках, в которых стойки устанавливаются комлевой частью вверх. Подпятник П1-2 применяется для вибриро-ванных стоек, подпятник ПК-1 — для центрифугированных стоек;
подпятник П1-3 с цилиндрическим выступом по верхней грани применяется под стойки анкерно-угловых опор на оттяжках.
Марки и основные параметры опорных плит и подпятников приведены в табл. 1.23.
Опорные плиты и подпятники
Ригели (табл. 1.24) применяются для увеличения несущей способности фундаментов и железобетонных стоек при действии горизонтальных нагрузок и выпускаются пяти типоразмеров:
Р1 — для закрепления подножников;
Р1-А и АР-5 — для закрепления железобетонных конических подножников диаметром 560/334 и 650/410 мм соответственно и цилиндрических стоек диаметром 560 мм;
АР6 и АР6-1 — для закрепления железобетонных стоек диаметром 650/410 и 800 мм соответственно;
АР7 и АР7-1 — для закрепления стоек длиной 16,4 и 19,0 м соответственно;
АР8 — для закрепления стоек диаметром 800 мм.
В качестве фундаментов под опоры линий электропередачи применяются также сваи. Размеры применяемых унифицированных свай зависят от нагрузок на фундамент и несущей способности грунта и по сечению колеблются от 20×20 до 40×30 см, а по длине — от 3,7 до 12 м. В зависимости от нагрузок на опору, а следовательно, и на фундамент применяют установку под пяту опоры двух или четырех свай. Для крепления пяты опоры к свае в каждой свае предусмотрены два болта, а в случае применения ростверков — по одному болту. Основные параметры свай приведены в табл. 1.25.
Сваи для устройства фундаментов под опоры ВЛ
Винтовые стальные сваи обладают высокой несущей способностью на выдергивающие и сжимающие нагрузки вследствие погружения без нарушения структуры грунта. Строительство фундаментов с применением винтовых свай не требует копки котлованов, что приводит к снижению трудовых затрат и позволяет значительно рациональнее решать вопросы по сохранению окружающей среды. Установку опоры на фундамент из винтовых свай можно производить сразу после завинчивания, что существенно сокращает сроки строительства.
Винтовые стальные сваи с литым наконечником (СВЛ), предназначены для строительства фундаментов в талых и с сезонным промерзанием грунтах, используемые для вечномерзлых грунтов обозначаются СВЛМ. Винтовые сваи сертифицированы и выпускаются по ТУ (табл. 1.26). Для погружения в грунт может быть использована универсальная буровая машина УБМ-85 (см. табл. 4.10 гл. 4.2 «Машины для земляных и свайных работ»).
Сваи стальные винтовые с литым наконечником
1.2.6. Стойки опор
Стойки являются важнейшим элементом железобетонной опоры линий электропередачи. Стойки бывают двух видов: вибриро-ванные и центрифугированные (табл. 1.27).
Все стойки армированы предварительно напряженной арматурой. Вибрированные стойки выполняются без пустоты в комлевой части. Все конические стойки выпускаются на заводе вместе с подпятниками. Подпятники по прочности на сжатие выполняются из вибрированного бетона марки 200, по морозостойкости — Мр3150. Подпятник приваривается на заводе к нижнему концу готовой стойки.
Стойки железобетонных опор
При сооружении линий электропередачи применяются железобетонные, стальные и деревянные опоры. По назначению опоры подразделяются на анкерные, угловые, концевые, промежуточные; по числу цепей — на одно — и двухцепные.
По конструктивному исполнению опоры делятся на свободностоящие и на оттяжках с шарнирным креплением к фундаменту. Усиливающие конструкцию опоры оттяжки могут быть и у свободностоящих опор. Могут применяться и подкосы.
Унификация и типизация опор способствуют повышению технического уровня линейного строительства. Как правило, анкерно-угловые опоры рассчитаны на угол поворота до 60°. Значения предельных углов поворота на промежуточно-угловых опорах указаны на монтажных схемах опор и в пояснительных записках. Стальные анкерно-угловые опоры применяются также в качестве концевых. Вместо повышенных промежуточных стальных опор 35 кВ рекомендуется применять опоры 110 кВ.
При наличии технико-экономических обоснований опоры могут применяться в условиях, отличных от принятых в проекте опор. Так, например, опоры для горных линий могут применяться на пересеченной местности и на равнинных участках линий, проходящих в IV и V ветровых районах, опоры для городских условий могут применяться на трассах линий вне городов, опоры для линий более высокого напряжения могут быть установлены на линиях более низкого напряжения (например, в районах с загрязненной атмосферой, при пересечении препятствий и т. п.).
Действующая в настоящее время унификация стальных опор содержит, кроме основных типов опор, специально разработанные подставки, тросостойки, траверсы и другие элементы, предназначенные для получения повышенных и косогорных опор, опор с двумя тросами и опор других модификаций, необходимых при конкретном проектировании в разнообразных условиях линейного строительства. В унификации наряду с основными типами опор показаны их модификации, полученные при различных сочетаниях опор с подставками и другими элементами. Сами же подставки и другие вспомогательные элементы отдельно не показаны. Такой прием значительно облегчает строительным организациям их выбор при комплектации конструкций опор для сооружаемых линий. Стальные анкерно-угловые опоры применяются также в качестве концевых. Допустимые углы поворота на концевых опорах указаны на монтажных схемах соответствующих опор.
Все опоры с горизонтальным расположением проводов, а также опоры со смешанным расположением проводов, у которых имеются соответствующие указания на монтажных схемах и в пояснительных записках, могут применяться также в районах с частой и интенсивной пляской проводов без сокращения пролетов. Опоры остальных типов со смешанным расположением проводов можно применять в районах с частой и интенсивной пляской проводов при сокращении пролетов в соответствии с указаниями, приведенными в проектах. На опорах ВЛ 35 кВ грозозащитные тросы С35 подвешиваются только на подходах к подстанциям. На опорах ВЛ 110 кВ предусмотрена подвеска троса С50, на опорах ВЛ 220 кВ и выше — троса С70.
Как правило, стальные опоры и стальные элементы железобетонных опор запроектированы под горячую оцинковку. Разработанные в нецинкуемом (окрашенном) варианте со сваркой элементов внахлестку обозначаются буквой Н в конце шифра опоры.
1.3.1. Железобетонные опоры
Заводами выпускаются железобетонные одно-, двух — и трех-стоечные опоры, применяемые как свободностоящие, так и с закреплением в грунте и усилением в необходимых случаях оттяжками с внутренними связями. Железобетонные анкерно-угловые опоры, как правило, в качестве концевых опор применяться не могут. Для этого разработаны специальные типы концевой железобетонной опоры.
Все промежуточные и промежуточно-угловые опоры рассчитаны на подвеску проводов в глухих зажимах. Наибольшей прочностью и долговечностью отличаются опоры из центрифугированных стоек.
Основным элементом железобетонной опоры является стойка. По способу изготовления стойки бывают центрифугированные и вибрированные. По конструктивному исполнению железобетонные опоры делятся на одностоечные свободностоящие и на оттяжках и портальные свободностоящие и на оттяжках.
Промежуточные опоры ВЛ от 6 до 220 кВ — одностоечные и представляют собой свободностоящие железобетонные стойки с закрепленными на них стальными траверсами. На некоторых типах опор дополнительно устанавливается тросостойка для крепления грозозащитного троса. Закрепление опор в грунте осуществляется путем установки их в цилиндрический котлован глубиной 2,5 м (иногда 3,5 м) с последующим заполнением пазух гравийно-песчаной смесью. Для обеспечения требуемой прочности заделки опор в слабых грунтах устанавливаются ригели, закрепленные на стойках с помощью полухомутов. Опоры состоят из стоек, траверс, тросостойки и нижней бетонной крышки.
В целях предотвращения контакта стойки с грунтовыми водами производится гидроизоляция нижней части наружной поверхности стойки на высоту 3,2 м; для предупреждения попадания воды внутрь стойки устанавливается крышка, которая, кроме того, увеличивает площадь торца стойки.
Крепление траверс к стойке осуществляется с помощью сквозных болтов или хомутов. Тросостойки имеют сварную конструкцию и крепятся к стойке хомутами. На тросостойках опор ВЛ 35 и 110 кВ предусмотрена возможность установки специальной конструкции для подвески грозозащитного троса через изолятор.
Для присоединения заземления выше гидроизоляционного слоя на стойке выпускается стальной пруток диаметром 12 мм, приваренный к каркасу арматуры.
На ВЛ 220–330 кВ широкое распространение получили портальные свободностоящие опоры со стальной траверсой. Для закрепления опор такого типа в слабых грунтах требуется установка либо большого числа ригелей, либо внутренних крестовых металлических связей. Устройство крестовых связей экономичнее установки ригелей, они значительно уменьшают изгибающие моменты на уровне заделки опоры в грунт. Траверсы таких опор состоят из двух стальных консолей и средней балочной части.
Типы и основные технические данные железобетонных опор приведены в табл. 1.28—1.34.
Вибрированные одноцепные железобетонные опоры ВЛ 10 кВ со стойками СВ-110-3,5 высотой 11 м для I и II районов по гололеду
Вибрированные двухцепные железобетонные опоры ВЛ 10 кВ со стойками СВ-164-12 высотой 16 м
Вибрированные одноцепные железобетонные опоры ВЛ 35 кВ высотой 16,4 м и с проводами марок АС 70/11—АС 120/19
Железобетонные опоры ВЛ 110 кВ
* Стойка СК 26.1–1.1 применяется только в I–II районах по гололеду.
** Большие значения показателей относятся к опоре с применением оттяжек.
Железобетонные опоры ВЛ 220 кВ
* Применяется только в I и II районах по гололеду.
** Относится к опоре с применением оттяжек.
Железобетонные опоры ВЛ 330 кВ
Железобетонные опоры ВЛ 500 кВ
1.3.2. Стальные опоры
К преимуществам стальных опор относятся:
возможность создания конструкций на весьма большие механические нагрузки, большое число проводов и большие высоты;
относительно малая масса и высокая механическая прочность;
простота заводского изготовления и технологичность сборки на трассах.
Эти преимущества позволяют использовать их для ВЛ всех напряжений, проходящих в тяжелых климатических и географических условиях, а также применять в качестве анкерных и угловых опор на ВЛ от 110 до 500 кВ с железобетонными промежуточными опорами.
Промежуточные опоры ПЛ башенного типа с односторонним расположением проводов применяются для сокращения ширины просеки при прохождении лесных массивов.
Стальные опоры изготавливают как в болтовом исполнении, так и с помощью сварки.
В болтовых конструкциях минимальное расстояние от центра болта до края элемента должно быть не менее 1,25 диаметра отверстия для болта. Применение болтов, имеющих по длине ненарезной части участки с различными диаметрами в соединениях, где болты работают на срез, не допускается.
При сборке опор установка в несовмещенные отверстия болтов меньшего диаметра не допускается, нарезная часть болта не должна находиться в теле соединенных элементов. При установке фундаментов с целью плотной посадки пят опоры на фундаменты доп ускается установка между пятой опоры и верхней плоскостью фундамента до четырех прокладок общей толщиной до 40 мм. Площадь и конфигурация прокладок определяются проектной организацией.
Для защиты от коррозии сварные секции и детали опор окрашиваются на заводе один или два раза в зависимости от требований заказчика. Более надежная защита опор от коррозии производится путем горячего оцинкования их элементов.
Стальные опоры состоят из следующих основных конструктивных элементов: стойки (или двух стоек), траверс и тросостоек, а опоры с оттяжками имеют еще оттяжки — тросовые или изготовленные из круглой стали.
В случае окончательной сборки опор на пикетах линии элементы опор подбираются комплектами на опору на заводе, связываются пакетами и отгружаются заказчикам. Опоры болтовой конструкции экономичны в перевозке, позволяют полнее использовать грузоподъемность транспорта, удобны для оцинковки.
Основным недостатком болтовых опор является увеличение в 1,5–2 раза трудозатрат на сборку опор на трассе линии и в 2,5–3 раза расхода болтов.
С 2004 г. ОАО «Опытный завод «Гидромонтаж»» начал выпуск многогранных металлических опор. Они представляют собой многогранную коническую конструкцию, изготовленную из стального листа. Опора может состоять из одной, двух и более секций (в зависимости от требуемой высоты). Длина секции до 16 м. Однако чаще всего используются секции длиной до 11,5 м, что обусловлено удобством транспортировки железнодорожным и автомобильным транспортом. Соединение секций между собой возможно как фланцевое, так и бесфланцевое (телескопическое). Высота опор до 40 м и более. Толщина стенки от 3 до 12 мм. Диаметр опор до 2 м. В грунт опоры устанавливаются либо непосредственно в пробуренную скважину, либо крепятся на фланцах к железобетонному фундаменту.
Многогранные металлические опоры значительно надежнее бетонных и решетчатых, особенно в сложных гололедно-ветровых условиях. В аварийном режиме многогранная стальная опора выдерживает нагрузки в 2–3 раза больше, чем железобетонная опора.
Малый вес и высокая степень заводской готовности позволяют устанавливать опору без использования специальных дорогостоящих подъемных средств и заливки мощных фундаментов. Резко сокращаются трудозатраты и сроки монтажа, особенно в болотистых грунтах и труднодоступных районах. Монтаж не требует больших п лощадей, что особенно важно при работе в городских условиях, в горных районах.
Типы стальных опор (рис. 1.2) и их технические характеристики приведены в табл. 1.35—1.41.
Расчеты технических данных для унифицированных стальных опор проведены в соответствии с ПУЭ-6. При проектировании современных ВЛ в соответствии с ПУЭ-7 необходимо проводить перерасчет указанных технических данных.
Рис. 1.2. Опоры стальные для линий электропередачи:
а — П35-2В, У35-4; б — П110-5В; в — П110-6В; г — У110-1; д — У110-2; е — П220-3; ж — У220-2; з — У220-3; и — У330-2т; к — П330-2; л — ПП750-1, ПП750-3
Стальные опоры ВЛ 35 кВ (см. рис. 1.2)
* Применяются также в горных районах.
** Применяются в горных районах с ограничением угла поворота линий.
* * * Применяются для перехода через инженерные сооружения.
Стальные опоры ВЛ 110 кВ (см. рис. 1.2)
* Опоры для проводов АС 240/32 применяются только в III районе по ветру.
Стальные опоры ВЛ 220 кВ (см. рис. 1.2)
Стальные опоры ВЛ 330 кВ (см. рис. 1.2)
* Технические данные опор ПЛ указаны для II ветрового района в соответствии с ПУЭ-7.
Стальные опоры ВЛ 500 кВ (см. рис. 1.2)
Стальные опоры ВЛ 750 кВ (см. рис. 1.2)
Многогранные опоры
1.3.3. Деревянные опоры
Древесина для опор должна удовлетворять требованиям ГОСТ 9463—88* и должна быть пропитана заводским способом в соответствии с ГОСТ 20022.6—93 и ГОСТ 20022.5—93*. При этом качество пропитки должно быть подтверждено актом технического контроля завода.
Элементы опор ВЛ 35 кВ и ниже, кроме траверс и приставок, можно изготовлять из ели и пихты. При изготовлении опор с древесины должна быть целиком удалена кора со снятием луба. Элементы опор выполняются как из круглой, так и из пиленой древесины. Диаметр элементов опор должен приниматься по проекту. При этом для основных элементов опор (стоек, подкосов, траверс) диаметр бревна в верхнем отрубе должен быть не менее 16 см для ВЛ от 6 до 35 кВ и 14 см — для ВЛ 0,4 кВ. Диаметр приставок для опор ВЛ от 6 до 35 кВ допускается не менее 18 см, а для опор ВЛ 0,4 кВ — не менее 14 см. Для вспомогательных элементов опор ВЛ от 6 до 35 кВ диаметр бревен в верхнем отрубе должен быть не менее 14 см, а для ВЛ 0,4 кВ — не менее 12 см.
Горизонтально и наклонно расположенные торцы стоек и приставок рекомендуется защищать от гниения (крышками, пастой и т. п.). Все детали при сборке опор должны быть плотно пригнаны друг к другу. Зазор в местах врубок и стыков не должен превышать 4 мм. Обработку стоек и приставок следует выполнять таким образом, чтобы стык был совершенно плотным, без просветов. Древесина в местах стыков должна быть без сучков и трещин. Зарубы, затесы и отколы должны быть выполнены на глубину не более 10 % диаметра бревна. Рабочие поверхности врубок должны быть выполнены сплошным пропилом (без долбежки).
Правильность врубок и затесов должна проверяться шаблонами. Сплошные щели в стыках рабочих поверхностей не допускаются. Заполнение клиньями щелей или других неплотностей между рабочими поверхностями не допускается. Отклонение от проектных размеров всех деталей собранной деревянной опоры допускается в пределах: по диаметру ± 2 см, по длине 1 см на 1 м. Отрицательный допуск по длине при изготовлении траверс запрещается.
Отверстие для крюка, высверленное в опоре, должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезки крюка, и глубину — 0,75 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввернут в тело опоры всей нарезной частью плюс 10–15 мм. Отверстия в опорах должны быть просверлены. Прожигание отверстий нагретыми стержнями запрещается.
Бандажи для сопряжения приставок с опорой должны выполняться из мягкой стальной оцинкованной проволоки диаметром не менее 4 мм. Допускается применение неоцинкованной проволоки диаметром от 5 до 6 мм, покрытой асфальтовым лаком. Число витков бандажа зависит от диаметра проволоки и, если нет специальных указаний в проекте, должно быть равно: 12 — при диаметре проволоки 4 мм; 10 — при 5 мм и 8 — при 6 мм. Все витки бандажа должны быть равномерно натянуты и плотно прилегать друг к другу. При обрыве одного витка весь бандаж следует заменить новым. Концы проволоки бандажа необходимо забивать в дерево на глубину 20–25 мм.
Допускается взамен проволочных бандажей применять специальные стяжные (на болтах) хомуты, механическая прочность которых должна быть проверена расчетом. Каждый бандаж (хомут) должен сопрягать не более двух деталей опоры.
Свойства древесины, которые дают возможность применять ее в качестве строительного материала, разделяются на физические и механические. Из физических свойств древесины, применяемой для ВЛ, большое значение имеет влажность.
Влажностью древесины называется отношение массы влаги, содержащейся в дереве, к массе совершенно сухой древесины. Влажность свежесрубленных деревьев хвойных пород — от 54 до 61 %. При уменьшении влажности дерево подвергается усушке, т. е. уменьшается в размерах. Усушка дерева крайне неблагоприятно отражается на деревянных конструкциях, вызывая слабину в соединениях, развинчивание гаек, ослабление бандажей и т. п. Кроме того, при быстром высыхании дерева возможно его расслоение.
Из механических свойств древесины основным является ее прочность. В эксплуатационных условиях элементы деревянных опор могут испытывать растягивающие или сжимающие усилия, работать на изгиб или скалывание.
Повышенная влажность существенно уменьшает прочность дерева. При изменении влажности от 10 до 30 % предел прочности на сжатие уменьшается более, чем в 2 раза. Аналогично, хотя и в меньших размерах, изменяется и прочность на изгиб. Поэтому для возможности сравнения все результаты испытаний древесины приводятся к влажности 15 %.
Для опор ВЛ может применяться древесина по качеству не ниже 3-го сорта. Срок службы деревянных опор зависит от очень многих факторов: породы и качества древесины, атмосферных условий, характера грунта и прочих, но в среднем для непропитанного леса он составляет: от 15 до 20 лет — для лиственницы, от 4 до 5 лет — для сосны, от 2 до 3 лет — для ели. В отдельных случаях, в зависимости от климатических условий, срок службы может существенно меняться. Поэтому при использовании древесины под опоры большое внимание уделяется ее пропитке антисептиками. Пропитка антисептиками значительно увеличивает срок службы деревянных опор. Применение для деревянных опор непропитанной сосны или ели запрещается. Способность разных пород дерева поддаваться пропитке различна. Лучше всего поддается пропитке сосна. Ель и лиственница плохо поддаются пропитке, особенно их наружные слои.
Сборник тестов по электротехнике
учебно-методический материал по теме
Содержит тесты и контрольные работы по электротехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Классификация воздушных линий электропередач.
1.Устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам:
В) Воздушная линия электропередачи
2. Воздушная линия электропередач мощностью от 330 – 750 кВ называется:
А) линия сверхвысокого класса напряжения
Б) линия переменного тока
В) линия сверхдальнего напряжения
Г) линия ультравысокого класса напряжения
3. Отрезок, на которые разбита трасса ВЛ:
А) Центровой знак
В) Угол поворота линии
4. Конструкция, заделанная в грунт или опирающаяся на него и передающая ему нагрузку от опоры, изоляторов, проводов (тросов) и от внешних воздействий:
А) Производственный пикетаж
В) Фундамент опоры
5. Отрезок провода, соединяющий на анкерной опоре натянутые провода соседних анкерных пролётов:
А) Фундамент опоры
Г) Производственный пикетаж
6. Вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролёте и прямой, соединяющей точки его крепления на опорах:
А) Центровой знак
В) Угол поворота линии
Г) Стрела провеса
7. Положение оси ВЛ на земной поверхности:
В) Угол поворота линии
Г) Стрела провеса
8. Магистральные ВЛ имеют напряжение:
А) 500 кВ и выше
Б) 35, 110, 330 кВ
9. ВЛ высокого класса напряжений имеет мощность:
10. ВЛ ультровысокого класса напряжений имеет мощность:
1. — в 4. — в 7. — а 10. — г
- Какого вида опор ВЛ не существует:
2. Какого назначения опоры ВЛ не существует:
3. Основным элементом железобетонной опоры является:
4. К преимуществам стальных опор относятся:
А) Высокая электропроводимость
Б) Большая масса, позволяющая придать её механическую прочность
В) Возможность создания конструкций на весьма большие механические нагрузки, большое число проводов и большие высоты;
5. Из каких пород дерева можно изготавливать элементы опор ВЛ 35 кВ:
Б) Пихта, орешник
6. Что увеличивает срок службы деревянной опоры:
А) пропитка антисептиком
Б) покраска ствола дерева известью
В) покраска ствола дерева специальной эмалью
7. На ВЛ 0,4 кВ применяются следующие типы деревянных опор:
А) Многогранные металлические опоры
Б) Промежуточные повышенные опоры (ППН)
В) Анкерно-угловые опоры
8. Что применяется от коррозии стальных опор:
А) пропитка опоры специальным маслом
Б) покраска опоры известью
В) оцинкование элементов опоры
9. По способу изготовления стойки железобетонных опор бывают:
А) центрифугированные и вибрированные
Б) центрифигурированные и гидроизоляционные
В) вибрированные и цилиндрические
10) Что является основным недостатком болтовых опор:
А) большая денежная затратность на изготовление частей болтовых опор
Б) увеличение в 1,5–2 раза трудозатрат на сборку опор на трассе линии
В) низкая электропроводимость болтовых опор
2. — а 6. — а 10. – б
Тема: Осмотры опор ВЛ
- Периодические осмотры ВЛ производятся:
А) рано утром, для точного обнаружения неисправности опоры ВЛ
Б) днём, для подетальной и тщательной проверки состояния всех элементов ВЛ и её трассы
В) вечером, для исключения вмешательства в осмотр посторонних лиц
2. Верховые осмотры с выборочной проверкой состояния проводов, тросов в зажимах и дистанционных распорках производятся:
А) с выемкой проводов (тросов) из зажимов
Б) с полным отключением опоры ВЛ
В) с извлечением изоляторов опоры ВЛ для обнаружения степени их загрязнённости
3. графики периодических осмотров ВЛ утверждаются:
А) главным инженером ПЭС
Б) начальником электроподстанции
В) инженерно-техническими работниками
4. Внеочередные осмотры ВЛ производятся:
А) в соответствие с утверждённым графиком осмотра ВЛ
Б) для предупреждения возможных неисправностей опор ВЛ
В) для выявления неисправностей на ВЛ, которые возникли после стихийных явлений или в условиях, которые привели к повреждениям ВЛ
5. Внеочередные ночные осмотры производятся для:
А) для исключения вмешательства в осмотр посторонних лиц
Б) для контроля исправности заградительных огней, установленных на переходных опорах
В) для подетальной и тщательной проверки состояния всех элементов ВЛ и её трассы
6. При обнаружении на переходных опорах отсутствия свечения заградительных огней необходимо:
А) произвести внеочередной ремонт: исправление электропроводки, замена неисправных светильников
Б) произвести отключение опоры
В) произвести полную замену опоры ВЛ
7. Лица, производящие осмотры, и обнаружившие неисправность обязаны:
А) произвести осмотр самостоятельно, без помощи сопутствующих организаций
Б) устранить неисправность под надзором начальника электроподстанции
В) немедленно доложить руководству или дежурному диспетчеру ПЭС (РЭС) о неисправностях, могущих привести к повреждению ВЛ
8. Внеочередные осмотры ВЛ также производятся:
А) для исключения вмешательства в осмотр посторонних лиц
Б) после автоматического отключения ВЛ действием релейной защиты
В) для подетальной и тщательной проверки состояния всех элементов ВЛ и её трассы
9. Верховые осмотры ВЛ проводятся для:
А) временного отключения опоры ВЛ
Б) выявления неисправностей крепления подвесок, проводов, грозозащитных тросов, верхней части опор
Б) для плановой замены изоляторов опор ВЛ
10. Наличие на изоляторах разрядов желтого или белого цвета, временами охватывающих всю гирлянду изолирующей подвески, является признаком:
А) обрыва провода ВЛ
Б) повреждения соединений проводов и тросов
В) приближающегося перекрытия и требует принятия срочных мер по очистке или замене изоляции
1. — б 3. — а 5. — б 7. — в 9. — б
2. — а 4. — в 6. — а 8. — б 10. — в
Тема: Особенности монтажа ВЛ до 1000 в
- При сооружении ВЛ напряжением до 1000 В используют:
А) железобетонные опоры
Б) ответвительные опоры
В) перекрёстные опоры
2. Расстояние между проводами на ответвительной опоре составляет:
А) по вертикали 40 — 60 см, по горизонтали 20 — 40 см
Б) по вертикали 20 — 40 см, по горизонтали 40 — 60 см
В) по вертикали 40 — 60 см, по горизонтали 50 — 1м
3. Нулевой провод располагают:
А) параллельно фазовым проводам
Б) ниже фазовых проводов
В) выше фазовых проводов
4. Как располагаются провода ВЛ и провода радиотрансляционной сети относительно друг друга:
А) провода ВЛ располагают ниже проводов радиотрансляционной сети
Б) провода ВЛ и провода радиотрансляционной сети параллельны друг другу
В) провода ВЛ располагают выше проводов радиотрансляционной сети
5. Как вводят провода в здание через кирпичные и железобетонные стены:
А) проводят все провода вместе через одно общее отверстие
Б) проводят все провода вместе через одно общее отверстие, но каждый провод заключают в отдельную изоляционную трубку.
В) проводят каждый провод в отдельное отверстие.
6. Как вводят провода в здание через деревянные стены:
А) проводят все провода вместе через одно общее отверстие
Б) проводят все провода вместе через одно общее отверстие, но каждый провод заключают в отдельную изоляционную трубку.
В) проводят каждый провод в отдельное отверстие.
7. Какое расстояние необходимо соблюдать между проводами ВЛ и кронами деревьев:
8. Что устанавливают на концах изоляционных трубок снаружи зданий:
А) устанавливают фарфоровые воронки
Б) изоляционные втулки
В) распределительные коробки
9. Что устанавливают на концах изоляционных трубок внутри зданий:
А) устанавливают фарфоровые воронки
Б) изоляционные втулки
В) распределительные коробки
10. На каком расстояние на опоре ВЛ располагаются между собой силовые линии и линии наружного напряжения:
1. — б 3. — б 5. — б 7. — б 9. — б
2. — а 4. — в 6. — в 8. — а 10. — в
Тема: Сборка составных опор
- Для сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются:
А) стальные опоры
Б) только деревянные опоры
В) деревянные и железобетонные опоры
2. Диаметр сосновых бревен для основных элементов опор воздушных линий до 1000 В должен быть не менее:
3. Диаметр сосновых бревен для вспомогательных деталей опор воздушных линий до 1000 В должен быть не менее:
4. Увеличение срока службы деревянных опор в 3 — 4 раза достигается путём:
А) покраски брёвен специальной эмалью
Б) пропитки антисептиками
В) побелки ствола дерева
5. Составными называются опоры состоящие из:
А) деревянной опоры и стального корпуса
Б) стальной балки и железобетонного пасынка
В) деревянной опоры и железобетонного пасынка
6. Для бандажей, применяющихся для соединения частей составной опоры друг с другом, используют:
А) оцинкованную проволоку
Б) резиновый жгут
7. При установку на опору изоляторов, в случаи их загрязнения их:
А) нужно очистить металлическими скребками
Б) нужно очистить скребками
В) нужно очистить ветошью и тряпкой смоченной в воде
8. Соединение стойки опоры с одной или двумя приставками осуществляется
В) бандажами или хомутами
9) Сколько витков должен иметь бандаж при диаметре проволоки 6 мм:
10) Сколько витков должен иметь бандаж при диаметре проволоки 5 мм:
1 — в 3 — б 5 — в 7 — в 9 — б
2 — а 4 — б 6 – а 8 — в 10 — б
Тема: Состав ВЛ ч.2
- Заземлённый протяжённый молниеотвод , натянутый вдоль воздушной линии электропередачи над проводами:
А) грозозащитный трос
В) грозозащитный жёлоб
2. Грозозащитные тросы обычно не применяются на ВЛ:
А) мощностью 220 кВ
Б) мощностью 1000 кВ
В) мощностью до 20 кВ
3. ВЛ мощность 110 кВ на металлических и железобетонных опорах:
А) защищают тросом только на подходах к подстанции
Б) защищают тросом на всём протяжении
В) не защищают тросом вообще
4. ВЛ 110 – 220 кВ на деревянных опорах и ВЛ 35 кВ (независимо от материала опор): А) защищают тросом только на подходах к подстанции Б) защищают тросом на всём протяжении В) не защищают тросом вообще
5. Группа конструкций, основным предназначением которых является крепление проводов при проведении различного рода высоковольтных линий электропередач:
А) грозозащитный трос
Б) траверсы для ЛЭП
6. Электрический аппарат, предназначенный для ограничения перенапряжений в электротехнических установках и электрических сетях:
А) грозозащитный трос
Б) траверсы для ЛЭП
7. Разрядник состоит:
А) из одного электрода и дугогасительного устройства
Б) из двух электродов и дугогасительного устройства
В) из двух электродов
8. Искровой промежуток это:
А) пространство между электродами
Б) ограничитель перенапряжений в электротехнических сетях
9. Задача дугогасительного устройства заключается:
А) в заземлении участка электрической сети
Б) в снятии перенапряжения с защищаемого участка цепи
В) устранение замыкания в наиболее короткие сроки до срабатывания устройств защиты
10. Узел высоковольтного выключателя, предназначенный для гашения электрической дуги, которая возникает на контактах выключателя при размыкании цепи:
А) дугогосительное устройство
1. — а 3. — б 5. — б 7. — б 9. — в
2. — в 4. — а 6. — в 8. — а 10. — а
Тема: Способы определения надёжности опор
1. На ВЛ 0,4-10кВ должна выполняться проверка загнивания деталей деревянных опор:
а) первый раз через 3-6 лет после ввода линий в эксплуатацию
б) первый раз через 2-4 года после ввода линий в эксплуатацию
в) первый раз через 5 лет после ввода линий в эксплуатацию
2. Внутреннее загнивание древесины опоры выявляется:
А) прорубливанием топориком паза в опоре
Б) простукиванием молотком
В) визуальным осмотром древесины опоры
3. Глубина загнивания опоры не определяется:
а) щупом с полусантиметровым делением;
б) буравом для мелких отверстий;
в) ренгеновскими лучами с помощью специальной установки ПД-2
4. Подъём на опору ВЛ запрещается:
А) при выходе из строя одного из изоляторов опоры
Б) при обнаружении порыва траверсы для ЛЭП
В) при выявлении внутреннего загнивания древесины опоры
5. Что означает изображённый на опоре условный знак в виде кругового кольца красного цвета:
А) дефектная опора
Б) не влезай – убьёт
В) будь осторожен
6. Производить ремонтные работы на подгнивших опорах можно только с помощью:
В) с кузова грузовой машины
7. Приемлемыми для условий электрических сетей способами укрепления опор считаются:
А) укрепление с помощью досок, прибиваемых подгнивший участок опоры
Б) укрепление с помощью веревочных расчалок
В) укрепление с помощью погружения подгнившего участка опоры в стальной обод
8. В случаях обнаружения дефектов на опоре ВЛ необходимо:
А) приступить к их устранению немедленно
Б) занести результаты измерений в ведомость (журнал) учета загнивания древесины
В) позвонить инженеру ЛЕП и сообщить о обнаруженных дефектах опоры ВЛ
9. Из древесины пихты допускается изготавливать:
А) стойки опор с установкой на ж/б приставках
Б) приставки опор ВЛ
В) траверсы опор ВЛ
10. Диаметр бревна в верхнем срубе для ВЛ 0,4 кВ должен быть:
А) не менее 14 см
Б) не менее 16 см
В) не менее 18 см
1. — а 3. — в 5. — а 7. — б 9. — а
2. — б 4. — в 6. — б 8. — в 10. — а
Тема: Техника безопасности при монтаже ВЛ.
- К верхолазным работам по монтажу воздушных линий допускаются лица с:
- К верхолазным работам по монтажу воздушных линий допускаются лица до:
- К верхолазным работам по монтажу воздушных линий допускаются лица с тарифным разрядом:
А) не ниже третьего
Б) не ниже шестого
В) не ниже восьмого
- К верхолазным работам по монтажу воздушных линий допускаются учащиеся профессионально-технических училищ в возрасте:
А) 16 лет и старше
Б) 17 лет и старше
В) 21 года и старше
5. К верхолазным работам по монтажу воздушных линий допускаются учащиеся профессионально-технических училищ при условии:
А) постоянного наблюдения за ними мастера производственного обучения учебного заведения
Б) постоянного наблюдения за ними инженера участка ЛЭП
В) отсутствия задолженностей и отрицательных оценок по предмету «Электротехника»
6. Бригады, выезжающие на работы на ВЛ, должны прекратить работы при:
7. При работе на опоре работающий должен:
А) одеть специальный электрозащитный костюм
Б) одеть диэлектрические перчатки
В) прикрепиться к ней предохранительным поясом
8. Во избежание отклонения и падения опоры в сторону делается регулировка ее положения:
9. Какой способ подъема опоры рабочими запрещается:
10. Подъем на деревянную опору или спуск с нее разрешается только с помощью: