1. Механизмы менеджмента, средства и методы управления
Механизм управления – это совокупность рычагов воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия выступают те характеристики человека, которые определяют саму возможность и эффективность его деятельности (интересы, мотивы, стимулы, установки, ценности, опасения и пр.)
Средства управления – это то, при помощи чего осуществляется воздействие. Но любое средство может использоваться по-разному: более или менее эффективно. Возможно и получение обратного эффекта при использовании определенных средств воздействия. В практике управления встречались, например, случаи антимотивации. Варианты использования средств воздействия характеризуют понятие метода управления.
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Существуют методы прямого и косвенного воздействия. Первые по большей части отражают административную деятельность, использование полномочий и формальных организационных регламентов, вторые – неформальное управление. Однако и административная деятельность может выражаться в неформальном воздействии. Методы характеризуют не только форму и средства воздействия, но и ожидаемые результаты от их использования – прямые и косвенные, непосредственные и опосредованные. Воздействие может быть ориентировано на скрытые результаты, и в этом случае оно является косвенным.
Часто в кризисных или конфликтных ситуациях косвенные методы управления могут быть более эффективными, чем прямые.
По своему содержанию можно выделить следующие методы управления:
организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
экономические, обусловленные экономическими отношениями;
социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы являются средством прогрессивного развития производства и обмена на рыночной основе.
Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.
Методы экономического воздействия:
коммерческий расчет (покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли)
цены и ценообразование
Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства. В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.
Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:
организационное воздействие (регламентирование и нормирование);
С помощью организационно-административных методов создаются необходимые условия функционирования организации. Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий коллектива.
Теоретические основы механизма управления деятельностью организации
Содержание и структура механизма управления организацией
Механизмы управления — это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией.
Существуют следующие основные виды механизмов управления:
— социально-психологические методы управления.
Экономические механизмы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами.
— планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
— материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
— нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
— контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.
Организационно-распорядительные механизмы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций.
«Организационно-распорядительные механизмы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия».
Организационное воздействие проявляется в формах:
Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.
Социально-психологические механизмы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.
В систему социально-психологических механизмы входят:
— механизмы социального воздействия,
— механизмы управления коллективной деятельностью работников,
— механизмы управления индивидуальным поведением работника.
К механизмам социального воздействия относятся: общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. п.
К механизмам управления коллективной деятельностью работников относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение рейтингов, проведение конкурсов, торжественных собраний, вечеров и т. п.
К механизмам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т. п.
«Научить тому, как именно нужно управлять, невозможно, но создать твердую основу для развития собственной концепции менеджера является делом, которое на сегодняшний момент превалирует над всеми остальными задачами управленческой теории. Было бы глупо, если бы теоретик или даже самый великий практик менеджмента стал утверждать, что управлять нужно так-то, и ни в коем случае не иным образом».
Механизмы управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления менеджеров, но и исполнителей.
Поэтому «обобщающим механизмом управления или, точнее, основой механизмов управления, должно стать постоянное изучение работников, тесная связь».
Ведь считая всех исполнителей однообразными существами, руководитель погружает в серую массу и саму организацию. Каждый исполнитель имеет свои личностные особенности, и совокупность таких характеристик делает оригинальной каждое предприятие.
Еще один взгляд на механизмы управления говорит о том, что они являются средством проявления функций менеджмента, и главный вопрос заключается в том, как именно менеджер должен планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Факторы управления для организации могут быть внутренними (в этом случае речь может идти о механизме управления организацией) или внешними (механизм взаимодействия с другими организациями и организациями. Для организации предпринимательского типа характерно стремление к изменению состояния внешней среды в свою пользу, к приведению внутренних и внешних факторов в состояние взаимного соответствия, к согласованию интересов.
В условиях централизованно — плановой системы управления экономикой механизм управления (вариант термина — экономический механизм) анализировался как составная часть системы управления экономики, с помощью которой вырабатываемые государственными органами управления решения о конкретных целях, путях и средствах развития страны, отрасли, региона, организация трансформируются в систему интересов людей и их действия. Структура механизма представлялась в виде совокупности трех элементов: планирование, стимулирование и организация управления. При таком подходе к формированию механизма управления из его состава исключается наиболее активная часть — мотивы деятельности людей. Механизм управления был призван подчинить интересы людей решениям, принятым сверху. Такой механизм может иметь место в случае, когда используются только административно — командные методы управления.
Очевидно, что механизм управления рыночной экономикой будет эффективен лишь в том случае, когда он укрепляет мотивацию деятельности людей, а сдвиг мотивов на цели деятельности достигается на основе согласования выдвигаемых целей с интересами людей и социальных групп. В силу этого и сама цель, и ее постановка также принадлежат механизму управления.
Механизм управления является сложной категорией управления. Он включает:
— критерии управления — количественный аналог целей;
— факторы управления — элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется влияние в интересах достижения поставленных целей;
— методы воздействия на данные факторы управления;
— ресурсы управления — материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели.
Реальный механизм управления всегда существенен, так как направлен на достижение конкретных целей путем воздействия на конкретные факторы, и это влияние осуществляется путем использования конкретных ресурсов или потенциалов. Он формируется каждый раз, когда принимается управленческое решение путем согласования всех элементов механизма управления. Одни механизмы обладают свойствами долговременного действия, свойства других более кратковременны. Стратегическое управление имеет дело с долгосрочными целями, и в силу этого ему присуще формирование механизмов долгосрочного действия [3].
Насколько разнообразны природа факторов управления и природа воздействия на них, настолько многообразна и природа механизмов управления. В силу этого комплексность и системность механизма управления являются объективной закономерностью. В таком механизме согласование интересов взаимодействующих сторон достигается выбором методов и ресурсов управления в соответствии с природой факторов управления, на которые осуществляется влияние. При рассогласовании интересов нельзя достигнуть эффективного воздействия на факторы управления, следовательно, невозможно достичь поставленной цели.
Исходными элементами для формирования механизма управления являются конкретный объект управления и цель модификации состояния или деятельности этого объекта. Первым шагом является согласование указанных элементов, то есть формирование пары категорий цели управления и объекта управления. Далее цель управления трансформируется в задание (критерий управления), то есть формируется пара критерии управления и цели управления.
В последующем определяются факторы управления, на которые необходимо воздействовать, чтобы выполнить это задание, то есть формируется пара факторы управления и критерии управления. Если требуемая объединение факторов управления не может быть сформирована, то уточняется объект управления и (или) цель, то есть формируется новая пара цели управления и объект управления, а затем вновь пары цели управления и критерии управления, цели управления и факторы управления. В соответствии с природой факторов управления выбираются методы воздействия, то есть формируется пара механизм управления и факторы управления. И, наконец, определяется совокупность необходимых ресурсов управления (материальные ресурсы, социальный и организационный потенциалы), посредством которых организуется управляющее влияние на состояние соответствующих факторов управления, в том числе осуществляется сдвиг мотивов деятельности на цели управления. На данном этапе, последовательно формируются пары механизм управления и ресурсы управления, факторы управления и ресурсы управления.
Результатом этих воздействий будет приведение объекта управления в соответствие с декретированными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется методы управления, или вновь вернуться к паре объект управления и цели управления рассмотрен на рисунке 1. Формирование системы целей организации. Цель любой функционирующей организации — это результат деятельности этой организации, который необходимо достичь в заданное время. Совокупность целей различных уровней представляют собой взаимосвязанных целей. Часто система представляется в виде дерева целей [4].
Исходными для формирования системы целей организации и формирования пары объекта управления и цели управления являются представление объекта управления как улучшающей производственной и социально — экономической системы и осуществление целевого подхода к управлению. Далее для целенаправленности управления и его ориентации на конкретные конечные результаты для каждой цели определяются критерии (или показатели), по которым планируется и оценивается деятельность организаций, устанавливаются численные значения этих критериев, создаются условия, обеспечивающие требуемые результаты (формируется механизм управления) и организуется работа трудового коллектива (персонала) для достижения поставленных целей. Все это в совокупности реализуется целевым управлением.
Рисунок — 1 Направления воздействия механизма управления
Механизм управления организации имеет множество компонентов, но обязательно должен представлять единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. В настоящее время в Казахстане в области организации менеджмента имеется особенно много проблем из-за особенностей современного состояния ее устойчивой экономики.
Механизм управления представляет систему управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию функций предприятия, а также на теорию и практику менеджмента, опирающегося на приоритет общеорганизационных принципов и решение организационных проблем. Он включает проектирование, создание и совершенствование организационных структур, четкое разграничение функций, распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятие управленческих решений.
При составлении системы целей деятельности должно быть обеспечено соблюдение ряда требований, в том числе требования соподчиненности целей, их полноты, сопоставимости, координации, непротиворечивости, определенности, реальности.
Согласование критериев управления и факторов управления. Управление осуществляется путем воздействия на определенные факторы управления, то есть на свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с внешней средой. Сами способы воздействия на те или иные факторы управления относятся к другой категории управления — методам управления или к аналогу методов — ресурсам. Вместе с тем, способность организации воспроизводить, пополнять и эффективно использовать эти ресурсы является категорией, которую необходимо отнести к факторам управления. Так как объект управления обладает свойствами целостности, перестройка состояния того или иного фактора под влиянием управляющего воздействия приводит к изменению состояния объекта управления в целом или отдельных его частей.
Любая производственная система является сложным объектом управления, и для выявления всей совокупности факторов необходимо разделять его на ряд более простых объектов. Такое разделение может быть осуществлено несколькими способами, в том числе:
— дифференциацией структуры организации по уровням подразделений;
— дифференциацией технологического процесса производства на технологические цепи, технологические линии, технологические переходы;
— разделением жизненного цикла продукции на стадии, этапы, фазы и другие процессы; разделением ассортимента производимой продукции по группам технологически и конструктивно однородной продукции, по уровням качества, группам потребителей или по программам, сформированным применительно к конкретным объектам и целям управления [5].
Основными факторами производства являются важнейшие ресурсы любой организации. Когда объект управления представлен в виде дерева или в виде совокупности взаимосвязанных элементов производственного процесса, облегчается постановка конкретной цели, определение задания по достижению этой цели и конкретизация факторов, обеспечивающих выполнение этого задания. Для организации воздействия на факторы управления различной природы необходимо обнаружить их совокупность и степень соответствия факторов критериям управления с тем, чтобы при формировании оценить потребность и возможность мобилизации ресурсов для приведения факторов управления в соответствие с поставленной целью.
Степень согласованности составляющих пары критерии управления и факторы управления можно оценить сопоставлением плановых и достигнутых значений вектора показателей состояния факторов и показателей результатов (затрат, эффектов, эффективности), приобретение которых обеспечивается мобилизацией указанных факторов.
Согласование факторов управления и методов управления. Характер воздействия зависит от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия. Управленческое решение состоит в формировании рациональной пары множеств «ряд факторов управления», «ряд методов воздействия на эти факторы». В управлении организациями широко используются экономические, социальные, организационно-административные и правовые методы, а также их различные сочетания. Если необходимо воздействовать на состояние фактора «капитал», следует привести в действие экономические методы (например, капитализацию амортизации), социальные методы (например, мотивацию качественной эксплуатации оборудования персоналом), организационные методы (например, организацию взаимодействия с поставщиками сырья и комплектующих изделий), правовые методы (например, правовая дисциплина поставок). Если же необходимо воздействовать на состояние фактора «труд», следует использовать мотивообразующие методы с тем, чтобы усилить мотивы труда и осуществить сдвиг мотивов на поставленные цели. Комплексность методов воздействия на факторы различной природы определяет объективную необходимость формирования комплексного механизма у правления промышленными организациями [6].
Согласование методов управления и ресурсов управления. Под ресурсами управления следует понимать источники воздействия на факторы управления. В производственных системах этими источниками могут быть:
— материальные ресурсы производственной системы, в том числе денежный и вещевой капитал, а так же инвестиционный, производственный и научно-технический потенциалы;
— социальный (личностный и коллективный) потенциал организации;
— организационный потенциал производственной системы.
Эти три источника не являются обособленными, так как формируются в результате взаимного влияния. Так, социальный потенциал создается под влиянием системы и норм оплаты труда, уровня научно-технического развития производства и профессиональной подготовки персонала, культуры производства, организации управления и других факторов. В свою очередь, материальные ресурсы производственной системы есть плод живого и овеществленного труда, то есть результат мобилизации социального потенциала. Под организационным потенциалом организации понимают сферу организационных возможностей его функциональных служб (маркетинга, производства, НИОКР), а также общекорпоративного управления.
Ограничения по ресурсам могут приводить к необходимости пересмотра ранее сформированной пары по составу выбранных факторов и методам воздействия на них. Корректировка пары в свою очередь, потребует в паре факторы управления и цели управления обусловть цели управления в соответствие с реальными возможностями воздействия на факторы. Только при наличии такого соответствия можно считать, что ряд факторов, влияние на которые может дать реальные результаты, выявлен.
В условиях ограничения ресурсов встает задача определения приоритетности факторов, значимость которых определяется целями управления. Для достижения каждой цели существует свой ряд важности факторов. Выявление этих рядов является одной из основных задач формирования конкретных механизмов управления. Необходимость ранжирования факторов управления по их приоритетности подтверждается как отечественным, так и зарубежным опытом [7].
Свойства производственной системы развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшим из таких факторов выступает способность организации воспроизводить, аккумулировать и эффективно утилизировать материально-вещественные и трудовые ресурсы, необходимые для развития. Этот фактор включает:
— инвестиционный потенциал организации, определяемый ростом курса акций и реинвестированием прибыли;
— стартовые условия развития;
— наличие собственной научно опытно производственной и учебной базы, способной осуществлять развитие (собственной системы развития);
— способность использовать научно-производственный потенциал внешней среды организации (внешней системы развития);
— восприимчивость производственной системы к нововведениям и ее способность к самообучению;
— управляемость производственной системы, способность руководства предвидеть объективный ход развития, формировать и последовательно реализовывать техническую политику на достаточно долгосрочную перспективу.
Механизмы управления: средства и методы управления
Механизм управления – это совокупность методов управления.
Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:
· социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:
· планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
· материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
· нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
· контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.
Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.
Особенность административных методов:
- прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;
- соответствие административных методов нормам органов управления.
Административные методы управленияявляются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.
В систему социально-психологических методов входят:
· методы социального воздействия,
· методы управления коллективной деятельностью работников,
· методы управления индивидуальным поведением работника.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
механизмы управления
3.1 механизмы управления (control actuator): Часть системы управления, приводимая в действие непосредственно оператором, например путем нажатия клавиши.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .
Смотреть что такое «механизмы управления» в других словарях:
механизмы — 3.34 механизмы : Гидравлические подъемники, телескопические вышки, экскаваторы, тракторы, автопогрузчики, бурильно крановые машины, выдвижные лестницы с механическим приводом. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
механизмы рулевого управления — 2.3 механизмы рулевого управления: Все механизмы, предназначенные для изменения направления движения транспортного средства. Механизмы рулевого управления могут состоять из: органа рулевого управления; рулевой передачи; управляемых колес;… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Управления автоматизированная система — (АСУ) совокупность экономико математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом… … Большая советская энциклопедия
ГОСТ Р ИСО 9355-1-2009: Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления. Часть 1. Взаимодействие с человеком — Терминология ГОСТ Р ИСО 9355 1 2009: Эргономические требования к проектированию дисплеев и механизмов управления. Часть 1. Взаимодействие с человеком оригинал документа: 3.2 дисплей 1 (display): Устройство для представления информации, вид… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52724-2007: Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия — Терминология ГОСТ Р 52724 2007: Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия оригинал документа: Аудит системы управления… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р ИСО 14004-98: Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования — Терминология ГОСТ Р ИСО 14004 98: Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования оригинал документа: 3.6 Аудит системы управ ления окружающей средой (environmental… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Автоматический режим прямого (непосредственного) цифрового (или аналого-цифрового) управления при выполнении управляющей функции АСУТП — 13. Автоматический режим прямого (непосредственного) цифрового (или аналого цифрового) управления при выполнении управляющей функции АСУТП Режим выполнения функции АСУТП, при котором комплекс средств автоматизации АСУТП вырабатывает и реализует… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 41.79-99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления — Терминология ГОСТ Р 41.79 99: Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления оригинал документа: 2.4.2 время управления: Период времени с момента приведения в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Организационно-деятельностная психологическая концепция управления — Разработана в 1980 1982 г.г. проф. А.М. Столяренко. Ее приоритеты – человек в системе управления, социальные цели, ценности, психология организации управления и организационного климата, психологические механизмы самоорганизации деятельности… … Энциклопедия современной юридической психологии
Автоматический режим прямого (непосредственного) цифрового (или аналого-цифрового) управления при выполнении управляющей функции АСУ ТП — Режим выполнения функции АСУТП, при котором комплекс средств автоматизации АСУ ТП вырабатывает и реализует управляющие воздействия непосредственно на исполнительные механизмы технологического объекта управления. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации